12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горелкина Елена Ивановна62
Россия, Свердловская обл., Каменск-Уральский

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 88 комбинированного вида»












«Играем в Лего»

составительская программа технической направленности

по Лего-конструированию

для детей с задержкой психического развития 4-6 лет



t1694599512aa.png





Разработала:

Горелкина Е. И.

воспитатель

коррекционной группы







г. Каменск-Уральский

2023


Содержание

I Раздел. Целевой………………………………………………………

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи программы

4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

5

1.1.3.

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

6

1.2.

Планируемые результаты освоения программы


II Раздел. Содержательный…………………………………………

7


1.2.

Особенности организации образовательного процесса. Учебный план.

9

2.2.


2.3

Комплексно-тематическое планирование конструктивной деятельности с использованием лего-технологии

Структура организованной деятельности


2.4.

2.5.



3.1.

Способы поддержки детской инициативы

Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников


Ш Раздел. Организационный

Программно-методический комплекс

17

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды





































I Раздел. Целевой.

1. 1. Пояснительная записка

Составительская программа технической направленности «Играем в Лего» (далее Программа) разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Учеными доказано своеобразие развития конструктивной деятельности у данной категории детей, которое объясняется недостаточностью представлений об окружающей действительности. Сенсомоторное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности. Дети с ЗПР испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка [1].

Лего-конструирование – одна из самых известных и уже достаточно распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Лего в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности, наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. При этом Лего-конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка-дошкольника.

Для наших воспитанников внедрение Лего-технологии в коррекционно-образовательный процесс интересно тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и лечебных задач.

Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей и инженерного мышления у дошкольников с ОВЗ и предназначена для того, чтобы положить начало формированию у них о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей.

Реализация программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словарный запас дошкольника.

На решение данных задач нацеливает и Областная программа «Уральская инженерная школа», где одной из приоритетных задач образования выделяется развитие математического, естественнонаучного и технологического образования на всех уровнях, включая дошкольный.

Важно отметить, что в понимании авторов Программы, Лего-конструирование – это не только практическая познавательно-творческая деятельность. Она входит в целостную систему коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование у детей с задержкой психического развития восприятия величины, цвета, формы, ориентации в пространстве, развитие и тренировку зрительных функций, мелкой моторики, познавательной активности, что проявляется в разных видах деятельности: коммуникативной, игровой, продуктивной, позновательно-исследовательской. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.

Цели и задачи программы

Цель программы: развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательно-творческих способностей в конструктивно-модельной деятельности, содействие их творческой самореализации посредством овладения Лего-конструированием.

Задачи программы:

Развивать познавательные потребности и конструкторские умения и навыки;

Развивать пространственные представления, логику, мышление, мелкую моторику рук;

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

Развитие социальных навыков (сотрудничество в процессе строительства и во время ролевых игр требует выработки общих правил игры, способствует их социализации) и коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Учить ставить цель, затем намечать план действий, подбирать необходимые средства для реализации своего замысла, выполнять действия по плану.

Укреплять детско-родительские отношения


1.1. 2. Принципы и подходы к формированию программы

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и запросов родителей воспитанников.

Программа реализуется 2 года.

Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ п. 6 ст. 28;

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Рабочая программа соотнесена с основной образовательной программой Детского сада № 88


Принципы, на которых строится программа:

Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.

Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.

Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действийподдержки инициативы детей.

Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.

Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Принцип комплексно–тематического построения образовательного процесса, основанный на интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (как правило, неделю) становится объединяющей.


1.1.3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников в овладении конструктивной деятельностью.

Группы для детей с задержкой психического развития укомплектованы из дошкольников, направленных психолого-медико-педагогической комиссией. Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. У детей данной категории все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта. Существенным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. Ребенок с ЗПР воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Отклонения в развитии сенсорных эталонов связаны, как правило, с тем, что эти эталоны являются предметными, а не обобщенными.

Очень важной в конструировании является исполнительская, техническая сторона, связанная с развитием у детей умения правильно работать с самими материалами. В связи со значительными моторными трудностями отмечаются трудности операционально-технической стороны этой деятельности.



