12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Байкина Нина Степановна114
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Технологическая карта внеурочного занятия «Вода и её свойства.Фильтрация»

Технологическая карта внеурочного занятия

Учитель

Байкина Н.С.

Место работы

МБОУСОШ № 60

Должность

Учитель начальных классов

Тема занятия

Вода и ее свойства. Фильтрация воды.

Класс

3 класс

Тип занятия

Усвоения новых знаний

Цели

1Дополнять знания о свойствах воды.
2.Расширять представления ребят о применении свойств воды в жизни человека.
3.Формировать навыки практической деятельности (опыты с фильтрованием воды), наблюдательности, внимания, аккуратности в изготовлении фильтра, любознательности

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, Л|О «Фильтрация воды»

Материал

Лабораторное оборудование.

Разные типы почвы, вода

 

Этапы занятия

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

 

Осуществляемые действия

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к занятию

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами узнаем много нового и интересного. Внимание на эпиграф.

Вы готовы?

Но для начала определим тему сегодняшнего занятия. Мы будем говорить об одной удивительной особе. Попробуйте угадать, о чём будет идти речь.

Эпиграф урока

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Народная мудрость.
 

Проверяют готовность и самоготовность к занятию.

Отгадывают загадки.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Умение поддержать разговор на интересную тему.

Социальная.:

Ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. Включение в познавательный процесс

2.Актуализация знаний. Определение темы занятия. Повторение

изученного.

3.Постановка цели занятия.

 

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала;

4.Самостоятельная работа.

Практическое применение знаний.

Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности

-Ребята, как вы думаете, какая цель нашего занятия?

Правильно! Сегодня мы будем говорить о свойствах воды. Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде.

Оцените себя.

Откуда берётся вода, которую мы используем для приготовления пищи и в качестве питья? ( Из рек - речная вода, из артезианских скважин - грунтовая вода).

      Грунтовая вода представляет собой ценный источник питьевой воды благодаря своим  химическим, физическим и бактериологическим свойствам. Она в значительной степени свободна от бактерий, не имеет запаха, бесцветна и прозрачна, сохраняет постоянную температуру.

- Почему вода не исчезает с Земли, ведь мы её используем в больших количествах, и она испаряется?

   Верно, она сохраняется благодаря круговороту воды в природе. Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.

б). Грунтовая вода образуется в процессе проникания дождевой и речной воды в толщу земли. Она заполняет пустоты в рыхлых слоях почвы.

      Чистая вода прозрачна. Если вода не прозрачна, значит, в ней содержатся какие-то примеси, например ил. Для очищения  воды используют фильтр.

     Фильтр– это устройство для очищения  жидкости.

- Почему вода, просачиваясь через почву в ручьях, родниках такая чистая? Можем ли мы ответить на вопросы

 Проблемные вопросы:

        1.Через какой тип почвы вода просачивается быстрее?

       2. На чём основана очистка воды?

Что нам надо для этого сделать?


 

Значит, тему урока можно расширить Как она будет звучать?

Физкультпауза .Песня или инсценировка.

МЫ с вами находимся в научно-исследовательской лаборатории. Как вы думаете, что делают сотрудники лаборатории?

Кто трудится в лаборатории?

У вас есть инструкция участника эксперимента.

Прочитайте памятки и распределите в группе свои функции.

Опыт 1. Через какой тип почвы вода просачивается быстрее всего?

 

Учащиеся делают выводы, через какой тип почвы вода просачивается быстрее. Выводы заносятся в таблицу.

- Какой тип почвы является водопроницаемым? (песок, гравий)

- Почему? (есть пустоты)

- Какой тип почвы является водонепроницаемым? (глина)

 

 

Опыт 2.       На чём основана очистка воды?


 

Через какую почву быстрее фильтруется быстрее – через сухую или влажную?


 


 

Проследите, какая становится вода, просачиваясь через почву?

- Через какой тип почвы вода просачивается более чистая?

Контрольно-повторительное тестирование по свойствам воды. ( На зкране выведен файл с вопросами

1.. Что вы можете сказать о прозрачности воды?

     а) непрозрачная     б) мутная    в) прозрачная

     2. Какой цвет имеет вода?)

          А) белая;  б) голубая;     в) жёлтая;   г) бесцветная.

