Проектно-исследовательская работа «Лесная тропа»

4
0
Материал опубликован 17 April 2017 в группе

Природоохранные проекты ОУ Оричевского района

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Зенгино

Оричевского района Кировской области

На конкурс практических природоохранных проектов

Номинация «Сохранение природных ландшафтов»


 

Лесная тропа

  Проект выполнили: учащиеся 5-6 классов МОКУ СОШ п.Зенгино Руководитель: учитель биологии, экологии, ОБЖ Фокина Татьяна Михайловна

 

Экологическая тропа Зенгинской школы проходит через станции: Центральный, Верхний водоем, лес Массовое гуляние, луг, река Татьянка, Новый водоем, пришкольный участок. Протяженность тропы 1,5 км.

Во время экскурсий в природу в 2013 учебном году по экологической тропе нашей школы, было обнаружено, что и лес, и речка находится в экологически неблагополучном состоянии: замусоренность, множество кострищ, спиленные и обгоревшие деревья. Место кострища учащихся школы и жителей поселка после летнего «отдыха» напоминает свалку бытовых отходов.

Цель проекта: защитить природу, сохранить красивейшие места местного ландшафта, оборудовать места отдыха в лесном массиве «Массовое гуляние» - излюбленном месте отдыха местного населения, части экологической тропы школы, поддержать саморегулирующийся биологический лесозащитный комплекс.

Место реализации проекта: часть экологической тропы лесного массива п. Зенгино «Массовое гуляние» площадью 1,2 га, непосредственно граничащий со стадионом, расположенный в 200 м от поселка, речка Татьянка в районе моста – перехода в деревню Большие Гари.

Исполнители и оформители проекта

Члены кружка «Юный эколог»- исполнители проекта - 14 человек.

Средний возраст исполнителей проекта – 11-12 лет.

Продолжительность проекта – июнь - октябрь 2013года.

Продукт проекта – экологическая тропа, очищенная от мусора оборудованное место для отдыха жителей поселка Зенгино в лесном массиве « Массовое гуляние», часть реки Татьянки с очищенным истоком.

Таблица1 – Этапы работы над проектом

Этапы проекта

Содержание работы

Продолжительность этапа

Ожидаемый результат

Подготовительный

Исследование видового состава леса. Формулировка проблемы, постановка цели, задач

6 недель

11. 07-5.10.013

Присвоение проблемы, постановка цели, задач

Организационный

создание рабочих групп, распределение поручений в группе, планирование работы,

1 неделя

7-14.10.013

Подбор оборудования, осмотр места деятельности, оценка объема работ – вся группа

Деятельностный

Практическая работа по очистке от мусора, оборудованию места отдыха, огораживание муравейников

1неделя

18-24.10.013

Оборудованное место отдыха, огороженные муравейники, сбор бытового мусора


На подготовительном этапе в летнее время 11.06 -18.06.2013 г. в районе лесного массива «Массовое гуляние» исследовательское звено юных экологов заложили пробные площадки и исследовали видовой состав данного участка леса

Физико-географическая характеристика района исследования

Бланк для описания.

Дата 11.06.2013.

Географическое положение

Лес находится на северо-западе п.Зенгино Оричевского района Кировской области, зоне хвойно-широколиственных лесов, подзоне южной тайги.

Общий характер рельефа

Рельеф ровный с небольшой возвышенностью в северной части.

Краткая характеристика почвы

Почвы супесчаные, бедные.

Тип леса

Смешанный с преобладанием сосны.

Следы деятельности человека

Бытовой мусор, самопроизвольные рубки.

Мелкие формы рельефа


Таблица 2 - Сводные результаты состава лесного сообщества

Ярус

Название растений

Семейство

Фенологическая фаза

Жизненная фаза

Определение жизненности растений

I

1

Сосна обыкновенная

Pinus communis

сосновые

вегетация

дерево

1

 

2

Берёза повислая

Betula pendula Roth

берёзовые

вегетация

дерево

2

 

3

Тополь дрожащий

Populus tremula

ивовые

вегетация

дерево

2

II

4

Рябина обыкновенная

Sorbus aukuparia

розоцветные

вегетация

кустарник

2

 

5

Черёмуха обыкновенная

Padus racemosa Gilib

розоцветные

вегетация

кустарник

2

 

6

Пихта сибирская

Abies sibirika Ldb

сосновые

вегетация

кустарник

2

III

7

Можжевельник

обыкновенный

Juniperus communis

кипарисовые

вегетация

кустарник

2

 

8

Малина обыкновенная

Rubus idaeus

розоцветные

вегетация

кустарник

3

 

9

Костеника

Rubus saxatibis

розоцветные

бутонизация

трава

2

 

10

Брусника

Vaccinium vitis idaea

вересковые

вегетация

трава

1

 

11

Черника

Vaccinium myrtillus

вересковые

вегетация

трава

2

 

12

Майник двулистный

Majanthemum bifolium

лилейные

вегетация

трава

2

 

13

Золотарник обыкновенный

Solidago vergaurea

сложноцветные

вегетация

трава

2

 

14

Манжетка обыкновенная

Alchimilla valgaris

розоцветные

вегетация

трава

2

Анализ данной таблицы позволяет определить тип исследуемого фитоценоза. Смешанный лес, доминантным видом I яруса является сосна обыкновенная, а II яруса – доминантного вида не выяснено. Все остальные виды растений так же соответствуют смешанному лесу. Данное сообщество является типичным для местного ландшафта, лесного массива. Сохранение его – важнейшая задача. Организованных рубок леса в данном месте не ведется, но как место прогулок, отдыха испытывает высокую антропогенную нагрузку.