1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров

Целевые ориентиры первого года обучения.

Уметь различать и называть детали лего-конструктора.

Иметь навыки простейшего анализа сооруженных построек (форма, величина, цвет деталей).

Иметь навыки конструирования: по образцу, по условиям, по простейшим наглядным схемам.

Иметь представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).

Выделять в предметах их пространственные характеристики: «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный - короткий».

Владеть разнообразными способами скрепления деталей.

Иметь навыки концентрации внимания и координации движений при соединении деталей конструктора.

Уметь воспроизводить в постройке знакомый предмет, оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки.

Уметь развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности.

Уметь определять изображённый на схеме предмет, называть его функции.

Иметь навыки конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу, по чертежам и наглядным схемам.

Целевые ориентиры второго года обучения.

Расширять и обогащать практический опыт в процессе конструирования приобретенный за предыдущий год.

Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается.

Совершенствовать умение соотносить реальную конструкцию со схемой.

Уметь сравнивать полученную постройку с задуманной.

Уметь анализировать качеством и результат работы.

Уметь рассуждать вслух при решении конструктивной задачи.

Иметь навыки составления схем.

Уметь действовать в коллективе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки.

Проявлять творчество и фантазию в создании работ, новых оригинальных конструкции.

Уметь рассказывать о постройке других воспитанников.

Уметь преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями.

Уметь сотрудничать с партнером, объяснять и аргументировано отстаивать свои идеи.

Педагогическую диагностику воспитатель имеет право проводить по собственному усмотрению со всеми детьми группы независимо от пожеланий родителей.

Ее результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.


Педагогическая диагностика (мониторинг) образовательных результатов по программе «Играем в ЛЕГО»

Уровень развития умений и навыков:

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Нулевой (0): Полное отсутствие навыка

Умение проектировать по образцу

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения

Умение конструировать используя пошаговую схему

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.

Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения.


II Раздел. Содержательный


2.1. Особенности организации и содержание образовательной деятельности по программе. Учебный план программы.

Программа по Лего-конструированию реализуется в совместной конструктивно-модельной деятельности в соответствии с расписанием занятий 1 раз в неделю. Длительность занятий – 20-25 минут.

Для предупреждения гиподинамии в середине занятия проводится динамическая пауза с элементами пальчиковой гимнастики. Для программы по Лего-конструированию не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу каждый воспитатель (педагог) решает сам, сообразно условиям группы компенсирующего вида и образовательным возможностям воспитанников. Дошкольники выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом. Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы в соответствии с задачами возраста, консультированию детей, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.

Содержание программных задач по годам обучения

Возраст/

год обучения



Задачи

4-5 лет,

1-й год обучения

- учить создавать постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали;

- учить самостоятельно выделять структуру объекта и устанавливать ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;

- учить способам построения замысла и элементарного планирования своей деятельности;

- познакомить с основными деталями Лего-конструктора (назначение, особенности);

- формировать умение воспроизводить технологическую последовательность изготовления несложных конструкций с помощью взрослого, самостоятельно;

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- поощрять самостоятельное конструирование с опорой на пошаговую схему изготовления конструкции;

- формировать интерес к самостоятельному конструированию по образцу;

- учить анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие, желание реализовывать творческий замысел в совместной работе со сверстниками.

5-6 лет,

2-й год обучения

- учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение, соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- самостоятельно отбирать необходимые для постройки детали и использовать их с учетом их конструктивных свойств;

- формировать и поддерживать интерес к самостоятельному созданию различных конструкций объекта по рисунку, словесной инструкции, реализации собственных замыслов в конструкции;

- учить называть основные и дополнительные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

- самостоятельно воспроизводить технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;

- осуществлять без помощи взрослого подбор деталей, необходимых для лего-конструирования (по виду, величине, цвету, крепежу);

- закреплять умение конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции; самостоятельно анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений, самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.




Учебный план

Продолжительность программы: 2 года обучения.

