Социальный проект «Тропа к Пушкину»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Социальный проект
«Тропа к Пушкину»
Авторы работы: Козицкая Елизавета,
Богданов Кирилл, ученики 6Б класса
Руководитель работы:
Чиганова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
п.Хор
2017 год
Содержание:
Введение…………………………………………………….........1-2
Основная часть………………………….......................................3-5
Глава 1. Прекрасное начало………………………………………3
Глава 2. Несколько аргументов о том, почему нужно заучивать
наизусть поэтические тексты ……………………………………4
Глава 3. К барьеру!..........................................................................5
Заключение………………………………………………. …........6
Список литературы………………………………………………...7
Введение.
Ни для кого не секрет, что интерес к чтению, особенно в молодежной среде очень невелик. Школьники довольствуются рамками программы по литературе, забывая через короткое время заученные строки. Вместо самих художественных произведений нам предлагают их краткое изложение. Сочинения в выпускном классе уже давно никто не пишет: к услугам выпускников разные варианты готовых работ. Традиции семейного чтения почти утеряны: многие родители совсем не читают, исчезает чтение вслух в кругу семьи, книги для чтения выбирают в основном развлекательного характера. Перечитывание и сохранение в памяти заученного не становится потребностью. Между тем, как способность процитировать по памяти тот или иной фрагмент, умение украсить свою речь выдержкой из любимого произведения является достоинством истинно культурного человека.
Актуальность.
10 февраля 2017 года исполнилось 180 лет со дня смерти нашего великого соотечественника А.С.Пушкина. Пушкин – это целый мир, который можно изучать, познавая всё время новое, ибо к нему, как он сам говорил, «не зарастёт народная тропа». К нему будут обращаться снова и снова, потому что, «читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Поэт в России-больше, чем поэт. И никто не может сказать о поэте лучше, чем говорят его стихи...
Мы предлагаем проект, направленный на стимулирование чтения и развитие активной читательской среды школьника-подростка.
Цель проекта -
Воспитание чувства национальной гордости, стимулирование чтения и развитие активной читательской среды школьника-подростка.
Задачи:
повышение общего уровня культуры подростков за счет получения дополнительной информации о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
получение опыта интервьюирования, написания газетной статьи;
закрепление навыков командной работы
Гипотеза -
Нынешняя молодежь (подростки от 12 до 18 лет), не имея гордости за наше великое прошлое, не стремится сохранить и сберечь в памяти произведения великих русских поэтов, в частности А.С.Пушкина. Старшее поколение, воспитанное в советское время, с большим трепетом относится к литературному национальному наследию, до сих пор хранит в памяти, заученные в школе, нетленные строки.
Срок реализации проекта: январь-февраль 2017 года
Этапы реализации проекта
Сбор инициативной группы-участников НОУ «Эврика»: обсуждение плана мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта
Проведение интервьюирования среди учеников МБОУ СОШ №1 и жителей поселка Хор
Проведение соцопроса среди жителей поселка Хор
Разработка сценария межшкольного мероприятия «Тропа к Пушкину»
Объявление конкурса на лучший вопрос о Пушкине среди учеников МБОУ СОШ №1 р.п.Хор
Составление сметы расходов для проведения межшкольного мероприятия «Тропа к Пушкину»
Приглашение учеников МБОУ СОШ с.Георгиевка для участия в межшкольном мероприятии «Тропа к Пушкину»
Проведение межшкольного мероприятия среди учеников старших классов «Тропа к Пушкину»
Подведение итогов проекта, размещение статьи в газете «Наше время»
Основная часть
Глава 1. Прекрасное начало
Читают иностранцы Пушкина,
Да, Пушкина читают иностранцы,
Читают, несмотря на расстояния,
Не принимая во внимание дистанций.
Но мы то с вами, вроде, не засланцы,
И мы, и он, одной России дети.
Так почему же Пушкина читают иностранцы?
