Практическое занятие по информатике «Сортировка и фильтрация списков Exel»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 2»
Люберецкий филиал
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК ________________
Протокол заседания № ___________
от «_____» __________________
Председатель ___________/Лифанчикова Т.А.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
по учебной дисциплине «Информатика»
Тема: «Excel: Сортировка и фильтрация данных из списка»
Специальность 33.02.01. Фармация
Разработала: Нестерова Н.Ю.
Преподаватель информатики
Люберцы 2020
№ | | страницы |
Пояснительная записка | 3 | |
Интегральные (междисциплинарные) связи | 4-5 | |
Технологическая карта | 6 | |
Мотивация | 9 | |
Информационный блок | 9-11 | |
Практическое задание | 11 | |
Домашнее задание | 12 | |
Оценочный лист | 14 |
Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия по теме:
«Excel: Сортировка и фильтрация данных из списка» предназначена для работы со студентами, осваивающими дисциплину «Информатика».
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по специальности 33.02.01. «Фармация»
Цель создания методической разработки - сформировать умение использовать и внедрять современные прикладные программные средства (табличный процессор MSExcel) в профессиональной деятельности.
Методическая разработка включает в себя: пояснительную записку, методический блок, информационный блок, блок контроля и приложения.
В методическом блоке представлены рекомендации по работе с методической разработкой, дан список литературы, составлена хронологическая карта занятия (в хронологической карте занятия отражены этапы занятия, цели, формы и виды деятельности преподавателя и студентов, указано примерное время для каждого этапа).
С целью облегчения процесса обучения в информационном блоке изложена терминология темы в виде опорного конспекта и приложений.
В блок контроля включены: задание для определения знаний исходного уровня в виде фронтального опроса, постановка проблемных вопросов перед изучением нового материала и ответы на них после усвоения новой темы- контрольные вопросы .
Методическая разработка содержит цели, которые должен выполнить студент после окончания занятия. Достижение цели может быть проверено в течение занятия на этапе изложения нового материала в процессе беседы, на этапе закрепления материала. Для достижения поставленных целей используются различные образовательные технологии:
-информационно- компьютерные технологии (использование компьютера, презентаций)
-технологии проблемного обучения(постановка проблемного вопроса или проблемное задание, поиск решения проблемы, проверка правильности решения проблемы, выводы по решению проблем.
Обеспечение занятия включает документальное, методическое, материальное и техническое (визуальное) оснащение.
Подведение итогов занятия требует от преподавателя максимально объективной оценки деятельности каждого студента.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Дисциплины обеспечивающие | Тема: « Сортировка и фильтрация данных из списка» ЕН01 Информатика | Дисциплины обеспечиваемые |
ОУД. Образовательно – учебные дисциплины ОУД.1 Русский язык ОУД.2 Английский язык ОУД.3 Математика ОУД.8 Физика | ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии ОП.07. Фармакология Профессиональные модули: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение МДК.01.02. Основы профилактики МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению | |
| ||
ПМ.02 Участиевлечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях | ||
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях МДК.03.01. Основы реаниматологии МДК.03.02. Медицина катастроф ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными. |
Технологическая карта занятия
Тема:« Excel: Сортировка и фильтрация данных из списка»
Занятие №. 10
Место проведения занятия: кабинет информатики .
Форма проведения и тип занятия: практическое.
4.Цели занятия: Освоить приемы сортировки, фильтрации и поиска данных в программе MS Excel для решения профессиональных задач
Учебные:
дать представление о возможностях табличного процессора MS Excel в области сортировки и фильтрации больших объемов данных;
рассмотреть возможности использования табличного процессора MS Excel на примере заданий имеющих профессиональный характер;
сформировать навыки сортировки, фильтрации и поиска данных в программе MS Excel.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления,
развитию памяти,
внимательности, наблюдательности
способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к учебной деятельности.
Тип учебного занятия: практическое занятие
Форма обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.
Средства обучения: ПК, проектор, раздаточный материал.
Методические: учебно-методическая разработка, презентация, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Список используемых источников:
Жукова, Е. Л. Информатика: Учебное пособие. [Текст] / Жукова, Е. Л., Бурда Е. Г. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2019. – 272 с.
Калабухова, Г.В. , Титов, В.М. Компьютерный практикум по информатике. Офисные технологии: учеб.пособие [Текст] – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. – 336 с.: ил. – (Высшее образование).
Михеева, Е. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. сред.проф. образования [Текст] / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 192 с.
