Социальный проект «Ступени к будущей профессии»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 14
г. Нижневартовск
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Ступени к будущей профессии»
Автор: Ситникова Ирина Анатольевна,
классный руководитель 8 класса В
МБОУ СШ № 14
2018 г.
Актуальность проекта
Сегодня в мире существует более 7 000 профессий. В мегаполисах популярностью пользуются только несколько сотен из них. По данным компании MAR Consult, в настоящее время по профессии не работает около половины населения России (52 %). После выпуска из вузов желающих работать по специальности ждет основное препятствие – ситуация на рынке труда (полученная специальность оказывается невостребованной, низко оплачивается или же, наоборот, конкуренция на рынке труда настолько высока, что трудоустроиться практически невозможно).
Поэтому в современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества. В современном обществе значимо социально- профессиональное сопровождение молодежи в решении вопросов профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры.
Анализ ситуации на рынке труда показал значимость формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда. Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. Потенциальные работодатели стремятся отобрать лучших работников, способных успешно и максимально эффективно выполнять свои обязанности. В связи с этим вопросы профессионального становления молодежи и сопровождение данной работы становятся чрезвычайно важными.
Основной задачей современного образования является полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей, и, наконец, подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению. Одним из способов решения проблемы довузовской профессиональной подготовки в средней школе является профильное обучение или дифференциация.
Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.
Подобная педагогическая практика позволяет решить значительное количество проблем: индивидуально подойти к развитию каждого ученика, “на деле” познакомить учащихся с профессиями разных профильных направлений, избежать ошибок профессионального выбора, усилить учебную подготовку каждого при поступлении в вуз.
Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:
– профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;
– развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.
Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.
Актуальность профессионального самоопределения школьников подчеркивается и в современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся и предполагающей за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом. По подсчетам социологов правильный выбор профессии в 3-3,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 20% увеличивает производительность труда и в 2,5 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Предполагается, что система работы по профориентации должна дать школьникам возможность попробовать себя в разных направлениях.
Цель:
создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе.
Задачи:
Создание условий для формирования осознанного выбора профессии в соответствии со своими способностями, психофизическими данными и потребностями общества.
Формирование у школьников знаний об организации производства страны, современном оборудовании, о путях профессиональной подготовки.
Развитие интереса к будущей профессии, формирование у учащихся положительной мотивации к трудовой деятельности и внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути.
Организация и проведение различных мероприятий по профессиональной ориентации школьников.
Оказание помощи подросткам с низким уровнем мотивации профиля.
Формирование у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности, подготовка их к решению задач различного уровня сложности.
Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Участники проекта
Учащиеся 8 – 9 классов. Основное направление в работе – развитие интересов и способностей школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.
Организация помощи подросткам при формулировании конкретных личностных задач профессионального и личностного самоопределения и психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы.
Учащиеся 10 – 11 классов. Основное направление в работе - подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.
Координатор проекта – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Координационный совет: классный руководитель, родительский комитет, кураторы из учреждений НПО, СПО, вузов.
Учителя-предметники, социальный педагог, библиотекарь.
Реализация проекта:
2018-2021 учебный год
Работа с учащимися
2018-2019 уч.год
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Анкетирование «Хочу - могу». |
Январь |
Классный руководитель |
2. |
Классный час «Калейдоскоп профессий». |
Январь |
Классные руководители |
3. |
Конкурс сочинений «Что я знаю о своей будущей профессии?» |
Январь |
Учителя русского языка |
4. |
Тренинговые занятия по самоопределению и профессиональной ориентации |
Март |
Классные руководители, библиотека № 7 |
5. |
Конкурс семейных презентаций «Трудовые династии». |
Апрель |
Заместитель директора по воспитательной работе, родители |
6. |
Экскурсии на предприятия города. |
В течение учебного года |
Координационный совет |
2019-2020 уч.год
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Экскурсии в учреждения СПО и НПО. |
В течение учебного года |
Координационный совет |
2. |
Экскурсии на предприятия города. |
В течение учебного года |
Координационный совет |
3. |
Встреча поколений «От трудовых традиций – к трудовым династиям». |
Октябрь |
Классный руководитель |
4. |
«Найди свое дело» – анкетирование и консультация по профессиональной ориентации |
Ноябрь |
Классный руководитель, психолог |
6. |
Классный час «Мое призвание и моя будущая профессия». |
Декабрь |
Классный руководитель, родители |
7. |
Собеседование с учащимися 9-х классов о продолжении образования |
Февраль |
Директор, заместитель директора по УВР |
8. |
Диагностика учащихся 9-х классов с целью выявления профессиональной направленности. |
Март - апрель |
Школьный психолог, классные руководители |
10. |
Круглый стол «Подведение итогов года». |
Май |
Координатор |
11. |
Ярмарка профессий. |
Май |
Координационный совет |
13. |
Коллективная работа над социальным проектом «Ступени к будущей профессии» |
В течение учебного года |
Классный руководитель, учащиеся |
2020-2021 уч.год
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Создание профильных классов: - физико-математический (профильные предметы: алгебра, геометрия, физика); - химико-биологический (профильные предметы: химия, биология). |
Август |
Директор, заместитель директора по УВР |
2. |
Экскурсии в ведущие вузы города в Дни открытых дверей. |
В течение учебного года |
Классный руководитель |
3. |
Встречи с преподавателями и студентами вузов. |
В течение учебного года |
Координатор |
4. |
День науки. Защита проектов, рефератов. |
Декабрь |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники |
5. |
Посещение выставки «Образование от А до Я». |
Март - май |
Классные руководители |