Создание компьютерной модели: «Биологические модели развития популяции»
Тема: Создание компьютерной модели
«Биологические модели развития популяции»
Тип урока: самостоятельная лабораторная работа
Цели:
Сформировать у учащихся понятия моделирования как метода познания и «компьютерная информационная модель»;
Познакомить детей с основными этапами моделирования;
Сформировать понимание обязательного соблюдения этапов моделирования;
Определение уровня практических навыков создания компьютерных моделей в среде MS Excel;
Формирование общих представлений современной научной картины мира;
Формирование коммуникативных качеств развивающейся личности.
Оборудование:
ПК;
Интерактивная доска;
MS PowerPoint
MS Excel
Ход урока:
I.Организационный момент (5 мин.)
Приветствие. Сообщение новой темы.
Проведение краткого инструктажа перед работой за компьютером
II. Актуализация знаний (5 мин.)
Проверка домашнего задания - стр. 69 №7
III. Самостоятельная работа (30 мин.)
На экране демонстрируется пример выполненной лабораторной работы
Лабораторная работа №3
Самостоятельная работа
Задача. Биологические модели развития популяции. Модель типа «хищник – жертва».
Описание задачи.
В модели «хищник – жертва» количество жертв Xn и количество хищников yn связаны между собой.
Xn+1=(a-b*xn)*xn-c-f*xn*yn, где f- возможность гибели жертвы при встрече с хищниками.
Yn+1=d*yn+e*xn*yn, где d- скорость уменьшения популяции хищников, е- характеризует величину роста численности хищников за счет жертв.
Компьютерная модель
В ячейки В1 и В6 внести начальные значения численности популяций жертв и хищников.
В ячейки В2:В5 внести значения коэффициентов a,b,c,f, влияющие на изменение численности жертв. В ячейки В7 и В8 внести значения коэффициентов d,e, влияющих на изменение численности хищников.
В столбце D будем вычислять численность популяции в соответствии с моделью неограниченного роста, в столбце Е – ограниченного роста, в столбце F- ограниченного роста с отловом, в столбцах G,H- «хищник – жертва».
В ячейки D1,E1,F1,G1 внести значения начальной численности популяций жертв, в ячейку Н1-хищников. В ячейку D2 внести рекуррентную формулу ограниченного роста =$B$2*D1
В ячейку E2 внести рекуррентную формулу ограниченного роста =($B$2-$B$3*E1)*E1
В ячейку F2 внести рекуррентную формулу ограниченного роста с отловом =($B$2-$B$3*F1)*F1-$B$4
В ячейку G2 внести рекуррентную формулу изменения количества жертв =($B$2-$B$3*G1)*G1-$B$4-$B$5*G1*H1
В ячейку Н2 внести рекуррентную формулу изменения количества хищников =$B$7*H1+$B$8*G1*H1
Скопировать внесенные формулы в ячейки столбцов.
Ознакомиться с динамикой изменения численности популяций.
Построить график изменения популяций с течением времени (построить диаграмму типа График).
Изменяя значения начальных численностей популяций, а также коэффициенты, получить различные варианты изменения численности популяций в зависимости от времени.
Начальные данные
x1=1.5
a=1.1
b=0.03
c=0.03
f=0.04
y1=1
d=0.9
e=0.05
IV. Итог урока (2 мин.)
V. Домашнее задание (3 мин.) §13, повторить