Статья «Современное традиционное обучение»
СОВРЕМЕННОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего уча-щиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
- учебники применяются в основном для домашней работы.
Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:
- научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
- природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсирует-ся);
- последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);
- доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);
- прочность (повторение - мать учения);
- сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
- принцип наглядности;
- принцип связи теории с практикой;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои силь-ные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отне-сти:
- систематический характер обучения;
- упорядоченную, логически правильную подачу материала;
- организационную четкость;
- оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Замятина Ольга Владимировна
Юлия Николаевна
Старшов Михаил Александрович
Координатор конкурсов