СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЗАПРОСАМ Z-ПОКОЛЕНИЯ
УДК 373.1
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЗАПРОСАМ Z-ПОКОЛЕНИЯ
Сидорова Алеся Юрьевна
учитель иностранных языков
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 18 г. Барани»
Витебская область, Оршанский район, г. Барань, Республика Беларусь
Сегодня понятие «медиаобразование» прочно вошло в научно-педагогический оборот. В то же время оно имеет два взаимосвязанных, но разных смысла. С одной стороны, под ним понимается система методов, нацеленных на формирование медиакомпетентности. Как пишет А.В. Федоров, «обретенная в результате медиаобразования медиакомпетентность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа» [1, с. 102]. Значимость этого направления обуславливается необходимостью ориентироваться в информационной среде. В документах Совета Европы медиаобразование определяется как обучение, направленное на развитие критического отношения к медиа с целью воспитания граждан, способных формировать собственное мнение на основе полученной информации, анализировать ее и, в конечном счете влиять на производство медийной продукции [2].
С другой же стороны, под медиаобразованием понимается направление, ориентированное на использование медиатехнологий для образовательных целей. Использование медиатехнологий позволяет более эффективно изучать материал, анализировать информацию различных источников, в творческой, интересной форме представлять результаты своей работы [3, с. 129].
Сегодня мы живем в уникальных условиях, которых никогда не было в истории человечества: в эпоху Z-поколения. Z-поколение (зумеры, «цифровые аборигены») – термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 год. Подростки поколения Z живут в совсем ином мире по сравнению со своими предшественниками. Для них цифровые сервисы и технологии – это неотъемлемая бытовая часть жизни. Эти подростки отдают предпочтение престижным занятиям, таким, где не требуется тяжёлый физический труд, и для которых чаще всего необходимы высокий уровень подготовки и высшее образование.
Субъект нашей системы образования – молодые люди. Сегодняшнее Z-поколение в корне отличается от того, с чем мы имели дело раньше. Дети в современных технологиях зачастую разбираются лучше, чем взрослые. И в школах нередки ситуации, когда в классе кто-то из детей в медиатехнологиях разбирается больше, чем учитель. Что же тогда произойдет у доски, когда перед ней постоянно будут сходиться «доисторический» учитель и современный ребенок? Кто кому будет задавать вопросы? Подобное происходит все чаще, так как дети используют неограниченные возможности для поиска информации и самостоятельно изучают понравившийся предмет.
Современное поколение запрашивает разработки новых эффективных подходов к их обучению. Система образования Беларуси должна перестраиваться, так как классические уроки уже теряют свою актуальность у Z-поколения, требуя на замену новые методы усвоения информации. Данное поколение, «поколение цифровых аборигенов» не удерживает внимание более 5 минут. Они думают, что могут слушать новый материал и одновременно переписываться, смотреть фильм. И при этом они чувствуют, что они знают, они готовы и они умеют. И считают, что любую информацию всегда можно найти в Интернете, поэтому не так важно ее запоминать. В конечном итоге необходимо использовать другие методы подачи информации и ее усвоения [4].
Исходя из вышесказанного обусловлена актуальность данной темы. Наше время предъявляет новые требования к процессу обучения иностранным языкам. Необходимо создать условия для практического овладения иностранным языком каждым из учащихся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам. Поэтому решила уделить особое внимание поиску наиболее эффективных медиатехнологий для достижения образовательных результатов по иностранным языкам. Перед собой поставила следующую цель: обеспечение и достижение образовательных результатов посредством использования современных медиатехнологий на уроках иностранного языка.
Задачи:
рассмотреть возможности и преимущества использования современных медиатехнологий для обеспечения и достижения образовательных результатов;
описать систему методов, форм и приемов обеспечения и достижения образовательных результатов у учащихся на различных этапах урока иностранного языка, в языковых конкурсах, олимпиадном движении посредством использования современных медиатехнологий;
создать базу материалов, систематизировав их по темам и классам;
разработать дидактическое обеспечение для медиатехнологий.
Ведущая идея: использование медиатехнологий на уроках иностранного языка как инструмента обеспечения и достижения образовательных результатов позволяет значительно повысить качество обучения по иностранному языку.
