Методические рекомендации по формированию семейных ценностей у школьников
Тема: ««Методические рекомендации
по формированию семейных ценностей у школьников
Сдал:
Санкт-Петербург
2021
по формированию семейных ценностей у школьников.
Роль « Социокультурные истоки» в формировании семейных ценностей.
Одним из приоритетных направлений современного российского образования является создание системы духовно-нравственного воспитания школьников. Отличительным достоинством данного курса является то, что «Истоки» возрождают ценности, присущие большинству традиционных культур, способствуют приобщению в равной степени представителей всех национальностей, этнических групп, вероисповеданий к родным истокам, общечеловеческим ценностям. Для наших многонациональных школ это особенно актуально.
Семья – это главное в жизни любого человека, потому что у каждого из нас должны быть родные люди, которые будут поддерживать тебя в трудную минуту, поймут тебя и помогут тебе, когда это будут необходимо. А еще они будут просто любить тебя ни за что-нибудь, а просто так, от всей души.
В ГБОУ СОШ № 404 на протяжении нескольких лет работает клуб «Мастерская добрых дел». Есть план работы этого клуба, устав, программа. Через совместную деятельность педагогов, родителей, обучающихся, а так же программы «Социокультурные Истоки» мы формируем в детях семейно-нравственные ценности.
Темы заседаний этих клубов следующие:
«Праздники в нашей семье» (новогодние игрушки и различные совместные поделки)
«Мир моих увлечений» ( вышивки бисером, конструирование, фото, выпечка различных национальных блюд)
«Спорт в нашей семье» ( семейные спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья, лыжные соревнования и др.)
«Путешествия нашей семьи» (отдых всей семьей в летний период)
«Музыка в нашей семье» вот далеко не полный перечень того, на чем создаются семейные ценности.
Конечно, все семьи разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».
Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, а имея за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких. Иные традиции передаются от дедов и прадедов.
Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие знаменательные даты, отмечать за дружеским застольем общенародные праздники. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались на всю жизнь. Каждой семье присущ свой стиль жизни. Традиции наших отцов позволяют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество». Сотрудничество основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. Родители здесь считают даже самых маленьких личностями, заслуживающими уважения.
Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с общения, с задушевных бесед. В семейном клубе рассказывают как родители и дети устраивают тихие неторопливые беседы за чашкой вечернего чая придя с работы. Мир и лад в доме — высшая ценность. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.
Много было сказано о семейных традициях. Для чего они нужны?
- Чтобы было интересно.
- Чтобы семья была крепкой и дружной.
- У любой семьи есть потребность – собраться вместе, послушать любимую музыку, устроить семейный праздничный ужин, порадовать своих родных подарками.
Сам по себе праздник не получится.
Не придет в дом Новогодняя елка.
Не появятся подарки, сюрпризы, которые сделаны своими руками.
Но разве не стоят семейные традиции наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость, чувство, что мы нужны друг к другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
Семьи - это люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет нас: это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»Во все времена семейно-брачные отношения занимали особое важное место и имели высокую значимость в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. В сохранении, упрочнении семьи заинтересовано государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социально-экономические преобразования в современном обществе привели к увеличению количества разводов, распространению незарегистрированных браков, снижению роли материнства и отцовства, изменениям у современной молодёжи системы ценностных ориентаций на создание семьи. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, способствующих укреплению института семьи в российском обществе.
Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей у современных школьников необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи, будут приемлемы для формирования в любом школьном возрасте, смогут выступить как простые семейные истины, способствующие семейному счастью. К таким ценностям можно отнести любовь, уважение, кровное родство, детей, мать (материнство), отца (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.
Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы социального педагога.
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи классному руководителю в организации воспитательной работы, направленной на формирование семейных ценностей у школьников основной и старшей школы.
Результаты и эффективность воспитательной работы предопределяет целенаправленное и четкое планирование. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания обучающихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
При планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей у школьников необходимо учитывать:
- результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;
- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по формированию ценности семьи и семейных ценностей;
- передовой опыт страны, города, школы;
- возможности и интересы родителей, общественности;
-воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы;
- мероприятия, планируемые молодежными и детскими организациями города, района, села;
- предложения администрации школы, совета школы, педагогов, обучающихся, родителей;
- периодичность мероприятий по формированию семейных ценностей в общей системе воспитательной работы социального педагога.
Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у обучающихся рекомендуется придерживаться следующих направлений:
Повышение квалификации социального педагога по проблемам семьи и семейных ценностей.
Диагностика ценностных ориентаций детей, подростков и их родителей.
Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания.
Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей.
Организация лектория для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей.
Проведение «круглого стола» с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейных ценностей.
Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях русской семьи.
Участие в тематических конкурсах и проектах .
Повышение квалификации социального педагога по проблемам семьи и семейных ценностей традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль играет педагогическое самообразование. Может осуществляться по следующим вопросам: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания» и т.д.
Проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей у обучающихся предполагает определенное «вторжение» образовательного учреждения в частную жизнь семьи, поэтому перед началом опроса необходимо провести беседу с родителями, цель которой состоит в разъяснении работы подобного рода, чтобы получить на это их согласие.
