Учебное занятие по теме «MS Excel. Фильтрация (выборка) данных из списка»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по МДК 01.05 «Компьютерная обработка документов»
Дата _________________
ФИО преподавателя Кравчук Елена Владимировна
Тема учебного занятия: MS Excel. Фильтрация (выборка) данных из списка
Цели учебного занятия:
1. Обучающая:
дать представление о возможностях табличного процессора MS Excel в области сортировка и фильтрации больших объемов данных;
рассмотреть возможности использования табличного процессора MS Excel на примере заданий имеющих профессиональный характер;
сформировать навыки сортировки, фильтрации и поиска данных в программе MS Excel.
2. Развивающая: Способствовать развитию логического мышления, развитию памяти, внимательности, наблюдательности. Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать.
3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к учебной деятельности.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Форма обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.
Средства обучения: ПК, проектор, раздаточный материал.
Развиваемые компетенции: ОК 1,2,4,5, ПК 1.4 - 1.6
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ |
Содержание и структура учебного занятия |
Время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающегося |
Развиваемые профессиональные |
1 |
Подготовка студентов к работе на УЗ |
3 |
Приветствует студентов, настраивает на работу. ТБ |
Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу. |
ПК 1.4 |
2 |
Объявление темы урока |
3 |
Сообщает тему урока |
Слушают, записывают |
ОК 1 |
3 |
Целевая установка |
5 |
Предлагает сформулировать цели урока |
Формулируют цели урока |
ОК 7 |
4 |
Актуализация знаний |
6 |
Откройте программу MS Excel. Вспомним основные принципы работы |
Открывают программу. Отвечают на вопросы |
ОК 2 |
5 |
Объяснение нового материала |
25 |
Объясняет новый материал. Демонстрирует технологию работы Отвечает на вопросы студентов |
Записывают новые понятия, алгоритм выполнения технологических операций Задают вопросы по технологии работы |
ОК 1, ОК 2, ОК 4 |
6 |
Практическая деятельность |
25 |
Раздает методический материал |
Выполняют практическую работу |
ОК 4, |
7 |
Осуществление контроля |
Подходит к студентам, следит за ходом выполнения работы |
Выполняют практическую работу |
||
8 |
Оценивание учащихся |
10 |
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам |
ОК 1, ОК 4 |
|
9 |
Итог урока |
10 |
Рефлексия |
||
10 |
Задание для внеаудиторной работы |
3 |
Задает задание для внеаудиторной работы. Прощается. |
Записывают задание. Прощаются |
ОК 5 |
Тема |
Excel: Сортировка и фильтрация данных из списка |
Цель |
Освоить приемы сортировки, фильтрации и поиска данных в программе MS Excel для решения профессиональных задач |
Кол-во часов |
2 |
ХОД РАБОТЫ:
1. Уважаемые студенты я предлагаю вам начать сегодняшнюю практическую работу с небольшого развлечения, а именно с отгадывания ребусов. Ваша задача отгадать зашифрованные в ребусах слова, итак:
Картинка ребуса на экране |
ответ |
табличный |
|
процессор |
Итак, отгадав два слова, скажите в какой программе мы сегодня выполняем практическую работу?
(ответ: табличный процессор Microsoft Excel).
А теперь попробуйте отгадать, какие возможности Excel мы должны сегодня научиться использовать? Для этого подумайте, что общего у следующих слов, которые представлены на картинках:
сортировка |
фильтрация |
(ответ: сортировка и фильтрация данных).
2. Итак, запишем тему урока с тетрадь |
Практическая работа № 15. Тема: Табличный процессор Microsoft Excel: сортировка и фильтрация данных. |
3. Перед тем, как приступить к выполнению практической работы, давайте вспомним, основные термины и определения, которые вы уже изучали в курсе информатики. Смотрим на экран:
Фильтрация данных – это выбор данных, соответствующих какому-либо условию, критерию. Фильтрация в MS Excel выполняется из вкладки Данные \ раздел Сортировка и фильтр двумя способами:
▪ с помощью команды Фильтр;
▪ с помощью команды Дополнительно (Расширенный фильтр).
Фильтр
Фильтрация позволяет выбрать критерий отбора из предлагаемых в приложении для каждого столбца отдельно. Для этого нужно раскрыть список [▼] в названия каждого столбца и поставить галочку для критерия. В результате в таблице остаются только строки, удовлетворяющие критериям.
