Внеклассное мероприятие «Воспитание патриотических чувств через музыкальные занятия»

6
0
Материал опубликован 10 March 2019 в группе

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детский (подростковый) центр «Агнес»

Детский (подростковый) клуб «Импульс»


Воспитание патриотических чувств через музыкальные занятия                                            

Разработчик проекта:

Елизавета Зохрабовна Рзаева

педагог дополнительного

образования


 

Нижний Новгород

2019 г.


 

Введение

Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведение ребенка.


 

«Красота родного края, открывающаяся благодаря

Сказке, фантазии, творчеству- это источник любви

к Родине. Понимание и чувство величия, могущества

Родины приходит к человеку постепенно и имеет

своими истоками красоту.»

В.А.Сухомлинский


 

Детский возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках героев труда, о ратных подвигах наших людей во время войны вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств.

Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны.

Важной частью целостного процесса военно-патриотического воспитания учащихся является военно-патриотическая работа, целью которой ставится формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Цель  

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей через музыку.

Задачи

- воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины;

- Дать и расширить знания воспитанников о родном городе, стране и их: истории, культуре, географии, архитектуре, традициях, достопримечательностях, выдающихся земляках, природе и т. д. ;

- Заложить основы гражданско-патриотической позиции личности;

- Сформировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.


 

Актуальность

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться с Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране». В.В. Путин


 

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в со­временном российском дополнительном образовании является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огром­ное значение в социально-гражданском и духовном развитии лич­ности обучающегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, разви­вается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль пат­риотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.

Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечест­ву, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм, по свой сущности гуманистичен, вклю­чает в себя уважение к другим народам и странам, к их националь­ным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой меж­национальных отношений.

В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений определяются в педа­гогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоин­ство, практическими делами укреплять могущество и независи­мость» И. Ф. Харламов.

   Патриотизм включает в себя:

1.Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, к своей малой Родине;

2. Уважительное отношение к языку, культуре, обычаям и традициям своего  народа:

3. Непрестанную заботу об интересах Родины;

4. Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и  независимости (защита Отечества);

5. Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

6. Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

7. Уважительное отношение к истории Отечества, изучение и знание ее;

8. Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении честно и творчески трудиться, проявить свои способности и направить на дело служения Родине, ее процветание;

9. Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Природа, родители, родственники, Родина, народ — не случай­но однокоренные слова.  По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Патриотические чувства — а это, в первую очередь, любовь к Родине, верность ее интересам — высшие, имеют нравственный, интеллектуальный, эстетический и практический контексты, состав­ляют эмоционально-чувственную сторону и в патриотических убеж­дениях и установках, и в патриотических позициях школьников.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для раз­вития патриотизма не ограничивается стенами дополнительного образования. Боль­шую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, обществен­ные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные ор­ганизации, учреждения здравоохранения, правоохранительные ор­ганы, военные организации, учреждения социальной защиты населе­ния, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения.

По-настоящему переживают дети  чувства привязанности к своей родной земле, когда сами включаются в практическую  работу, участвуют в выставках и конкурсах по патриотическому воспитанию, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Например, учащиеся объединения «Мажоринки» регулярно принимают участие в районных и городских конкурсах г. Н. Новгорода посвященных Дню Защитника отечества, акциях милосердия, Дню пожилого человека, дню детей-инвалидов.

В последнее время в стране активизировалась работа по пат­риотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поко­ления, надо сказать, что это направле­ние деятельности никогда полностью  «не уходило» из школы. Однако в 90-е годы XX в. оно не было в полной мере востребовано обществом, государством. С принятием Правительст­вом Российской Федерации государственной программы «Патрио­тическое воспитание граждан РФ» общественные институты, шко­ла получили серьезную законодательную основу для организации деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколе­ния, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за моло­дежь надо бороться, не жалея средств и сил. Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, мы можем быть уверены в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государст­венный подход каждого педагога к  делу воспитания молодежи.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципаль­ных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направлен­ности — «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Роди­не, семье». Одновременно в законе отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и граж­данственности, должно обеспечивать: адекватный мировому уро­вень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему об­щество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Итак, патриотическое воспитание в процессе обучения предполага­ет не только правильное  ус­воение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования соци­ально направленного, личностного отношения учащихся к усваи­ваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь.

Изменения, которые происходят в российском обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений. Все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «интернационализм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность».

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.

«Главные задачи современного дополнительного образования - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Литература:

1. Федеральный закон 2Об образовании в Российской федерации» № 283-ФЗ. - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Арябкина И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода. Теоретические аспекты. Монография. - М., 2010. – 184 с.

3. Арябкина И.В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя//Педагогика искусства. 2017. №3. С. 79-87.

4. Архипов О.Н. Кодекс патриотизма//Тюменский клуб патриотической мысли. – http://www.tkpm72.org/articles?id=32

5. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Управление ДОУ. 2006 № 8.

6. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской. – Москва: Сфера, 2006

7. Корнилаева Л. В., Комнатная Ю. С. Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 159-161. — URL https://moluch.ru/archive/178/46064/ (дата обращения: 26.02.2019)

8. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2004.

9. Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Микрюков Василий Юрьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].– Москва, 2015.– 315 с.: ил.

10. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.Управление ДОУ. 2015 № 1.

11. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2017

12. Новицкая М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003

13. Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» – http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/voen.php

14. Положение о Московском городском конкурсе проектных разработок и творческих работ и детей и молодёжи «Нет фашизму!» – http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=81&prjid=312; сайт Конкурса – www.netfashizmu.ru

15. Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях// Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции/ Под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. – Магнитогорск: МГТУ, 2005. – 131 с.

Обучающая деятельность

История Руси.


 


 


 


 


 


 


 

Занятия на тему «Родина - отчизна наша»


 

Концертная деятельность

Концерт памяти Великой Отечественной Войне. Библиотека им. Зайцева


 

 


 


 

Городской конкурс патриотической песни «Внуки Победы»


 


 


 

Праздничный концерт «С Днём Победы!»


 

Городской фестиваль-конкурс патриотической песни «Звени, отваги колокол»


 


 

Концерт Дню Великой Победы. Библиотека им. Ленинского Комсомола.


 


 

Праздничный концерт посвященный 23 февраля.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации