12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нестерова Наталья Юрьевна28
Россия, Московская обл., Люберцы



Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 2»

Люберецкий филиал

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК ________________

Протокол заседания № ___________

от «_____» __________________

Председатель ___________/Лифанчикова Т.А.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия


по учебной дисциплине «Информатика»

Тема: «Excel: Сортировка и фильтрация данных из списка»

Специальность 33.02.01. Фармация



Разработала: Нестерова Н.Ю.

Преподаватель информатики








Люберцы 2020








Содержание


страницы

Пояснительная записка

3

Интегральные (междисциплинарные) связи

4-5

Технологическая карта

6

Мотивация

9

Информационный блок

9-11

Практическое задание

11

Домашнее задание

12

Оценочный лист

14






































Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия по теме:

«Excel: Сортировка и фильтрация данных из списка» предназначена для работы со студентами, осваивающими дисциплину «Информатика».

Методическая разработка составлена  в соответствии с рабочей программой по специальности 33.02.01. «Фармация»

Цель создания методической разработки - сформировать умение использовать и внедрять современные прикладные программные средства (табличный процессор MSExcel) в профессиональной деятельности.

  Методическая разработка включает в себя: пояснительную записку, методический блок, информационный блок,  блок контроля и приложения.

В методическом блоке  представлены рекомендации по работе с методической разработкой, дан список литературы,  составлена хронологическая карта занятия (в хронологической карте занятия отражены этапы занятия, цели,  формы и виды деятельности преподавателя и студентов, указано примерное время для каждого этапа).

С целью облегчения процесса обучения  в информационном блоке изложена терминология темы в виде опорного конспекта и приложений.

В блок контроля  включены: задание для определения знаний исходного уровня в виде фронтального опроса, постановка проблемных вопросов перед изучением нового материала и ответы на них после усвоения новой темы- контрольные вопросы .

Методическая разработка содержит цели, которые должен выполнить студент после окончания занятия. Достижение цели может быть проверено в течение занятия на этапе изложения нового материала в процессе беседы, на этапе закрепления материала. Для достижения поставленных целей используются различные образовательные технологии:

-информационно- компьютерные технологии (использование компьютера, презентаций)

-технологии проблемного обучения(постановка проблемного вопроса или проблемное задание, поиск решения проблемы, проверка правильности решения проблемы, выводы по решению проблем.

Обеспечение занятия включает документальное, методическое, материальное и техническое (визуальное) оснащение.


Подведение итогов занятия требует от преподавателя максимально объективной оценки деятельности каждого студента.















МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Дисциплины обеспечивающие


t1611208818aa.gif





Тема: « Сортировка и фильтрация данных из списка»


ЕН01 Информатика










Дисциплины обеспечиваемые


ОУД. Образовательно – учебные дисциплины

ОУД.1 Русский язык

ОУД.2 Английский язык

ОУД.3 Математика

ОУД.8 Физика

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП.02. Анатомия и физиология человека

ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии

ОП.07. Фармакология

Профессиональные модули:

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение

МДК.01.02. Основы профилактики

МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению


ПМ.02 Участиевлечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях


ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

МДК.03.01. Основы реаниматологии

МДК.03.02. Медицина катастроф

ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.


























Технологическая карта занятия

Тема:« Excel: Сортировка и фильтрация данных из списка»

Занятие №. 10

Место проведения занятия: кабинет информатики .

Форма проведения и тип занятия: практическое.

4.Цели занятия: Освоить приемы сортировки, фильтрации и поиска данных в программе MS Excel для решения профессиональных задач

Учебные:

дать представление о возможностях табличного процессора MS Excel в области сортировки и фильтрации больших объемов данных;

рассмотреть возможности использования табличного процессора MS Excel на примере заданий имеющих профессиональный характер;

сформировать навыки сортировки, фильтрации и поиска данных в программе MS Excel.

Развивающие:

способствовать развитию логического мышления,

развитию памяти,

внимательности, наблюдательности

способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к учебной деятельности.

Тип учебного занятия: практическое занятие

Форма обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.

Средства обучения: ПК, проектор, раздаточный материал.

Методические: учебно-методическая разработка, презентация, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.

Список используемых источников:

Жукова, Е. Л. Информатика: Учебное пособие. [Текст] / Жукова, Е. Л., Бурда Е. Г. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2019. – 272 с.

Калабухова, Г.В. , Титов, В.М. Компьютерный практикум по информатике. Офисные технологии: учеб.пособие [Текст] – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. – 336 с.: ил. – (Высшее образование).