Важно обратить внимание родителей на продолжающийся кризис семьи, как института социализации, находящий свое выражение в росте разводов, конфликтных семей, семей с антисоциальной направленностью. Важно донести до родителей актуальность консолидации семьи и школы для выстраивания единого образовательного пространства по формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Родителям необходимо объявить также о том, что результаты анонимного опроса обучающихся педагог обсудит с ними на очередном родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы, где познакомит родителей с теми ответами, которые дали их дети. Данная информация окажется для родителей весьма ценной и необходимой для совершенствования взаимоотношений с ребенком .
Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания может осуществляться как через индивидуальную работу с семьями обучающихся, так и на классных родительских собраниях .
При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы может быть направлено на формирование у обучающихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Обучающихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн).
В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе.
В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание необходимо уделять воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами.
Для обучающихся 10-11 классов рекомендуется уделить внимание формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме. Могут быть рассмотрены вопросы об идеальной семье.
Учитывая вышеизложенные рекомендации и выбранные для формирования у школьников семейные ценности, рассмотрим примерные планы воспитательной работы социального педагога по формированию семейных ценностей в 5, 7, 9 и 11 классах. Для эффективного формирования семейных ценностей достаточно провести по одному мероприятию в месяц, сочетая работу с ученическим и родительским коллективами
Формирование семейных ценностей в 5 классе.
В 5 классе процесс формирования семейных ценностей рекомендуется начать с тематического родительского собрания «Мир семьи». Учащиеся в этом возрасте переходят на ступень основного общего образования. На данном родительском собрании происходит знакомство с родителями обучающихся. Говорится об огромной роли семьи в процессе адаптации детей на второй ступени образования, необходимости формирования семейных ценностей у школьников. Рекомендуется взять с родителей согласие на проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей. Провести анкетирование «Семья и школа» с целью выявления активности родителей в школьной жизни обучающихся. Ставится цель разработать совместно с родителями систему единых педагогических требований и согласовать основные направления школьного и домашнего семейного воспитания.
В октябре проводим классный час «Что стоит за словами «Мой дом». Задачи которого – формирование уважительного отношения к членам семьи, понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, воспитание духовных потребностей в любви и уважении к окружающим; помощь ребенку в оценке его места в семье. Классный час проводится в форме этической беседы, учитель может включить рассказ о семейном укладе русской семьи в различные исторические эпохи, применить сюжетно-ролевые игры о взаимоотношениях в семье, конкурс «Устами младенца».
На заключительном этапе провести игру «Фундамент моего дома», где дети будут закладывать в фундамент кирпичики со словами «любовь», «уважение», «тепло», «забота», «радость», «понимание», «уют», «взаимопомощь» и т.д. На данном классном часе рекомендуется провести анкетирование «Ответственность в семье» с целью выявления степени участия ребенка в ведении домашнего хозяйства.
Конкурс сочинений «Мамины глаза, папина улыбка…» способствует формированию ценностного и уважительного отношения к родителям. Игра-путешествие «Семейные традиции» проводится в форме путешествия по станциям «Киевская Русь», «Русь Московская», «Россия XVI-XVII вв.»; «Российская империя в XVIII-начале XX вв.»; «Советская Россия». Учащиеся знакомятся с интересными традициями русской семьи и их изменениями во времени. Могут быть использованы сюжетно-ролевые игры, интервью с знаменитыми семьями и т.д.
Срок выполнения индивидуального проекта «Моё генеалогическое древо» – 2 недели. Педагогические цели проекта: формирование представлений о себе, о своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь; обучение методике составления генеалогического древа. Практическая цель проекта: составление собственного генеалогического древа; выявление типичных особенностей семей (многодетная, малодетная, популярные имена и т.д.) в разных поколениях прошлого.
Вопросы проекта:
1. До какого поколения могут мои родители, бабушки, дедушки вспомнить имена (фамилии, годы жизни, места рождения) наших предков?
2. Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек) и почему? Какие фамильные линии соединились в генеалогическом древе? Какие имена были самыми популярными в моем роду в разных поколениях? Откуда родом были мои предки? Кто из моих предков прожил самую долгую жизнь? Выходы (продукты) проекта: генеалогическое древо, включающее следующую информацию: имя и фамилия члена рода, браки и дети, годы жизни; место рождения (смерти).
Этапы работы над проектом следующие: начало работы – пятиклассники, выбравшие эти проекты, получают задание в течение недели обсудить с родителями ответы на вопросы проекта, а также подготовить черновой набросок своего генеалогического древа, тщательно записав все возникшие по ходу вопросы и неясности. На промежуточной встрече через неделю эти вопросы разрешаются, и учащийся готовит генеалогическое древо начисто (в виде чертежа на бумаге формата не менее A3 или, с помощью родителей, в компьютерной версии). Защита подготовленных генеалогических древ проходит на классном часе с приглашением родителей.
Родительское собрание «Здоровая семья – здоровое общество» направлено на формирование ценности здоровья в семье. Можно провести в форме лекции с приглашением специалиста-медика.
Библиотечные чтения «Мать как чистейшей любви божество» можно приурочить к Международному женскому дню 8 марта. Цель – формирование ценностного отношения к материнству и материнской любви, уважения и признательности женщине, подарившей жизнь. Мероприятие проводится совместно с городской библиотекой, подготовившей выставку книг о материнской любви. Учащиеся заранее читают любые книги о маме. В форме беседы обсуждают прочитанные произведения, знакомятся с новыми книгами. Рассуждают о великой силе материнской любви.