         3. Имеет ли вода запах?

а) имеет ароматный запах;  б) не имеет запаха;   в) имеет резкий запах.

Может ли вода растворять вещества?

а) растворяет все вещества; б) растворяет некоторые вещества; в) не растворяет никакие вещества

        4. Что происходит с водой при нагревании?

        а) расширяется;  б) сжимается; в) не изменяется.

        5.Что происходит с водой при охлаждении?

         а) расширяется; б) сжимается; в) не изменяется.

         6.Сколько имеет состояний вода?

          А) 2 состояния; б) 3 состояния; в) 1 состояние.

     Самооценка

 

Провести опыты.

Свойства воды. Фильтрация.

Задают вопросы, проводят опыты, эксперименты, делают выводы.

(Старший научный сотрудник, конструктор, эксперт, лаборант,

секретарь)

Учащиеся собирают оборудование для фильтрования воды (медный фильтр кладётся на дно фильтровальной трубки).

Ложкой положить почву в фильтровальную трубку из малой мензурки.

Из большой мензурки налить воду (чистую) в фильтровальную трубку.

Проследить, сколько времени потребуется для просачивания через каждый тип почвы. По окончанию фильтрации сразу поднять руку.

Пока просачивается вода,

дети рассматривают под микроскопом или лупой разные виды почвы.


 


 

Вывод: Чем мельче частицы почвы, чем плотнее они прилегают друг к другу, тем сильнее почва задерживает движение воды.


 


 


 


 


 

Вывод: вода быстрее фильтруется через влажную почву.

Мензурки с мутной водой. Из них вода выливается в фильтровальную трубку с почвой (глина, песок, гравий, почва с перегноем). Одна установка только из песка.

Вывод: вода быстрее фильтруется через влажную почву.

Вывод: песок – лучший тип почвы для фильтрации (очистки) воды.  

Личностные: Познавательный интерес к новому у материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

Универсальные логические действия. Установление причинно-следственных связей.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Формирование самостоятельности ответственности Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе.

Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение

5. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

6.Рефлексия

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

7.Самооценка

Домашнее задание

Почему песок – лучший тип почвы для фильтрации  воды?


 


 


 

- Почему грунтовая вода в родниках, ручьях, реках чистая?

- Чем является почва для воды? (Почва – это природный фильтр.)

-Как добывается вода из водоносного слоя земли?


 


 


 

- Какая угроза нависла над водой? (Загрязнение.)

Посмотрите сценку и скажите: о чем нас просит рыбка?

Заполните ваши листы исследований.

– Какие цели ставили в начале занятия?

– Справились ли вы с заданием?

-Каким способом очищали воду? 

– Где можно применить новые знания?

Сегодня на занятии
• я научился
 
• было интересно 
• было трудно 
• могу похвалить себя за то, что 
• больше всего мне понравилось 
• мне показалось важным 
• для меня было открытием то, что 
 

Возьмите каждый капельку воды из бумаги и покажите оценку вашей сегодняшней работы. Прикрепите капельки на тучку.

Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Далее мы продолжим исследования, но и дома предлагаю вам самостоятельно проводить исследовательскую деятельность и поработать с энциклопедиями.

Предлагаю вам найти ответ на вопрос:

Как морскую воду сделать пресной?

Ответ на этот вопрос вы можете найти в

энциклопедии: «Я познаю мир: естествознание».

                         «Что есть что? Вода».

                         

Желающим закрепить свои знания о родниках могу предложить посмотреть мультфильм

Вывод:

      1) песок не содержит вещества, которые выщелачиваются в    воде, т.е. делают её мутной;                           

     2) в песке меньше пустот, чем в каменистой почве.

(Она очищается почвой)

(Почва – это природный фильтр.)

Вода добывается из грунта путём бурения глубоких скважин. Она поднимается при помощи насосов, а потом проходит дополнительную соответствующую обработку


 

Загрязнение воды. Просит об охране водоёмов.

Цели занятия « Выяснить, через какой тип почвы вода просачивается быстрее. Какой тип почвы является лучшим фильтром».

Ответы.

Познавательные: логический – анализ объектов с целью

выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из сообщений одноклассников.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные

Способность анализировать и оценивать

Личностные. Объяснять положительные и отрицательные оценки.

 
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.