Классный час на тему «Будущая профессия или профессия будущего?»
Деева Наталья Владимировна,
классный руководитель 10-А класса
МБОУ «СОШ № 38» г. Ангарска
Классный час
Тема: «Думаем о будущей профессии или о профессии будущего?»
Целевая аудитория: 10 класс
Цель: формировать потребность старшеклассников в самосовершенствовании и профессиональном самоопределении.
Задачи: 1) создать проблемную ситуацию, которая будет способствовать размышлению школьников о профессиональном самоопределении; 2) организовать дискуссию о будущей профессии и профессии будущего; 3) подвести учеников к мысли, что профессиональное самоопределение зависит от нескольких факторов и личностных качеств.
I.Актуализация.
Учитель: - 2025 год. Это близко или далеко?
- А как вы думаете, почему именно эта дата указана? (Ученики высказывают свои мысли).
Учитель: - Почему 2025 год? 2021 год – вы получаете среднее общее образование
2025 год – бакалавриат (4 года). Начинается для некоторых самостоятельная профессиональная деятельность.
2026 год – специалитет (5 лет)
2027- 2028 годы – магистратура (2 года)
II. Постановка проблемы и её решение.
1.Учитель: -Обратимся к названию нашего классного часа «Думаем о будущей профессии или о профессии будущего?». Допущена мною тавтология в формулировке или нет?
(Ученики высказывают своё мнение и приходят к выводу, что словосочетания «будущая профессия» и «профессия будущего» семантически отличаются).
Учитель: Древняя китайская пословица гласит:
Ты можешь стать умнее тремя путями:
- путем опыта-это самый горький путь;
- путем подражания - это самый легкий путь;
- путем размышления - это самый благородный путь.
2. Деловая игра «Оппоненты». Сейчас вам предстоит пройти благородный путь – путь размышления.
Класс объединяется в 2 группы, и каждая группа в течение 10 минут составляет SWOT – анализ по теме «Профессия будущего» (1 группа) и «Будущая профессия» (2 группа).
По окончании указанного времени представители высказывают свои мысли. Задача оппонентов – внимательно слушать и задать вопрос любому члену выступающей группы.
3.Учитель: - Чтобы не ошибиться с выбором профессии, нужно следовать нескольким правилам. Продолжаете работать в группах, попытайтесь сформулировать, какие правила, на ваш взгляд, следует помнить (5-7 минут).
Когда правила озвучиваются, учитель записывает их на доске.
4.Учитель: - А теперь сопоставим ваши мысли с тем, что говорят специалисты:
При выборе профессии необходимо учитывать три составляющих: ХОЧУ – МОГУ – НАДО.
«Хочу»: Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
«Могу»: вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств.
5.Учитель - Сегодня определяют надпрофессиональные навыки. Именно они важны в любой отрасли и позволят сделать работу эффективнее. Какие навыки, по-вашему, необходимы в будущем?
(Высказывания учеников)
Учитель: - Востребован будет человек, который имеет
Системное мышление.
Навыки межотраслевой коммуникации..
Навыки менеджмента.
Программирование.
Клиентоориентированность.
Мультикультурность и мультиязычность.
Коммуникабельность.
Мультифункциональность..
Творческое начало.
6. Учитель: «Надо»: профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. Ваше мнение о востребованности профессий.
(Высказывания учеников).
Учитель: Новое время – новые профессии. К 2025 году, по прогнозам, наиболее востребованными станут следующие профессии, на которые указал руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков:
Биоинженер
Биофармаколог
Биоинформатик
Проектировщик «умной среды»
Специалист по робототехнике
Специалист по кибербезопасности
Специалист по альтернативной энергетике
Нейропсихолог
Программист, разработчик (различного профиля)
Инженер-проектировщик различного профиля
Инженер 3D-печати
Архитектор и дизайнер виртуальной реальности
III. Рефлексия: Учитель: - Кто-нибудь может сказать, что уже определился с выбором профессии?
- Оцените себя по 10-балльной шкале, насколько вы обладаете необходимыми знаниями и навыками?
- Какую цель надо поставить перед собой сейчас, чтобы пофессиональное будущее не было омрачено? (Работа над собственным «я»: самоорганизация, самоконтроль, самосовершенствование).
Марьясова Ирина Евгеньевна