«Солдатская шинель — большая семья» формирование первичных патриотических чувств у дошкольников через метафору и семейный опыт
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад № 99 города Орла
(МБДОУ №99 г. Орла)

302004 г. Орел, ул. Ливенская, зд.35 oo_orel_ds99n@orel-region.ru тел: 44-12-99
УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ детский сад № 99 г. Орла _________________Ю.В. Новикова Приказ №_________________ от «_____»________20_____г. |
Название работы:
«Солдатская шинель — большая семья»: формирование первичных патриотических чувств у дошкольников через метафору и семейный опыт
Тема:
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках городского патриотического марафона #ПомнимГордимсяРавняемся
Методическая разработка занятия
Автор: Тарасова А.В., воспитатель
2025
«Солдатская шинель — большая семья»: формирование первичных патриотических чувств у дошкольников через метафору и семейный опыт
1. Введение (актуальность, проблема)
Формирование гражданской идентичности и патриотических чувств у дошкольников — одна из важнейших задач современного дошкольного образования. В условиях стремительной смены социальных ценностей особенно важно сохранять преемственность поколений, передавать детям память о подвиге защитников Отечества.
Однако у детей дошкольного возраста абстрактные понятия вроде «война», «подвиг», «героизм» вызывают затруднения. Прямое объяснение исторических событий не всегда находит отклик в детской душе. Кроме того, многие дети не общаются с ветеранами, что снижает личную значимость темы.
Поэтому важно использовать такие формы работы, которые позволяют ребёнку пережить, а не просто услышать о прошлом. Необходимо перейти от информирования к эмпатии, от рассказа к действию.
Проект «Солдатская шинель — большая семья» решает эту проблему с помощью:
образность и метафора (шинель как символ защиты и объединения);
личный опыт (участие семей, фотографии родственников);
интерактивность (прикрепление «заплаток», QR-аудио);
музыкально-эмоциональное воздействие (ритуал благодарности)
Это позволяет сделать патриотическое воспитание не формальным, а глубоко личным и осмысленным.
2. Цель и задачи проекта
Цель:
Формирование у дошкольников первичных представлений о подвиге защитников Отечества, развитие чувства гордости за героев своей страны и семьи через интеграцию познавательной, творческой, музыкальной и игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с образом защитника Отечества.
Сформировать понимание того, что войну выиграли не только солдаты, но и люди разных профессий на фронте и в тылу.
Расширить представления о празднике День Победы.
Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.
Активизация словаря по теме: подвиг, герой, память, благодарность, Родина, шинель.
Развивать воображение, внимание, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к ветеранам, чувство принадлежности к большой исторической семье.
Формировать навыки коллективной деятельности, уважительного отношения к семейной истории.
Способствовать формированию добрых, тёплых отношений в групповом коллективе.
3. Участники проекта
Дети средней и старшей групп комбинированной направленности (4–6 лет)
Педагоги
Родители
Ветераны (в аудиозаписи)
4. Этапы реализации
Этап | Содержание | Сроки | Ответственный |
Подготовительный | - Консультация с родителями | 05–09.05.2025 | Воспитатель, родители |
Основной | - Интегрированное занятие «Солдатская шинель — большая семья» | 10–15.05.2025 | Воспитатель, дети, родители |
Завершающий | - Презентация проекта для родителей | 16–17.05.2025 | Воспитатель, МО |
5. Педагогические технологии
Метафорическая технология — использование образа шинели как символа единства, тепла, защиты.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — QR-код с аудиозаписью голоса ветерана.
Технология проектного обучения — дети становятся соавторами памяти.
Технология творческого развития — аппликация, музыкально-двигательная активность.
Здоровьесберегающие технологии — ритмичные движения, спокойная музыка, эмоциональная разгрузка.
Технология «говорящей стены» — оформление уголка памяти с фотографиями, символами, детскими работами.
6. Ход интегрированного занятия
Продолжительность: 20 минуты
Этап | Содержание | Методы и приемы | Время |
1. Мотивация | Воспитатель приносит шинель:«Это не просто одежда. Это шинель. Она согревала солдат на войне. А если бы она была огромной? Под ней можно было бы всех спрятать…» | Словесный, наглядный, создание образа | 4 мин |
2. Игровой момент | «Кто под шинелью?»— дети достают карточки с фотографиями: фронтовик, медсестра, труженица тыла.Обсуждение:«Почему он — герой?» | Интерактивная игра, диалог | 5 мин |
3. Практическая деятельность | «Пошьём тёплую шинель»— дети прикрепляют к макету тканевые «заплатки» с фотографиями или символами. | Творческий, деятельностный, тактильный | 7 мин |
4. Музыкальная пауза | Под инструментальную версию«Баллады о матери солдата»дети обнимают шинель и гладят её.В завершение они хором произносят:«Мы вас помним. Мы вами гордимся». | Музыкально-ритмический, эмоциональный | 4 мин |
5. Рефлексия | Кто теперь живёт под шинелью? Как мы можем выразить свою благодарность?Дети прикрепляют георгиевские ленточки. | Диалог, символическое действие | 3 мин |
7. Ожидаемые результаты
Для детей:
Формирование первичных патриотических чувств: гордости, благодарности, уважения.
Расширение словарного запаса по теме.
Развитие эмоционального отклика, способности к сопереживанию.
Умение выражать свои чувства через творческую деятельность.
Для родителей:
Повышение уровня вовлечённости в образовательный процесс.
Возможность передать семейные ценности, сохранить память о своих героях.
Развитие педагогической компетентности в вопросах патриотического воспитания.
Для педагогов:
Освоение инновационных подходов к гражданско-патриотическому воспитанию.
Создание интерактивного уголка памяти как элемента развивающей предметно-пространственной среды.
8. Особенности и новизна проекта
Метафорический подход: шинель как «большая семья» помогает детям осмыслить подвиг через образ, близкий их опыту.
Интеграция цифровых технологий: QR-код с голосом предка создаёт эффект присутствия, оживляет историю.
Проектный характер: после занятия макет остаётся в группе как «уголок памяти» и пополняется новыми работами.
Участие семьи: родители становятся соучастниками, передавая память следующему поколению.
9. Вывод
Проект «Солдатская шинель — большая семья» может быть успешно реализован в рамках подготовки к Дню Победы. Он сочетает традиционные ценности с современными педагогическими подходами, делая патриотическое воспитание доступным, эмоционально насыщенным и личностно значимым для каждого ребёнка.
Методическая разработка соответствует требованиям городского конкурса методических разработок «Будем помнить, будем гордиться», посвящённого Году защитника Отечества, и может быть рекомендована в качестве передового опыта в области гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.