Внеклассное мероприятие «Воспитание патриотических чувств через музыкальные занятия»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детский (подростковый) центр «Агнес»
Детский (подростковый) клуб «Импульс»
Воспитание патриотических чувств через музыкальные занятия
Разработчик проекта:
Елизавета Зохрабовна Рзаева
педагог дополнительного
образования
Нижний Новгород
2019 г.
Введение
Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведение ребенка.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря
Сказке, фантазии, творчеству- это источник любви
к Родине. Понимание и чувство величия, могущества
Родины приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту.»
В.А.Сухомлинский
Детский возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках героев труда, о ратных подвигах наших людей во время войны вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств.
Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны.
Важной частью целостного процесса военно-патриотического воспитания учащихся является военно-патриотическая работа, целью которой ставится формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Цель
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей через музыку.
Задачи
- воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины;
- Дать и расширить знания воспитанников о родном городе, стране и их: истории, культуре, географии, архитектуре, традициях, достопримечательностях, выдающихся земляках, природе и т. д. ;
- Заложить основы гражданско-патриотической позиции личности;
- Сформировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Актуальность
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться с Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране». В.В. Путин
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном российском дополнительном образовании является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.
Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм, по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» И. Ф. Харламов.
Патриотизм включает в себя:
1.Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, к своей малой Родине;
2. Уважительное отношение к языку, культуре, обычаям и традициям своего народа:
3. Непрестанную заботу об интересах Родины;
4. Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
5. Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
6. Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
7. Уважительное отношение к истории Отечества, изучение и знание ее;
8. Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении честно и творчески трудиться, проявить свои способности и направить на дело служения Родине, ее процветание;
9. Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Природа, родители, родственники, Родина, народ — не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотические чувства — а это, в первую очередь, любовь к Родине, верность ее интересам — высшие, имеют нравственный, интеллектуальный, эстетический и практический контексты, составляют эмоционально-чувственную сторону и в патриотических убеждениях и установках, и в патриотических позициях школьников.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами дополнительного образования. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения.
По-настоящему переживают дети чувства привязанности к своей родной земле, когда сами включаются в практическую работу, участвуют в выставках и конкурсах по патриотическому воспитанию, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Например, учащиеся объединения «Мажоринки» регулярно принимают участие в районных и городских конкурсах г. Н. Новгорода посвященных Дню Защитника отечества, акциях милосердия, Дню пожилого человека, дню детей-инвалидов.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения, надо сказать, что это направление деятельности никогда полностью «не уходило» из школы. Однако в 90-е годы XX в. оно не было в полной мере востребовано обществом, государством. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили серьезную законодательную основу для организации деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств и сил. Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, мы можем быть уверены в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания молодежи.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности — «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Одновременно в законе отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Итак, патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное усвоение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь.
Изменения, которые происходят в российском обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений. Все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «интернационализм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность».
Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.
«Главные задачи современного дополнительного образования - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.
Литература:
1. Федеральный закон 2Об образовании в Российской федерации» № 283-ФЗ. - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Арябкина И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода. Теоретические аспекты. Монография. - М., 2010. – 184 с.
3. Арябкина И.В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя//Педагогика искусства. 2017. №3. С. 79-87.
4. Архипов О.Н. Кодекс патриотизма//Тюменский клуб патриотической мысли. – http://www.tkpm72.org/articles?id=32
5. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Управление ДОУ. 2006 № 8.
6. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской. – Москва: Сфера, 2006
7. Корнилаева Л. В., Комнатная Ю. С. Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 159-161. — URL https://moluch.ru/archive/178/46064/ (дата обращения: 26.02.2019)
8. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2004.
9. Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Микрюков Василий Юрьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].– Москва, 2015.– 315 с.: ил.
10. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.Управление ДОУ. 2015 № 1.
11. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2017
12. Новицкая М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003
13. Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» – http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/voen.php
14. Положение о Московском городском конкурсе проектных разработок и творческих работ и детей и молодёжи «Нет фашизму!» – http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=81&prjid=312; сайт Конкурса – www.netfashizmu.ru
15. Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях// Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции/ Под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. – Магнитогорск: МГТУ, 2005. – 131 с.
Обучающая деятельность
История Руси.
Занятия на тему «Родина - отчизна наша»
Концертная деятельность
Концерт памяти Великой Отечественной Войне. Библиотека им. Зайцева
Городской конкурс патриотической песни «Внуки Победы»
Праздничный концерт «С Днём Победы!»
Городской фестиваль-конкурс патриотической песни «Звени, отваги колокол»
Концерт Дню Великой Победы. Библиотека им. Ленинского Комсомола.
Праздничный концерт посвященный 23 февраля.