Презентация по теме «Софизмы вокруг нас»
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img0.jpg)
Софизмы вокруг нас Софизмы вокруг нас ГБОУ СПО НО «Нижегородский медицинский базовый колледж» Кафедра общенаучных дисциплин Белова Лариса Григорьевна – преподаватель математики
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img1.jpg)
Цели исследования: Исследовать понятие софизма и историю его возникновения; Выявить недостатки стандартного истолкования софизмов; Научиться решать софизмы для выявления замаскированных ошибок;
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img2.jpg)
5 век до н.э.-появление софистов в Древней Греции
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img3.jpg)
СОВРЕМЕННЫЙ СОФИЗМ
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img4.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img5.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img6.jpg)
Реклама: Наш шампунь для роста волос лучше
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img7.jpg)
«Акционерное общество, получившее когда-то ссуду от государства, теперь ему уже не должно, так как оно стало иным: в его правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду».
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img8.jpg)
Математические софизмы приучают тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записи чертежей, за законностью математических операций.
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img9.jpg)
Пусть а дм- длина спички и b дм - длина столба. Разность между b и a обозначим через c . Имеем b - a = c, b = a + c. Перемножаем два эти равенства по частям, находим: b²-ab=ca-c². Вычтем из обеих частей bc. Получим: b²- ab - bc = ca + c² - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда b = - c, но c = b - a, поэтому b = a - b, или a = 2b. Где ошибка?? В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а этого делать нельзя, так как b-a-c=0.Значит, спичка не может быть вдвое длиннее телеграфного столба. СПИЧКА ВДВОЕ ДЛИННЕЕ ТЕЛЕГРАФНОГО СТОЛБА a b
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img10.jpg)
22=5 4:4=5:5 4(1:1)=5(1:1) 4=5 22=5 Разбор софизма. Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. 4:4≠4(1:1).
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img11.jpg)
ОЦЕНКА «2» РАВНА ОЦЕНКЕ «5» Возьмём числовое равенство: 14 + 4 – 18 = 35 + 10 – 45 Вынесем общие множители левой и правой части за скобки: 2(7+2-9)=5(7+2-9) Разделим обе части на общий множитель: 2 = 5 Значит оценка 2 равна оценке 5? Разбор софизма. Ошибка допущена при делении верного равенства 2(7+2-9)=5(7+2-9) на число 7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать. Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img12.jpg)
ОДИН РУБЛЬ НЕ РАВЕН 100 КОПЕЙКАМ Известно, что любые два равенства можно перемножить почленно, не нарушая при этом равенства, т. е.если а = b и c = d, то ac = bd. Применим это положение к двум очевидным равенствам: 1 рубль = 100 копейкам и 10 рублей = 1000 копеек Перемножая эти равенства почленно, получим 10 рублей = 100 000 копеек и, разделив последнее равенство на 10, получим, что 1 рубль = 10 000 копеек Таким образом, один рубль не равен ста копейкам. Разбор софизма: Ошибка, допущенная в этом софизме состоит в том, что все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img13.jpg)
ПРОЧИЕ СОФИЗМЫ
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img14.jpg)
«Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное». Разбор софизма. Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно. ПОЛУПУСТОЕ И ПОЛУПОЛНОЕ
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img15.jpg)
«ВОР» «ВОР» «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего». «ВОР»
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img16.jpg)
«Рогатый» «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога».
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img17.jpg)
«Чем больше» «Чем больше я пью водки, тем больше у меня трясутся руки. Чем больше у меня трясутся руки, тем больше спиртного я проливаю. Чем больше я проливаю, тем меньше я выпиваю. Значит, чтобы пить меньше, надо пить больше».
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img18.jpg)
Ахиллес и черепаха
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img19.jpg)
«Мешок зерна»
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img20.jpg)
«Парадокс кучи» Имеется утверждение: разница между "кучей" и "не кучей" не в одном элементе. Возьмем некоторую кучу, например, орехов. Теперь начнем брать из нее по ореху: 50 орехов - куча, 49 - куча, 48 - тоже куча и т.д. Так дойдем до одного ореха, который тоже составит кучу. Вот тут-то и парадокс – сколько орехов бы мы не взяли, они все равно будут кучей. Такое рассуждение нельзя применять,так как не определено само понятие «куча».
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img21.jpg)
«Для того чтобы видеть, вовсе необязательно иметь глаза, ведь без правого глаза мы видим, без левого тоже видим; кроме правого и левого, других глаз у нас нет; поэтому ясно, что глаза не являются необходимыми для зрения».
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img22.jpg)
Движение летящей стрелы невозможно ввиду того, что в каждый неделимый момент времени она покоится, а промежуток времени является суммой бесконечного числа неделимых моментов.
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img23.jpg)
Этим простым на вид рассуждениям посвя-щены сотни философ-ских и научных работ, где десятками спосо-бов доказывается ,что это не абсурд.
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img24.jpg)
Разбор софизмов развивает логическое мышление; помогает сознательному усвоению изучаемого материала; воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критическое отношение к тому, что изучается. Кроме того, разбор софизмов увлекателен.. Обнаружить ошибку в софизме - это значит осознать её а осознание ошибки предупреждает от повторения её в других математических рассуждениях. Заключение:
![](/data/ppt_to_html/u118175/p4375/img25.jpg)
Список литературы А.Г. Мадера, Д.А. Мадера «Математические софизмы» Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка» «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004 г.» Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, М., 1960; Брадис В. М., Минковский В. Л., Харчева Л. К., «Ошибки в математических рассуждениях»