Социальный проект «Бабушкин чуланчик»
1 часть проекта.
Условия в Богородском СДК для организации работы с детьми.
Богородский сельский Дом культуры был построен в 1965 году. Это здание общей площадью 260 м2, с кинозалом на 230 мест, сценой, с помещениями для досуга, фойе и библиотекой. В данное время нет условий для показа фильмов, сцена и некоторые помещения были переоборудованы. За последние 10 лет был произведён капитальный ремонт крыши, сменены окна на пластиковые, поменяли пол в здании, произведён косметический ремонт внутри СДК, приобретены новые шторы на окна и сцену, новая аппаратура, мебель. Уже 6 лет газовое отопление. В здании СДК имеется 2 помещения для организации работы с детьми в приклубном летнем лагере с дневным пребыванием. Они оборудованы столами и стульями для работы по интересам, имеется хорошее естественное и искусственное освещение. В данный момент в здании СДК несколько помещений арендовано под сельскую библиотеку, т.к. старое здание библиотеки требует ремонта.
Материально-технические ресурсы.
Имеющиеся |
Недостающие |
Помещения для организации работы с детьми, парковая зона, спортивная площадка, цветник, спортивный инвентарь, учебно-методические пособия, телевизор, DVD-проигрыватель, фотоаппарат, музыкальный центр, микшер, радиомикрофоны, светомузыка. |
Компьютер, принтер. |
Качественный персонал Богородского СДК.
№ |
ФИО, должность |
Год рожд-я |
Стаж работы в культуре |
Образование |
1 |
Лунёва Елена Геннадьевна, директор Богородского СДК |
1964 г. |
10 лет |
Среднее специальное, Шумерлинское педучилище, 2000 г., дошкольное образование. |
2 |
Поплевичева Елена Александровна, зам. директора Богородского СДК |
1972 г. |
10 лет |
Среднее специальное, Шумерлинское педучилище, 2000 г., дошкольное образование. |
Основные показатели работы с детьми и подростками за 2012-2013 гг.
Культурно-досуговые формирования в 2012 г.
|
Число формирований |
Из общего числа – клубные формирования самодеятельного народного творчества |
В том числе коллективов |
||||||
Всего |
Из них для детей до 14 лет включительно |
всего |
Из них для детей до 14 лет включительно |
Хореограф-х |
Теат-раль-ных |
Про-чие |
|||
Всего единиц |
4 |
3 |
4 |
3 |
1 |
1 |
2 |
||
В них участников, человек |
32 |
22 |
32 |
22 |
8 |
10 |
14 |
Культурно-досуговая деятельность в 2012 г.
Культурно-досуговые мероприятия |
|
Всего |
Из них для детей до 14 лет включительно |
140 |
20 |
Культурно-досуговые формирования в 2013 г.
|
Число формирований |
Из общего числа – клубные формирования самодеятельного народного творчества |
В том числе коллективов |
||||||
Всего |
Из них для детей до 14 лет включительно |
всего |
Из них для детей до 14 лет включительно |
Хореограф-х |
Теат-раль-ных |
Про-чие |
|||
Всего единиц |
4 |
3 |
4 |
3 |
1 |
1 |
2 |
||
В них участников, человек |
36 |
26 |
34 |
26 |
8 |
10 |
18 |
Культурно-досуговая деятельность в 2013 г.
Культурно-досуговые мероприятия |
|
Всего |
Из них для детей до 14 лет включительно |
145 |
22 |
Из данной диаграммы можно сделать вывод, что количество детей, посещающих кружки в Богородском СДК, за последние три года возросло. Количество мероприятий также увеличилось. Уже 4 раз Богородский СДК принимает участие в областном конкурсе проектов «Лето. Дети. Досуг».
Механизм реализации.
Проект “Музей крестьянского быта” представлен следующими направлениями: подготовительным, проектировочным, практическим, заключительным.
Подготовительный.
Задачи:
Умение работать сплочённо и креативно.
Научиться разрабатывать и претворять в жизнь собственные идеи.
Определить объём выполняемых работ.
Поиск спонсорской поддержки, привлечение внебюджетных форм поддержки проекта.
Проектировочный.
Задачи:
Поиск творческих решений.
Сбор материала по реализации проекта.
Составление проекта музея «Русская изба».
Практический.
Задачи:
Умение выполнять свою работу чётко и аккуратно.
Умение работать над собственными ошибками.
Предлагать что-то новое.
Заключительный.
Задачи:
Оценка собственной деятельности.
Умение анализировать и корректировать.
План реализации проекта «Музей крестьянского быта»
№ |
Этапы проекта и проводимые мероприятия с детьми. |
Дата проведения |
Подготовительный |
||
1. |
Сбор детей. Знакомство друг с другом Знакомство с выбором проекта. Принятие решения. |
5.06.14 |
2. |
Поиск информации по проекту (тематическая литература, Интернет, собственные творческие решения) |
8.06.14 |
3. |
Поиск спонсоров (село Кузьминка, Богородское, Березня, г. Сергач) |
13.06.14 |
4. |
Подготовка комнаты для музея в ДК. |
20.06.14 |
5 |
Подбор инструментов, покупка материалов (краска, ацетон, рабочие перчатки, кисти). |
22.06.14 |
Проектировочный. |
||
1. |
Планировка музея. |
27.06.14 |
2. |
Проект русской печки. |
4.07.14 |
Практический. |
||
1. |
Изготовление полок и стеллажей для экспоната |
13.07.14 |
2. |
Чистка, мытье экспонатов |
14.07.14 |
3. |
Поиск старинных вещей и предметы быта у сельчан. |
15.07.14 |
4. |
Поиск старинных вещей и предметы быта у сельчан. |
21.07.14 |
5. |
Изготовление скамеечек. Покраска скамеек. |
23.07.14 |
6. |
Покраска скамеек. |
27.07.14 |
7. |
Подведение итогов. Влажная уборка. Расстановка экспонатов. |
28.07.14 |
Заключительный. |
||
1. |
Экскурсия по музею. |
7.08.14 |
2. |
Фотографии участников проекта. |
14.07.14 |
3. |
Анализ и коррекция проделанной работы. |
22.08.14 |
4. |
Подведение итогов. Окончание проекта. |
28.08.14 |
2 часть проекта.
Содержание проекта.
Мини-музей крестьянского быта «Бабушкин чуланчик» был открыт в 2014 году по инициативе работников Богородского сельского клуба – Лунёвой Е.Г. и Поплевичевой Е.А.
Автор проекта – Софронова Марина Владимировна.
Музей Размещён в фойе клуба в специально отведенном уголке.
Идея создания мини-музея "Бабушкин чуланчик" возникла после многочисленных экспедиций в близлежащие деревни – Богородское, Кузьминка, Березня. Жителями деревень были подарены ценные экспонаты: крынки, лапти, сундук, прялка. Эти предметы дали начало экспозиции музея.
У каждого нового поколения, входящего в мир, есть нравственный долг – беречь красоту, созданную предыдущими поколениями. Память о прошлом – звено между настоящим и будущим. Из этой памяти мы черпаем опыт, который предостерегает нас от ошибок, дает силы и вселяет веру. Тысячи памятников истории и культуры составляет наше наследие.
В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом.
Создание комнаты русской старины вызвал настоящий всплеск энтузиазма у детей и их родителей. Они начали ценить предметы труда и быта своих предков, гордиться местными промыслами и рукоделием. При всем при этом старики начали быть востребованными: ведь они живые учителя, наставники, передатчики старинного знания. И молодежь, и старшее поколение начали делать одно общее дело – сохранять все то, что нам завещали наши предки, сохранять связь поколений и времен. В результате создания такой комнаты дети узнают историю своего села, культурные традиции своего края, промыслы, праздники. На наш взгляд - создание комнаты-музея «Бабушкин чуланчик» имеет грандиозное воспитательное воздействие и его будущее весьма перспективно.
Мы считаем, что приобщение подрастающего поколения к художественной культуре Сергачского края, изучение наследия декоративно – прикладного искусства и даже распространение опыта существующих современных педагогических систем будет служить гарантом терпимости и дружелюбия.
Актуальность и востребованность такой комнаты не вызывает сомнения. Старинные экспонаты вызывают интерес; в нашей комнате их можно взять в руки, спокойно рассмотреть тонкую ручную работу.
Основной принцип работы музея «Бабушкин чуланчик» - «Без родной земли нет большой судьбы».
Основная форма работы – коллективная деятельность, и для этого нужно уметь сотрудничать и проявлять взаимоуважение не только друг к другу, но и к старшему поколению. Важно не только формировать в детях добросовестное отношение к труду, но и дать понять, что любить Родину, значит сберечь то, что нам достается от предков. И именно от них зависит, что останется от села и от окружающей природы в будущем. Дети учатся быть полезными селу, своему краю, учатся гордиться обычаями и культурой своей родины.
Основными целями создания музея являются:
· Изучение истории и культуры родного края
· Формирование у учащихся чувства любви к Родине и её прошлому
· Воспитания у детей чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям своей школы, родного края, к истории своего народа.
Основные задачи:
1. хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и коллекций
2. познакомить детей с историей края, с русскими национальными традициями и обычаями
3. ввести детей в мир русской культуры, способствовать принятию или нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие), познакомить учащихся с особенностями крестьянского жилища.
4. восстановить прерванную связь времен
5. возродить духовные ценности
6. вернуть утраченную любовь к родной земле
7. обеспечение необходимых условий для личностного развития, творчества детей, формирование общей культуры, проведение мероприятий, прививающих любовь к родному краю, селу, населению, организация поисковой работы с целью пополнения экспозиций музея.
Экспозиции музея:
русская изба
рукоделие
творческая деятельность
народные промыслы России
Деятельность музея
Поисково-исследовательская:
- походы по сёлам Сергачского района (окрестности сёл Богородского и Кузьминки);
- поиск новых экспонатов и исторических фактов;
- тесное общение с людьми, предоставляющими экспонаты;
-работа с Internet архивами
Информационно-познавательная:
- публикации в СМИ, на сайтах заметок о музее;
- использование фото- и информационных носителей экспозиций музея;
- ведение летописи национальных традиций и обычаев родного края.
Экскурсионная:
- подготовка экскурсоводов из состава учащихся Богородской школы;
- проведение экскурсий в музее;
Реставрационно-оформительская:
- оформление стендов и витрин;
- уход за экспонатами и их реставрация;
- ведение учетной документации музея.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те традиции, на которых воспитываются нынешние поколения.
Во время походов дети не только собирают новый материал для музея, но и щедро отдают приобретенные знания.
Сафонова Елена Валерьевна