Существует большое количество современных медиатехнологий, которые могут использоваться на уроках иностранного языка. По стилю организации учебной деятельности учащихся можно разделить на:
онлайн сервисы для организации самостоятельной деятельности интерактивного контроля знаний (Puzzlecup, Learningapps, Quizizz, Quizlet);
онлайн сервисы для организации совместной работы учащихся (Padlet, Liveworksheets);
онлан ресурсы для обратной связи учителя и учащихся (Plickers, ZipGrade, Navek Meet, Peregovorka.by);
программы дополненной реальности для выявления творческих способностей учащихся (ArtWaver, AutoCollage).
Используя современные медиатехнологии, создаю условия для успешности и результативности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Методологическое грамотное использование современных медиатехнологий позволяет осуществлять деятельностный подход, а также повышать эффективность образовательного процесса. Современные медиатехнологии позволяют по-новому реализовать методы, которые активизируют творческую деятельность. Учащиеся могут участвовать в дискуссиях, которые проводятся не только в классе, но и виртуально. Поэтому на своих уроках иностранного языка использую разнообразные онлайн сервисы, мобильные приложения, онлайн ресурсы для проведения видеочатов и конференций со своими учащимися.
Кроме урочного времени считаю необходимым применение современных медиатехнологий и во внеурочное время (факультативные и стимулирующие занятия, занятия по интересам, подготовка к олимпиадам и всевозможные конкурсы по иностранному языку). Это обеспечивает эмоциональный настрой учащихся, психологически облегчая процесс усвоения материала, позволяет более успешно решать воспитательные задачи, стимулировать интерес и повышать мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.
Результатом применения данной работы на уроках иностранного языка стало повышение познавательной деятельности учащихся, рост интереса к изучению данной дисциплины. Подтверждением этого могут служить результаты анкетирования в VI – VIII, XI классах с целью выявления отношения учащихся к обучению иностранным языкам с использованием современных медиатехнологий. В анкетировании приняло участие 42 человека: 92% учащихся проводят время за компьютером, с телефонами, в сети Интернет, 61% – пользуются компьютером и телефоном для того чтобы реализовать свои творческие потребности, 50% – принимают участие в образовательных проектах, 60% учащимся нравится обучение иностранным языкам посредством использования онлайн сервисов для закрепления пройденного материала и проверки домашнего задания, 95% учащихся считают, что необходимо использовать современные медиатехнологии на уроках иностранного языка, 71% учащихся полагают, что использование современных медиатехнологий на уроках иностранного языка повышают их интерес к предмету, 67% учащихся считают, что их уровень знаний повысился по иностранному языку посредством использования современных медиатехнологий.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о положительном влиянии использования современных медиатехнологий на уроках иностранного языка, их потенциальной возможности стать эффективным инструментом обеспечения и достижения образовательных результатов по иностранным языкам.
Рисунок 1. Результаты анкетирования учащихся
Использование современных медиатехнологий должно быть частью целенаправленного образовательного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания иностранного языка.
Считаю, что современный учитель должен использовать преимущества медиатехнологий в целях обеспечения и достижения образовательных результатов нынешнего поколения.
Иностранный язык – сложный учебный, и для успешного его изучения требуется поддерживать постоянный интерес учащихся. Эту задачу помогают решать различные традиционные и нетрадиционные формы и методы, которые развивают мотивацию, позволяют сделать урок более интересным, увлекательным и запоминающимся.
Проектируя свои уроки, стараюсь, чтобы знания пригодились учащимся и при участии в конкурсах, и при поступлении; чтобы дети думали, делились своими мнениями, а не были пассивными слушателями на уроке. Стараюсь, чтобы каждый урок имел свою загадку и необычность. И тогда в глазах детей появляется интерес, стремление двигаться вперед и развиваться, и просто не останавливаться на достигнутом.
Список литературы
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Москва: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
Рекомендации Парламентской Ассамблеи по медиаобразованию. Парламентская Ассамблея Совета Европы. Документ №8753 от 6 июня 2000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mediagram.ru. – Дата доступа: 18.10.2022.
Фотиева, И.В. Медиатехнологии в современном образовании: pro et contra / И.В. Фотиева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – №3.
Поколение Z: Новые запросы, новая философия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk/com@fin_chips-zaprosy-pokoleniya. – Дата доступа: 20.10.2022.