Составление рассказа по теме «Осень»
Составление рассказа по теме «Осень»
Класс: 1 класс, для обучающихся с ЗПР
Цель: развитие связной речи
Задачи:
коррекционно-образовательная:
-учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
коррекционно-развивающие:
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-активизировать словарь по данной теме;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес, корзина с листьями, письмо от Осени.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
- О каком времени года говорилось в стихотворении? (об осени)
- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
- Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
- Что такое листопад?
2. Объявление темы.
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (ответы детей). Молодцы, сегодня мы поговорим об осенней поре.
3. Игра «Подбери действие».
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
4. Игра «Подбери признак».
- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
5. Физкильтминитка.
Прыжки на одной ноге по кругу. | |
Скачет дождик по дорожке. | Прыжки на другой ноге. |
В лужице — смотри, смотри! — Он пускает пузыри. | Показывают руками на воображаемые пузыри. |
6. Чтение письма.
Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые логопед старается записать.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из-за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
7. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.
8.Составление самостоятельного рассказа о признаках осени по плану(схеме)

9. Итог занятия.
- О каком времени года говорили?
- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
-Что интересного было на занятии? Что нового вы узнали?
-Как вы оцениваете свою работу на занятии?
Список материалов:
1) Гомзяк О.С. «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе»— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
2) Ткаченко Т. А. «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»
4)https://kartin.papik.pro/osen/35947-kartinki-detskie-osennij-les-61-foto.html
5)https://papik.pro/risunki/58663-sbor-urozhaja-risunok-44-foto.html





