Проект по информатике «Составление тематического кроссворда»
ПРОЕКТ ПО ИНФОРМАТИКЕ
"Составление тематического кроссворда"
Основной вопрос:
Составление кроссворда, содержащего основные понятия темы из предложенного набора слов.
Вопрос учебной темы: Работа в текстовом редакторе Microsoft Word. Технология обработки текстовой информации.
Учебные предметы: информатика и информационные технологии.
Участники: учащиеся … класса.
Информационные ресурсы: различные словари, справочники, Интернет – ресурсы.
Дидактические цели проекта:
формирование интереса к обучению;
развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;
обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств
Приобретение навыков самостоятельной работы со справочной литературой, большими объемами информации.
Методические задачи:
закрепить знания, полученные при изучении темы "Средства и технологии обработки текстовой информации": по набору, редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе, по созданию и включению в текст таблиц;
по созданию и включению в текст изображений;
по использованию систем проверки орфографии и синтаксиса, тезаурусов, толковых словарей;
по структурированию текста;
по распечатыванию текста.
Ход проекта:
В самом начале проекта учащиеся делятся на группы по четыре человека, каждая из которых получает карточку с набором слов.
В каждой группе учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике.
Выбранные понятия с их определениями набираются в текстовом редакторе (т. е. то, что будет указано в задании кроссворда). Работа может проводиться несколькими способами. Во-первых, ребята могут для начала просто набрать термины с их расшифровкой, и в качестве промежуточного этапа может быть проверена правильность трактовки терминов. Во-вторых, текст может сразу набираться по принципу оформления задания кроссворда (т. е. на первой странице будет набрано "По вертикали. 1. ...... . 2. ..... . По горизонтали. 3. ... . 5. ... .", а на второй странице - ответы). Тогда оценить правильность трактовки использованных понятий можно на этой стадии. (Вообще говоря, этой промежуточной проверки может и не быть, а работа может быть оценена целиком по окончании выполнения проекта.)
Учащиеся в текстовом редакторе рисуют сетку кроссворда либо с помощью инструментов создания таблиц, либо с помощью встроенных инструментов рисования. Наиболее продвинутые ученики могут использовать макросы. Работа (2 страницы: одна - с сеткой кроссворда и вопросами, вторая - с ответами) распечатывается.
Учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их.
Проблемные вопросы:
Сформулировать вопросы к каждому из данных определений.
Сгруппировать слова так, чтобы получился кроссворд.
Результаты представления исследований:
Составление кроссворда.
Этапы и сроки проведения проекта:
Формулирование тем исследований учеников – 1 урок, 20 минут.
Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок, 10 минут.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 10 минут.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 2 урок, 15 минут.
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 2-3 урока
Защита полученных результатов и выводов – последний урок, 40 минут.
О проекте
Идея проекта. В качестве мини-проекта при изучении любой темы курса информатики может выступать составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.
Заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе MS Word, тем самым проверяется не только знание темы, по которой составлен кроссворд, но и знание темы "Технология обработки текстовой информации".
Рабочие материалы учителя
Набор слов для составления кроссворда.
Абзац
Автор
Альфа
Блик
Буква
Буквица
Версия
Вид
Вирус
Выравнивание
Диаграмма
Диск
Дискета
Импорт
Имя
Индекс
Интервал
Кадр
Кегль
Клубок
Кон
Копирование
Копия
Курсив
Линейка
Лист
Лье
Масштаб
Меню
Мю
Ню
Объединение
Объект
Оглавление
Окно
Олово
Отступ
Пи
Полоса
Почта
Правка
Принтер
Пробел
Пункт
Раздел
Рамка
Ребро
Рисунок
Ряд
Сервис
Символ
Словарь
Слово
Слог
Слэш
Сноска
Стиль
Столбец
Страница
Таблица
Текст
Тень
Тире
Три
Удаление
Удел
Фи
Формула
Фрагмент
Цифра
Часть
Шаблон
Учитель должен иметь собственные формулировки вопросов к словам и готовый кроссворд.
Учащиеся сами выбирают, какое количество слов ими используется в работе.
Учитель может в конце проекта предложить свой кроссворд, в котором задействовано максимальное количество слов из списка.
КРОССВОРД, СОСТАВЛЕННЫЙ УЧИТЕЛЕМ
По горизонтали: 4. Примечание к тексту, размещаемое в нижней страницы или в конце документа. 6. Смещение текста абзаца по отношению к границам полей. 9. Единица измерения высоты шрифта. 12. Старинная французская мера длины, упоминаемая в названии романа Ж. Верна. 13. Часть таблицы. 17. Часть текста, набранная до нажатия клавиши <Enter>. 20. Название буквы φ греческого алфавита. 21. Поколение, вариант Microsoft Word. 23. Служебный файл Microsoft Word с расширением dot(, содержащий информацию о структуре и оформлении документа. 25. Наклонный шрифт. 27. Выражение для расчета, оформляемое с помощью Microsoft Equation. 30. Изображение на инструменте, выполняющем сохранение документа. 31. Судьба, участь. 32. Пункт главного меню Microsoft Word . 33. Разработчик документа или программы. 34. Название буквы µ греческого алфавита. 35. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению. 36. Действие над абзацем. 37. Пункт главного меню Microsoft Word. 39. Затемненное место вокруг рамки данного текста. 40. Промежуток между словами. 41. Линия ровно расположенных однородных предметов. 42. Графический элемент, который "обтекается" тестом. 44. Размер (высота) шрифта. 45. Часть слова. 46. Пункт главного (системного) меню Microsoft Word. 47. Часть документа, границу которого можно вставить с помощью разрыва (пункт меню Вставка). 49. Знак, входящий в алфавит. 51. Услуга, предоставляемая телекоммуникационными сетями, с помощью которой можно переслать созданный в Microsoft Word документ. 54. Отношение размеров элементов документа на экране к натуральным размерам. 56. Элемент окна Microsoft Word. 59. Нумеруемая часть документа, параметры которой устанавливаются с помощью пункта меню Файл. 60. Носитель, на котором хранится созданный в Microsoft Word документ. 62. Действие, проводимое с фрагментом текста. 63. Карточный термин (на него ставят ставку). 64. Часть окна текстового редактора, используемая для установки полей, отступов и т. п. 65. ... прокрутки. 66. Ввоз компьютеров и программ из-за рубежа.