Михеева, Е. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. сред.проф. образования [Текст] / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 192 с.

Омельченко, В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник [Текст] / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 588 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)

Ход занятия



п/п

Этапы занятия

Время (мин.)

Методы обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

1.

Организационный момент.

5


Организация занятия: контроль внешнего вида, готовности к занятию; оформление журнала учебных занятий;

Готовится к занятию.

2.

Мотивация учебной деятельности

10

беседа

Сообщает студентам тему, цели и план занятия. Раскрывает важность и значимость темы, мотивирует студентов на восприятие новой информации, на активную деятельность. Разъясняет критерии оценок согласно оценочному листу.

Записывают в тетради тему и цели занятия. Настраиваются на учебную деятельность по приобретению новых знаний.

3.

Актуализация опорных знаний и умений.

10

Репродуктивный


Организует работу студентов на этапе исходного контроля знаний в виде фронтального опроса. Корректирует ответы студентов; систематизирует их знания по данной теме. Оценивает работу каждого студента. Ставит проблемные вопросы по новой теме.

Выполняют задания №1 Отвечают на вопросы, обсуждают их, корректируют и дополняют ответы. Заполняют оценочный лист.

4.

Изучение нового материала.

30

Объясни-тельно-иллюстративный

Излагает новый материал

Слушает, записывает, запоминает

усваевает.

5.

Практическое задание на компьютере

23

компьютерные технологии

Контролирует правильность выполнения заданий

Выполняют задания

6.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

10

беседа.

Предлагает каждому студенту оценить степень усвоения изученного материала в видеответов на проблемные вопросы и тестового контроля.

Выполняет задание №2 и№3 анализирует допущенные ошибки, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

6.

Домашнее задание.

2

Объяснительно-иллюстративный

Оценивает работу группы, выставляет оценки за занятие и комментирует их, задает задание для подготовки к следующей теме.

Записывает задание для подготовки к следующей теме.


















Практическая работа

Ход работы:



Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

Актуализация.

Какие возможности вы уже рассмотрели?

Какие арифметические действия есть в экселе, как они записываются.

Какие существуют правила записи ( = , скобки, не само значение, а адрес ячейки)

Типы данных (общий, числовой, текстовый, денежный, финансовый, дата, время, процентный)

Математические (ABS, COS, ACOS, LOG, LN, EXP, ОКРУГЛ, КОРЕНЬ, НОД, НОК, СТЕПЕНЬ и т.д.)

Логические функции (И,ИЛИ, ЛОЖЬ, ИСТИНА, НЕ, ЕСЛИ, ЕСЛИОШИБКА)


Мотивация. Сортировка и фильтры используются для удобного представления и быстрого поиска необходимых данных в таблице, их эффективного анализа, определения закономерностей и пр.

Основная часть.

А теперь попробуйте отгадать, какие возможности Excel мы должны сегодня научимся использовать? Для этого подумайте, что общего у следующих слов, которые представлены на картинках:

t1611208818ab.jpg

t1611208818ac.png

сортировка

фильтрация

(ответ: сортировка и фильтрация данных).

2. Итак, запишем тему урока с тетрадь

Практическая работа № 10

Тема: Табличный процессор Microsoft Excel: сортировка и фильтрация данных.

Информационный блок

Фильтрация данных – это выбор данных, соответствующих какому-либо условию, критерию.

Фильтрация в MS Excel выполняется из вкладки Данные \ раздел Сортировка и фильтр двумя способами:

с помощью команды Фильтр;

с помощью команды Дополнительно (Расширенный фильтр).

 Фильтр

Фильтрация позволяет выбрать критерий отбора из предлагаемых в приложении для каждого столбца отдельно. Для этого нужно раскрыть список [▼] в названия каждого столбца и поставить галочку для критерия. В результате в таблице остаются только строки, удовлетворяющие критериям.

Список критериев для каждого столбца содержит следующие варианты критериев:

▪ все – выбираются все записи поля;

▪ первые 10 – появляется окно Наложение условия по списку, в котором выбираются количество выводимых записей (наибольших или наименьших) в элементах списка или процентах от количества элементов;

▪ значения – отфильтровываются только записи, содержащие в данном столбце указанное значение;

▪ условие – нажать кнопку списка, выбрать Текстовые фильтры \ Настраиваемый фильтр - пользователь формирует условие отбора в окне Пользовательский автофильтр (равно, больше, …И, ИЛИ…) и записи фильтруются по этому условию.