А мы не помним. Разве он в запрете?
Наш проект родился неожиданно для нас самих. Все началось с решения смонтировать видеоролик ко Дню памяти А.С. Пушкина (10 февраля). Ролик о том, насколько хорошо молодежь знает произведения великого соотечественника.
Начали со своей школы - пошли с камерой в классы: встретили замешательство, нежелание участвовать в разговоре. Учителя-предметники подсказывали ребятам те строки, которые помнили сами. Без подготовки красиво и звучно не получилось.
Тогда решили выйти на улицы поселка и провести опрос населения (Приложение 1). Уже тогда родилось предположение, что нынешняя молодежь (подростки от 12 до 18 лет), не имея гордости за наше великое прошлое, не стремится сохранить и сберечь в памяти произведения великих русских поэтов, в частности А.С.Пушкина.
Старшее же поколение, воспитанное в советское время, с большим трепетом относится к литературному национальному наследию, до сих пор хранит в памяти, заученные в школе, нетленные строки.
Жителям поселка было предложено ответить на вопросы: Какие строки Пушкина вы можете процитировать наизусть? С какого времени вы их знаете, помните?
В опросе приняли участие 53 жителя поселка Хор в возрасте от 12 до 77 лет. Не смогли вспомнить строки из стихотворений Пушкина 19 человек, что составляет 36% от общего количества опрошенных, из них 40% - подростки в возрасте от 10 до 18 лет.
Разнообразием цитируемого жители поселка тоже не удивили (Приложение 2).
Самое интересное, что все прочитанные наизусть строки из произведений Пушкина были выучены респондентами во время учебы в школе, в детстве.
Глава 2. Несколько аргументов о том, почему нужно заучивать наизусть поэтические тексты
Почему нужно учить наизусть стихотворения, прозу? Самый распространенный ответ: это способствует развитию памяти. Но память ведь можно тренировать на чем угодно. Например, заучивать таблицу умножения, формулы.
На самом деле литературные произведения – это встроенный эстетический стандарт. Когда ты учишь наизусть стихи – а в школе обычно дают для заучивания хорошие – это вырабатывает привычку к хорошим стихам. Ты носишь их в себе, они делаются частью тебя, ты привыкаешь измерять ими другие стихи, как привыкаешь мерить пространство шагами… Ты просто чувствуешь поэзию, носишь ее в себе, а это расширяет границы понимания мира. К твоему добавляется чье-то поэтическое восприятие, которое не уничтожает твое, а обогащает его. Ты выходишь на море купаться и радуешься морю, солнцу, теплым волнам, синеве. И потом, уезжая от моря, уносишь с собой и море, и стихи, и их качающий ритм, и парус одинокий, и – «прощай, свободная стихия» ... Ты учишься новым чувствам, привыкаешь смотреть на мир глазами талантливых и умных людей – и сам становишься умнее и талантливее.
Со временем мы понимаем, что лишиться можно всего: и друзей, и родственников, и имущества. Единственное, чего у нас нельзя отнять – это содержимого головы. Памяти, разума, чувств. Наша голова – рабочий инструмент, и он гораздо совершеннее компьютера, планшета, айфона. Она может хранить очень много нужного и ненужного; весьма вероятно, что лучше загружать в нее проверенные временем шедевры, а не сиюминутный мусор. Будет что обрабатывать, над чем задуматься.
Ты можешь носить стихи с собой, думать о них, понимать их. Пропуская их через себя, ты делаешься немножко их автором, вживаешься в него, учишься смотреть на мир его глазами, говорить его словами, его интонациями, чувствовать его чувства. Выучи Пушкина – научись этому стремительному движению стиха, восторгу битвы, кружению в вихре света – научись внутренней свободе.
Умение говорить с людьми так, чтобы тебя слышали – полезное для жизни. Умение не бояться публики – тоже. Актерское мастерство – тоже важно. Любой актер вам скажет, что стихотворение, которое собираешься читать вслух, нельзя прочитать хорошо, если не знаешь его наизусть, не прожил его, не прочувствовал.