Первый год обучения (средняя группа) – 32 совместных педагогических мероприятия;

Второй год обучения (старшая группа) – 32 совместных педагогических мероприятия.

Совместные мероприятия (занятия) проводятся по подгруппам до 5-7 человек.

Количество мероприятий в месяц – 4

Количество мероприятий в год – 32

В процессе освоения программы используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Программа включает в себя следующие основные направления работы:

1. Ознакомление детей с видами Лего-конструкторов и их деталями.

2. Развитие конструктивного мышления в процессе освоения различных приёмов и методов конструирования.

3. Создание условий для творчества ребенка. Формирование у детей умений и навыков в процессе конструирования по замыслу.

4. Создание индивидуальных и коллективных композиций из нескольких конструкций и различных деталей в процессе проектной деятельности.


2.2. Комплексно-тематическое планирование конструктивной деятельности с использованием лего-технологии (средняя группа)

Тема

Конструктивная деятельность

Педагогические задачи


Безопасность

1-2 неделя сентября

Знакомство с конструктором


Исследователи кирпичиков

Познакомить с деталями Лего. Изучить форму и размер деталей, варианты скреплений.

Продолжить знакомство с Лего. Закрепить виды крепежа, изучить цвет деталей, закрепить форму и размер. Лусс с. 67

Мой любимый детский сад

3-4 неделя сентября

Ворота для детского сада



Пирамидка

Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота по образцу. Отрабатывать навык прочного соединения деталей. Фешина с.13

Учить строить простейшие конструкции по образцу; соотносить свои построек с имеющимся образцом. Фешина с.14

Осень в гости к нам пришла

1-2 неделя октября

Деревья




Строим лес

Учить создавать из конструктора дерево по образцу. Закреплять название деталей, цвет. Фешина с.15


Закреплять умение строить лесные деревья; учить отличать деревья друг от друга; закреплять название деталей, цвет. Фешина с.40

Мой дом. Моя семья

1-3 неделя ноября

Моделирование фигур людей- «Я и мой друг»


Мебель



Постройка домика по карточке

Закрепить понятие «длинный-короткий»; учить анализировать образец, выделять основные части человеческой фигуры; развивать конструктивное воображение детей.

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части; учить анализировать образец. Фешина с.47

Учить анализировать образец, изображенный на карточке, подбирать необходимые детали и воспроизводить постройку; развивать умение работать по образцу, мышление, усидчивость. Воспитывать интерес к занятиям.

Уральская зимушка

4 неделя ноября – 1 неделя января

Знакомство со светофором


Дом для Деда Мороза


Мы – строители

(3 занятия)



Учить слушать сказку; рассказать о светофоре; закреплять навыки конструирования. Фешина с. 51

Учить   строить большой дом для Деда Мороза.

Развивать   творческое воображение, мелкую моторику рук.

Познакомить с набором Мои первые конструкции DUPLO; развивать навыки совместной работы; представления детей о двумерных и трёхмерных объектах; творческие способности и поощрение самовыражения детей.

Животный мир нашего края

2-4 неделя января

Загоны для коров и лошадей


Мы едем в зоопарк

Лото с животными

Учить строить загоны по условиям; развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук. Фешина с.48

Знакомить с обитателями зоопарка; учить строить животных по схемам-карточкам. Фешина с. 54-56

Познакомить детей с набором «Животные»; развивать внимательность, конструкторские способности и мелкую моторику.

Я вырасту здоровым!

1-2 неделя февраля

Робот



Постройка пирамид

Познакомить с игрушкой робот; учить строить робота из лего конструктора, опираясь на схему. Фешина с.53

Закреплять навык соединения деталей; учить детей расположению деталей в рядах в порядке убывания; развитие ассоциативного мышления, использование построенной пирамидки в качестве юбочки девочки или крыши дома.

Наша Родина

3-4 неделя февраля

Разные профессии




Самолет

Рассказать о некоторых профессиях, закрепить умение анализировать образец, выделять основные части человеческой фигуры; развивать конструктивное воображение детей. Фешина с.58

Учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать интерес и творчество. Фешина с.59

К нам Весна шагает...