Омельченко, В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник [Текст] / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 588 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)
Ход занятия
№ п/п | Этапы занятия | Время (мин.) | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент. | 5 | | Организация занятия: контроль внешнего вида, готовности к занятию; оформление журнала учебных занятий; | Готовится к занятию. |
2. | Мотивация учебной деятельности | 10 | беседа | Сообщает студентам тему, цели и план занятия. Раскрывает важность и значимость темы, мотивирует студентов на восприятие новой информации, на активную деятельность. Разъясняет критерии оценок согласно оценочному листу. | Записывают в тетради тему и цели занятия. Настраиваются на учебную деятельность по приобретению новых знаний. |
3. | Актуализация опорных знаний и умений. | 10 | Репродуктивный | Организует работу студентов на этапе исходного контроля знаний в виде фронтального опроса. Корректирует ответы студентов; систематизирует их знания по данной теме. Оценивает работу каждого студента. Ставит проблемные вопросы по новой теме. | Выполняют задания №1 Отвечают на вопросы, обсуждают их, корректируют и дополняют ответы. Заполняют оценочный лист. |
4. | Изучение нового материала. | 30 | Объясни-тельно-иллюстративный | Излагает новый материал | Слушает, записывает, запоминает усваевает. |
5. | Практическое задание на компьютере | 23 | компьютерные технологии | Контролирует правильность выполнения заданий | Выполняют задания |
6. | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | 10 | беседа. | Предлагает каждому студенту оценить степень усвоения изученного материала в видеответов на проблемные вопросы и тестового контроля. | Выполняет задание №2 и№3 анализирует допущенные ошибки, причины возникших затруднений и достигнутых успехов. |
6. | Домашнее задание. | 2 | Объяснительно-иллюстративный | Оценивает работу группы, выставляет оценки за занятие и комментирует их, задает задание для подготовки к следующей теме. | Записывает задание для подготовки к следующей теме. |
Практическая работа
Ход работы:
Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
Актуализация.
Какие возможности вы уже рассмотрели?
Какие арифметические действия есть в экселе, как они записываются.
Какие существуют правила записи ( = , скобки, не само значение, а адрес ячейки)
Типы данных (общий, числовой, текстовый, денежный, финансовый, дата, время, процентный)
Математические (ABS, COS, ACOS, LOG, LN, EXP, ОКРУГЛ, КОРЕНЬ, НОД, НОК, СТЕПЕНЬ и т.д.)
Логические функции (И,ИЛИ, ЛОЖЬ, ИСТИНА, НЕ, ЕСЛИ, ЕСЛИОШИБКА)
Мотивация. Сортировка и фильтры используются для удобного представления и быстрого поиска необходимых данных в таблице, их эффективного анализа, определения закономерностей и пр.
Основная часть.
А теперь попробуйте отгадать, какие возможности Excel мы должны сегодня научимся использовать? Для этого подумайте, что общего у следующих слов, которые представлены на картинках:
|
|
сортировка | фильтрация |
(ответ: сортировка и фильтрация данных).
2. Итак, запишем тему урока с тетрадь | Практическая работа № 10 Тема: Табличный процессор Microsoft Excel: сортировка и фильтрация данных. |
Информационный блок
Фильтрация данных – это выбор данных, соответствующих какому-либо условию, критерию.
Фильтрация в MS Excel выполняется из вкладки Данные \ раздел Сортировка и фильтр двумя способами:
▪ с помощью команды Фильтр;
▪ с помощью команды Дополнительно (Расширенный фильтр).
Фильтр
Фильтрация позволяет выбрать критерий отбора из предлагаемых в приложении для каждого столбца отдельно. Для этого нужно раскрыть список [▼] в названия каждого столбца и поставить галочку для критерия. В результате в таблице остаются только строки, удовлетворяющие критериям.
Список критериев для каждого столбца содержит следующие варианты критериев:
▪ все – выбираются все записи поля;
▪ первые 10 – появляется окно Наложение условия по списку, в котором выбираются количество выводимых записей (наибольших или наименьших) в элементах списка или процентах от количества элементов;
▪ значения – отфильтровываются только записи, содержащие в данном столбце указанное значение;
▪ условие – нажать кнопку списка, выбрать Текстовые фильтры \ Настраиваемый фильтр - пользователь формирует условие отбора в окне Пользовательский автофильтр (равно, больше, …И, ИЛИ…) и записи фильтруются по этому условию.
Отмена результата фильтрации (для поля) выполняется либо повторной фильтрацией по критерию Все, либо – для всего списка – повторным вводом команды Данные \ Фильтр.
