12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Редреева Вера Павловна203
Учитель химии и биологии высшей категории, "Отличник образования" преподаю в 5-11 классах, занимаюсь исследовательской деятельностью.
Россия, Башкирская респ., с.Емаши
Материал размещён в группе «Сельская школа»

Цели

  • расширение элементарных сведений об объектах, процессах и   явлениях окружающей природы;
  • акцентирование внимания учащихся на различных проявлениях антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы;
  • развитие навыков комплексной оценки состояния окружающей среды;
  • освоение простейших методик по изучению состояния тех или иных природных объектов;
  • воспитание экологической культуры поведения в природе как части общей культуры взаимоотношении людей друг с другом, так и отношений человека и природы;
  • расширить знания об особенностях природы и культуры края, своеобразия и самобытностей поселения.

Задачи:

  • экологическое обучение и воспитание;
  • изучение нового материала по предметам естественнонаучного цикла непосредственно в живой природе;
  • отдых посетителей тропы на природе;
  • сохранение природных объектов в районе эколого-краеведческой тропы, в том числе памятников природы;
  • расширить знания об истории объектов и их культуре.
  •  

Основные требования к выбору маршрута эколого-краеведческой тропы

1. Привлекательность:

  • эстетическая выразительность окружающего ландшафта в местности, где проходит эколого-краеведческая тропа;
  • тропа должна включать как можно больше разнообразных природных объектов, имеющих непосредственное участие в культуре и истории края , не должна быть монотонной.

2. Доступность:

  • расположение тропы на незначительном удалении от учебного заведения;
  • безопасность выбранного маршрута с точки зрения угрозы здоровью учащихся;

3. Информативность:

  • возможность удовлетворить познавательные потребности посетителей в области географических, биологических,  краеведческих, экологических, химических и иных вопросов;
  • включение максимально возможного количества разнообразных природных объектов местности, имеющих интересную историю или связанных с каким-либо событием.

Вводное слово учителя 

В условиях сельской местности создание тропы не является таким уж трудным делом, как говориться, было бы желание… Работа по созданию тропы началась с образования инициативной группы, которая подготовила паспорт учебной экологической тропы и определила основные виды работ по её созданию. С выбором места мы долго не думали, было много предложений, но мы решили выбрать это. Наша тропа начинается со школьного участка и тянется  на протяжении двух километров. Рассчитана она на учащихся всех возрастов, учителей, отдыхающих граждан. Экскурсию по нашей тропе доверено проводить учащимся девятого класса. Если речь экскурсовода складная, держится он с достоинством и отлично владеет материалом, то и учащиеся слушают его внимательно, с интересом. Учащиеся среднего возраста посещают все этапы, но для изучения берутся только отдельные, наиболее доступные объекты. Полное, глубокое ознакомление с природными объектами тропы включается в программу экскурсий старшеклассников. Она может быть продолжительностью до двух с половиной часов.

Какие же конкретные этапы включает наша тропа?

 

Название первого этапа  «Пришкольный участок МБОУ СОШ с. Емаши»

История школьного участка.

В начале прошлого века на месте, где сейчас расположена наша школа, находилось колхозное поле, где выращивали картофель и свеклу. Но когда в 1988 году начали строить школу, всё было завалено бетоном, кирпичом и гравием. Прежняя плодородная земля, под тяжёлыми колёсами машин и тракторов превратилась в спрессованную дорогу с большим количеством обломков строительного материала.

Весной 1991 года мы переехали в новую двухэтажную школу. Нашей радости не было конца, но вокруг школы была голая безжизненная территория, которую нужно было облагораживать. В школе был объявлен конкурс на лучший проект благоустройства участка. Через неделю подвели итоги и выбрали наиболее удачный проект. Определили видовой состав деревьев и кустарников, подсчитали общее количество видов, проанализировали общее состояние территории и начали работать.

Участок сегодня

Сейчас вокруг нашей школы расположен чудесный уголок природы. Деревья и кустарники выросли, здесь можно встретить: осину, клён, липу, тополь, спирею. Очень радует красавица – берёзка, листья у деревца пахучие и прохладные. Рядом с ней красуется липа. Это удивительное дерево. Цветёт в середине лета, когда все остальные деревья давно отцвели. А какую радость получают пчёлы от светлых, душистых её цветов! Каждое дерево, каждый кустик по-своему красивы. Одно цветами, другое - листвой, третье цветом – ствола, четвёртое – плодами.