Глава 3. К барьеру!
Принимая во внимание все выше изложенное, решено было в школе провести мероприятие по воспитанию у подростков гордости за свою культуру, побудить читать и заучивать наизусть строки классических произведений.
Проект «Тропа к Пушкину» - это попытка повести за собой по тропе бессмертия к нерукотворному памятнику более полутораста лет назад поставленному самим поэтом. И пусть это только тропа, но мы верим, что не зарастает она, в том числе, и благодаря нам.
Сели разрабатывать сценарий (Приложение 3). Хотелось охватить, как можно большее количество участников. Подумали, а почему бы не привлечь к составлению вопросов учеников школы, их родителей и учителей. Так родился конкурс вопросов о Пушкине (Приложение 4). Итоги, конечно, подвели, дипломы вручили, сами не забыли поучаствовать. А лучшие вопросы записали на видео и внесли в сценарий мероприятия.
Ощущение социальной значимости проекта, пришедшее ранее, повело нас за пределы школы, и мы пригласили для участия в мероприятии, посвященном Дню памяти Пушкина, учеников георгиевской школы.
Решили, что честь нашей школы предложим отстаивать учениками старших классов, участникам школьного научного общества. Кто же, как не они, в школе самые умные!
Приготовили литературно-музыкальную композицию, заказали пироги… (Приложение 5) А сами сели в жюри!
Как же было приятно наблюдать за умными, активными ребятами (Приложение 6). Они так отличались от тех, к которым мы заходили с камерой в начале своего дела. Вспомнили о Пушкине все, что знали, узнали то, чего не знали. Мы думаем, что это мы, вернее обстановка нами созданная, помогла им раскрепоститься, размышлять, вспоминать, спорить, гордиться причастностью к своему великому прошлому. Нам было немного даже завидно, что не мы, а они – звезды. Стало ясно, что цели своей мы достигли!
Заключение
А когда собрались для обсуждения все проведенной работы, наша учительница предложила написать заметку в газету (Приложение 7). Сказала: «Всем расскажете и в новом деле себя попробуете». Кому же не хочется увидеть свои фамилии в газете? Такое мы вырезаем и храним.
Мы пока шестиклассники, но тоже члены научного общества и уже можем рассказать о своих победах. Одна из них реализация этого социального проекта. Мы никого не заставляли и не принуждали, мы повели, и за нами пошли.
Список литературы
Опыт социального проектирования
http://pedsovet.perm.ru/sections/psec_view.php?psid=84
Социальное проектирование школьников
http :// deptno. lipetsk. ru / eduportal / files / socproekt _ rukovod.
3. http://planeta107.zp.ua/index.php/2010-06-20-16-29-15/2010-06-20-16-31-32/2250-2014-08-02-11-16-39
Приложение 1. Соцопрос населения поселка Хор, интервьюирование обучающихся МБОУ СОШ №1 р.п.Хор
Приложение 2. Результаты соцопроса населения п.Хор
Вопросы соцопроса:
1.Какие строки Пушкина вы можете процитировать наизусть?
2. С какого времени вы их знаете, помните?
В опросе приняли участие 53 жителя поселка Хор в возрасте от 12 до 77 лет
Не смогли вспомнить строки из стихотворений Пушкина 19 человек, что составляет 36% от общего количества опрошенных, из них 40% - подростки в возрасте от 10 до 18 лет
Лидером опроса стали строки из «Вступления» к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зеленый…» – 16 человек, из них только 6 человек подростки;
«Я помню чудное мгновенье..» - 11 человек, из них 4 человека подростки;
«Ветер по морю гуляет…» – 5 человек, 2 из них подростки;
«Мороз и солнце, день чудесный..» – 3 человека в возрасте от 12 до 13 лет
Приложение 3. Разработка сценария межшкольного мероприятия, посвященного Дню памяти А.С.Пушкина «Тропа к Пушкину»
Итак, мы начинаем. На нашем интеллектуальном ринге сегодня встречаются две команды: наши уважаемые гости, ученики 9-ых – 11- х классов с. Георгиевка. (Попросим капитана представить своих товарищей, назвать нам имена умников и умниц) и команда хозяев, это ученики старших классов школы №1 п.Хор, участники школьного научного общества «Эврика» (представление). Дайте название своим «кораблям» и выберете капитанов.