Расширенный фильтр
Расширенный фильтр задаётся командой Данные \ Дополнительно в окне
Расширенный фильтр.
При этом используется два типа критериев для фильтрации записей:
▪ критерий сравнения;
▪ вычисляемый критерий.
Если критерий формируется в нескольких полях (столбцах), то его называют множественным критерием (поэтому фильтр называется расширенным).
Особенностью расширенного фильтра является то, что критерии отбора данных формируются вне таблицы и производится в 2 этапа:
1) Сначала формируется диапазон условия (область критерия) в отдельном блоке ячеек листа MS Excel – вне таблицы БД, на свободном месте Листа.
2) Затем командой Данные \ Дополнительно в окне Расширенный фильтр выполняется фильтрация записей списка по сформированному вне таблицы множественному критерию.
3. Открываем программу MS Excel.
а) Создайте таблицу в соответствие с образцом, приведенным на рисунке. Сохраните ее под названием «Фильтрация данных».
№ | ФИО | ДОКУМЕНТЫ | ||||||
СПРАВКА | ОТЧЕТ | ДОГОВОР | АКТ | ТЕЛЕГРАММА | ЗАЯВЛЕНИЯ | ПРОТОКОЛ | ||
1 | Иванова |
|
|
| + | + |
| + |
2 | Петрова |
|
|
| + | + |
| + |
3 | Лисина |
|
|
| + | + |
| + |
4 | Дорофеева |
| + |
| + | + |
| + |
5 | Сидорова | + | + |
| + | + |
| + |
6 | Листьева | + | + |
|
| + |
| + |
7 | Кузина | + | + |
|
| + |
| + |
б) Установите курсор внутри таблицы данных.
в) Выполним команду Данные/Сортировка.
Отсортируем Фамилии по возрастанию.
г) Далее отфильтруем данные таким образом, что бы программа выдавала Фамилии тех, кто сдал документы (+).
е) Установите курсор внутри таблицы данных. Выполните команду Данные/Фильтр.
ж) У каждой ячейки заголовка таблицы появилась кнопка «стрелка вниз», она не выводится на печать, позволяющая задать критерий фильтра. Мы хотим оставить все записи с "+".
Вместо полного списка, мы получим список сданных документов "+".
Для того, чтобы снова увидеть весь перечень, нужно Снять фильтр.
Контрольные вопросы
Дать определение понятию «список».
{Список – способ хранения данных в таблице, совокупность поименованных строк, содержащих однородные данные (набор строк таблицы, содержащий связанные данные, например базу данных аптек или набор адресов и телефонов пациентов)}
Перечислить требования к оформлению списков.
{• на листе рабочей книги может размещаться только один список;
• если на этом листе размещаются данные, не входящие в список, то их должны отделять от списка не менее одного пустого столбца и одной пустой строки;
• первая строка списка должна содержать заголовки столбцов;
• оформление заголовков столбцов должно отличаться от данных, для этого используется их выделение с помощью шрифта, выравнивания, форматов и рамок;
• во всех ячейках столбца размещаются однотипные данные, при этом используется один формат;
• перед содержимым ячейки не должно быть пробелов.}
Дать определение понятию «сортировка»
{Сортировка – расположение данных на листе в определенном порядке}.
Описать технологию сортировки записей в списках
Описать технологию создания «промежуточных итогов».
Описать технологию отбора записей с помощью Автофильтра.
Описать технологию отбора записей с помощью Расширенного фильтра.
Домашнее задание
1. Самостоятельно создайте таблицу "Пропуски занятий"
№ | ФИО | Понедельник | Вторник | … | Пятница | Число пропусков | ||||||||||
|
| 1п | 2п | 3п | 1п | 2п | 3п | 4п |
|
|
|
|
|
| ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2 |
| нб |
| нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3 |
|
|
| нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
4 |
| нб |
| нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
6 |
| нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. На свое усмотрение проставьте пропуски занятий
3. Произведите сортировку данных по столбцу ФИО в порядке возрастания.
3. Произведите фильтрацию по пропускам:
- по дням недели;
-по каждой паре;
- покажите студентов, у которых число пропусков больше 10 за неделю.
«5» – 100% (точность и правильность оформления таблиц при выполнении всех упражнений);
«4» – 80-90% (точность оформления таблиц при выполнении 1 упражнения и 2 второго упражнения);
«3» – 70% (правильность оформления таблиц при выполнении первого упражнений);
«2» – менее 70% (точность оформления таблиц при выполнении первого упражнения ).