Социально значимый проект по теме «Создание эколого-краеведческой тропы «Памятник природы Саранакан»»: от идеи к реализации"

2
1
Материал опубликован 28 November

Социально значимый проект по теме «Создание эколого-краеведческой тропы «Памятник природы Саранакан»»: от идеи к реализации»

Составитель: Минина Т.С.,

педагог дополнительного образования

ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр» г. Чита

Дата:15.06.2022 г


Современное образовательное пространство невозможно модерни-зировать в новых условиях без применения образовательных технологий. Социальное проектирование является одним из лучших методических приемов не только для активизации деятельности учащихся, но также и как средство социализации.

По мнению Е.С. Полата, проектная деятельность – самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает обучающимся жизненно необходимые знания и умения [10].

Социальное проектирование является формой, объединяющей обучение и воспитание, оно развивает навыки критического мышления, анализа работы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения. Данная форма вовлекает ребенка в практическую деятельность, он становится непосредственным участником правовых отношений. В проекте важно не только выделять острые социальные проблемы, но и предлагать реальные пути их решения [8].

При изучении экологических аспектов в детском объединении важную

роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию

взаимосвязей внутри её, а также между природой и обществом.

Учащимися ГУДО «Забайкальского детско-юношеского центра» был разработан социально-значимый проект «Эколого-краеведческая тропа «Памятник природы Саранакан». Основанием для разработки данного проекта послужило то, что дети изучают экологическое направление, играет важную роль краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.

Данный социально-значимый проект «Эколого-краеведческая тропа «Памятник природы Саранакан» участвовал в Губернаторском конкурсе социально значимых проектов «Во благо природы Забайкалья» как один из конкурсов традиционной региональной экологической акции «Охранять природу – значит любить Родину» [4], и в 2020 г. вошёл в число победителей конкурса, заняв 3 место.

В рамках реализации проекта проведены мероприятия, способствующие приобщению учащихся к ценностям здорового образа жизни посредством туристской и экологической деятельности. Основной целью данного проекта является создание экологической тропы как средства информирования молодого поколения об особенностях истории взаимоотношений общества и природы, формирования у них ответственного, гражданского отношения к результатам своей деятельности, создания условий для эффективной природоохранной деятельности.

В Читинском районе находится небольшое село Бургень, в 60 км от областного центра к северу. Село лежит в долине между хребтами Яблоновым и Черским. На севере от села 18 км над таежными сопками гордо возвышается памятник природы – голец Саранакан. На 1578 метров поднялся к небу Большой Саранакан. Есть еще и Малый Саранакан. Это памятник природы влечет к себе людей, жаждущих приключений и научных открытий [1].

В 80-х и 90-х годах были разработаны эколого-туристические маршруты на Саранакан учениками Бургенской школы. В этот период дети знакомились с природой и бережно ее сохраняли. Шли годы. Все изменилось: образование, экология, туризм, др. К сожаленью, забыты маршруты на голец Саранакан. Ребята провели с учащимися и жителями села анкету, которая включала следующие вопросы:

Где находится памятник природы Саранакан?

Какая высота Большого Саранакана?

Вы бывали на гольце Саранакан?

Хотели бы вы посетить памятник природы?

Вы знали, что 90-е года школьники ходили по маршруту на Большой Саранакан в походы?

Хотели бы вы возобновить маршрут на голец Саранакан?

Как часто вы хотели посещать экскурсии на голец Саранакан?

Проведя социологический опрос среди школьников 5 – 9 классов и жителей села, учащимися было выявлено, что среди жителей села 70 % отвечают правильно на 2 вопроса, а среди учащихся всего 30%. Также, большинство людей не посещали памятник природы Саранакан и хотели возобновить маршруты эколого-краеведческой тропы.

t1764306169aa.gif

Итак, молодое поколение имеют очень поверхностные знания об этом, а потому отношение к памятнику природы утилитарное. Чтобы изменить ситуацию, нужна просветительская работа. Восстановить или создать новый эколого-краеведческий маршрут на голец Саранакан.

Предполагается включение тропы в экскурсионный маршрут школьного краеведческого музея «Истоки России» Читинского района, а также для проведения систематической просветительской работы эколого-краеведческой направленности с учащимся и местным населением, чтобы изучать свою историю, показать неповторимую красоту нашей природы и привить любовь к родному краю.

Учащиеся проводили методы исследования: сбор и анализ литературы по данной теме, анкетирование, экологический мониторинг, наблюдения в природе.

Реализация проекта проходит в Читинском районе с. Бургень и голец Саранакан.

Сроки реализации проекта: Март 2020 г. – май 2021 г.

Участники проекта сформулировали цели и задачи по данной проблеме. Цель проекта: разработка маршрута эколого-краеведческой тропы «Памятник природы Саранакан», становление активной жизненной позиции в процессе формирования устойчивого исследовательского интереса к изучению родного края, бережного отношения к его историческому, природному и культурному наследию, сохранение уникального памятника природы.

Задачи проекта:

Изучить литературные источники о создании экологических и краеведческих троп;

Провести социологический опрос среди жителей с. Бургень о создании эколого-краеведческой тропы «Памятник природы Саранакан».

Восстановить маршрут тропы;

Разработать и изготовить буклеты;

Составить ее картосхему;

Организовать деятельность участников на тропе;

Разработать экскурсии для учащихся 5-9 классов;

Вести пропаганду сохранения объектов тропы среди населения.

Целевая аудитория проекта: Ученики 5-9 классов МОУ СОШ с.

Шишкино Читинского района Забайкальского края.

В Команду проекта входят:

Руководитель: Минина Т. С., – педагог дополнительного образования ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр».

Проектная группа:

А) учащиеся: Бабичев Д., Бабичев С., Белолипецкая П., Екомасов Н., Минин Е., Шишмарева П., Ф., Сапожников А.

Б) специалисты:

Екамасова Т.А. – учитель географии МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района;

Минина О.А. – руководитель школьного краеведческого музея «Истоки России» МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района;

Куркина Е.И. – библиотекарь МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень;

Перфильев В. В. – лесник Читинского лесничества Минобороны России филиал ФГКУ «УЛХиП»;

Карелина Л. И. – Глава администрации сельского поселения «Шишкинское»;

Перфильев В. Е. – староста с. Бургень Читинского района.

Партнеры: Администрация сельского поселения «Шишкинское», МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень, МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района, школьный краеведческий музей «Истоки России», Читинское лесничество Минобороны России филиал ФГКУ «УЛХиП».

При работе над проектом выделены следующие методы оценки результатов:

Качественные методы оценки: а) визуальные – маршрут тропы;

б) проведение экскурсий.

Количественные: Рост краеведческих, географических и

биологических знаний о своей местности (раз в год запланировать проведение социологического опроса населения, по которому определяется уровень знаний и интереса к родному краю).

Работая над проектом, предусмотрели характеристики этапов и уровни реализации проекта.

Проект предусматривает разработку единого механизма совместной деятельности школы, администрации сельского поселения «Шишкинское» и МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень.


Таблица 1

Характеристика этапов и уровней реализации проекта

Наименование и описание мероприятия


Сроки начала и окончания


Ожидаемые и реальные итоги


1)Подготовительный этап






Март

2020 г.

1. Выбор актива объединения;

2. Выбор темы проекта, постановка целей и задач проекта;

3. Составление плана реализации проекта.

2)Этап исследования


Изучение литера-турных источников о создании экологич-еских и краеведческих троп.

Апрель

2020 г.

1. Были изучены материалы литературные источники по требованиям к тропам и опыту их создания.

2. Запрос в школьный краеведческий музей «Истоки России» об истории села и гольца Саранакан.

3) Результативно-аналитический этап

Май 2020 г.

Проведение социологического опроса среди жителей с. Бургень о создании эколого-краеведческой тропы «Памятник природы Саранакан». Приложение 1.

4) Деятельностный этап

Выбрать и проложить маршрут тропы.

Июнь 2020 г.

Изучен участок – планируемого маршрута тропы. Ознакомление с планом использования данной территории в хозяйственной и рекреационных целях. Определены возможные варианты маршрута. Приложение 2.

Составление картосхемы тропы.

Июнь 2020

Определение маршрута тропы с учетом требований, составление схематического плана с нанесением всех остановок. Приложение 3.

Определить объекты для наблюдения



Составить экскурсию по тропе для детей 11-16 лет.





Август 2020

При определении общей протяженности тропы исходим из средней продолжительности одной экскурсии для детей 11-16лет / примерно 12 ч/. Этому соответствует маршрут длинной около 10 - 12 километров.

Нанесение маршрутов на карту.

Выбор объектов для экскурсий, подбор материала.

Составление текста экскурсии. Приложение 4

Обустройство тропы.