Фотовыставка «Традиции моей семьи» формирует ценностное отношение к семейным традициям, сближает детей и родителей при подготовке материала для выставки.
Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» направлен на формирование здорового образа жизни семьи, способствует сплочению членов семьи.
В 6 классе продолжаем формирование семейных ценностей. Проводится диагностика сформированности семейных ценностей по итогам работы в 5 классе. Продолжается тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Возможны следующие мероприятия: нравственные часы общения и беседы «О взрослых, которые когда-то были детьми», «Знаменитые фамилии России», «Из детских дневников разных времён», «Уроки детства моих родителей», «Я горжусь своей фамилией». Сюжетно-ролевые игры на тематику семейных ценностей, конкурсы плакатов, создание семейного музея и т.д.
Формированию семейных ценностей в 7 классе
В 7 классе школьники вступают в старший подростковый возраст. Родительский авторитет падает. Могут возникать конфликтные ситуации. На родительское собрание «Традиции воспитания подростка» можно пригласить психолога – специалиста Центра «Семья», который расскажет о физиологических и психологических особенностях старшего подросткового возраста, классный руководитель раздаст памятки родителям о бесконфликтном общении с подростком. Рекомендуется провести тестирование «Хорошие ли вы родители?».
Классный час «Счастлив тот, кто счастлив дома» направлен на формирование базовых семейных ценностей. Учащиеся на этом классном часе в форме игры строят счастливый семейный дом, работая в группах, выбирая, кирпичики с какими словами будут заложены в фундамент дома, какие в стены, а какие в крышу. На данном классном часе проводится анкетирование «Духовная близость детей и родителей» с целью выявления и корректировки проблем во взаимоотношениях между подростками и родителями. Фотовыставка «Семейные радости» направлена на сближение родителей и детей при подготовке материалов к выставке. Этическая беседа «Как научиться оправдывать доверие» способствует формированию уважительного отношения к родителям. Классные часы «Мальчик – юноша – мужчина. Встреча отцов и сыновей», «Девочка – девушка – женщина. Встреча матерей и дочерей» приурочены к Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. Проходят в форме задушевного разговора. Формируют ценности отцовства и материнства, затрагивают особенности полового развития, ценность здорового образа жизни для того, чтобы стать хорошим семьянином.
Срок выполнения групповых проектов: «Выставка семейных реликвий» –2 недели. Педагогические цели проекта: формирование ценностного отношения к истории семьи на наглядном и доступном материале; развитие чувства здоровой семейной гордости. Выходы (продукты) проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (от каждой группы). Форма презентации проекта: выступление групп на классном часе с приглашением родителей участников проекта .
Круглый стол совместно с детьми и родителями «Как не стать Фомой, не помнящим родства?» направлен на формирование ценностного отношения к кровному родству. Конкурс стенгазет и плакатов «Дети и взрослые» способствует сближению родителей и детей при подготовке материалов к конкурсу.
В 8 классе проводим диагностику, планируем работу на учебный год при сотрудничестве с родителями. Можно провести классные родительско-ученические собрания; тематические конференции родителей и детей по параллелям («Права и обязанности родителей и детей», «У опасной черты», «Вглядимся друг в друга повнимательнее» и т.д.).
Формирование семейных ценностей в 9 классе
В 9 классе обучающиеся способны оценивать основные функции семьи уже на более глубоком уровне. На родительском собрании «Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми» родителям даются рекомендации о способах взаимоотношений с девятиклассниками. Классный час «Свет в родительском окне пусть не гаснет никогда!» направлен на формирование уважительного отношения к родителям, взаимопомощи. Дискуссия «Любовь и влюбленность» позволяет в процессе обсуждения видеть различия между истинной любовью и временным увлечением. Классный час «Здоровье семьи и будущего потомства» рекомендуется провести в форме лекции с приглашением специалиста-медика.
Сроки выполнения индивидуальных проектов «Дом, построенный мною» – 2 недели. Цель – формирование способности проектировать свою будущую семейную жизнь, ценностного отношения к теплу семейного очага. Продукт оформляется в виде мультимедийной презентации. Защита проектов на классном часе с приглашением родителей.
Для проведения интервью «Образцовая семья» за две недели назначаются корреспонденты среди обучающихся. Выбирается семья города или школы, которую можно назвать образцовой. Учащиеся составляют вопросы интервью. Приглашают выбранную семью на классный час. Читательская конференция «Отцы и дети: перекличка поколений» проходит в городской библиотеке. Докладчики готовят выступления о взаимоотношениях родителей и детей на материалах известных произведений литературы. Конференция «Укрепление семейных традиций» направлена на формирование ценности традиций семьи. Создание фотоальбомов «История моей семьи» способствует сближению обучающихся и родителей в процессе совместной деятельности, формирует ценностное отношение к кровному родству.
При переходе в старшую школу необходимо обучать школьников проектированию будущей семейной жизни. Особое место занимает 11 класс, когда учащиеся должны окончательно определиться с выбором будущей профессии, осознанно подойти к роли будущего семьянина
Формирование семейных ценностей в 11 классе
На родительском собрании «Взаимопонимание и равенство в семье» поднимаются вопросы взаимоотношений между выпускниками и их родителями.
