Разработка урока по математике «Соотношение количества, числительного и цифры 1, 2, 3, 4» для подготовительного класса специальной школы-интерната

19
6
Материал опубликован 13 September 2021 в группе

Государственное общеобразовательное учреждение ЛНР

«Суходольская специальная (коррекционная) школа - интернат»





СООТНОШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА, ЧИСЛИТЕЛЬНОГО И ЦИФРЫ 1, 2, 3, 4



Математика. Подготовительный класс








Разработка

Кузнецовой В.В.



Суходольск

2021 г.





Тема урока:

«Соотношение количества, числительного и цифры 1, 2, 3, 4»


Цели урока: поддержать интерес детей к совместной математической деятельности. Закреплять элементарные математические представления детей посредством решения проблемных ситуаций и активизации мыслительных процессов. Развивать интеллектуальные, математические способности детей через сюжетное обыгрывание, дидактические игры, ситуации, направленные на развитие логического мышления.


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить знания детей об основных математических представлениях.

Закрепить представление о цифрах, числовом ряде 1-10.

Совершенствовать умение использовать в речи числительные, соотносить цифру с количеством предметов в пределах от одного до пяти, умение устанавливать порядковый номер объекта. 

Совершенствовать навык счета предметов.

Обобщить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).

Формировать умение составлять пример по рисунку.

Установить уровень освоения обучающимися основных теоретических знаний и практических навыков по теме.


Коррекционно-развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету математики;

корригировать и развивать активное внимание, логическое мышление, воображение, речь, зрительную память, мелкую моторику рук;

развивать творческие способности  детей  через математическую деятельность.


Коррекционно-воспитательные:

создать положительный эмоциональный настрой у детей;

почувствовать радость общения  друг с другом;

сплотить   детский коллектив  через участие в игре;

содействовать осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки.


Ожидаемые результаты

В результате проведения урока, обучающиеся научатся:

Предметные образовательные результаты:


ориентироваться в двух свойствах предметов одновременно (цвет, форма), учитывать его при выполнении задания;

соотносить цифру с количеством предметов;

устанавливать порядковый номер объекта;

сравнивать множества предметов;

составлять по рисунку математические записи.


Метапредметные образовательные результаты:

регулятивные:

принимать цели и задачи учебной деятельности;

осуществлять самопроверку;

отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

познавательные:

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации;

осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи;

коммуникативные:

слушать собеседника и вести диалог;

понимать мотив учебной деятельности и личного смысла учения;

уважительно относиться к иному мнению;

умение слушать и слышать педагога;

выполнять действия в соответствии со словестной инструкцией взрослого;

воспитывать чувство товарищества, умение сопереживать и помогать.


Тип урока: интегрированный.

Форма урока: урок-путешествие.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы и приёмы: игровой, словесный, сюрпризный момент, практический, демонстрационный, соревновательный, поощрение.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, ноутбук, карточки с изображением цифр от одного до пяти, сказочные герои в форме разных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), магниты-числа  1-10, математический веер, числовой ряд от 0 до 10, картинки с изображением животных, раздаточный дидактический материал для каждого ученика (геометрические фигуры из картона).


Краткий план урока:


Организационный момент (2 мин.)

Мотивация (3 мин.)

Актуализация знаний и умений (3 мин.)

Работа по теме урока (10 мин.)

Физминутка (2 мин.)

Работа по теме урока (10 мин.)

Рефлексия (3 мин.)

Подведение итога (2 мин.)



Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дети, самые лучшие на свете! Мы начинаем урок! Сегодня мы продолжим знакомство с цифрами и числами. Будем упражняться в счете, называть номер предмета по порядку, сравнивать числовые множества, отвечать на вопрос «сколько?».