Август,

Сентябрь 2020

Благоустройство маршрута. Изготовление оборудования и установка его на маршруте:

- установлен мусоросборник и скамейки;

- убран растительный мусор вдоль маршрута тропы;

- произведена расчистка от мешающих деревьев и кустарников;

- убрана территория возле родника.

Составление и проведение экскурсии по тропе для детей 11-16 лет.

Сентябрь. Октябрь 2020

Открытие тропы.

Проведение экскурсии для детей и взрослых.

Приложение 6

Освещение результатов материалов через СМИ и МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень

Сентябрь, октябрь 2020

Освещение через СМИ и МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень открытие тропы и первые экскурсии по тропе.

Разработка и издание буклета по созданию эколого-краеведческой тропы.

5) Заключительный

этап – подведение итогов.

Ноябрь 2020

Подготовка презентации о деятельности тропы. Выявление наиболее активных участников.

Награждены грамотами наиболее активные участники.


Сегодня современный ребенок получает экологические знания в основном только из двух источников: из средств массовой информации и на уроках в школе. Но, к сожалению, этого недостаточно чтобы научиться понимать природу, ценить ее богатства и красоту, уметь по-хозяйски использовать полезные ископаемые, землю, воду, охранять и восстанавливать леса [2 ].

Нужны практические умения и навыки, а они приобретаются в процессе трудовой деятельности. Практические действия необходимы еще и потому, что дорогим и любимым становится только то, во что вложен личный труд. Не хватает любви человека к природе, ее понимания и бережного отношения. В этом кроется главная причина наших экологических проблем [7].

Результат проделанной работы:

Разработан, т.е. восстановили маршрут эколого-краеведческой тропы «Памятник природы Саранакан».

Тропа включена в экскурсионный маршрут школьного краеведческого музея Читинского района «Истоки России».

Проводятся ознакомительные экскурсии для детей 11 – 16 лет и взрослых.

Рост краеведческих, географических и биологических знаний о своей местности.

Приведём разработанный в ходе проекта паспорт маршрута.

Паспорт маршрута эколого-краеведческой тропы

«Памятник природы Саранакан»

Название тропы: «Памятник природы Саранакан».

Местонахождение: Забайкальский край, Читинский район, с. Бургень.

Протяженность: 18 км от с. Бургень.

Землепользователь: Администрация сельского поселения «Шишкинское».

Маршрут разработан: в 90 –е годы, восстановлен в 2020 г.

Значение тропы: Экологическое и краеведческое просвещение, обучение, экологическое воспитание.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута – крыльцо школы, затем движение на северо-восток по дороге на Поповую сопку, проходя пашню Ражикова несколько километров, делаем привал (остановку). Далее на пути к Саранакану необходимо свернуть от основной дороги, уходящей на северо-восток, влево – в сторону пади Ореховой, верховья которой начинаются ущельем на юго-восточном склоне Большого Саранакана. Делаем еще один привал. Затем по этой пади идти вверх до подножия горы. На этом участке пути почти всё время можно идти по дороге.

Состояние экологической тропы: хорошее.

Тип тропы: Радиальный.

Количество стоянок: 2.

Режим использования: Учебные исследования, экскурсии, отдых.

Необходимые мероприятия: Благоустройство подручными материалами, уборка мусора.

Ответственный за охрану тропы: учащиеся 5-9 классов МОУ СОШ с. Шишкино и жители села.

t1764306169ab.png
















Схема 1. Маршрут эколого-краеведческой тропы «Памятник природы Саранакан» разработали учащиеся



Группой учащихся была подготовлена экскурсия для маршрута эколого-краеведческой тропы «Памятник природы Саранакан», она была организована для учащихся МУО СОШ с. Шишкино.

Дети рассказывали о гольце Саранакан, что он является памятником природы. Любителям путешествий, Саранакан стал известен благодаря неутомимой деятельности известного краеведа, заведующего отделом природы Читинского областного краеведческого музея имени А.К. Кузнецова Евгения Ивановича Павлова. Именно Евгений Иванович первым предложил объявить голец Саранакан памятником природы.

Эстафета любителей восхождений на Саранакан постепенно перешла к другому известному краеведу Забайкалья – Юрию Тимофеевичу Руденко, старшему преподавателю Читинского государственного педагогического института (впоследствии университета). Вместе с Юрием Тимофеевичем на гору Саранакан почти всегда поднимались школьники, студенты и все желающие.

