Социальный проект «Ступени к будущей профессии»

1
0
Материал опубликован 15 October 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 14

г. Нижневартовск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

«Ступени к будущей профессии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Ситникова Ирина Анатольевна,

классный руководитель 8 класса В

МБОУ СШ № 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.


 

Актуальность проекта

Сегодня в мире существует более 7 000 профессий. В мегаполисах популярностью пользуются только несколько сотен из них. По данным компании MAR Consult, в настоящее время по профессии не работает около половины населения России (52 %). После выпуска из вузов желающих работать по специальности ждет основное препятствие – ситуация на рынке труда (полученная специальность оказывается невостребованной, низко оплачивается или же, наоборот, конкуренция на рынке труда настолько высока, что трудоустроиться практически невозможно).

Поэтому в современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества. В современном обществе значимо социально- профессиональное сопровождение молодежи в решении вопросов профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры.

Анализ ситуации на рынке труда показал значимость формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда. Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. Потенциальные работодатели стремятся отобрать лучших работников, способных успешно и максимально эффективно выполнять свои обязанности. В связи с этим вопросы профессионального становления молодежи и сопровождение данной работы становятся чрезвычайно важными.

Основной задачей современного образования является полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей, и, наконец, подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению. Одним из способов решения проблемы довузовской профессиональной подготовки в средней школе является профильное обучение или дифференциация.

Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

Подобная педагогическая практика позволяет решить значительное количество проблем: индивидуально подойти к развитию каждого ученика, “на деле” познакомить учащихся с профессиями разных профильных направлений, избежать ошибок профессионального выбора, усилить учебную подготовку каждого при поступлении в вуз.

Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:

профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

Актуальность профессионального самоопределения школьников подчеркивается и в современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся и предполагающей за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом. По подсчетам социологов правильный выбор профессии в 3-3,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 20% увеличивает производительность труда и в 2,5 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Предполагается, что система работы по профориентации должна дать школьникам возможность попробовать себя в разных направлениях.

 


 

Цель:

создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе.

 

Задачи:

Создание условий для формирования осознанного выбора профессии в соответствии со своими способностями, психофизическими данными и потребностями общества.

Формирование у школьников знаний об организации производства страны, современном оборудовании, о путях профессиональной подготовки.

Развитие интереса к будущей профессии, формирование у учащихся положительной мотивации к трудовой деятельности и внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути.

Организация и проведение различных мероприятий по профессиональной ориентации школьников.

Оказание помощи подросткам с низким уровнем мотивации профиля.

Формирование у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности, подготовка их к решению задач различного уровня сложности.

Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.


 

 

Участники проекта

Учащиеся 8 – 9 классов. Основное направление в работе – развитие интересов и способностей школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

Организация помощи подросткам при формулировании конкретных личностных задач профессионального и личностного самоопределения и психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы.

Учащиеся 10 – 11 классов. Основное направление в работе - подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

 

Координатор проекта – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Координационный совет: классный руководитель, родительский комитет, кураторы из учреждений НПО, СПО, вузов.

Учителя-предметники, социальный педагог, библиотекарь.

 

 

 

Реализация проекта:

 

2018-2021 учебный год

 


 

Работа с учащимися

 

2018-2019 уч.год

 

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Анкетирование «Хочу - могу».

Январь

Классный руководитель

2.

Классный час «Калейдоскоп профессий».

Январь

Классные руководители

3.

Конкурс сочинений «Что я знаю о своей будущей профессии?»

Январь

Учителя русского языка

4.

Тренинговые занятия по самоопределению и профессиональной ориентации

Март

Классные руководители, библиотека № 7

5.

Конкурс семейных презентаций «Трудовые династии».

Апрель

Заместитель директора по воспитательной работе, родители

6.

Экскурсии на предприятия города.

В течение учебного года

Координационный совет

 

 

2019-2020 уч.год


 

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Экскурсии в учреждения СПО и НПО.

В течение учебного года

Координационный совет

2.

Экскурсии на предприятия города.

В течение учебного года

Координационный совет

3.

Встреча поколений «От трудовых традиций – к трудовым династиям».

Октябрь

Классный руководитель

4.

«Найди свое дело» – анкетирование и консультация по профессиональной ориентации

Ноябрь

Классный руководитель, психолог

6.

Классный час «Мое призвание и моя будущая профессия».

Декабрь

Классный руководитель, родители

7.

Собеседование с учащимися 9-х классов о продолжении образования

Февраль

Директор, заместитель директора по УВР

8.

Диагностика учащихся 9-х классов с целью выявления профессиональной направленности.

Март - апрель

Школьный психолог, классные руководители

10.

Круглый стол «Подведение итогов года».

Май

Координатор

11.

Ярмарка профессий.

Май

Координационный совет

13.

Коллективная работа над социальным проектом «Ступени к будущей профессии»

В течение учебного года

Классный руководитель, учащиеся


 

2020-2021 уч.год

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Создание профильных классов:

- физико-математический (профильные предметы: алгебра, геометрия, физика);

- химико-биологический (профильные предметы: химия, биология).

Август

Директор, заместитель директора по УВР

2.

Экскурсии в ведущие вузы города в Дни открытых дверей.

В течение учебного года

Классный руководитель

3.

Встречи с преподавателями и студентами вузов.

В течение учебного года

Координатор

4.

День науки. Защита проектов, рефератов.

Декабрь

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

5.

Посещение выставки «Образование от А до Я».

Март - май

Классные руководители


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.