Организационный этап

С 14 октября была проведена робота по формированию рабочих групп по реализации проекта: мальчики – основная «рабочая сила» - 9 человек приобрели рабочие перчатки, вооружились лопатой, молотками, шнуром для проведения работ, а девочки образовали звено по подборке и складированию мусора.

Деятельностный этап:

22 октября в 14 часов рабочие группы юных экологов отправились по экологической тропе школы.

Рисунок 1- Рабочая группа юных экологов

Станция 1 – Центральный водоем. В этот день температура воздуха впервые за осенний период опустилась до минус 70 С, день - солнечный, ясный, что редко для нынешней осени. Берега водоема несомненно требуют очистки, но эту работу решили перенести на весенний период 2014 года.

Рисунок 2 - Центральный водоем

Станция 2- стадион. В настоящее время представляет собой скорее, сенокосный луг. Кроме школьников в летнее и осеннее время никто никаких занятий, состязаний, мероприятий здесь не проводит. Сенокошение один раз за сенокосный период и травы успевают цвести и плодоносить.

Рисунок 3 - Стадион

Станция 3 –лес «Массовое гуляние». Удобное место отдыха местного населения, его молодежной части, численность молодежи – это 180 детей дошкольного и школьного возраста и 286 человек – студенты и рабочая молодежь. Люди старшего возраста тоже проложили здесь тропы для прогулок. Антропогенная нагрузка на данный участок леса самая высокая. Экологическая культура населения – низкая, поэтому после «отдыха» места костров больше напоминают мусорные свалки.

Рисунок 4 – Лес «Массовое гуляние»

Ежегодно учащиеся школы оборудуют места отдыха, обустраивают кострища, выкапывают ямы для отходов, мусора. 2013 год не стал исключение, хотя учащиеся призывали население относиться бережно к природе, но «в семье не без урода» гласит народная мудрость. На станции лес долго задержались:

Рисунок 5 – Яма для отходов

Рисунок 6 – Определение места для костра

Рисунок 7 – Уборка мусора

Рисунок 8 – Оборудование места для отдыха

Еще один экологически неблагополучный участок сотворили ученики нашей школы - «робинзоны» леса. Желание быть ближе к природе, построить там «домик» и пожить в нем, правда не поселиться, а просто поиграть в «робинзона». И вот он - дом:

Рисунок 9 – «Домик» в лесу

Рисунок 10 – Лесное жилище «робинзонов»

А молодые сосенки не в счет. Строительный и бытовой мусор тоже не мешает. Правда, после серьезной разъяснительной работы 2012 года новых порубок нет. Однако работа для экологов нашлась:

Рисунок 11 – Мусорная куча

Рисунок 12 – Подборка спиленных деревьев

Рисунок 13 – Дружная работа экологов

Рисунок 14 – Завершение работы

Станция 5 – река Татьянка.

Именно о ней заслуженная артистка России Любовь Бажина сложила песню «Ах, Зенгино»:

- А в Зенгино, а в Зенгино -

Татьянка речка, тихий пруд!

Мне хочется сказать одно, какие люди здесь живут!

Хотелось бы это теплое отношение к жителям поселка и его природе сохранить и для детей. и внуков, следующих поколений зенгинцев, в т. ч. и в память о певице, часть своей жизни жившей в Зенгино, учившейся здесь, и где проживают ее родные.

Рисунок 15 – Речка Татьянка

Рисунок 16 – Попытка убрать рулон сена из речки

Водоемы поселка – объект исследования последних 5-6 лет экологов школы и большая проблема поселка.

Сейчас увидели заросшие берега маленькой речушки, а вот ее проток преградил рулон сена, упавший с «воза». Очень хотелось ребятам его откатить, убрать из воды, но это оказалось не по силам. Решили обратиться к руководству СПК Гарский, чьи рулоны упали при неосторожной перевозке.

Для Верхнего - нового водоема искусственного происхождения неудачно выбрали место. Деревня Большие Гари расположена на возвышенном месте, не случайно в местном лексиконе ее называют «Гора». Стоки с огородов домов попадают в воду и вызывают разрастание растительности. Новый водоем обмелел, растения образовали острова, береговая линия шагнула более чем на 3 – 4 метра вглубь водоема. Очистка водоемов – особая проблема поселка. И в 2013 году по Программе местных инициатив она не нашла решения, средства требуются немалые… .

Пострадали и муравейники. Ежегодное огораживание тех из них, которые расположены вдоль дорог.

Рисунок 17 – Огораживание разоренных муравейников

Итогом трудового десанта экологов Зенгинской школы по экологической тропе стали оборудованные места отдыха, обустроенное место для костра, окультуренная, облюбованная «избушка» лесных робинзонов, лесная экологическая тропа приглашает школьников на экскурсии и занятия в природе.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.