Урок литературы в 10 классе «Сопоставительный анализ писем Марии Болконский и Жюли Карагиной в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир"»
Сопоставительный анализ писем
Марии Болконский и Жюли Карагиной в романе-эпопее
Л.Н. Толстого «Война и мир»
Авторы учител МБОУ Одинцовская СОШ №5 Синяева М.А., Дмитриенко В.Н.
В главах об укладе жизни князя Николая Болконского автор предлагает нашему вниманию два письма приятельниц, друживших с детства, Жюли Карагиной и Марии Болконской.
И письмо Жюли, и ответ княжны Марьи написаны на французском языке, в соответствии с укладом светского общества начала 19 века, поэтому не сильно привлекают внимание. Прочитав письма, можно сделать неожиданный вывод. Охарактеризовать человека могут не только поступки, но и мысли.
В тексте писем можно выделить 5 тем, которые затрагивает и Жюли, и Мария.
Во-первых, это описание своих чувств и эмоций. Жюли очень напыщенно возвеличивает то, что она чувствует вдали от Марии «моё сердце возмущается против судьбы…». За этими громкими фразами нет искренности, одна фальшь.
Зато Мария очень сдержанно отвечает, что ей разлуку и переживания помогает пережить спокойная (а не бурная, как у Жюли) христианская любовь к людям.
Вторая тема – размышление о войне. Ж. Карагина никакого отношения к войне не имеет, но берёт на себя роль оценивать как император России «намерен сам подвергнуть свое драгоценное существование», так и Наполеона «корсиканское чудовище, которое возмущает спокойствие Европы». Но за этими пафосными восклицаниями лишь сожаление, что молодой ухажёр уйдет на войну. Её не волнуют ни проблемы государства, ни устройство мира.
Мария Болконская о войне говорит в конце письма. И то к слову, когда упоминает о брате: он не задержится в имении, а отправится на войну. Хотя её отец только и говорит о походах, Мария не берется оценивать, потому что ничего не понимает. Но она видит, как война несёт горе «надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети…»
Затем Жюли переходит к рассказу о смерти графа Безухова. И в теме смерти находит над чем посмеяться: не всем досталось наследство, Пьер - потешный жених может посвататься и к ней. То есть переживаний по поводу смерти человека никаких! Зато в словах Марии мы слышим переживание за смерть «представителя великого века». Княжна Марья отвечает: «Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях». Мария посочувствовала Пьеру «сколько искушений надо пройти».
Следующая тема письма - планируемое сватовство Анатоля Курагина к княжне Марье. Мы уже знакомы с Анатолием Курагиным и его семейством, поэтому предполагаем злой умысел этого сватовства. Но Жюли, называя себя подругой, как будто бы предупреждает. В двух предложениях говорит о нем «хотят женить на богатой невесте, … очень хорош и большой повеса». Как будто бы предупредила. Или прорекламировала? Мария Болконская удивила своим ответом. Она пишет, что брак есть «божественное установление, которому нужно подчиняться», и она готова подчиниться: стать женой и матерью. Вот так просто и лаконично, в отличии от Жюли, которая с усердием восхваляла Николая Ростова, мне кажется, не испытывая к нему ничего.
Еще одна тема - отношение к книгам. Последние строки письма были о книге «Ключ таинства». Курагина присылает очень популярную книгу, но кокетливо намекает, что не все её поймут. Мария благодарит за подарок и спрашивает, зачем читать непонятные книги, от которых никакой пользы.
Вот странно: письма девушек очень похожи одно на другое. Казалось бы, тот же возвышенный язык, те же поэтические фразы. Но в письме Жюли — болтовня, легкомыслие, сплетни; в письме княжны Марьи — никакой суетности: душевная чистота, спокойствие и ум.
Так что же общего между нею и Жюли? Конечно, ничего, кроме детских воспоминаний и разлуки, еще подогревающей прежнюю дружбу. По-разному сложатся судьбы подруг, но уже сейчас нам ясно то, чего обе они не понимают: эти две девушки — чужие друг другу, потому что Жюли, как все в свете, как маленькая княгиня Болконская, довольна собой. Княжна Марья умеет судить себя, сдерживать и ломать себя, в себе искать причины своих неудач — ее сердце готово ко всем чувствам, какие дано испытать человеку, — и она испытает их, в отличие от Жюли.
Суслопарова Людмила Юрьевна
Марина Александровна Синяева