Советы по улучшению у школьников навыков осознанного чтения

1
0
Материал опубликован 28 September 2023

Кулинарные книги, социальные сети, инструкции по эксплуатации — куда ни посмотри, везде нас окружают слова. Вот почему осознанное чтение — один из самых ценных навыков, которым важно овладеть ещё в школьный период. Правда, это умение не происходит автоматически. Пониманию прочитанного необходимо обучать.

Многие ученики испытывают трудности с пониманием прочитанного по целому ряду причин:

  • они не заинтересованы в чтении;
  • у них недостаточно знаний, чтобы понять текст;
  • им трудно сосредоточиться, они пропускают важное;
  • наличие логопедических проблем (например, дислексии).

Что значит понимание прочитанного и почему это так важно?

Понимание прочитанного — это способность читателя понимать прямой и скрытый смысл текста или его фрагмента. Осознанное чтение позволяет:

  • получить доступную информацию для принятия правильных повседневных решений;
  • критически относиться к тому, что написано онлайн и в новостях;
  • расшифровывать смысл инструкций, правила, регламенты, указания и т.д.;
  • перейти от распознавания слов к пониманию и запоминанию текста;
  • получить удовольствие от чтения;
  • качественно принимать участие в образовательном процессе.

Компоненты осознанного чтения

Осознанное чтение складывается из трёх важных компонентов:

  1. это расшифровка прочитанного (раскрытие содержания);
  2. интерпретация текста (объяснения смысла);
  3. оценка прочитанного.

В сочетании эти компоненты помогают учащимся извлечь максимальную пользу из текста.

 

9 СПОСОБОВ УЛУЧШИТЬ НАВЫКИ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ

1. Опирайтесь на существующие знания

Одним из самых больших препятствий для осознанного чтения является недостаток базовых знаний. Например, если предстоит прочитать текст по астрономии, попросите учащихся рассказать о том, что они уже знают о Солнечной системе или предложите ответить на несколько коротких вопросов.

Важно убедиться, что все ученики понимают о чём пойдёт речь в тексте, знакомы с ключевыми понятиями и терминами. Если по ходу текста встречаются новые слова, выражения, факты, необходимо комментировать их. Это позволит учащимся устанавливать связи между текстом и тем, что они уже знают.

2. Определите и обобщите ключевые идеи

После прочтения текста предложите учащимся рассказать его краткое содержание, чтобы помочь им выделить основные моменты и усвоить больше информации. При этом полезно задавать наводящие вопросы.

В ходе работы научите детей отделять факты от мнений, находить ключевые идеи среди дополнительной информации, определять главные слова и словосочетания, искать непонятные им слова.

3. Развивайте словарный запас

Активный и пассивный словарный запас играют важную роль в понимании текста. Чтобы помочь учащимся выучить новые слова, попробуйте сопоставлять новые слова с физическими действиями или соотносить их с уже известными словами. Научите детей пользоваться словарями, попросите их завести собственный словарик.

Смоделировать процесс изучения новых слов также может помочь чтение вслух.

4. Используйте наглядные пособия

Различные диаграммы, плакаты, инфографику, обучающие карточки, иллюстрации и образовательные фотографии, видеоматериалы также могут помочь ученикам закрепить содержание текста. Визуализация текста помогает систематизировать и сохранить ключевую информацию.

5. Используйте онлайн-ресурсы

Существует множество ресурсов, которые можно использовать в классе, чтобы привлечь детей с разными интересами к практике понимания прочитанного. Например, онланй-тренажёры по произведениям школьной программы.

6. Развивайте критическое мышление

Учите ребят критически относиться к тексту. Для этого задавайте им вопросы. Например:

  • есть ли в тексте субъективное мнение автора;
  • почему автор выбрал тот или иной жанр или стиль;
  • что, по их мнению, произошло до или после этой истории;
  • почему персонажи реагировали на ситуации так, как они это делали.

Все эти вопросы заставляют задуматься о более глубоком смысле текста. Поощряйте детей задавать уточняющие вопросы, когда они не знают, о чём говорится в тексте, или составлять ментальные карты, чтобы установить связи между идеями и предыдущими знаниями.

7. Используйте метод обобщения

Метод обобщения помогает находить и сводить воедино ключевые идеи. Благодаря обобщению ребята смогут синтезировать информацию по мере прочтения текста.

После прочтения нового незнакомого текста, попросите учеников написать краткое изложение, доработав его содержание таким образом, чтобы оно содержало только необходимую информацию. В ходе работы задавайте уточняющие вопросы:

  • В чём главная идея этого отрывка?
  • Какие детали подтверждают основную идею рассказа?
  • Какую ненужную информацию включил автор?

Это позволит ребятам увидеть, как связаны между собой разные части истории.

8. Попросите сделать прогнозы

После прочтения первой половины текста, можно задать ребятам следующие вопросы:

  1. Что будет дальше?
  2. О чём, по их мнению, будет этот текст?
  3. Какие детали автор будет использовать в поддержку своих аргументов?

Попросите детей записать свои предположения. Как только чтение закончится, обсудите, что они поняли правильно, а что нет. Что заставило их сделать такой прогноз? Следовал ли автор их ожиданиям или опроверг их?

9. Попробуйте сделать выводы

Отличная идея, чтобы повысить творческий потенциал учеников. Попросите их написать вступление к истории или создать биографию персонажа на основе текстовых свидетельств. Всегда поощряйте учащихся более глубоко погружаться в то, что они читают, и задавать важные вопросы. По мере того как учащиеся будут развивать навыки осознанного чтения, у них появится возможность находить радость и смысл в чтении.


Полезные материалы на тему осознанного чтения:

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации