12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Уточникова Виктория Игоревна1208
Россия, Свердловская обл., Невьянск
3

Современные образовательные технологии и формирование функциональной грамотности на уроках географии.

В.И. Уточникова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 Невьянского городского округа,

г. Невьянск, ул. Самойлова, д.4

учитель географии

E-mail: vinil-1@mail.ru


Современные образовательные технологии и формирование функциональной грамотности на уроках географии.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, какие ресурсы, инструменты, методические решения позволяют эффективно формировать функциональную грамотность школьников на уроках географии. Рассмотрим вопрос о реализации развития функциональной грамотности через призму применения различных современных педагогических технологий, которые будут способствовать росту познавательного интереса к географии и развитию универсальных и предметных компетенций.

Ключевые слова: функциональная грамотность, проектно-исследовательская деятельность, критическое мышление, практико-ориентированные задания.


V.I. Utochnikova

Municipal autonomous educational institution

secondary school No. 2 of the Nevyansk city district,

Nevyansk, Samoylova str., 4

geography teacher

E-mail: vinil-1@mail.ru


Modern educational technologies and the formation of functional literacy in geography lessons.


Abstract: The article discusses the issues of what resources, tools, and methodological solutions can effectively form the functional literacy of schoolchildren in geography lessons. Let's consider the issue of implementing the development of functional literacy through the prism of the use of various modern pedagogical technologies that will contribute to the growth of cognitive interest in geography and the development of universal and subject competencies.

Keywords: functional literacy, design and research activities, critical thinking, practice-oriented tasks.


Сегодня главными задачами образования являются не только обеспечение выпускников необходимым набором знаний, но и формирование у них способности и стремления учиться на протяжении всей жизни, работать в команде, развивать способность к саморазвитию.

Традиционный метод обучения становится все более неэффективным для решения новых задач современной школы. На данный момент социальные заказы общества по образованию значительно отличаются от предыдущих. Надо искать такие методы, технологии и формы обучения, способствующие тому, чтобы школьники были конкурентоспособны не только в нашей стране, но и за её пределами. В условиях перемен в запросе на качество общеобразовательного образования главной целью становится - формирование функциональной грамотности, которая предполагает создание позитивного образовательного пространства с изменением подходов к образованию детей

С 2020 года при пандемии происходит нарушение привычного устоявшегося образовательного процесса, после чего образовательное учреждение оказалось в ситуации новой реальности. Встал вопрос: «Как помочь ученику стать успешным в новом времени?» Как помочь ученику найти такую нишу, которая удовлетворит его потребности и поможет реализовать себя в профессиональном плане.

В это время изменяется современный мир профессиональной деятельности, видоизменяется рынок рабочего места. Это послужило поводом для возникновения новых профессий, освоение которых предполагает формирование базовых компетенций в школьном образовании. Появилось новое современное направление, для которого необходима география:

1. Инженер, интерпретатор телеметрии данных, специалист, осуществляющий мониторинг данной информации, поступающей с контролируемых буровых датчиков.

2. Разработчик систем SMART FIELD. Проектирует и совершенствует автоматизированные системы для «умных месторождений».

Для освоения этих профессий необходимы системное мышление, междисциплинарные коммуникации, умения работать с теми или иными людьми, работать в неопределенных условиях, умения фокусироваться на основе и расставлять приоритеты, владеть навыками программирования и прочее.

А причём же здесь функциональная грамотность?

Давайте посмотрим на определение функциональной грамотности. «Функциональная грамотность – это умение человека использовать знания, полученные в течение своей жизни, для решения широкого спектра жизненных задач по различным сферам деятельности человека, общению и социальным отношениям».

Поэтому современные образовательные учреждения должны выдвигать на первом месте не только собственно предметные знания, но и умение с помощью них решать проблемы.

На мой взгляд, решение вопроса развития функциональной грамотности проходит через призму применения различных современных педагогических технологий. К их числу можно отнести:

Разноуровневое обучение (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский)

Проектно - исследовательские технологии (Дж. Дьюи, Е.С. Полат)

Проблемное обучение (М.Н. Скаткин, Г.К. Селевко)

Развивающее обучение (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов)

Критическое мышление (Д. Халперн, К. Мередит) и т.д.[3]

В своей работе я применяю различные технологии обучения. Рассмотрим некоторые из них:

Использую приемы технологии критического мышления. Основная стратегия, которой формирование нового стиля мышления: умение выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию, критически осмысливать и оценивать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Всё это ведет к развитию интеллектуальных способностей ребёнка [5]

Проектно - исследовательские технологии

Проектная и исследовательская подготовка - одна из самых активных форм обучения. Она формирует функциональную грамотность учеников, дает такой необходимый опыт деятельности. Проекты значительно оживляют процесс осознания нового посредством сознательной деятельности учащихся, посредством обучения в действиях. Универсальность метода проектирования позволяет использовать его как на различных возрастных категориях учащихся, так и на всех этапах подготовки, так и на изучении материалов различной сложности. Правильно организованная проектная деятельность учит работать в команде, генерировать идеи и находить пути их решения, а ещё — презентовать свою работу [2,6]

Для организации обучения обучающихся проектно-исследовательской деятельности была составлена рабочая программа по курсу внеурочной деятельности учащихся «Карта-второй язык географии» для 5-11 классов. Систематическая работа по формированию исследовательских компетенций, учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности через исследовательскую и проектную деятельность дала положительные результаты.

О высоком уровне формирования познавательных универсальных учебных действий, учащихся на уровне основного общего образования через исследовательскую и проектную деятельность свидетельствуют результаты участия обучающихся на различных уровнях в НПК, призовые места на муниципальном, областном и всероссийском уровне.

Как происходит формирование функциональной грамотности на уроках географии:

1. Создаю учебные ситуации, которые инициируют образовательную деятельность школьников, мотивируя их к образовательной деятельности и объясняя смысл этой деятельности.

2. Учу работать в группах

3. Развиваю поисковую активность через учебные и проектные задания.

t1710695036aa.gif

Рисунок 1 Практико-ориентированное задание

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через работу:

1. с текстом;

2. с географической картой;

3. со статистическими данными [1].

На данном этапе наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

С чем это связано?

У учащихся недостаточно развиты навыки:

1. Осуществление поиска информации, по ключевым словам,

2. анализ процессов проведения исследования;

3. Составлять прогнозы по имеющимся данным;

t1710695036ab.gifНа современных уроках практические задания, должны быть направленны на применение предметных знаний в жизненных ситуациях, а также на формирование умений проводить сравнение и анализ результатов, формулировать вывод.

Использование на уроках географии проблемных практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению изученного материала, повысит интерес учащихся к предмету (рис.1). Через такие задания школьники получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление, что способствует развитию личности [4].

В своей работе использую современные инструменты для формирования функциональной грамотности

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обуча/ющихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования

[http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/]

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы [http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/].

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач [http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf]. 

Электронный банк заданий по функциональной грамотности: [https://fg.resh.edu.ru/]

Учимся для жизни [https://uchitel.club/lifeskills]

В заключение хотелось бы сказать, что применение современных технологий для формирования функциональной грамотности позволили развивать у учащихся творческие способности и личностные качества, самостоятельность, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Значительно повысился интерес учащихся к изучению географии.

Таким образом, география обладает широчайшими возможностями формирования функциональной грамотности учащихся.


Список литературы:

Болотникова Н.В. , Затямина Т.А., Куликова С.В. - Формирование функциональной грамотности учащихся по географии: образовательные практики реализации концепции географического образования в Российской Федерации. Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2019. – 124 с.

Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – №4.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

О.А. Панасенкова, Ким Э.В Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования.

Приемы развития критического мышления [http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm]

Технология проектного обучения [http://www.ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm]


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.