Статья «Осознанное чтение — основа успешного выполнения комплексных работ» (1–4 класс)
ОСОЗНАННОЕ ЧТЕНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ РАБОТ
При реализации стандартов второго поколения новой формой диагностических работ в начальной школе становится комплексная работа. Данная работа позволяет определить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников.
Комплексных работ разработано достаточно, но мне очень понравилось работать с комплексными работами, созданными Н.Н.Титаренко, В.Н.Ашмариной, С.В. Пинжениной. Г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи»
В этих комплексных работах представлены задания, проверяющие следующие группы умений:
-
- Поиск информации и понимание прочитанного;
- Преобразование и интерпретация информации;
- Оценка информации.
В основе работ использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни. Ученики учатся извлекать информацию не только из текста, но и из надписи на коробке, афиши, рисунков, таблиц и т.д.
На сайте: www. cerm.ru можно заказать рабочие тетради для всего класса, скачать методические рекомендации к работам, критерии оценивания, электронный журнал для обработки ответов. Электронный журнал облегчает обработку результатов. Учителю достаточно внести ответы учеников, автоматически создается таблица с результатами выполнения по классу, диаграммы, аналитическая справка.
Для 1,2 класса представлено 9 комплексных работ, которые включают в себя текст и 12 заданий по тексту.
Мы не смогли приобрести данные пособия на весь класс. Все задания демонстрировала с помощью презентации. Ученики записывали ответы в специальных бланках.
После выполнения первой работы «Про лего» поняла, что ученикам сложно выполнять такие работы. Из 22 человек 8 человек смогли справиться с заданием по поиску информации заданной в явном виде. Вопрос 1. Как называется эта игра? (Необходимо было вписать буквы в пустые клеточки). А понять информацию, заданную в неявном виде смогли только 3 человека. Вопрос 6. Для какого возраста подходит эта игра? Подчеркни ответы.
Целью моей работы стало - формирование навыка осознанного чтения при работе с текстом.
Комплексные работы проводила 1 раз в месяц. В течение года ученики 2 класса выполнили 7 комплексных работ (2 работы выполнить не успели) Результаты представлены в таблице.
Уровень/ № работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Высокий уровень |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
5 |
Средний уровень |
8 |
12 |
8 |
12 |
14 |
18 |
17 |
Ниже среднего |
12 |
8 |
13 |
6 |
5 |
1 |
- |
Низкий уровень |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
Максимальное количество баллов за работу – 18. Наблюдается повышение среднего балла и процент выполнения по классу.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Средний балл |
8,1 |
9,3 |
8,0 |
10 |
11 |
11 |
12 |
% выполнения по классу |
45,2 |
51,77 |
44,7 |
55,3 |
59,26 |
59,26 |
59,76 |
Результаты выполнения по классу
1 работа |
7 работа |
|||
По классу (баллы) |
Процент |
По классу (баллы) |
Процент |
|
Поиск информации и понимание прочитанного |
54 |
40,91% |
95 |
65,97% |
Преобразование и интерпретация информации |
80 |
60,61% |
92 |
63,89% |
Оценка информации |
45 |
34,09% |
98 |
68,06% |
Большое внимание уделяла работе над ошибками. Эту работу проводила после каждого теста коллективно и индивидуально. Старались не только найти правильный ответ, но и выясняли причину ошибки.
Анализируя работы, сделала выводы, что чаще правильно выполняют задания, в которых требуется найти в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде и задания с одним правильным ответом.
Устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую, понимать информацию, представленную в неявном виде или указать несколько правильных ответов – эти задания вызывают затруднения.
С результатами комплексных работ знакомила родителей на родительских собраниях. К концу года каждому ученику была оформлена общая таблица с результатами.
Горбачёва Марина Юрьевна