12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Рзаева Елизавета Зохрабовна933
ДЕТИ- ЭТО НАШЕ БУДУЩЕЕ. БУДУЩЕЕ НАШЕЙ СТРАНЫ.
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детский (подростковый) центр «Агнес»

Детский (подростковый) клуб «Импульс»


Воспитание патриотических чувств через музыкальные занятия                                            

Разработчик проекта:

Елизавета Зохрабовна Рзаева

педагог дополнительного

образования


 

Нижний Новгород

2019 г.


 

Введение

Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведение ребенка.


 

«Красота родного края, открывающаяся благодаря

Сказке, фантазии, творчеству- это источник любви

к Родине. Понимание и чувство величия, могущества

Родины приходит к человеку постепенно и имеет

своими истоками красоту.»

В.А.Сухомлинский


 

Детский возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках героев труда, о ратных подвигах наших людей во время войны вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств.

Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны.

Важной частью целостного процесса военно-патриотического воспитания учащихся является военно-патриотическая работа, целью которой ставится формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Цель  

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей через музыку.

Задачи

- воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины;

- Дать и расширить знания воспитанников о родном городе, стране и их: истории, культуре, географии, архитектуре, традициях, достопримечательностях, выдающихся земляках, природе и т. д. ;

- Заложить основы гражданско-патриотической позиции личности;

- Сформировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.


 

Актуальность

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться с Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране». В.В. Путин


 

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в со­временном российском дополнительном образовании является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огром­ное значение в социально-гражданском и духовном развитии лич­ности обучающегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, разви­вается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль пат­риотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.

Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечест­ву, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм, по свой сущности гуманистичен, вклю­чает в себя уважение к другим народам и странам, к их националь­ным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой меж­национальных отношений.

В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений определяются в педа­гогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоин­ство, практическими делами укреплять могущество и независи­мость» И. Ф. Харламов.

   Патриотизм включает в себя:

1.Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, к своей малой Родине;

2. Уважительное отношение к языку, культуре, обычаям и традициям своего  народа:

3. Непрестанную заботу об интересах Родины;

4. Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и  независимости (защита Отечества);

5. Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

6. Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

7. Уважительное отношение к истории Отечества, изучение и знание ее;

8. Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении честно и творчески трудиться, проявить свои способности и направить на дело служения Родине, ее процветание;

9. Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Природа, родители, родственники, Родина, народ — не случай­но однокоренные слова.  По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Патриотические чувства — а это, в первую очередь, любовь к Родине, верность ее интересам — высшие, имеют нравственный, интеллектуальный, эстетический и практический контексты, состав­ляют эмоционально-чувственную сторону и в патриотических убеж­дениях и установках, и в патриотических позициях школьников.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для раз­вития патриотизма не ограничивается стенами дополнительного образования. Боль­шую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, обществен­ные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные ор­ганизации, учреждения здравоохранения, правоохранительные ор­ганы, военные организации, учреждения социальной защиты населе­ния, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения.

По-настоящему переживают дети  чувства привязанности к своей родной земле, когда сами включаются в практическую  работу, участвуют в выставках и конкурсах по патриотическому воспитанию, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Например, учащиеся объединения «Мажоринки» регулярно принимают участие в районных и городских конкурсах г. Н. Новгорода посвященных Дню Защитника отечества, акциях милосердия, Дню пожилого человека, дню детей-инвалидов.

В последнее время в стране активизировалась работа по пат­риотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поко­ления, надо сказать, что это направле­ние деятельности никогда полностью  «не уходило» из школы. Однако в 90-е годы XX в. оно не было в полной мере востребовано обществом, государством. С принятием Правительст­вом Российской Федерации государственной программы «Патрио­тическое воспитание граждан РФ» общественные институты, шко­ла получили серьезную законодательную основу для организации деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколе­ния, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за моло­дежь надо бороться, не жалея средств и сил. Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, мы можем быть уверены в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государст­венный подход каждого педагога к  делу воспитания молодежи.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципаль­ных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направлен­ности — «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Роди­не, семье». Одновременно в законе отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и граж­данственности, должно обеспечивать: адекватный мировому уро­вень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему об­щество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Итак, патриотическое воспитание в процессе обучения предполага­ет не только правильное  ус­воение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования соци­ально направленного, личностного отношения учащихся к усваи­ваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь.

Изменения, которые происходят в российском обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений. Все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «интернационализм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность».

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.

«Главные задачи современного дополнительного образования - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Литература:

1. Федеральный закон 2Об образовании в Российской федерации» № 283-ФЗ. - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Арябкина И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода. Теоретические аспекты. Монография. - М., 2010. – 184 с.

3. Арябкина И.В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя//Педагогика искусства. 2017. №3. С. 79-87.

4. Архипов О.Н. Кодекс патриотизма//Тюменский клуб патриотической мысли. – http://www.tkpm72.org/articles?id=32

5. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Управление ДОУ. 2006 № 8.

6. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской. – Москва: Сфера, 2006

7. Корнилаева Л. В., Комнатная Ю. С. Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 159-161. — URL https://moluch.ru/archive/178/46064/ (дата обращения: 26.02.2019)

8. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2004.

9. Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Микрюков Василий Юрьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].– Москва, 2015.– 315 с.: ил.

10. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.Управление ДОУ. 2015 № 1.

11. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2017

12. Новицкая М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003

13. Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» – http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/voen.php

14. Положение о Московском городском конкурсе проектных разработок и творческих работ и детей и молодёжи «Нет фашизму!» – http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=81&prjid=312; сайт Конкурса – www.netfashizmu.ru

15. Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях// Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции/ Под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. – Магнитогорск: МГТУ, 2005. – 131 с.

Обучающая деятельность

История Руси.


 


 


 


 


 


 


 

Занятия на тему «Родина - отчизна наша»


 

Концертная деятельность

Концерт памяти Великой Отечественной Войне. Библиотека им. Зайцева


 

 


 


 

Городской конкурс патриотической песни «Внуки Победы»


 


 


 

Праздничный концерт «С Днём Победы!»


 

Городской фестиваль-конкурс патриотической песни «Звени, отваги колокол»


 


 

Концерт Дню Великой Победы. Библиотека им. Ленинского Комсомола.


 


 

Праздничный концерт посвященный 23 февраля.

Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.