По вертикали: 1. Число экземпляров документа. 2. Последовательность букв и цифр, ограниченная с обоих концов пробелами, запятыми, точками, дефисами или т. п. 3. Сторона грани многогранника. 5. Название символа "/"• 7. Данные, расположенные по графам. 8. Название буквы греческого алфавита, используемой в геометрии. 10. Название буквы v греческого алфавита. 11. Название цифры. 14. Часть экрана, занимаемая документом. 15. Отблеск света на экране монитора. 16. Действие, проводимое нал ячейками таблицы. 18. Знак, обозначающий число. 19. Буква, цифра, знак препинания. 20. Часть текста. 22. Характеристика абзаца. 24. Графическое изображение цифровой информации. 26. Действие над фрагментом текста. 28. Графический объект в текстовом документе. 29. Набор слов, используемый при проверке орфографии. 37. Совокупность характеристик символа или абзаца. 38. Символ уменьшенного размера, размещаемый справа внизу или справа вверху другого символа. 39. Последовательность символов. 40. Изображение на инструменте, выполняющем печать документа. 43. Перечень глав и пунктов документа. 44. Смотанные шариком нитки. 47. Прямоугольник, обрамляющий абзац. 48. Кусок бумаги. 49. Большая буква в начале абзаца, оформленная отличным от основного текста образом. 50. Первая буква греческого алфавита. 52. Доля чего-то целого, например абзаца, документа и т.д. 55. Металл белого цвета, используемый для пайки, в т. ч. при ремонте компьютера. 57. Знак препинания. 58. Второй экземпляр документа. 61. Обозначение документа.
КРОССВОРД
Ответы.
По горизонтали: 4. Сноска. 6. Отступ. 9. Пункт. 12. Лье. 13. Столбец. 17. Абзац. 20. Фи. 21. Версия. 23. Шаблон. 25. Курсив. 27. Формула. 30. Дискета. 31. Удел. 32. Правка. 33. Автор. 34. Мю. 35. Вирус. 36. Выравнивание. 37. Сервис. 39. Тень. 40. Пробел. 41. Ряд. 42. Кадр. 44. Кегль. 45. Слог. 46. Вид. 47. Раздел. 49. Буква. 51. Почта. 54. Масштаб. 56. Меню. 59. Страница. 60. Диск. 62. Копирование. 63. Кон. 6 65. Полоса. 66. Импорт.
По вертикали: 1. Количество 2. Слово. 3. Ребро. 5. Слэш 7. Таблица. 8. Пи 10. Ню. 11. Три. 14. Окно. 15. Блик. 16. Объединение. 18. Цифра. 19. Символ. 20. Фрагмент. 22. Интервал. 24. Диаграмма. 26. Удаление. 28. Рисунок. 29. Словарь. 37. Стиль. 38. Индекс. 39. Текст. 40. Принтер. 43. Оглавление. 44. Клубок. 47. Рамка. 48. Лист. 49. Буквица. 52. Часть. 53. Объект. 55. Олово. 57. Тире. 58. Копия. 61. Имя.
Список информационных ресурсов.
ГРАМОТА. РУ | Словари русского языка: орфографический, толковый, ...
Словари и энциклопедии на Академике
Рубрикон. Энциклопедии, словари, справочники
Российская Информационная Сеть - Словари
И так далее…
Критерии оценки
Дифференциация по уровням подготовки учащихся.
В данной работе проверяется знание сразу двух тем курса информатики - "Текстовый редактор Word" и "Технология обработки текстовой информации".
Дифференциация по первой теме может проводиться по количеству терминов, которые предлагается использовать в кроссворде (например, слабые ученики могут использовать 20-25 терминов, а сильные – 55-65), и по источникам информации (более сильные ученики используют дополнительные источники информации).
Дифференциация по второй теме может проводиться следующим образом: наиболее слабые ученики могут просто набрать текст в текстовом редакторе без оформления, а сетку кроссворда нарисовать на бумаге с помощью карандаша и линейки, причем последовательность номеров слов может быть произвольной. Наиболее продвинутые ученики могут использовать различные шрифтовые выделения, разные способы оформления абзаца и страницы; сетка кроссворда может быть нарисована с помощью инструментов создания таблиц с использованием макросов; нумерация слов - как в кроссвордах печатных изданий.
Кроме того, необходимо учитывать структуру кроссворда: чем она "плотнее", т. е. чем больше пересечений, тем выше должна быть оценка.
Каждая работа рассматривается группой и учителем.
13