Классный час «Я – будущий семьянин» направлен на формирование ответственного отношения к предстоящей семейной жизни и родительству. Проводится анкетирование «Идеальная семья» с целью выявления представлений старшеклассников об идеальной семье.
Задача игры «Идеальный муж» – определить основные черты характера, умения и навыки, необходимые мужчине (женщине) для создания благополучной семьи. Участники делятся на две группы (мужскую и женскую) и составляют психологический портрет идеального мужа и идеальной жены. После обсуждения результатов участники проводят индивидуальную работу – оценивают себя по пятибалльной шкале по каждому указанному в психологическом портрете качеству. Приходят к выводу – чтобы приблизиться к идеалу, необходимо много работать над собой.
Процедура проведения упражнения «Какой я родитель?» подразумевает разделение обучающихся на пары. Школьники пытаются представить партнера в роли родителя, давая свободу своему воображению. Затем желающие рассказывают о том, что им удалось увидеть в другом. Ведущий использует информацию для организации дискуссии .
Философский стол «Родство кровное и родство духовное» позволяет в нетрадиционной форме обсудить проблемы соответствия кровного и духовного родства. На круглом столе «Современная любовь» совместно с родителями старшеклассники обсуждают современные проблемы взаимоотношений между полами.
Интерактивное занятие «Как правильно вступить в брак» подразумевает включение всех обучающихся в процесс обсуждения, поднимаются вопросы любви и влюбленности при вступлении в брак, проводится дискуссия «Гражданский брак», рекомендуется пригласить специалиста городского Отделения ЗАГСа.
В ходе мини-лекции «Беременность и рождение здорового ребенка» ведущий освещает вопросы физиологии беременности и родов. Обращается к учащимся с вопросами: «Какой возраст считается оптимальным для рождения первенца?», «Какое влияние на беременность могут оказывать вредные привычки?», «Каким образом школьники укрепляют свое здоровье, чтобы быть готовыми к моменту рождения ребенка?». Для проведения лекции рекомендуется пригласить специалиста-медика .
Сроки подготовки индивидуального проекта «Традиции моей будущей семьи» – 2 недели. Цель – обучение проектированию будущей семейной жизни, формирование ценностного отношения к семейным традициям. Продукт оформляется в виде мультимедийной презентации, защита на классном часе с приглашением родителей.
Таким образом, при планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей классному руководителю необходимо соблюдать индивидуальные и возрастные особенности школьников, проводить диагностику сформированности семейных ценностей на каждом возрастном этапе, учитывать важность мероприятий не только с учащимися, но и с их семьями.
Методическая разработка представляет собой долгосрочный проект, в результате работы над которым, классный руководитель решает ряд воспитательных задач и способствует развитию и поддержки такого социального института общества, как семья. В разработке наряду с традиционными методами и формами организации воспитательного процесса широко используются новые педагогические технологии, изучены и систематизированы полезные для родителей источники информации и представлены в виде ссылок. Ценность методической разработки состоит в том, что её можно адаптировать под любую возрастную категорию школьников. Предназначено для использования в работе классных руководителей и педагогов образовательных учреждений.
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Методика семейного воспитания»
Тематическое направление данной методической разработки - духовное и нравственное воспитание.
Тема воспитательного мероприятия: «Методика семейного воспитания».
Тематическое направление методической разработки выбрано не случайно. Одной из приоритетных целей нацпроекта «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. В Стратегии развития воспитания РФ подчеркивается важность поддержки семейного воспитания, включающего: содействие укреплению семьи; защиту приоритетного права родителей на воспитание своих детей; повышение социального статуса и престижа отцовства и материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания; популяризацию лучшего опыта воспитания в семье; возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий, создание условий для активного участия семьи в воспитательной деятельности образовательных учреждений.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Проект «Методика семейного воспитания» был разработан нами с учетом возрастных особенностей обучающихся 5-6 классов.
Однако данная методическая разработка представляет собой универсальный план действий, который подойдёт любой возрастной категории школьников. Целевой аудиторией воспитательного мероприятия могут быть учащиеся как начальной школы или среднего звена, так и старшеклассники. Мероприятие продумано и выстроено таким образом, что педагог может самостоятельно адаптировать формы и методы работы под решение своих воспитательных задач и запросов коллектива класса. В этом и состоит главная методическая ценность представленной работы.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы социального педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Процесс работы над проектом является частью деятельности социального педагога по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС и Стратегией развития воспитания в РФ.
Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: обучающихся, их родителей, социального педагога, учителей-предметников, педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога, завуча по воспитательной работе, инспектора ПДН и медработника. Этапы работы над проектом удачно «вписываются» в план воспитательной работы образовательного учреждения и являются его частью.
Продукт проекта, как результат совместной деятельности всех участников воспитательного процесса, оформленный в виде страницы в интернете (мы использовали для этого онлайн доску Padlet), продолжает «работать» и осуществлять воспитательную функцию и в последующие годы обучения. Под тематику рубрик можно подводить и календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры. Онлайн-площадка проекта будет развиваться, учитывая возрастные особенности и интересы подростков.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель воспитательного мероприятия: повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей.
