«Солдатская шинель — большая семья» формирование первичных патриотических чувств у дошкольников через метафору и семейный опыт

0
0
Материал опубликован 8 October



t1759931922aa.jpg

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад № 99 города Орла

(МБДОУ №99 г. Орла)

t1759931922ab.gif

302004 г. Орел, ул. Ливенская, зд.35 oo_orel_ds99n@orel-region.ru тел: 44-12-99

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ

детский сад № 99 г. Орла

_________________Ю.В. Новикова

Приказ №_________________

от «_____»________20_____г.

















Название работы:

«Солдатская шинель — большая семья»: формирование первичных патриотических чувств у дошкольников через метафору и семейный опыт

Тема:

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках городского патриотического марафона #ПомнимГордимсяРавняемся











Методическая разработка занятия

Автор: Тарасова А.В., воспитатель



2025



«Солдатская шинель — большая семья»: формирование первичных патриотических чувств у дошкольников через метафору и семейный опыт

1. Введение (актуальность, проблема)

Формирование гражданской идентичности и патриотических чувств у дошкольников — одна из важнейших задач современного дошкольного образования. В условиях стремительной смены социальных ценностей особенно важно сохранять преемственность поколений, передавать детям память о подвиге защитников Отечества.

Однако у детей дошкольного возраста абстрактные понятия вроде «война», «подвиг», «героизм» вызывают затруднения. Прямое объяснение исторических событий не всегда находит отклик в детской душе. Кроме того, многие дети не общаются с ветеранами, что снижает личную значимость темы.

Поэтому важно использовать такие формы работы, которые позволяют ребёнку пережить, а не просто услышать о прошлом. Необходимо перейти от информирования к эмпатии, от рассказа к действию.

Проект «Солдатская шинель — большая семья» решает эту проблему с помощью:

образность и метафора (шинель как символ защиты и объединения);

личный опыт (участие семей, фотографии родственников);

интерактивность (прикрепление «заплаток», QR-аудио);

музыкально-эмоциональное воздействие (ритуал благодарности)

Это позволяет сделать патриотическое воспитание не формальным, а глубоко личным и осмысленным.

2. Цель и задачи проекта

Цель:
Формирование у дошкольников первичных представлений о подвиге защитников Отечества, развитие чувства гордости за героев своей страны и семьи через интеграцию познавательной, творческой, музыкальной и игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с образом защитника Отечества.

Сформировать понимание того, что войну выиграли не только солдаты, но и люди разных профессий на фронте и в тылу.

Расширить представления о празднике День Победы.

Развивающие:

Развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.

Активизация словаря по теме: подвиг, герой, память, благодарность, Родина, шинель.

Развивать воображение, внимание, мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к ветеранам, чувство принадлежности к большой исторической семье.

Формировать навыки коллективной деятельности, уважительного отношения к семейной истории.

Способствовать формированию добрых, тёплых отношений в групповом коллективе.

3. Участники проекта

Дети средней и старшей групп комбинированной направленности (4–6 лет)

Педагоги

Родители

Ветераны (в аудиозаписи)

4. Этапы реализации

Этап

Содержание

Сроки

Ответственный

Подготовительный

- Консультация с родителями
- Приглашение прислать фотографии и рассказы о героях семьи
- Подготовка макета шинели, карточек, заплаток, техники

05–09.05.2025

Воспитатель, родители

Основной

- Интегрированное занятие «Солдатская шинель — большая семья»
- Создание коллективной композиции
- Размещение QR-кода и аудиозаписей
- Оформление «уголка памяти»

10–15.05.2025

Воспитатель, дети, родители

Завершающий

- Презентация проекта для родителей
- Выставка детских работ
- Рефлексия с детьми и педагогическим коллективом

16–17.05.2025

Воспитатель, МО

5. Педагогические технологии

Метафорическая технология — использование образа шинели как символа единства, тепла, защиты.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — QR-код с аудиозаписью голоса ветерана.

Технология проектного обучения — дети становятся соавторами памяти.

Технология творческого развития — аппликация, музыкально-двигательная активность.

Здоровьесберегающие технологии — ритмичные движения, спокойная музыка, эмоциональная разгрузка.

Технология «говорящей стены» — оформление уголка памяти с фотографиями, символами, детскими работами.

6. Ход интегрированного занятия

Продолжительность: 20 минуты

Этап

Содержание

Методы и приемы

Время

1. Мотивация

Воспитатель приносит шинель:«Это не просто одежда. Это шинель. Она согревала солдат на войне. А если бы она была огромной? Под ней можно было бы всех спрятать…»

Словесный, наглядный, создание образа

4 мин

2. Игровой момент

«Кто под шинелью?»— дети достают карточки с фотографиями: фронтовик, медсестра, труженица тыла.Обсуждение:«Почему он — герой?»

Интерактивная игра, диалог

5 мин

3. Практическая деятельность

«Пошьём тёплую шинель»— дети прикрепляют к макету тканевые «заплатки» с фотографиями или символами.

Творческий, деятельностный, тактильный

7 мин

4. Музыкальная пауза

Под инструментальную версию«Баллады о матери солдата»дети обнимают шинель и гладят её.В завершение они хором произносят:«Мы вас помним. Мы вами гордимся».

Музыкально-ритмический, эмоциональный

4 мин

5. Рефлексия

Кто теперь живёт под шинелью? Как мы можем выразить свою благодарность?Дети прикрепляют георгиевские ленточки.

Диалог, символическое действие

3 мин

7. Ожидаемые результаты

Для детей:

Формирование первичных патриотических чувств: гордости, благодарности, уважения.

Расширение словарного запаса по теме.

Развитие эмоционального отклика, способности к сопереживанию.

Умение выражать свои чувства через творческую деятельность.

Для родителей:

Повышение уровня вовлечённости в образовательный процесс.

Возможность передать семейные ценности, сохранить память о своих героях.

Развитие педагогической компетентности в вопросах патриотического воспитания.

Для педагогов:

Освоение инновационных подходов к гражданско-патриотическому воспитанию.

Создание интерактивного уголка памяти как элемента развивающей предметно-пространственной среды.

8. Особенности и новизна проекта

Метафорический подход: шинель как «большая семья» помогает детям осмыслить подвиг через образ, близкий их опыту.

Интеграция цифровых технологий: QR-код с голосом предка создаёт эффект присутствия, оживляет историю.

Проектный характер: после занятия макет остаётся в группе как «уголок памяти» и пополняется новыми работами.

Участие семьи: родители становятся соучастниками, передавая память следующему поколению.

9. Вывод

Проект «Солдатская шинель — большая семья» может быть успешно реализован в рамках подготовки к Дню Победы. Он сочетает традиционные ценности с современными педагогическими подходами, делая патриотическое воспитание доступным, эмоционально насыщенным и личностно значимым для каждого ребёнка.

Методическая разработка соответствует требованиям городского конкурса методических разработок «Будем помнить, будем гордиться», посвящённого Году защитника Отечества, и может быть рекомендована в качестве передового опыта в области гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации