Социальный проект «Цветущий корпус»
Конкурс социальных проектов: «Я – гражданин России».
Социальный проект «Цветущий корпус» Выполнили учащиеся 7 «А» класса, МКОУ «Тазовская школа-интернат» Сроки реализации: май – октябрь 2017г.
Цель проекта: формирование активной жизненной позиции, воспитание чувства ответственности, трудолюбия, любви к своему дому, к своей малой родине; озеленение рекреационного помещения спального корпуса №5 – создание комфорта, атмосферы для релаксации в холлах и рекреациях спального корпуса школы-интерната.
Задачи:
1. Осуществление воспитания и образования на основе деятельного подхода; 2. Формирование мотивов для активного участия воспитанников в общественно значимой деятельности; 3. Формирование гражданской позиции и экологической культуры воспитанников; 4. Формирование исследовательских и творческих компетентностей воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- решение задач государственной политики в области экологического,
патриотического воспитания детей;
-благоустройство и озеленение территории корпуса, повышение уровня
заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- развитие организаторских способностей воспитанников, повышение экологической культуры детей и еѐ пропаганда;
- создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья;
- расширение видового разнообразия комнатных растений в корпусе и в группах для повышения образовательной среды;
- использование «зеленых полянок» на уроках биологии, географии, ИЗО, технологии.
Стадии проекта.
1 стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом.
Год экологии в России (2017 год) — тематический год, определенный Правительством РФ для активного решения экологических проблем в стране, вопросов охраны окружающей среды и привлечения внимания общественности к этой проблеме. Мы живем на Севере, где около девяти месяцев в году температура воздуха отрицательна, и люди большую часть времени проводят в помещении. В течение школьного возраста, на протяжении 11 лет, своей активной жизни, ребенок проводит в школе. По данным Всемирной Организации здравоохранения, загрязнение воздуха в закрытых помещениях в 4 раза превышает показатели открытого воздуха. Возникает так называемый болезненный синдром помещений: школьники начинают быстро уставать, чувствовать головную боль и головокружение. Закрытые помещения – это еще и благоприятная среда для развития разного рода болезнетворных бактерий. Учащиеся интерната проживают в спальных корпусах. Мы живем в 5ом спальном корпусе Тазовской школы-интерната. Это наш второй дом. А дом должен быть красивым и уютным, и в создании такой домашней атмосферы помогают комнатные растения. Однако красивыми выглядят только растения здоровые, эстетически правильно подобранные и размещенные в интерьере. Еще в первой половине ХХ в. стало известно, что многие растения выделяют фитонциды, которые способны резко снижать количество вредных микроорганизмов (патогенов) в воздухе, уменьшать загазованность, улучшать ионный состав воздуха и даже оказывать направленный лечебный эффект при некоторых серьёзных заболеваниях. Известно, что летучие вещества растений, которые они выделяют в процессе своей жизнедеятельности (фитонциды), изменяют воздух и могут улучшать самочувствие людей. Растения также служат фильтром вредных веществ. Поэтому необходимо улучшить экологические условия в корпусных рекреационных помещениях и жилых блоках, с помощью комнатных растений, что повлияет на профилактику заболеваний верхних дыхательных путей и улучшит микробиологические условия. С точки зрения лечебного эффекта важно, что оздоровительное влияние комнатных растений проявляется в зимне-весенний период, ведь именно в этот период дети чаще болеют ОРВИ. Доказано, что после размещения в помещениях комнатных растений, воздух становится чище на 40-45%. Оформление помещения зелеными растениями и цветами называется фитодизайном (фитодекором). Не стоит забывать и о том, что большое число растений (монстера, различные виды фикусов, драцены, каланхое, хлорофитум, различные виды орхидей) могут аккумулировать из атмосферы вредные химические вещества (серу, азот, углерод, некоторые металлы) и их соединения. Поэтому правильно подобранные и расположенные в помещении растения создают экологически и психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают уют. Работа воспитанников по озеленению корпуса даст им необходимые навыки по уходу за растениями, укрепит связи биологических наук с практикой, межпредметные связи; послужит формированию у школьников бережного отношения к природе; воспитанию экологической культуры, любви ко всему живому, к природе. Они научатся понимать и ценить прекрасное. Участвуя в этой работе, дети получают практическое представление о некоторых профессиях (цветовод, озеленитель, флорист, фитодизайнер и др.). Большое значение для ребят имеет труд в коллективе, общее для всех дело. Любые идеи по конструктивным решениям и по стилю, цветовой гамме должны быть проработаны с учетом психологических особенностей тех, кто будет жить или работать в данном помещении, а также c учетом назначения помещений, гигиенических, санитарных норм, норм пожарной безопасности и т.д. Также занятия комнатным цветоводством — один из видов творческого отдыха, способ простыми и доступными средствами создать свою неповторимую обстановку. Созданные «зеленые уголки» в рекреации и фойе будут периодически обновляться, и пополняться, будет организован уход за комнатными растениями. Проект продолжит работу в дальнейшем для озеленения столовой. Таким образом, коллектив корпуса должен создать такие условия воспитательного процесса, при которых «воспитывает не только воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом» (А.С.Макаренко)
2 стадия. Выбор проблемы.
На второй стадии нам предстояло детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для нашего корпуса и требуют своего решения. Был выявлен ряд проблем, который актуален для данного объекта:
1. Экологическое состояние корпуса;
2. Подготовка рассадных растений и высадка их в грунт;
3. Благоустройство (озеленение) корпусных рекреационных помещений и жилых блоков;
Первоочередным вопросом, объектом исследования и разработки варианта решения был выбран – «Благоустройство территорий спального корпуса ».
В целях выявления актуальности данной проблемы был проведен социологический опрос среди воспитанников 5-го корпуса. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов:
Гордитесь ли вы своей школой? корпусом? Почему?
Волнует ли вас, как выглядит ваш корпус?
3. Готовы ли вы принять активное участие в благоустройстве нашего корпуса?
4. Что можно предпринять?
Обработка результатов опроса выявила актуальность данной проблемы. Если в корпусе будут посажены комнатные растения, соблюдаться во всем чистота и порядок, воздух будет чистым, будет всюду красиво; то ребята будут здоровыми и трудолюбивыми, будут стремиться в школу, чтобы получить знания, и в дальнейшем применить их в жизни, на благо нашей Родины. Выбранная проблема была соизмерима с уровнем наших возможностей, решение которой было реально в данном корпусе. Итогом работы на этой стадии стало понимание избранной проблемы, над которой работала наша инициативная группа. Эпиграфом проекта стали строчки стихотворения нашей одноклассницы Салиндер Екатерины:
«Родной мой край! Родная школа!
Цвети как майский сад весною,
Будь маяком в дороге жизни,
Будь парусом, парящим надо мною!»
Цель проекта: научить создавать и беречь красоту вокруг нас; было сформировано общее представление о работе над проектом, его этапами. Мы организовали группу, для эффективности решения организационных вопросов.
3 стадия. Сбор и анализ информации.
В рамках третьего этапа нам предстояло собрать и проанализировать информацию по заинтересовавшей нас проблеме. Первая группа занималась изучением материалов средств массовой информации и интернет-ресурсов по этой теме: как лучше провести реализацию, что лучше использовать для этого. Вторая группа взаимодействовала с администрацией школы (с зам.директора по хозяйственной части, с зав.складом), для получения информации о наличии необходимого материала для озеленения корпуса (цветочные горшки и кашпо, посадочный грунт, необходимые удобрения для посадки растений) то есть уточняли возможности оказания помощи в реализации проекта. Итогом работы стала отобранная информация по данному вопросу, что позволило перейти к следующей стадии работы над проектом.
4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы.
Главной задачей четвертого этапа деятельности являлась обработка и систематизация полученного материала, а также составление плана реализации проекта.
При участии наших воспитателей нами были скомпонованы материалы по разделам:
Актуальность и важность данной проблемы для спального корпуса.
Сбор и анализ информации по избранной проблеме.
Программа действий, которую предлагает данная команда.
Реализация плана действий команды
Это был трудоемкий этап работы. По результатам проделанной работы мы начали разработку проекта, были сформулированы цели и план реализации.
План действий по реализации проекта:
1. Подготовка места для рассаженных растений (рекреации, жилые блоки, холлы)
2. Подготовка необходимых материалов для посадки растений (приготовленные отростки комнатных растений, вода, посадочный грунт, необходимые удобрения для посадки, цветочные горшки и кашпо);
3. Овладение учащимися практическими навыками ухода за комнатными растениями; посадка комнатных растений:
4. Озеленение корпуса;
5 стадия. Реализация плана действий команды.
Пятая стадия предполагала практическое решение данной проблемы. Нами был организована работа по посадке и уходу за комнатными растениями. Активную помощь оказали воспитатели нашего корпуса. В рамках акции «Цветы на окошке» за каждой группой закреплялся определенный участок холла для озеленения. Для работы администрация школы (хозгруппа) предоставила необходимый материал. Каждая группа принесла рассаду цветов. Были высажены: бегония, традесканция, гибискус китайский (китайская роза), каланхоэ, драцена, фикус. Были определены цветоводы, которые отвечали за уход комнатных растений. На последнем завершающем этапе реализации проекта воспитанники придавали эстетический вид в рекреационных помещениях, жилых блоках и холлах 5-го корпуса.
6 стадия. Подготовка к защите проекта.
На этом этапе мы оформили материал в виде презентации «Цветущий корпус». Подготовили фотографии, позволяющие наглядно представить наш проект.