СЛАЙД 1

Учитель обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

- Вспомним правила работы на уроке: СЛАЙДЫ 2 - 5

Не выкрикиваем 2

Не перебиваем друг друга 3

Мы слышим друг друга 4

Учимся работать вместе 5

2. Мотивация СЛАЙД 6

- Дети учатся в школе, чтобы стать умными. Поэтому девиз нашего урока:

Знания ищи всегда,

Умным станешь ты тогда!

Удивитесь Вы сегодня

Много – много раз,

Математика все тайны

Откроет нам сейчас!

Учитель:  Дети, а чему учит математика?

1 ученик:

Учит нас она считать

И фигуры узнавать.

Объясняет цифры, знаки,

И задачки как решать!


2 ученик:

Всё считается на свете:

В небе – звёзды,

В школе – дети!

Людям всюду нужен счёт!

Потому ему почёт!

Учитель: Да, это очень нужная наука! 

(1 МУЗЫКА) Звук SMS  

Учитель: Давайте послушаем сообщение, которое нам пришло.

СЛАЙД 7. (2 МУЗЫКА) Звучит объявление:

«Внимание!  Внимание!  Сегодня  в  Математическом городе Цифрограде проводятся игры и состязания! Того, кто умеет считать, любит играть мы  приглашаем  принять в них участие!»

Учитель: Цифроград. Что это за город, кто знает, ребята?

Ученик:

Этот город цветной!

Он один такой!

Там цифры по небу катаются,

И игры не прекращаются!

Учитель: Так захотелось там побывать! Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие. Нас ожидает много интересных заданий!

СЛАЙД 8. Как туда добраться? Какой транспорт самый медленный? А на чем добраться быстрее? А самый быстрый вид транспорта? Какой транспорт самый маленький по размеру, а самый крупный?

У меня для вас сюрприз! Предлагаю полететь в чудесный город Цифроград на математическом числобусе.

СЛАЙД 9. Что он напоминает? (летающую тарелку). Какой он формы? (Круглый). Давайте его  сначала построим!

             Дети встают в круг, берутся за руки и заводят «тарелку».

СЛАЙД 10. Занимаем места.

К запуску  числобуса приготовиться!   (3 МУЗЫКА) (Дети вытягивают руки вперёд, руки зажаты в кулак, большой палец вверх!)   

Учитель: Закрыть иллюминаторы! (Дети прижимают руки к себе).

Учитель: Пристегнуть   ремни! (Дети хлопают  в ладоши).

Учитель: Включить контакты! ( Щелчок пальцами  рук).    

Учитель: Завести моторы! ( Дети вращают руками перед собой).

Учитель: Начинаем полёт! Считаем до 5 и обратно! (Дети ведут счет и показывают на пальцах количество).


h1631558744.jpg
Слайд 11. Прямой и обратный счет

 СЛАЙД 11. 1, 2, 3, 4, 5, и обратный счет 5, 4, 3. 2, 1! Пуск! Полетели!

(4 МУЗЫКА)  Учитель: Приземляемся на  математический космодродром!

СЛАЙД 12. Вот мы и прибыли в Математический город.

(5 МУЗЫКА) Звучит звук (сигнал сирены и злорадный смех).

- Кто же не хочет нас пустить в город Математики?

(6 МУЗЫКА) - Я – царь Математики! И это мой город Цифроград! А умеете ли вы считать? Знаете ли вы цифры? Проверим!

Учитель: Уважаемый царь Математики, наши ребята знают цифры, умеют считать, знают геометрические фигуры и выполнят любые задание.

Актуализация знаний и умений

СЛАЙД 13. Ребята, давайте назовем цифры. А вспомнить их нам помогут картинки, на что похожи цифры.

В небе парит ласточка (цифра 3). В пруду плавает лебедь (цифра 2). У крыльца лежит серп (5). Дверной замочек (6). Крючок для вязания (1). Вкусный крендель (8). Кочерга для угля (7). Кот, у которого свисает хвост (9). Перевернутый стул (4), кто-то тут набезобразничал?

СЛАЙД 14. (7 МУЗЫКА) Царь: Добро пожаловать в наш город Цифроград! Вас ждут интересные задания!