Нерадостная дата собрала нас сегодня: 10 февраля исполнилось 180 лет со дня смерти нашего великого соотечественника - А.С.Пушкина. Но наша встреча- это его бессмертие, это тропа, которая, по его же предсказанию, не зарастет никогда.
Задания первого тура были составлены учениками нашей школы, их родителями и учителями. Часть из них – это видеовопросы, другие не менее интересные будут выведены на слайды. За каждый правильный ответ команда будет получать по 1 баллу.
1В.В этом году мы читали рассказ Льва Николаевича Толстого. Он нам очень понравился. Но один из моих одноклассников по ошибке взял в библиотеке поэму Пушкина с таким же названием? Скажите, пожалуйста, какой рассказ Толстого мы изучали? (Толстой «Кавказский пленник»)
2. Князь Долгорукий, путешествуя по Испании, посетил развалины старинного мавританского (арабского) дворца Альгамбра в Гренаде. Там ему рассказали старинные легенды об астрологах и магах, предсказателях судеб и войн. Эти легенды князь пересказал Пушкину, а тот использовал их... в какой сказке? (Сказка «О золотом петушке»).
3В. В Лицее стало традицией в каждом выпуске выбирать своего Пушкина. В тринадцатом по счету это звание присвоили лицеисту, который стал потом известным писателем-сатириком. Назовите его имя. (М.Е.Салтыков-Щедрин)
4.Говорят, светская дама Идалия Полетика сыграла не последнюю роль в организации дуэли А.С. Пушкина, так она отомстила поэту за шутку. В ответ на навязчивые просьбы написать в альбом стихи, поэт написал, что она прекрасна, умна и т.п., но в конце сделал приписку, вызвавшую месть. Какая дата была приписана в конце стихотворения? (1 апреля)
5В. Пушкин был задирист и не сдержан, поэтому часто участвовал в дуэлях. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и не стрелял первым. Однажды он стрелялся со своим лицейским товарищем Кюхельбекером. Чем эта дуэль отличалась от других?
(Поводом к данной дуэли послужила эпиграмма Александра Сергеевича Пушкина на Вильгельма Кюхельбекера следующего содержания:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно,
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
В данной эпиграмме Пушкин зло высмеивал своего лицейского товарища Вильгельма Кюхельбекера, который обидевшись, сделал поэту вызов. Дуэль носила необычный характер, так как оба пистолета были заряжены… клюквой).
6. Какой врач лечил умирающего поэта, известный языковед, создатель словаря? (В.И.Даль)
7В.Лицейское братство Пушкина было очень остроумным и озорным. И прозвища, которые давали друзья друг другу отражали суть характера человека. Были они и у Пушкина. Назовите хотя одно. Почему поэта так называли? (Александра Сергеевича Пушкина в лицее товарищи прозвали французом. Такое прозвище он получил за то, что очень хорошо знал французскую литературу, которая очень сильно повлияла на его творчество. Первые литературные пробы были на французском языке).
8. Литератор Е. Бергер пародировал А. С. Пушкина. Вот что у него получилось:
Настолько наглы и упрямы
Бывают, как известно, дамы,
Что лезут прямо на глаза
Когда мы с вами ждем …
Закончите четверостишие. (Туза)
9В. Л. Успенский подметил, что А. С. Пушкин не любил букву «ф». Так, в «Полтаве» она встречается всего 3 раза, в «Сказке о царе Салтане» тоже 3 раза и всё в одном и том же слове. Каком? (Это слово «флот»).