Начало эколого-краеведческой тропы. Здесь установлен стенд природоохранного содержания, на котором нарисована схема маршрута, а рядом – перечень наиболее распространенных представителей фауны лесов, с которыми ребята могут встретиться, изображения основных животных – вредителей и ядовитых растений. В этом чудесном уголке природы дети знакомятся с многообразием растительного мира, семействами цветковых, с  экологическими группами растений, постигают навыки выращивания, обрезки деревьев, ухода за ними, просто отдыхают. Экскурсовод рассказывает об экологии и истории древесных пород, лесных почвах, влиянии леса на микроклимат, о транспирации, о ярусах растительности, об экономическом значении леса. Ребята дают характеристику внешнего и внутреннего строения растений позволяющего им обитать в том или ином ярусе. Изучается состояние экосистемы леса и проводится геоботаническое исследование. В тёплое время года здесь проходят различные школьные конкурсы и игры, и этот чудесный уголок наполняется веселым детским смехом. Здесь обсуждаются изменения, которые могут произойти с природой через несколько лет, если мы «молодое поколение» не будем её беречь.

 

Название второго этапа «Сосняк»

Неподалёку от школы находятся посадки хвойных деревьев, это хорошее место для изучения многообразия лишайников - естественных индикаторов чистоты воздуха.

Это самая старая посадка сосны в окрестностях нашего села. Сажали эти саженцы ещё  наши бабушки и дедушки, когда учились в школе. Заложили её в 1959 году. Посадки располагаются десятью рядами, некоторые из рядов загущены, а иные наоборот слишком «прорежены». Оставшиеся «ветераны» охраняются, вырубка их запрещена.

В сосняке особый воздух, богатый фитонцидами, уничтожающими вредные микроорганизмы. Здесь обитает много видов насекомых, растут грибы лишайники

Характеристика жизненных форм растений является неотъемлемой частью экологического анализа флоры. Длительный процесс адаптации лишайников к природным условиям той или иной территории приводит к отбору видов, которые по морфологическим и эколого-биологическим особенностям наиболее соответствуют экологическим режимам этих территорий. Лишайники заселяют преимущественно свободные от высших растений субстраты. Это связано с исключительно медленным ростом лишайников и слабой конкурентоспособностью.

С учащимися шестого класса на этом этапе мы провели исследовательскую работу по биоразнообразию лишайников. В нашем исследовании мы использовали методы сбора, гербаризации и определения лишайников. Для сбора лишайников используем два ножа – острый для срезания эпифитных лишайников, и тупой – для снятия лишайников с почвы. Слабо прикреплённые слоевища отделялись от субстрата. Плотно приросшие к субстрату лишайники собирались вместе с ним, чтобы не повредить слоевище. Собранные образцы помещались в специально изготовленные бумажные пакеты, а затем высушивались до воздушносухого состояния. Каждый образец при сборе снабжался этикеткой, которая содержала следующие сведения: дата сбора, место сбора, растительное сообщество, субстрат, имя и фамилия собравшего образец, имя и фамилия определившего видовую принадлежность образца. Дальнейшая работа проводилась в кабинете биологии.  Каждый образец лишайника закладываем в отдельный пакет для дальнейшего изучения. Среди морфологических признаков особое внимание обращаем на органы размножения, их строение, окраску и другие признаки. Учитываем характер верхней и нижней поверхностей слоевищ и способ прикрепления их к субстрату. Здесь происходит знакомство с лишайниками, и вводятся понятия биоиндикации и симбиоза. Здесь же мы говорим о «Красной книге» и редких растениях нашей местности.

 

Название третьего этапа «Родник Тепляк»

Жемчужина нашего села -  родник «Тепляк». Это место всем знакомо с детских лет, ученики часто ходят сюда в похо­ды или просто для того, чтобы набрать роднико­вой воды. Этот родник берет свое начало из горы и течет, пересекая одну из главных улиц села.

... Из камня просачи­вается сразу несколько ключей. Вода вытека­ет спокойно, изливаясь только под силой тяжес­ти. Раньше родник был полноводным, и его вода попадала в речку, а сей­час к концу лета он пере­сыхает, и его путь стано­вится коротким — вода, не достигнув реки, уходит в землю.

Этот родник известен в округе как источник с необыкновенно вкусной и чистой водой, причем вода сохраняет свои питьевые качества и не портится в течение нескольких ме­сяцев.

Это место необык­новенной красоты. Оно было всегда почитаемо местными жителями и приезжими.