СЛАЙД 15 -16. Пройдемся по улицам города. Улица Цифровая

Вот и город Цифроград.

Цифры выстроились в ряд.

Только, что же, посмотри-

После 5 вдруг цифра 3,

После 2 вдруг единица…

Это вовсе не годится.

ЗАДАНИЕ: Давайте наведем порядок среди цифр. (Дети расставляют цифры - карточки в правильном порядке).

СЛАЙД 16. Проверка задания, проговаривание хором числового ряда.


Работа по теме урока

ЗАДАНИЕ: Назови правильную цифру. Неправильную зачеркни (дети выходят к доске и отвечают, зачеркивают фломастером неправильно написанные цифры).

t1631478299aa.png

Первая цифра - 1. Вторая цифра написана неправильно. Зачеркиваем. И т.д.

СЛАЙД 17. (8 МУЗЫКА) Игра «Цифры потерялись». Случилась беда. Потерялись цифры, давайте их найдем (В конверте лежат задания (для каждого ученика 1 ряд чисел), дети фломастерами заполняют пустые ячейки).

Восстановим числовой ряд, записанный с помощью цифр. В первой ячейке число 1, следующее – правильно, 2. Называем числа: 3, 4, а следующее… Мы нашли все потерянные цифры. Давайте попробуем еще. Перед числом 2 стоит … 1. 1, 2, следующее -3.

t1631478299ab.pngt1631478299ac.png

СЛАЙД 18. Улица Цветная. Нас ожидают цветные игры.

(9 МУЗЫКА) По сведениям гидрометеоцентра в городе Цифрограде пройдет кратковременный дождь. Запасайтесь зонтами.

Ребята, возьмем зонты. Но они с дырками.

ЗАДАНИЕ 4: Подберите заплатку по цвету и по размеру. Назовите цвет. (В качестве заплаток используем магниты разных цветов и размеров).

t1631478299ad.jpg


k1631480126.jpg

СЛАЙД 19. Игра с прищепками "Найди цвет".

t1631478299ae.png


s1631480109.jpg

СЛАЙД 20. Улица Счетная. Будем называть номер предмета по порядку. Что изображено на картинке? Назовите предметы одним словом. (Это фрукты).

t1631478299af.png

СЛАЙД 20 - 26. Сколько предметов на картинке?

Который по счёту абрикос?

Которое по счёту яблоко?

Которая по счёту груша?

Которая по счёту слива?


СЛАЙД 27. Приготовьте математический веер. Мы будем считать количество предметов.

Кто изображен на картинке? (котята)

Давайте посчитаем черных котят. Сколько их? Ответ…. Сколько серых котят? Ответ… Посчитаем рыжих котят. Сколько их? Ответ….

Считаем слонов и бегемотов. Сколько слонов? Сколько бегемотов?

Теперь считаем львов и попугаев.

t1631478299ag.gift1631478299ah.gift1631478299ai.gif  


слайд 27
JPG / 2.79 Мб

СЛАЙД 28. Составьте фразу, назвав столько предметов, сколько показывает число.

СЛАЙД 29. Учитель: Ребята, в математическом городе есть парк. Если присмотреться, вокруг можно увидеть геометрические фигуры, вспомним их названия.

Давайте узнаем, кто обитает в парке?

ЗАДАНИЕ: «Найди животное по описанию».

(На доске выставлены картинки с изображением зайца, лисы и медведя)

- Длинные уши и короткий хвост (Заяц).

- Короткие уши и длинный хвост (Лиса).

- Короткие уши и короткий хвост (Медведь).


n1631479883.jpg

СЛАЙД 30. Учитель: Давайте присядем на математической полянке. (Дети садятся в круг, цифры разложены на ковре кру́гом).

Я задаю вопрос. Вы пальчиком показываете на нужную цифру.

Ну-ка, пальчик покажи, цифру пальчику скажи. – 1, 2, 3, 4, 5.