10. Александр Сергеевич Пушкин был одним из НИХ. А один из персонажей романа А. Кристоф однажды увидел ИХ и решил, что много выпил.
Какое слово заменено на ИХ? (Близнецы)
11В. Раньше на телевиденье была научно-популярная программа «Очевидное-невероятное», а заставкой к ней были такие известные слова Пушкина… (видео) Закончите, пожалуйста, известную фразу.
12. Почему девки- служанки Лариных пели, когда собирали ягоду на грядках?
В саду служанки, на грядах,
Сбирали ягоду в кустах
И хором по наказу пели
(Наказ, основанный на том,
Чтоб барской ягоды тайком
Уста лукавые не ели
И пеньем были заняты:
Затея сельской остроты!)
II. Жюри подводит итоги, а мы переходим ко второму туру, который называется «Черный цилиндр». Все вопросы связаны с содержанием романа «Евгений Онегин». Прослушав вопрос вы должны отгадать, что находится в черном цилиндре. Первый вопрос тем, кто начинал первый тур вторым (хозяева)
1.Чего, согласно Пушкину, его любимая героиня Татьяна не брала в руки.
Глава II |
|
2.Чего (что) ожидал Наполеон от захваченной Москвы?
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
3.Пушкин говорит об Онегине:
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой. Ум чужой что это? Что в цилиндре?
4. На чем гадала Татьяна?
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
ИЛИ
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
ИЛИ
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит
5.Чаепитие у Лариных.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал… Что подавал мальчик?
6.Какой напиток был любим Лариными?
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
III. Жюри подводит итоги двух туров, а мы переходим к следующему раунду. Он называется «Железная память». Это конкурс капитанов. Каждый вытянет по 5 листков с началами известных строк Пушкина. Задача- чтение фрагментов. 1 капитан - просим
Продолжите стихотворную строку.
Сижу за решеткой …
2. В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины
На волю…
3.Я помню чудное мгновенье…
4. Жил – был поп…
5. Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица…
Я вас любил…
У Лукоморья дуб зеленый…
Последняя туча рассеянной бури…
Мой дядя самых честных правил…
10. Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный….
Жюри подводит итоги, а у нас последний конкурс – творческий. Оставьте, пожалуйста, на память о нашей встрече синквейн на тему «Пушкин»
Приложение 4. Результаты конкурса вопросов о Пушкине
Приложение 5. Литературно-музыкальная композиция памяти Пушкина
Учитель:
-Дорогие ребята! Сегодня мы собрались на литературный час, посвященный памяти А.С. Пушкина. (На слайде - портрет А.С. Пушкина)
У Б. Пастернака есть такие строки:
Февраль! Достать чернил и плакать,
Писать о феврале навзрыд…
Да, февраль богат событиями: 1 февраля родился Е. И. Замятин, 5 февраля- Чарлз Диккенс, 10 февраля- Б. Л. Пастернак, 13 февраля- И.А. Крылов. Но есть и печальные литературные даты февраля: 9 февраля скончался Ф. М. Достоевский, 11 февраля в Тегеране погиб А.С. Грибоедов, 10 февраля Россия потеряла Пушкина…
1Чтец:
-Горька судьба поэтов всех времен,
Тяжеле всех судьба казнит Россию!..
2Чтец:
-Погиб Поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
3Чтец:
- Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России
И погиб, отражая её.
Звучит музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина « Метель»
Ведущий
А в те дни смерть поэта всколыхнула всю Россию, но опубликовано было всего одно извещение о его смерти, написанное литератором Владимиром Одоевским: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!
Звучит музыка
3 Чтец
..И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег. Он знает - здесь конец...
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
Кровь на рубахе... Полость меховая
Откинута. Полозья дребезжат.
