Публикация «Современный здоровьесберегающий урок изобразительного искусства»
«Современный здоровьесберегающий урок изобразительного искусства»
Бычкова Елена Анатольевна
Учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №24»
Иркутская обл.г.Братск.
Аннотация:
В статье описывается понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства. Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок изо?
Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребёнка это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, и не свод требований к режиму питания, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, опубликованном в «Российской газете» 06.11.2008, говорится: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь». Основные аспекты охраны здоровья обучающихся указаны в законе «Об образовании в РФ». На школу возлагаются дополнительные функции: помимо традиционных - образовательной и воспитательной, новая - забота о состоянии здоровья учащихся. С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Ученики проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и учителя. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Изобразительное искусство является особенным предметом. И поэтому, его нельзя преподавать, как остальные предметы. Здесь — мало передачи знаний и формирований умений и навыков. Ведь искусство не только изучается, оно как бы переживается. Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников. Хочется поделиться своими наработками в направлении сохранения здоровья школьников и здоровьесберегающими технологиями, которые применяются мною.Необходимо отметить, что забота о сохранении здоровья школьников будет более результативной, если в ней принимают участие все сотрудники школы и учителя предметники. В эту работу должны включиться не только учителя рисования, но и учителя истории, литературы, музыки, физкультуры и труда. Совместными усилиями необходимо устраивать интересные мероприятия: конкурсы рисунков, беседы, доклады, лекции, спортивные соревнования. Все проводимые мероприятия имеют цель - проведение просветительской деятельности в области охраны здоровья. На сегодняшний день отмечается резкое снижение двигательной активности у детей разного возраста. В связи с этим учителю необходимо увеличивать физическую нагрузку детей. Проводить во время уроков мини-паузы, физкультминутки, с добавлением заданий для костно-мышечного аппарата, упражнений для профилактики снижения зрения и упражнений на дыхание. Интересным и содержательным видом работы, в рамках урока рисования, являются экскурсии, выходы на природу. Можно отметить сразу несколько положительных аспектов данной деятельности: учащиеся углубляют знания, полученные на уроках, учащиеся получают возможность больше рисовать с натуры, учащиеся получают возможность заметить, почувствовать, воспринять красоту природы, а ведь прекрасное в природе не только воздействует на ум ребенка, но и обогащает его духовный мир. Учащиеся получают возможность больше времени провести на свежем воздухе. Сегодня значительно возросло число детей имеющие заболевания нервной системы: апатия и безынициативность или наоборот, гиперактивность, агрессия и раздражительность. Все эти нервные проявления можно побороть с помощью искусства – арт - терапии. В основе арт – терапии лежит уникальная возможность творчества – выражать в материале или на бумаге свои эмоции. Выполняя упражнения с цветами, с каракулями и чернильными пятнами, с глиной, воском, тестом или пластилином, учащиеся выражают свои эмоции, проявляют самые глубокие переживания и, используя помощь педагога, их преодолевают. Конечно, проблема сохранения и укрепления здоровья детей это глобальная задача, которую необходимо решать консолидировано, системно и последовательно. Использую все доступные методы и технологии.
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.
Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок изо?
Здоровьесберегающий урок изо должен:
воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Урок изо, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
1.выполнение требований СанПиН (Приложение 1),
2.соблюдение этапов урока,
3.использование методов групповой работы,
4.использование интерактивных методов.
Урок изо, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
1.оптимальная плотность урока,
2.индивидуальное дозирование объёма учебной творческой нагрузки и рациональное распределение её во времени,
3.чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником, творческие задания и т.п),
4.моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,
5.минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке изо
Режим динамической смены поз.
Из элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного можно ввести режим динамической смены поз. В.Ф. Базарный предлагает вариант использование конторки.
Динамические игры и паузы.
Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. Примеры физминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе и в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для педагога.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.
Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная творческая нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»:
- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Цветотерапия.
Помогает сохранить здоровье школьника на уроках.
Упражнения для глаз.
Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что материал размещается на максимально возможном от детей удалении.
Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии
Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
«Рисунок носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Мимические упражнения.
На карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные, либо Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.
Релаксация
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку
«Упражнение Путешествие на облаке»
- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Упражнения на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления.
Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.
1. «Снеговик»
- Зима – снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна – снеговик начал таять.
2. «Тряпичная кукла и солдатик»
- Кукла – ножки и ручки мягкие, голова наклонена вперед, спина расслаблена. Солдатик – прямая осанка, голова поднята, мышцы рук и ног напрягаются.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
Дыхательные упражнения используются с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения.
1. «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи) – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом - и животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.
2. «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – подражаем гудку парохода («у»), вою ветра («в»), писку комара («з»), произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции.
Уроки в « движении»
В Древней Греции очень ценились занятия физическими упражнениями. Было замечено, что именно при ходьбе , в движении лучше думается. Продолжателями греков можно считать японцев, у них есть правило: каждый день необходимо совершить 10000 шагов, и это является одной из причин долголетия японцев. Поэтому мы проводим уроки в «движении», например, выходы на пленэр. Организуется небольшая экскурсия, где в процессе ходьбы дети называют встречающиеся предметы, описывают их цвет, структуру. Для успешного усвоения не только программного материала, но и развития духовного здоровья учащихся на уроках постоянно должна создаваться атмосфера увлечённости предметом. Для этого нужны не только теоретические сведения, но и нужны игровые и сказочные моменты. Учитель становится и режиссёром, и актёром своего урока. Каждый урок — это спектакль, в котором принимают участие все ученики, актёры данного спектакля. Создание такой атмосферы сопереживания позволяет формировать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни, оказывает влияние положительных эмоций на здоровье.
С целью накопления опыта и положительных эмоций на уроках вводятся коллективные задания. Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых моментов на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приёмами организации учебной деятельности даёт возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес и увлечённость процессом творчества, вызвать положительные эмоции, воспитывать позитивное настроение, ведь оно влияет на наше самочувствие, наполняет нашу душу любовью. Игровые формы, применяемые на уроке, разнообразны:
- подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);
- игры соревнования (учащиеся делятся на группы, команды и выполняют различные задания);
- диалоги с героями книг, мультфильмов;
- ролевые игры (посещение музея, цирка, сказочные герои).
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет оздоровление музыкой (музыкотерапия). Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбуждённое состояние, может укрепиться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Звучание музыки на уроке даёт ребёнку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет «Лунная соната» Л. Бетховена, «Времена года» П. И. Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма «Овод» С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» С. Рахманинова и «Бал» симфония Л. Бетховен
Пример по здоровьесбережению урока изобразительного искусства на тему: «Путешествие в космос».
Оздоровительные задачи урока: - с помощью дыхательной гимнастики, динамических упражнений, гимнастики для глаз укреплять физическое и психическое здоровье;
- с помощью смены видов деятельности повышать и стимулировать активность детей на уроке;
- создание эмоционально положительного фона (позитивное общение, музыкальное оформление).
Пример учителя
Напомню принципиальный педагогический тезис, особенно значимый для проблемы здоровьесбережения: пример учителя по всему спектру внешних проявлений - образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне.
Учителю следует обратить внимание на:
1. личные, психологические особенности характера, свои эмоциональные проявления;
2. состояние своего здоровья, образ жизни и отношение к своему здоровью;
3.обременение собственными проблемами, способность психоэмоционального переключения;
4.профессиональную подготовленность по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Заключение
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые уроки играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Здоровый образ жизни это требование времени. Проблема здоровья школьников выходит на первый план задач любой школы. А важнейшим условием решения этой проблемы должно стать качественное улучшение учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, досуговой деятельности с детьми силами не только школы, но и семьи. Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является сохранение и укрепление здоровья школьников путём формирования среды, обеспечивающей здоровый образ жизни, обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.
Литература:
Коба И. Биологический ритм ребенка и расписание уроков / И. Коба //Директор школы. - 2003. - N2.-С.127-128.
Э.М.Казин «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 1999.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""