1-4 неделя марта


Кораблик



Детская площадка


Водный транспорт





Лего-цифры





Рассказать о кораблях; учить строить постройку по схеме; развивать внимание, навыки конструирования. Фешина с.28

Учить строить детскую площадку, используя специальный набор. Учить детей выполнять работу коллективно, сообща.

Учить строить водный транспорт, используя набор Мои первые конструкции DUPLO и креативные карты. Формировать представление об окружающем мире, обществе в целом, развивать память и логическое мышление.

Учить детей соотносить цифру с числом, выполнять задания по алгоритму, считать в прямом порядке. Закреплять названия цифр. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них

Мой город

1-2 неделя апреля

Легковая машина





Машина с прицепом

Учить конструировать легковую машину по карточке.

Закреплять умение анализировать образец на карточке и подбирать соответствующие детали; развивать воображения.

Учить строить машину с прицепом, развивать навыки конструирования. Фешина с.27

Народная культура Среднего Урала

3-4 неделя апреля

Игровые упражнения и дидактические

игры на развитие логического мышления с использованием конструктора Лего

1.Развивать навык классификации.

-"Чудесный мешочек".

-"Собери модель".

2.Развивать внимание и память.

-"Собери модель по памяти".

-"Запомни и выложи ряд".

3. Формировать пространственное ориентирование.

-"Собери модель по ориентирам".

День Победы

1 неделя мая

Военная техника

Учить анализировать образец, изображенный на карточке, подбирать необходимые детали и воспроизводить постройку; развивать умение работать по образцу, мышление, усидчивость.

Скоро лето!

2-4 неделя мая

Игра «Путешествие на поезде»


Конструирование на тему летнего отдыха.


Познакомить с конструктивными приемами сцепления кирпичиков с колесами друг с другом, с основными составными частями поезда; развивать творчество и воображение. Фешина с.57

Определить уровень конструктивных навыков у детей. Понаблюдать степень самостоятельности в работе с конструктором:

Комплексно-тематическое планирование конструктивной деятельности

с использованием лего-технологии (старшая группа)


Тема

Конструктивная деятельность

Педагогические задачи


Безопасность

1-2 неделя сентября

История Лего. Виды деталей и способы соединения.

Познакомить с набором Мои первые конструкции. С названиями и назначениями деталей. Видами соединений деталей. Изучение типовых соединений деталей. Вспомнить правила техники безопасности.

Мой любимый детский сад

3-4 неделя сентября

«Как построить дом?»


Постройка «Детский сад»

Учить выполнять простейшую конструкцию – дома по образцу. Отрабатывать навык прочного соединения деталей, соотносить свои постройки с имеющимся образцом.


Обучить построению ступенчатой крыши над крылечком. Продолжать учить строить конструкции по замыслу (работа в парах), способам описания конструкции.

Осень в гости к нам пришла

1-2 неделя октября

«Деревья»



«Устойчивость лего-моделей. Постройка пирамид»

Учить создавать из конструктора деревья разной формы, отличать деревья друг от друга. Закреплять название деталей, способы соединения.

Познакомить с основным свойством конструкции: устойчивость. Учить строить устойчивые конструкции. Закреплять название деталей, способы соединения.

Мой дом. Моя семья

1-3 неделя ноября

Моделирование фигур людей

«Я и мой друг»


«Мебель для квартиры»



«Дом будущего»

Развить навыки анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки человечка, конструктивное воображение детей.


Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части; продолжать учить анализировать образец.


Учить создавать модель экодома по замыслу. Продолжать учить описывать конструкцию. Развивать воображение, мышление, усидчивость.

Уральская зимушка

4 неделя ноября – 1 неделя января

Модель «Перекресток»



Сани для Деда Мороза и Снегурочки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Закрепить навыки безопасного поведения на дороге. Развивать   творческую инициативу и самостоятельность.

Учить   строить модель саней. Закрепить навык конструирования модели человека в новых условиях по своему замыслу (работа в группах). Воспитывать у детей желание помочь.

Животный мир

2-4 неделя января

Модель «Носорог»


«Зоопарки мира»




«Доисторические животные»

Учить строить модель животного по схемам-карточкам; развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка; учить строить животных по замыслу. Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной)

Познакомить ребят с жизнью динозавров. Продолжать развивать умения передавать форму объекта средствами конструктора. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Я вырасту здоровым!

1-2 неделя февраля

«Робот-хоккеист»



«Спортивная площадка»


Продолжать развивать умение работать по предложенным инструкциям. Развивать   творческое воображение, мелкую моторику рук.

Познакомить с лего-конструктором «Детская площадка». Развивать фантазию и воображение детей, закреплять навыки построения устойчивых и симметричных моделей, учить создавать сюжетные композиции.

Наша Родина

3-4 неделя февраля

Военная техника «Самолет»



«Подъемный кран»

Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой

- Закреплять умение строить самолет по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.

Познакомить с моделью подъемного крана, изготовление модели по образцу.

К нам Весна шагает...

1-4 неделя марта


Модель «Волчок»

«Детская площадка»



Знакомство с новыми деталями конструктора


Модель «Вертушка»

Познакомить с деталью волчок. Дать понятие об устойчивости / неустойчивости, энергии, вращении.

Продолжать знакомить с лего-конструктором «Детская площадка» Учить строить: песочницу, лесенки, горки, качели. Учить создавать сюжетные композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей.

Познакомить с элементом шестеренка, способами крепления.

Развивать память и наблюдательность.


Познакомить с деталью вертушка, дать общее представление о вращении, трении, силе, порядок сборки деталей.

Мой город

1-2 неделя апреля

«Автомобиль»




«Мосты»

Познакомить с различными видами колес. Изготовление машин по замыслу. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.


Познакомить с основными видами мостов. Учить конструировать мосты по схеме, разными способами (работа в подгруппах).

Народная культура Среднего Урала

3-4 неделя апреля


Путешествие во времени: сельские дома.


Мир ЛЕГО – фантазий.


Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей.


Закреплять навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Развивать фантазию, творческую инициативу и самостоятельность.

День Победы

1 неделя мая

Главная площадь нашей страны «Мавзолей»

Учить анализировать образец, изображенный на карточке, подбирать необходимые детали и воспроизводить постройку; развивать умение работать по образцу, мышление, усидчивость.

Скоро лето!

2-4 неделя мая

«Моделирование бабочки»




Создание собственных моделей.

Раскрыть понятие «симметрия». Развивать навыки работы в паре,

Коммуникативные способности. Воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки.


Определить уровень конструктивных навыков у детей. Понаблюдать степень самостоятельности в работе с конструктором.


2.3 Структура организованной деятельности

Методика нашей работы у старших дошкольников основана на образовательной концепции LEGO® Education. Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие — 4 этапа выполнения любого задания:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей среднего возраста

1 этап

«Установление взаимосвязей»

- формирует проблему;

- вводит игровую (сюжетную) ситуацию;

- формирует задачу.

- вхождение в проблему;

- вживание в игровую ситуацию;

- принятие задачи.

2 этап

«Конструирова-

ние»

- помогает в решении задачи;

- помогает спланировать деятельность;

- организует деятельность;

- оказывает практическую помощь (при необходимости);

- направляет и контролирует осуществление проекта.

- объединение в рабочие группы;

- распределение действий;

- формирование знаний, умений и навыков.

3 этап

«Рефлексия»

-организует обсуждение

- представление продукта деятельности,

-включаются в процесс самоанализа

4 этап

«Развитие»

- стимулирует детскую инициативу

-усовершенствование своих моделей, добавления различных функций к своим моделям, приспособлениям, инструментам.

Установление взаимосвязей: каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои которой, Дима и Катя, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Рассказ можно прочитать или пересказать своими словами. Очень хорошо также привести примеры из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям

разобраться в ситуации.

Конструирование: на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

Рефлексия: дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе этих исследований они получают «пищу для ума» —учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия. Необходимо поощрять попытки детей объяснить результаты своих исследований. Все результаты удобно представлять в таблице. Очень хорошая идея — повторять опыты несколько раз, поскольку их результаты могут различаться.