У самого источника можно увидеть неболь­шое количество деревьев. По крутому склону горы растут кусты вишни и малины. Ранней весной здесь цветет мать-и-ма­чеха, по склону появля­ются фиалки.

Легенда о «Тепляке»

Старые люди нашего села рассказывают  легенду об этом источнике: «Когда-то в древние времена великан заточил в скалу девушку - прекрасную, необык­новенную, и девушка от горести, что никогда не выберется из этой тем­ницы, заплакала. Она ры­дала долго, пока слёзы не разбили твёрдую основу камня, и по трещинам они попали на белый свет. Слёзы бежали, бежали и постепенно собрались в ручей». Легенда умалчи­вает, выбралась ли де­вушка из заточения или осталась там навечно, но ручей существует и по сей день.

Это излюбленное мес­то отдыха населения. По утрам у родника весе­ло поют птицы, чистый воздух. Здесь приятно отдохнуть, поговорить с друзьями, здесь так же можно заночевать, но и самое главное, просто полюбоваться природой и испить чистую и очень вкусную ключевую воду, которая освежает и бодрит дух. Год от года ручей высыхает, и его протяженность уменьшается. Можно предположить, что это происходит из-за малого количества снега или дождя, но, скорее всего, причина кроется в небрежном отношении к источнику.

Учащиеся нашей школы часто посещают родник и делают посильную работу по очистке этого прекрасного уголка природы. Мы надеемся, что наш вклад в охрану источника позволит пользоваться им ещё не одному поколению.

 

Название четвертого этапа «Берёзовая роща»

Лес — это не просто деревья, это - дом! Ведь под его зелёной кровлей обитает бесчисленное число животных, мелких и крупных. Среди них дождевые черви, улитки, жуки и муравьи, зайцы, ястребы и кукушки – всех не перечислить. Каждый нашёл себе место: в кронах, на стволах, в подлеске, в старых пнях или траве, в палой листве или в почве. А мы -  только гости в этом доме. И стоит войти в него, как начинаешь ощущать огромную радость от увиденной красоты. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье, дарит много грибов, ягод, лекарственных растений, а так же является прекрасным местом для проведения праздников.

Праздник частушки и русской песни

Уже несколько лет подряд. С 1989 года в Емашах  проходит республиканский праздник частушки и русской песни. По заведённой традиции местом проведения праздника стала наша берёзовая роща. Главная улица праздника располагается посреди земляничной поляны,  обрамлённой кудрявыми лесными красавицами.

Участники праздника в национальных костюмах. Всеми цветами радуги переливаются в лучах летнего солнца величественные кокошники, разноцветные сарафаны, расшитые золотой нитью и бисером, мелькают расписные блузки и ленты. Слышны звуки наигрыши на знакомых нам балалайке, баяне, сопровождаемых бубнами, трещотками…

Многие гости праздника слышали о нашем селе по сводкам погоды, как одним из самых холодных мест в республике. А побывав здесь, увидели какая у нас красивая природа, какие замечательные люди.

Здесь растут берёзы, а по опушкам травянистая растительность, редкие кусты шиповника служат кормушками для зимующих воробьиных птиц. На этом этапе экскурсовод рассказывает о светолюбивых и теневыносливых растениях, их особенностях, даёт характеристику некоторых семейств растений. Среди злаков упоминается мятлик, тимофеевка луговая, овсяница, костёр и другие. Среди бобовых – различные виды клевера, чина, горошки. Речь идёт и о представителях семейств, не изучаемых в школе. На выбранной пробной площадке       размером один квадратный метр делают описания жизненных форм и фаз развития растений, выявляя доминанты. Отмечают высокую степень вытаптывания. Рассматривают примеры приспособленности животных организмов к среде обитания и выясняют характер адаптации.

 

Название пятого этапа «Емашка»

Велико значение водоема в жизни любой экосистемы. Здесь можно информировать посетителей о значении речки Емашки в истории возникновения села Емаши.

История села Емаши (из рассказа сторожила А. Швалёва)

Жители улицы Большой (ныне ул. Кирова), что в селе Емаши, помнят Емельяна Васильевича Смольникова. Этот на вид простоватый односельчанин, на деле был серьёзным и мудрым человеком. Зимой и летом ходил в дублёном полушубке без шапки. Подстригался как Емельян Пугачёв. Он был прекрасным рассказчиком, сказочником. У него, наверное, единственного в селе, имелась лодка, на которой он плавал по реке Ик. До середины 60 годов ХХв на реке имелись 3 мельничных пруда,  так что плавать на лодке есть, где было.