Зачитывали авторское стихотворение жителя с. Авдей Читинского района Бабу Георгиевича Дамдинова.

До самого Саранакана

В снегах родная сторона,

И солнцем огненным в тумане

Долина вся озарена...


Смолистом духом у Читинки

Весной колышется тайга,

Где блещет каждая хвоинка,

И в дымном мареве луга.


И вот на склонах озаренных

Вновь пламенеет сарана,

В цветах и запахах черемух

Опять родная сторона.


Чита пронизана лучами,

В осеннем золоте тайга.

Кренясь над влажными лугами

Стоят осевшие стога...


Тут четыре времени года и дух Родины!


Нельзя не согласиться со словами Коптелова Л.Е. «…Неповторимый край удивительных контрастов и неожиданностей. Есть здесь и скалистые горы, и мощные хребты, по склонам заросшие великолепный сибирской тайгой, и бескрайние степи. Величие и богатство нашей необъятной родины особенно ощутимо среди этих бесконечных просторов и раскинувшийся под вечно голубым небом» [4].


t1764306169ac.pngt1764306169ad.png

Фото 8. Первый привал на маршруте


t1764306169ae.jpgt1764306169af.png

Фото 9. Экскурсия

Несмотря на то, что проект «Эколого-краеведческая тропа «Памятник природы Саранакан» можно признать успешным: достигнутые определенные цели и задачи, работа продолжается.

Необходимы совместные усилия всех жителей села Бургень. Надеемся на привлечение к проекту новых участников. Ведь наш край неповторим и заслуживает внимания.

Дальнейшая реализация проекта

Проект «Эколого-краеведческая тропа «Памятник природы Саранакан»» не заканчивается данными временными рамками, он будет развиваться далее.




Литература


Гениатулин Р.Ф., Сыроватка Г.П. Малая энциклопедия Забайкалья. – Новосибирск: изд-во «Наука», 2009. - 439 с.

Гребенников В.С. Экологическая тропа./ Биология в школе. – 1994г. - № 4. – С. 56 – 58.

Доронин Д.Ю. Мир леса: животные. – Н.Новгород, 2004.

Игумнова Е.А. Опыт организации регионального эколого-патриотического проекта «Охранять природу – значит любить Родину» // Е.А., Игумнова, В.П. Горлачёв, О.В. Корсун // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – Сер. Педагогические науки. – 2017. – Т. №5. 12. – С. 97-106.

Калмыкова В.В. Опыт организации учебно-просветительской экологической тропы [Электронный ресурс] [web-сайт] 20.10.2009. www.ustoichivo.ru/i/docs/30/tropa.doc

Корсун О.В. Путеводитель по особо охраняемым природным террито-риям Восточного Забайкалья. Чита: ООО «Экспресс-издательство», 2013 – 272 с.

Лазаревская Л.С. Ресурсный потенциал познавательного и экологичес-кого туризма на территории Забайкальского края. – Чита: изд-во «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского», 2008. – 178 с.

Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. - 6-е изд., испр. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та: Флинта, 2006. - 240 с.

Лучкина Т.В., Новоселова Г.А., Игумнова Е.А. Технология разработки социально значимых проектов: Учебно-методическое пособие. – Чита, 2012 – 128 с.

Малахова О.Ф. Проектная деятельность как средство социально-профессионального самоопределения детей // Психология, социология и педагогика. 2018.

Методика проведения экологических исследований природных объектов. Н.Новгород, 1991.

Сурикова Т.В. Природоохранное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай. – Чита: изд-во «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского», 2010. – 271 с.

Чижова В.П. Экологические тропы: от идеи до проекта. [Электронный ресурс] [web-сайт] 20.10.2009. http://zapovedniki.livejournal.com/261.html

Экологическая школьная лаборатория: Учебно-методическое пособие. Под ред.Д.Б. Гелашвили, И.М. Швец. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.- 1995. – 210 с.


Интернет-ресурсы:

https://lesnyanskiy.livejournal.com/136388.html

http://obozrenie-chita.ru/article/saranacan

https://www.chita.ru/articles/136316/

https://pandia.ru/text/77/426/10114.php

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/12/19/proekt-ekologo-kraevedcheskaya-tropa-vozrozhdenskiy-park

http://joxi.ru/VrwGPQaF47Xozr


Фотографии:

Екамасова Т.А. Саранакан.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нужная и полезная, кропотливая работа. Она нужна современной детворе!

0
30 November