Список критериев для каждого столбца содержит следующие варианты критериев:
▪ все – выбираются все записи поля;
▪ первые 10 – появляется окно Наложение условия по списку, в котором выбираются количество выводимых записей (наибольших или наименьших) в элементах списка или процентах от количества элементов;
▪ значения – отфильтровываются только записи, содержащие в данном столбце указанное значение;
▪ условие – нажать кнопку списка, выбрать Текстовые фильтры \ Настраиваемый фильтр - пользователь формирует условие отбора в окне Пользовательский автофильтр (равно, больше, …И, ИЛИ…) и записи фильтруются по этому условию.
Отмена результата фильтрации (для поля) выполняется либо повторной фильтрацией по критерию Все, либо – для всего списка – повторным вводом команды Данные \ Фильтр.
Расширенный фильтр
Расширенный фильтр задаётся командой Данные \ Дополнительно в окне
Расширенный фильтр.
При этом используется два типа критериев для фильтрации записей:
▪ критерий сравнения;
▪ вычисляемый критерий.
Если критерий формируется в нескольких полях (столбцах), то его называют множественным критерием (поэтому фильтр называется расширенным).
Особенностью расширенного фильтра является то, что критерии отбора данных формируются вне таблицы и производится в 2 этапа:
1) Сначала формируется диапазон условия (область критерия) в отдельном блоке ячеек листа MS Excel – вне таблицы БД, на свободном месте Листа.
2) Затем командой Данные \ Дополнительно в окне Расширенный фильтр выполняется фильтрация записей списка по сформированному вне таблицы множественному критерию.
3. Открываем программу MS Excel.
а) Создайте таблицу в соответствие с образцом, приведенным на рисунке. Сохраните ее под названием «Фильтрация данных».
№ |
ФИО |
ДОКУМЕНТЫ |
||||||
СПРАВКА |
ОТЧЕТ |
ДОГОВОР |
АКТ |
ТЕЛЕГРАММА |
ЗАЯВЛЕНИЯ |
ПРОТОКОЛ |
||
1 |
Иванова |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
2 |
Петрова |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
3 |
Лисина |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
4 |
Дорофеева |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
5 |
Сидорова |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
6 |
Листьева |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
7 |
Кузина |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
б) Установите курсор внутри таблицы данных.
в) Выполним команду Данные/Сортировка.
Отсортируем Фамилии по возрастанию.
г) Далее отфильтруем данные таким образом, что бы программа выдавала Фамилии тех, кто сдал документы (+).
е) Установите курсор внутри таблицы данных. Выполните команду Данные/Фильтр.
ж) У каждой ячейки заголовка таблицы появилась кнопка «стрелка вниз», она не выводится на печать, позволяющая задать критерий фильтра. Мы хотим оставить все записи с "+".
Вместо полного списка, мы получим список сданных документов "+".
Для того, чтобы снова увидеть весь перечень, нужно Снять фильтр.
4. Есть ли у Вас вопросы по теме, что не понятно?
5. Выполним Самостоятельную работу:
5.1 самостоятельно создайте таблицу "Пропуски занятий;
№ |
ФИО |
Понедельник |
Вторник |
… |
Пятница |
Число пропусков |
||||||||||||
|
|
1п |
2п |
3п |
1п |
2п |
3п |
|
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
|
нб |
|
нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4 |
|
нб |
|
нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
6 |
|
нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.2 на свое усмотрение проставьте пропуски занятий;
5.3 произведите сортировку данных по столбцу ФИО в порядке возрастания;
5.4 произведите фильтрацию по пропускам:
- по дням недели;
-по каждой паре;
- покажите студентов, у которых число пропусков больше 10 за неделю.
6. Оценка деятельности учащихся - оценивают себя сами.
7. Рефлексия.
Понравилось ли Вам наше занятие, что нового Вы узнали. Оцените по пяти бальной шкале уровень усвоения материала. Выходят к доске и ставят оценки.
8. д/з
Самостоятельная работа
1. Самостоятельно создайте таблицу "Пропуски занятий"
№ |
ФИО |
Понедельник |
Вторник |
… |
Пятница |
Число пропусков |
||||||||||||
|
|
1п |
2п |
3п |
1п |
2п |
3п |
|
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
|
нб |
|
нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4 |
|
нб |
|
нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
6 |
|
нб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. На свое усмотрение проставьте пропуски занятий
3. Произведите сортировку данных по столбцу ФИО в порядке возрастания.
3. Произведите фильтрацию по пропускам:
- по дням недели;
-по каждой паре;
- покажите студентов, у которых число пропусков больше 10 за неделю.