Во время Великой Отечественной войны на конном дворе очень часто собирались и старики, и подростки-дети, и женщины-солдатки. Емельян Васильевич тоже бывало захаживал и рассказывал различные истории. Однажды он неожиданно сказал мне: «Вот хочу рассказать историю, откуда пошли Емаши, и кто первый поселился тут, а ты уж потом передай своим детям и внукам…»Историю возникновения деревни Емельян Васильевич слышал от своего деда Ивана Васильевича Смольникова.

Смольниковы были деревянных дел мастера, умело плели лапти, корзины... Братья Смольниковы бежали «от кары Емельки Пугача» .Деревня, где жили Смольниковы, подвергалась нападению восставших. Жители спасались в лесах. Так братья Смольниковы оказались на берегу неизвестной им лесной речки. На высоком берегу срубили две избы, лес для строительства брали тут же. На берегах реки рос высокий ольховник, они были болотисты, со старицами и заводями. После постройки изб Смольниковы занялись расчистк5ой территории под пашню. Корчевали лес на южном склоне горы, которую позже емашинцы прозвали «горой Настасьи Петрихи». Лошади Смольниковых часто уходили на елани и паслись там. В один из дней, придя на поляну, Василий Смольников увидел не только своих, но и чужих лошадей. Он удивился, откуда кони? Через некоторое время из лесных зарослей вышел высокий, крепко сложенный человек. Говор у него был не вятский, а кунгурский. И действительно, это был кунгурец по фамилии Черепанов.

На этой же поляне Смольниковы повстречали Пьячовых, избы которых были построены у истоков речки Емашки. Братья Пьячовы бежали с семьями в лесную глухомань из Костромской губернии, спасаясь от притеснений и произвола крепостника-помещика. Пьячовы были пимокатами и ремонтировали гармони.

В один из дней Василий Смольников услышал крики, доносившиеся с реки. Спустившись, он увидел на левом берегу башкира, который что-то говорил. Смольников впервые в жизни услышал башкирскую речь и ничего не мог понять. Башкир стал пояснять знаками Василию, что нужно переправиться на правый берег. Смольников помог башкиру переправиться через речку. Башкир сказал: «Минем исем Ямаш!» Однако, толковый разговор не получился. Тут Смольников вспомнил, что один из братьев Черепановых понимает башкирскую речь. И все отправились к Черепановым. Оказывается, башкира звали Ямашем и жил он у большой реки Ай. А река, которую они видят с пригорка, называется Ик. Ямаш так же сообщил, что земля у реки Ик – его владения. Он сказал, что раз уж поселились,- Живите, обживайте землю, но будете моей семье давать мясо и хлеб. Мужики согласились.

По-видимому, встреча Смольниковых и Черепановых с Ямашем происходила в 1775 году. Своё поселение первоселенцы назвали по имени и в честь первого башкира, встреченного в этих местах. Конечно, русские могли бы назвать свою новую деревню фамилиями первоселенцев, но они этого не сделали. Это свидетельствует о том, что русские люди уважительно относятся к коренному населению.

Речка Емашка является источником воды для домашних животных, но по её берегам развалено большое количество мусора. Наша задача вести пропаганду об экологическом состоянии этого объекта природы

Здесь ведётся разговор не только познавательного характера, но и эстетического; подводится итог всему увиденному и услышанному.

 

Название шестого этапа «Свалка»

Заключительным этапом нашей эколого-краеведческой тропы мы выбрали участок, требующий особого внимания — это сельская свалка.

Здесь учащиеся получают информацию о различных видах мусора и о способах его переработки: 

  • полиэтилен, пластик и изделия из искусственной кожи не разлагаются сотни лет, так как в живой природе нет организмов, способных разложить эти вещества до более простых, чтобы быть включенными в круговорот веществ в природе;
  • стекло, керамика и изделия из них не разлагаются тысячелетиями, но и большой угрозы  живому не представляют. Об острые края таких изделий можно пораниться;
  • металлы, сплавы и изделия из них за сотни лет окисляются до химических соединений и включаются в круговорот веществ;
  • бумага и древесные отходы разрушаются за несколько лет, однако лучше их сжигать в печке, а не выбрасывать на свалку;
  • пищевые отходы разлагаются множеством микроорганизмов, но в результате могут стать источником многих  болезней.

В качестве способов переработки отходов экскурсоводом упоминаются переплавка, сбор макулатуры, использование оборотной стеклотары и сортирование мусора, как это делается западных странах.

 

Опубликовано в группе «Сельская школа»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.