Отмена результата фильтрации (для поля) выполняется либо повторной фильтрацией по критерию Все, либо – для всего списка – повторным вводом команды Данные \ Фильтр.


Расширенный фильтр

Расширенный фильтр задаётся командой Данные \ Дополнительно в окне

Расширенный фильтр.

При этом используется два типа критериев для фильтрации записей:

критерий сравнения;

вычисляемый критерий.

Если критерий формируется в нескольких полях (столбцах), то его называют множественным критерием (поэтому фильтр называется расширенным).

Особенностью расширенного фильтра является то, что критерии отбора данных формируются вне таблицы и производится в 2 этапа:

1) Сначала формируется диапазон условия (область критерия) в отдельном блоке ячеек листа MS Excel – вне таблицы БД, на свободном месте Листа.

2) Затем командой Данные \ Дополнительно в окне Расширенный фильтр выполняется фильтрация записей списка по сформированному вне таблицы множественному критерию.

3. Открываем программу MS Excel.

а) Создайте таблицу в соответствие с образцом, приведенным на рисунке. Сохраните ее под названием «Фильтрация данных».

ФИО

ДОКУМЕНТЫ

СПРАВКА

ОТЧЕТ

ДОГОВОР

АКТ

ТЕЛЕГРАММА

ЗАЯВЛЕНИЯ

ПРОТОКОЛ

1

Иванова

 

 

 

+

+

 

+

2

Петрова

 

 

 

+

+

 

+

3

Лисина

 

 

 

+

+

 

+

4

Дорофеева

 

+

 

+

+

 

+

5

Сидорова

+

+

 

+

+

 

+

6

Листьева

+

+

 

 

+

 

+

7

Кузина

+

+

 

 

+

 

+

 

б) Установите курсор внутри таблицы данных.

в) Выполним команду Данные/Сортировка.

Отсортируем Фамилии по возрастанию.

г) Далее отфильтруем данные таким образом, что бы программа выдавала Фамилии тех, кто сдал документы (+).

е) Установите курсор внутри таблицы данных. Выполните команду Данные/Фильтр.

ж) У каждой ячейки заголовка таблицы появилась кнопка «стрелка вниз», она не выводится на печать, позволяющая задать критерий фильтра. Мы хотим оставить все записи с "+".

t1611208818ad.png

Вместо полного списка, мы получим список сданных документов "+".

Для того, чтобы снова увидеть весь перечень, нужно Снять фильтр.


Контрольные вопросы

Дать определение понятию «список».
{
Список – способ хранения данных в таблице, совокупность поименованных строк, содержащих однородные данные (набор строк таблицы, содержащий связанные данные, например базу данных аптек или набор адресов и телефонов пациентов)}

Перечислить требования к оформлению списков.
{
• на листе рабочей книги может размещаться только один список;

если на этом листе размещаются данные, не входящие в список, то их должны отделять от списка не менее одного пустого столбца и одной пустой строки;

первая строка списка должна содержать заголовки столбцов;

оформление заголовков столбцов должно отличаться от данных, для этого используется их выделение с помощью шрифта, выравнивания, форматов и рамок;

во всех ячейках столбца размещаются однотипные данные, при этом используется один формат;

перед содержимым ячейки не должно быть пробелов.}

Дать определение понятию «сортировка»
{
Сортировка – расположение данных на листе в определенном порядке}.

Описать технологию сортировки записей в списках

Описать технологию создания «промежуточных итогов».

Описать технологию отбора записей с помощью Автофильтра.

Описать технологию отбора записей с помощью Расширенного фильтра.


Домашнее задание

1. Самостоятельно создайте таблицу "Пропуски занятий"

ФИО

Понедельник

Вторник

Пятница

Число пропусков

 

 

1п

2п

3п

1п

2п

3п

4п 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

нб

 

нб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

нб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

нб

 

нб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

нб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2. На свое усмотрение проставьте пропуски занятий

3. Произведите сортировку данных по столбцу ФИО в порядке возрастания.

3. Произведите фильтрацию по пропускам:

- по дням недели;

-по каждой паре;

- покажите студентов, у которых число пропусков больше 10 за неделю.























































Критерии оценки

«5» – 100% (точность и правильность оформления таблиц при выполнении всех упражнений);

«4» – 80-90% (точность оформления таблиц при выполнении 1 упражнения и 2 второго упражнения);

«3» – 70% (правильность оформления таблиц при выполнении первого упражнений);

«2» – менее 70% (точность оформления таблиц при выполнении первого упражнения ).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.