Леса и снег и скука путевая,
Возок уносится назад, назад...
Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова
То, что влюбленному забыть нельзя,-
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза…
4 Чтец
Да, совсем недавно он писал своему приятелю: «Участь моя решена. Я женюсь…Та, которую любил я целых 2 года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством,- боже мой, она…почти моя». А когда свадьба наконец состоялась, Пушкин пишет своему другу Плетневу: «Я женат - и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось,- лучшего не дождусь». Исполнилось то, о чем Пушкин мечтал: «мадонна» вошла в его дом.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Ведущий 1
1831 год. Февраль. В Москве, в церкви Вознесения, А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова были обвенчаны.
5 Чтец
Девочка в фате. Глаза опущены.
Боже! До чего же молода!
- Вы согласны быть женою Пушкина?
И в ответ чуть слышимое: «Да»
***
Как девочка, тонка, бледна,
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?
6 чтец «Любовь Пушкина к жене «была безгранична, — вспоминает жена одного из самых близких друзей Пушкина, Вера Александровна Нащокина, — Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда, даже мыслью, даже намеком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить ее… Надо было видеть радость и счастье поэта, когда он получал письмо от жены. Он весь сиял и осыпал эти листочки бумаги поцелуями…
В последние годы клевета, стесненность в средствах и гнусные анонимные письма омрачали семейную жизнь поэта, однако мы в Москве видели его всегда неизменно веселым, как и в прежние годы, никогда не допускавшим никакой дурной мысли о своей жене. Он боготворил ее по-прежнему».
1 чтец
Он боготворил, но… Но людская зависть и молва сделали свое дело. Дуэль между Пушкиным и Дантесом не могла не произойти.. Подлая травля привела к гибели величайшего русского гения. Смертельный удар был нанесен «по душе поэта» - его домашнему очагу.
И та самая пуля, которая оборвала жизнь А.С.Пушкина, попала и в его жену. Эта пуля – смертельный свинец людской клеветы. Ведь дуэль произошла не из-за неверности Натальи Николаевны, а как раз именно из-за верности мужу. В высшем свете нашлось немало людей, которые стремились превратить конфликт из политического в чисто семейный. Им было выгодно объявить Наталью Николаевну виновницей дуэли. Легковерные люди повторяли за ними эту сплетню. Виновна! – был их вердикт…
2 Чтец
Любовь его, как солнечный восход,
Воображенье согревает наше.
И тот, кто сомневается в Наташе,-
Не сторону ль Дантеса он берет?
Ведь Пушкин верил ей, идя к барьеру.
Кто смеет посягнуть на эту веру?
3 чтец
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято.
И перед смертью говорил:
Она ни в чем не виновата.
4 чтец
Его убийца хладнокровно
Навел удар – спасенья нет!
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
5 чтец
За Черной речкой в снеге талом
Раздался выстрел,
И на снег
Со взором мутным и усталым
Упал усталый человек.
6 чтец
Под лютой стужей,
Неостывшей,
Столетья пролетевший враз,
Свинец, Поэта погубивший,
Прошел сквозь каждого из нас.
1 чтец
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
6.Чтец.
Его нельзя ни с кем сравнить,
Его стихи нельзя забыть.
Давно я Пушкина читаю,
Но с каждым разом отмечаю.
Как им горжусь, его любя.
Какой талант и ум какой
В единое соединились,
И стихотворной красотой
В поэте русском отразились!
Я Пушкина помногу раз читаю
И заново поэта открываю.
Я этим счастлива, богата я –
Читайте Пушкина, друзья!
Розенбаум «По снегу летящему"
Приложение 6. Проведение межшкольного мероприятия «Тропа к Пушкину»
Приложение 7. Сканкопия статьи газеты «Наше время» №8 23 февраля- 1 марта
26
Горбачёва Марина Юрьевна
Голдина Лилия Вильевна
Чиганова Елена Анатольевна