Задачи:
Выявить семейные проблемы, интересы и увлечения через мониторинги с привлечением специалистов образовательного учреждения: педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога.
Организовать онлайн-площадку для совместной деятельности обучающихся, их родителей и педагогов по вопросам воспитания.
Повысить уровень компетенции родителей в вопросах воспитания и организации семейного досуга.
Планируемые результаты:
Создание оптимальных условий для решения проблем семей, психологического комфорта и социальной защищённости каждого обучающегося.
Совместная работа всех участников проекта на онлайн-площадке, формирование позитивного опыта участников в воспитательной коллективной деятельности.
Популяризация лучшего опыта семейного воспитания и сплочение всех участников воспитательного процесса класса через общее коллективное дело.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Основным видом деятельности в подростковом возрасте является общение. Выбранная нами форма организации воспитательного мероприятия - долгосрочный творческий проект, позволяет учитывать этот фактор, а также психологические особенности обучающихся данного возраста и реализовывать системно - деятельный подход в образовании.
Собранные внутри проекта разнообразные виды деятельности делают его интересным и актуальным для всех участников воспитательного процесса.
Современные информационные и педагогические технологии позволяют вовлечь подростков в коллективно-творческое дело воспитательного мероприятия.
Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, педагогика сотрудничества, технология «Портфолио».
Методы формирования сознания: лекция, беседа, пример, объяснение.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: кейс-методы, воспитывающая ситуация.
Приемы воспитания: «акцент на лучшее», «ломка стереотипов», «истории о себе», «общаться по правилам».
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
Проект реализуется в течение всего учебного года и осуществляется одновременно в нескольких направлениях (рубриках), которые представляют собой отдельные мини-проекты с определёнными целями, формами работы и результатами, т. е. имеет образ «проектов в проекте».
Такой подход в реализации коллективно-творческого дела позволяет, на наш взгляд, более эффективно и интересно построить совместную работу участников воспитательного процесса.
К реализации проекта привлекаются такие специалисты школы, как: педагог-библиотекарь, социальный педагог, психолог, учителя-предметники, завуч по воспитательной работе. В случае необходимости можно задействовать и сотрудников ПДН и медработника.
Работа над проектом состоит из пяти основных этапов: подготовительный, организационный, этап реализации проекта, подведения итогов и анализа проведённой воспитательной работы.
Так как итоговое мероприятие проекта представляет собой «семейный» классный час, в форме живого журнала и состоит из отдельных рубрик, то и календарно-тематический план работы над проектом разрабатывается с учетом тематики этих рубрик. Ежемесячно ведется работа с семьёй в направлении сразу нескольких таких разделов. Подбирать тематику рубрик можно индивидуально в зависимости от особенностей класса.
Каждый вид работы сопровождается поддержкой специалиста-тьютера, который направляет и помогает участникам добиться цели.
Результатом работы в рамках каждой рубрики являются накопленные семьей материалы, в виде полезных ссылок на образовательные источники; профессиональные советы и рекомендации от специалистов; творческие проекты в виде презентаций, визитных карточек, сочинений, видеороликов, интервью, рисунков, буклетов, мастер-классов и др.
К моменту организации итогового классного часа будут собраны воедино и систематизированы разнообразные ресурсы, содействующие развитию культуры семейного воспитания, укреплению семьи и сплочению коллектива класса. В том числе будут сохранены и индивидуальные авторские творческие проекты, среди которых и номера художественной самодеятельности.
Перед проведением живого журнала согласовываются с семьями их роли в сценарии мероприятия, распределяются обязанности при подготовке к «семейному» классному часу, изготавливаются пригласительные открытки и сувениры своими руками, оформляются выставки, монтируются видеоролики, делается фоновая презентация в виде журнала с рубриками. Определяются ведущие программы, которыми, по нашему опыту, могут быть родители учеников, например, семейная пара, прожившая в счастливом браке долгие годы.
Участие во всех проектах – добровольное, однако с результатами воспитательной работы, представленными на итоговом мероприятии, необходимо ознакомить все семьи. Полезные материалы, накопленные в процессе реализации «Методика семейного воспитания» получает каждый родитель.
Далее вашему вниманию предлагаем краткое описание основных этапов работы над воспитательным проектом «Методика семейного воспитания».
Подготовительный этап
Для решения воспитательных задач в коллективе класса социальный педагог определяет цель воспитательной работы и наиболее важные на предстоящий учебный год задачи.
На этом этапе педагог-психолог и социальный педагог осуществляют психолого-педагогическую диагностику обучающихся. В результате которой, выясняются особенности данного ученического коллектива, уровень его развития в направлении соответствующем тематике воспитательного мероприятия.
Затем осуществляется этап планирования работы над проектом, определяются участники и их роли, методы, приемы, педагогические технологии для реализации данного мероприятия.
Классный руководитель при поддержке специалиста или самостоятельно создаёт онлайн площадку для совместной работы над проектом, например, доска Padlet или блог.
Организационный этап
Организационный этап включает в себя следующие основные моменты:
Размещение на онлайн-площадке проекта заданий по каждой рубрике.
Знакомство родителей с содержанием и временным регламентом проекта на родительском собрании.