Развитие: творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Дети будут экспериментировать, менять свои модели.


2.4. Способы поддержки детской инициативы

С целью поддержки детской инициативы созданные Лего-постройки дети имеют возможность использовать в свободной игровой и конструктивной деятельности, в режиссерских и сюжетно-ролевых играх.

Для развития полноценного конструктивного творчества в группе педагогами создаются необходимые условия, чтобы ребёнок создавал предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка. Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.

Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью, поэтому проходит под руководством со стороны как воспитателя с целью определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей. Созданные постройки из Лего можно также использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.

Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления.).

Стимуляция детской инициативы в рамках программы проходит также через проектную деятельность, в том числе и по инициативе воспитанников. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин:

- во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

- в-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.


2.5. Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников

Основными направлениями взаимодействия с семьей по реализации программы являются:

повышение педагогической культуры родителей в рамках ознакомления с лего-технологией, ее значением для развития дошкольников с задержкой психического развития;

активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности по реализации программы;

реализация индивидуальных семейных проектов.






















III Раздел. Организационный.


3.1. Программно-методический комплекс

1. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. //

Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2002. №1.

2. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.

3. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2.

4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.

5. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

6. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.

7. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИН-КА-ПРЕСС, 2001.

8. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

9. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.

10. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.

11. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.

12. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998

13. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.

14. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.

15. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

16. Мельникова О.В. Лего-конструирование: Волгоград: Учитель, 2015

17. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008.

18. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009.

19. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

20. Ремезова Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения. — Самара: Издательство ООО "НТЦ", 2002.

21. Ремезова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. — М.: Школьная Пресса 2004.

22.Старцева О.Ю Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2010.

23. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.

24. http://www.int-edu.ru /

25. http://www.lego.com/ru-ru /

26. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school


Для реализации программы используются следующее дидактическое обеспечение:

- комплекты заданий к набору «Первые механизмы»

-креативные карты к набору «Мои первые конструкции»

-лото с животными с карточками-схемами

-схемы построек

- схемы пошагового конструирования;

- иллюстрации, образцы конструкций (цветные, черно-белые, силуэтные);

- стихи, загадки по изучаемым темам.

Технические средства обучения:

мультимедийный проектор, ноутбук;

музыкальный центр;

магнитная доска;

цифровой фотоаппарат.



3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Правильная организация предметно-пространственной развивающей среды является мощным фактором развития ребенка. Через разные формы деятельности в ней происходит познание окружающего мира, развивается интеллект ребенка, обогащается и развивается эмоционально­образная сфера, память, активизируются мыслительные процессы, закладываются важные основы и стимулы для будущей жизни.

Предметно-пространственная развивающая среда — это:

система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

Целенаправленная организация предметно-пространственной развивающей среды для оптимального обеспечения условий жизни и деятельности человека и общества — кардинальная задача деятельности педагога.

Важно помнить, что предметно-пространственная среда — это открытая система, меняющаяся в процессе роста детей. Она является развивающей, если помогает ребенку осваивать задачи своего возраста.

Для более эффективной работы необходимо было создать яркие, функциональные средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного воздействия как на эмоциональную, так и на логическую сферы.

С этой целью в нашем дошкольном учреждении был создан центр Лего конструирования, важнейшими задачами которого являются:

Развитие творческих способностей 

Формирование пространственного мышления; 

Развитие операций логического мышления: анализа и синтеза; 

Стимулирование воображения, фантазии и творческой инициативы; 

Развитие мелкой моторики; 

Формирование навыков общения и совместной деятельности; 

Развитие речи. 

Содержание лего уголка:t1694599512ab.jpg

Набор "Первые механизмы",

Конструктор «Первые конструкции»,

Мои первые конструкции DUPLO,

(Креативный строитель), креативные карты,

"Детская площадка" LEGO,

Лото с животными Lego,

Тематические наборы Lego с крупными и мелкими деталями, мягкие модули, игрушки для обыгрывания построек, набор мелких машинок.









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.