- Сколько пальцев на правой руке? А на левой?

- Сколько глаз у светофора?

- Сколько колес у машины?

- Сколько носов у собаки?

- Сколько носов у двух собак?

- Сколько ножек у стула?

- Мы считать умеем рожки у козленка – 1, 2.

Мы считать умеем ножки у теленка – 1, 2, 3, 4.

Мы считать умеем глазки у себя – 1, 2.

Мы считать умеем пальцы на руке – 1, 2, 3, 4, 5.


u1631479946.jpg

Физкультминутка. А сейчас давайте отдохнем и потанцуем. (Звучит песня «1,2,3,4,5 мы идем играть»).



Учитель:

Глубоко сейчас вздохнём.
Тихо все присядем,
И работать станем.

Работа по теме урока.

СЛАЙД 31 – 34. ЗАДАНИЕ: Покажи правильную цифру.

- Кто изображен на картинке? (жирафы)

- Сколько жирафов? (2)

- Покажи количество на пальцах.

- Укажи пальчиком цифру 2. Нарисуй ее в воздухе пальчиком. Следи за звездочкой. И т.д.

СЛАЙД 35. ЗАДАНИЕ: «Считай – не ошибись». Какой звук мы слышим? Сколько раз прозвучал сигнал? Повторите звук.

Включается запись различных звуков (звучит звук – ку-ку, звонок, щелчок пальцами, цоканье язычком, стук, топот, колокольчик, мяу).

Дети повторяют звук и показывают на пальцах, сколько раз прозвучал сигнал.

СЛАЙД 36. Нас ожидают вкусные примеры и работа в тетради. Чтоб красиво написать, нужно пальчики размять.

Физкультминутка «Мы писали». Дети выполняют движения под музыку видеоряда.




Работа в тетради - Откройте тетради, проверим готовность к работе.

- Руки? - На месте.

- Ноги? - На месте.

- Локти? - У края.

- Спинка? - Прямая.

- Тетрадь? - Уголком.

ЗАДАНИЕ: Составить по рисунку примеры. Сделать математические записи в тетради.

Составим пример с помощью слов. К двум клубникам добавили еще две. Запишем пример с помощью цифр и знаков. Стало больше, значит, нужно прибавить. Пишем знак плюс. Два плюс два. Считаем на пальцах.

Следующий вкусный пример. Было два банана, добавили еще один. Запишем пример цифрами и знаками.

СЛАЙД 37. От четырех яблок отняли два яблока. Стало меньше, нужно от 4 отнять два. Пишу знак минус. Считаем на пальцах.

Было 3 конфеты, одну конфету съели. Запишем пример цифрами и знаками. Считаем на пальцах. 3-1 равно 2.


СЛАЙД 38. Улица Геометрическая. Давайте покормим наши сказочные геометрические фигуры. Как их зовут? Что они будут кушать?

На ковре рассыпать маленькие пластмассовые фигурки. Задание: собери и покорми сказочную геометрическую фигуру. Сзади коробок, куда падает «еда». Считаем, кто съел больше всех.

d1631479671.jpg
слайд 38


7. Рефлексия. Подведение итога.

СЛАЙД 39

Учитель: Ребята, мы выполнили много интересных заданий, наше путешествие по городу Цифрограду подошло к концу. Пора возвращаться домой. Сегодня вы называли числа, указывали нужную цифру, считали, сравнивали числовые множества. С нетерпением будем ждать следующего путешествия в город Цифроград.


слайд 35 звуки. СЧИТАЙ - НЕ ОШИБИСЬ
RAR / 324.88 Кб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Виктория Владимировна, спасибо за публикацию с авторскими фотографиями!

13 September 2021

Спасибо за представление опыта!

13 September 2021

Спасибо, Виктория Владимировна, за нужный материал. Очень интересный урок, практический, видно, что детки на нем работают с удовольствием.

30 March 2022