Составление списка семей-участников.
Реализация проекта
Так как каждая рубрика представляет собой отдельный мини – проект, то определяются цели, формы работы и планируемые результаты каждой рубрики, на основе которых в дальнейшем составляется календарно-тематический план работы над воспитательным мероприятием.
Рубрика «Всё начинается с семьи»
Цель: повысить уровень компетенции родителей в вопросах воспитания через консультации специалистов и знакомство с материалами сайтов, блогов по вопросам воспитания, организации семейного досуга, семейного чтения и т.д.
Формы работы:
Мониторинг среди родителей: проблемы, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей, интересы семьи, увлечения, хобби и т.д.
Лекторий с привлечением специалистов образовательного учреждения: педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога.
Составление списка сайтов, освещающих вопросы семейного воспитания, развития детей, организации семейного досуга, культурного просвещения.
|
Результаты:
Размещение материалов лекториев
и архива полезных сайтов на рабочей доске рубрики «Всё начинается с семьи»
Рубрика «Семейное гнёздышко»
Цель: формировать устойчивое положительное отношение к семейным ценностям, воспитывать уважение к опыту старшего поколения своей семьи.
Формы работы:
Круглый стол с учащимися и родителями, обсуждение темы «Признаки счастливой семьи» (участвуют семьи-участники, классный руководитель, социальный педагог, психолог).
Конкурс рисунков «Счастливая семья – это…» (тьютор - учитель ИЗО). Фото рисунков выставляется на рабочей доске рубрики «Семейное гнёздышко»
Интервью с бабушками и дедушками «Семья глазами старшего поколения». Видеозапись выставляется на рабочей доске рубрики «Семейное гнёздышко»
|
Результаты:
Буклет «Признаки счастливой семьи».
Онлайн-выставка рисунков обучающихся.
Галерея видеороликов или аудиозаписей с интервью и песнями о семье.
Рубрика «Семейные династии»
|
Формы работы:
Анкета «Семейные династии».
Составление презентаций
«Славная династия моей семьи», используя материалы семейного архива. Презентации выставляются на рабочей доске рубрики «Семейные династии»
Результаты:
Виртуальный музей «Имя своё прославляй делами»
Рубрика «Традиции и семейные ценности»
Цель: сформировать у обучающихся понимание того, что семейная традиция – основа, объединяющая всех членов семьи, делающая их родными; познакомить с семейными традициями одноклассников.
Формы работы:
Визитная карточка семьи «Традиции моей семьи» в любой форме: коллаж, герб, логотип, страница в социальной сети.
Визитная карточка может включать в себя разделы:
Семейная фотография
Семейные праздники (В эти даты мы всегда собираемся вместе)
Эту вещь хранит моя семья (Семейные реликвии)
Семейный рецепт (Делимся с удовольствием)
Наши путешествия (Вам тоже здесь стоит побывать)
Наши хобби (Полюбуйтесь, что мы умеем делать)
Здесь мы любим бывать вместе, наши любимые учреждения в городе
Моя семья талантами богата
Семейное чтение - наша традиция. (Рекомендуем прочесть и вам)
Визитка семьи размещается на рабочей странице рубрики «Традиции и семейные ценности»
Сочинение на одну из тем «Традиции моей семьи» или «Наши семейные реликвии».
Результаты, которые будут представлены на итоговом мероприятии:
|
Буклет «Семейный рецепт».
Выставка работ «Отчий дом».
Флэш-моб «Моя семья талантами богата».
Галерея визитных карточек семей.
Рубрика «Наши рекорды»
Цель: выявить семьи - рекордсмены в номинациях:
|
«Самая крепкая семья»
«Самая спортивная семья»
«Самая артистичная семья»
«Самая читающая семья»
Результаты:
Сборник «Книга рекордов нашего класса»
Рубрика «Отцы – молодцы»
Цель: вовлечь в воспитательный процесс отцов, активизировать их отцовские чувства, способствовать повышению социального статуса и престижа отцовства.
Формы работы:
Создание «Совета отцов» класса.
Мастер-классы для обучающихся от «Совета отцов».
Оформление плакатов «Мой замечательный папа».
Праздничная акция «Звонок папе» (учащиеся неожиданно для отцов, перед праздником (можно на школьной перемене) звонят своим папам и говорят им слова благодарности и признательности, напоминают отцам о том, как они много для них значат и как они их любят).
|
Результаты:
Фотоотчёты мастер-классов.
Галерея плакатов «Мой замечательный папа».
Рубрика «Слово о маме»
Цель: содействовать воспитанию у обучающихся любви и глубокого уважения к матери, бережного к ней отношения и благодарности.
Формы работы:
Классный час в форме устной газеты «Мама милая моя» (каждый ученик рассказывает о своей маме).
Классный час «Мамочка, улыбнись!» в форме передачи эстафеты добрых дел. (Предварительно обучающиеся получают задание: сделать для мамы доброе дело, которое её обрадует, приятно удивит и вызовет улыбку. На классном часе ребята рассказывают о своих добрых делах, передавая друг другу эстафетную палочку с надписью «Мамочка, улыбнись!»).
|
Конкурс стихов, посвящённый Дню матери.
Результаты:
Видеопоздравление ко Дню матери.
Выставка фото-коллажей «Мы такие разные и всё же…я и мама так похожи!»
Рубрика «Секреты семейного счастья»
Цель: содействовать популяризации лучшего опыта воспитания в семье.
|
Сборник афоризмов о семейном воспитании
и лайфхаки секретов семейного счастья.
Результаты: Буклет «Секреты семейного счастья»
Рубрика «От семьи тропинка к роду и народу»
|
Формы работы:
Создание презентации «Гордость нашей семьи».
Результаты:
Виртуальный музей «История моей семьи
В истории родного края».
Далее из рубрик складывается календарно-тематический план воспитательной работы над проектом. Участие в мероприятиях добровольное, творческий подход и активность учеников и родителей только приветствуются.
Календарно-тематический план работы над проектом «Методика семейного воспитания»
Сентябрь | |
«Всё начинается с семьи» | 1.Старт проекта «Методика семейного воспитания» (тьютор: классный руководитель) 2.Мониторинг среди родителей: проблемы, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей, интересы семьи, увлечения, хобби и т.д. ( психолог) 3.Лекторий для родителей «Семья - как основа духовного здоровья ребёнка» ( классный руководитель, психолог, социальный педагог) 4.Библиотечный урок для обучающихся «Портрет семьи в интерьере времени» ( педагог-библиотекарь) 5.Беседа с инспектором ПДН на тему «Цивилизованно решаем конфликты» ( завуч по воспитательной работе) |
«Семейное гнёздышко» | Круглый стол с учащимися и родителями, обсуждение темы «Признаки счастливой семьи» (участвуют семьи-участники, классный руководитель, социальный педагог, психолог) |
«Традиции и семейные ценности» | Старт раздела для семейного чтения «Читать всегда, читать везде» на рабочей Padlet-странице данной рубрики ( педагог-библиотекарь) |
«Отцы-молодцы!» | Создание «Совета отцов» в классе ( родительский комитет класса) Мастер – класс от Совета отцов «Школа юного туриста» |
Октябрь | |
«Всё начинается с семьи» | 1.Составление списка сайтов, освещающих вопросы семейного воспитания, развития детей, организации семейного досуга, культурного просвещения ( педагог-библиотекарь) 2.Лекторий для родителей «Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной деятельности» ( классный руководитель, психолог) 3.Классный час «Семья – начало всех начал» ( социальный педагог) |
«Семейное гнёздышко» | Видео интервью с бабушками и дедушками «Семья глазами старшего поколения» ( классный руководитель) |
Слово о маме | Классный час в форме устной газеты «Мама милая моя» ( классный руководитель) |
«Семейные династии» | Сбор информации о семейных династиях с помощью анкет ( классный руководитель) |
«Традиции и семейные ценности» | Сочинение на одну из тем «Традиции моей семьи» или «Наши семейные реликвии» (учителя русского языка и литературы) |
«Отцы-молодцы!» | Мастер – класс от Совета отцов «В футбол играют все!» |
Ноябрь | |
Всё начинается с семьи» | 1. Лекторий для родителей «Воспитание дружеских взаимоотношений среди подростков» (классный руководитель, психолог) 2. Беседа с инспектором ПДН на тему «Способность несовершеннолетнего осуществлять свои права и нести ответственность» (социальный педагог) |
«Семейное гнёздышко» | Конкурс рисунков обучающихся «Счастливая семья – это…» (учитель ИЗО) |
«Слово о маме» | Конкурс стихов, посвящённый Дню матери (учитель литературы, классный руководитель) |
«Семейные династии» | Презентация для виртуального музея «Славная династия моей семьи», используя материалы семейного архива (классный руководитель, учитель истории) |
«Традиции и семейные ценности» | Создать визитную карточку семьи «Традиции моей семьи» (классный руководитель) |
«Наши рекорды» | Семейный конкурс на онлайн-площадке «Самые, самые!» (классный руководитель) |
«Отцы-молодцы!» | Мастер – класс от Совета отцов «Подарок для мамы» (классный руководитель, учитель технологии) |
Декабрь | |
«Всё начинается с семьи» | Лекторий для родителей «Воспитание характера у детей» (: социальный педагог, психолог) |
«Семейное гнёздышко» | Музыкальный марафон «Песни о семье» (учитель музыки) |
«Традиции и семейные ценности» | Старт флеш-моба «Моя семья талантами богата» (видеоматериалы с номерами семейной художественной самодеятельности) (классный руководитель, учитель музыки) |
«Отцы-молодцы!» | Конкурс плакатов «Мой замечательный папа» (тьютор: учитель ИЗО) |
«От семьи тропинка к роду и народу» | Презентация «Гордость нашей семьи» для виртуального музея «История моей семьи в истории родного края» (тьютор: учитель истории) |
Январь | |
Всё начинается с семьи» | 1.Лекторий для родителей «Воспитание навыков и привычек культурного поведения» (завуч по воспитательной работе, психолог, классный руководитель) 2.Беседа с инспектором ПДН на тему «Ответственность за нарушения правил поведения в школе и на уроке» (тьютор: социальный педагог) |
«Семейные династии» | Экскурсия по виртуальному музею «Имя своё прославляй делами» (педагог-библиотекарь) |
«Традиции и семейные ценности» | Продолжение флеш-моба «Моя семья талантами богата» (видеоматериалы с номерами семейной художественной самодеятельности) (классный руководитель, учитель музыки) |
«Отцы-молодцы!» | Мастер – класс от Совета отцов «Все на лыжи!» |
«Секреты семейного счастья» | Конкурс буклетов «Секреты семейного счастья» |
«От семьи тропинка к роду и народу» | Экскурсия по рубрике «История моей семьи в истории родного края» |
Февраль | |
«Всё начинается с семьи» | Лекторий для родителей «О половом воспитании детей в семье» (медработник, психолог, классный руководитель) |
«Традиции и семейные ценности» | 1.Мастер-класс от обучающихся «Подарок для папы своими руками» (староста класса) 2.Презентация визитных карточек семей «Традиции моей семьи» (классный руководитель, конференция Zoom) |
«Наши рекорды» | Оформление сборника «Книга рекордов нашего класса» (инициативная группа) |
«Отцы-молодцы!» | Праздничная акция «Звонок папе» (классный руководитель) |
«Секреты семейного счастья» | Оформление фоновой презентации для итогового мероприятия в виде журнала с рубриками, в каждой рубрике – секрет семейного счастья или афоризмы ( родительский комитет) |
Март | |
Всё начинается с семьи» | 1.Лекторий для родителей «Подведение итогов. Вопросы и ответы» ( классный руководитель, социальный педагог, психолог) 2.Систематизация и отбор накопленного материала и оформление подарочного сертификата для каждой семьи с QR – кодом (классный руководитель) |
«Семейное гнёздышко» | 1.Монтаж видеоролика «Интервью с бабушками и дедушками» ( «Совет отцов») 2.Оформление выставки рисунков «Счастливая семья-это…» (инициативная группа) |
«Слово о маме» | Оформление выставки фотоколлажей «Мы такие разные и всё же…я и мама так похожи!» (классный руководитель) |
«Традиции и семейные ценности» | Мастер-класс от обучающихся «Подарок для мамы своими руками» (инициативная группа) Оформление семейных выставок (классный руководитель) |
Проведение итогового мероприятия в форме живого журнала «Семья-источник вдохновенья» |
IV. Подведение итогов
Финальным мероприятием является «семейный» классный час в форме живого журнала «Семья-источник вдохновенья». На этом мероприятии демонстрируются результаты проделанной воспитательной работы, отмечаются лучшие «плоды» каждой рубрики, подводятся итоги, выражается благодарность, звучат поздравления и слова поддержки.
Это мероприятие - праздник, которое показывает всё лучшее, что может быть в семье.
V. Анализ проведённой воспитательной работы
Анализируя работу над проектом «Методика семейного воспитания», социальный педагог определяет: была ли достигнута поставленная цель, решены ли задачи воспитательного мероприятия, отмечаются положительные моменты в проектной работе и то, что вызывало трудности или не получилось, намечаются перспективы позитивного развития коллектива, цель и задачи воспитательной работы в классе на следующий учебный год.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные)
Кадровые ресурсы: учителя-предметники, педагог-библиотекарь, социальный педагог, педагог-психолог, завуч по воспитательной работе, сотрудник ПДН, медработник.
Материально-технические: ПК, проектор, экран, музыкальное оборудование, микрофоны, фото, видео аппаратура, интернет.
Информационные: сайты: «Я родитель», «Дети онлайн», «Растимдетей.рф», «Дети в информационном обществе», «Дом-родословия.рф», «Родители по-умному», портал «Одаренные дети», материалы журнала «Справочник социального педагога». «Библиогид», «ПроДетЛит» (всероссийская энциклопедия детской литературы); сетевой сервис «Padlet»; мессенджер «Viber».
Список литературы:
Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.
Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе: Методика диагностирования семьи учащегося школы. Материалы в помощь педагогу, организующему воспитательную работу с родителями обучающихся. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 20 с.
Круглова Т.Ф. Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской культуры МОУ СОШ № 2 г. Пикалево // Завуч. 2002. № 1. С. 37-66.
Кузьмина Е.В. Моя программа воспитательной работы с классом // Классный руководитель. 2008. № 4. С. 58-65.
Программа тренинговых занятий для старших подростков по подготовке к семейной жизни «Основы семейного благополучия» / Сост. Е.Г. Тонкопеева, С.В. Слесарева, Г.И. Комарова; Под ред. Е.Б. Шашариной, Т.И. Штейн. – Самара: ООО «ОФОРТ», 2007. – 36 с.
Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5-9 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 176 с.
Шепелева Г.Г., Сотникова С.В. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие // Воспитание школьников. 2012. № 5. С. 24-30.
Интернет-ресурсы:
Загладина Х.Т., Карасева Е.О., Харисова Л.А. Григорьев Д.В. Диагностические материалы, определяющие уровень сформированности семейных ценностей у обучающихся и их родителей [Электронный ресурс] : Институт системных исследований и координации социальных процессов. – 2007-2012. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru, свободный.
Метод проектов [Электронный ресурс]: exdat. – 2000-2012. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com, свободный.
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» [Электронный ресурс]: МАОУ Домодедовская гимназия № 5. – 2013- . Режим доступа: http://domgimnaziya5.ru, свободный.