Конспект классного часа «Спешите творить добро»
Классный час «СПЕШИТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО!»
Цели:
Воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;
формировать знания о бережном отношении к окружающим людям
Оборудование: «солнце человечности и доброты», интерактивная доска
Ход классного часа
Слайд1
Вступительное слово учителя:
«В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души»
Учитель: Спешите делать добрые дела. Об этом Гёте сказал: «Не часто людям даётся повод для таких высоких дел! Спешите творить добро!»
Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая всегда согревает душу того, кто ее сотворил.
Слайд2 СТИХ МОЙ
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей. Еще в V веке до н.э. китайский философ Конфуций сказал:
«Кто полон милосердия, тот непременно храбр, Кто храбр, необязательно полон милосердия».
Бетховен полагал, что «что нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям...».
А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные слова: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — почувствовать себя нужным близким людям.Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять...»
Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь.
Царь Соломон
Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия как «доброта», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу».
Слайд3 дорота бывает разная
Слайд4
Слайд5
Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.
САРИЙЯ (стихотворение Р. Гамзатова.)
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
ПАРИЗА
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
МАРЬЯМ
Слайд6.
Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, преумножает его. Помните: «воздастся вам по нашим деяниям».
«Что припрячешь — то погубишь; что раздашь - вернется снова», - писал Шота Руставели. Только так человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков.
А что можете вы сказать об этом, ребята? Какой след, по-вашему могли бы в жизни оставить вы?
(Выступление учащихся.) добрые дела
«След»
РАДЖАБ
А ты? Входя в дома любые
- И в серые, и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
РАМАЗАН
Прислушиваясь к звону клавишь,
И на вопрос даря ответ,
Скажи: какой ты след оставишь? С
лед, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый прочный след?
В чужой душе на много лет?
Леонид Мартынов
Слайд7
просмотрите отрывок
Слайд8
ХИЗРИ,МАДИНА,МУТАЙХАН
Слайд9
Слайд10
Слайд11
Один из великих людей, душа которого была подобна дождю, это Микеланджело. Микеланджело, которого враги обвиняли в скупости, всю жизнь осыпал благодеяниями известных и неизвестных ему бедняков. Он трогательно заботился о своих старых слугах и слугах своего отца. Он постоянно помогал бедным, особенно тем, которые стыдились просить. Он любил приобщать к своим добрым делам племянника и племянницу, надеясь, что они и сами начнут помогать нуждающимся, но запрещал им называть свое имя, считая, что милостыня должна твориться в тайне.
В сущности, он был крайне небрежен к делам, не вел никаких счетов, не знал, сколько у него денег, и раздавал их направо и налево. Родные всю жизнь пользовались его богатством. Он делал роскошные подарки своим друзьям и слугам. Большинство своих произведений он раздал, а не продал. На постройке собора Св. Павла он работал совершенно безвозмездно. Никто суровее Микеланджело не порицал любовь к деньгам. "Страсть к накоплению – великий грех", – пишет он своему брату Буонаррото. Он предпочитал делать благо, чем казаться благодетелем.
Про добрый поступок еще одного из великих людей искусства вам покажут учащиеся.
Слайд12
Учитель. Я прочитаю рассказ К. Паустовского «Старый повар».
«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с по варом его 18-летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул голов вой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши! последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы соверши ли, не есть грех и не является кражей, — сказал незнакомец,— а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он, — слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучит музыка.)
Слайд13
«Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как-будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав...имя. Имя!»
Слайд14
Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфанг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.
Слайд15
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Без добрых дел нет доброго имени.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
1 группа.
1)Жизнь дана на добрые дела.
2) Худо тому, кто добра не делает никому
3) Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2 группа.
1) Добро желаешь, добро и делаешь.
2) Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.
3) Про доброе дело говори смело.
3 группа
1) Ласковое слово лучше мягкого пирога.
2) Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
3) Мир не без добрых людей.
4 группа
1)Красоту уносят годы, доброту не унесут
2) Доброе слово и кошке приятно
3) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
5 группа
1)Доброе слово лечит, а злое калечит.
2)Что желаешь самому себе, того же желай и другим.
3) Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Первый шаг к доброте - это доброе слово.
а) Разминка
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
Сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”. Сценка “Очень вежливый индюк”
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк
Раз по двадцать в день,
Не реже, он кричал:
“Эй, вы, невежи!”
Заходите что ли в гости
Поучиться вежливости.
“Я и сам, – кричал индюк, –
Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, осел,
Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: “Приду, спасибо!”
Ты не будь свиньей, свинья,
Ждет тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!”
Как ни бился он, однако,
К индюку никто не шел –
Ни корова, ни собака,
Ни хавронья, ни осел.
Поседел индюк от злости:
“Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды,
Все они балды, балды!”
И добавил с высоты своего величия:
“Не усвоили скоты правила приличия!”
Слайд16 МОЙ СТИХ
Быть добрым чрезвычайно приятно.
Учитель: Давайте и мы, ребята, вспомним много ли мы сделали добрых дел? Настоящая доброта рождается в глубине твоего сердца и начинается с тебя самого.
ХАТИМАТ ,АМБИЯ
На Доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и она может погибнуть .
СЛАЙД17
Слайд18
Откройте глаза и поищите, где человек нуждается хоть немного в вашем участии, в вашем времени, в вашем дружеском расположении, может быть, вы окажете дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как вы это сделаете- зависит от вас и от обстоятельств.
Как поется об этом в этой песне.
СЛАЙД19
Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей- - Вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
А как нашел свой путь ,чтоб проявить добро, наш следующий герой вам покажут наши учащиеся.
АЛИЕВ,МММ,ГАСАНОВ.
Сможет ли в наших условиях выжить добрый человек, несмотря даже на малейшее зло? (ответы учащихся)
Сможет ли добро когда-нибудь окончательно победить зло? (ответы учащихся)
Но ,если ,все-таки, в вашу жизнь ворвалось зло, я хочу пожелать вам его преодолеть и при этом не обозлиться на весь мир! Как это произошло в нашем следующем случае.
СЛАЙД20
СЛАЙД21
- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Всем эти правила соблюдали наши гости :
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
5)Я спас больных зверей Африки. (Айболит)
6) Я оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
СЛАЙД22
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
СЛАЙД23
А вот еще одно "Сказание о милосердии".
Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, подающий милостыню".
Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого - одно удовольствие, честное слово. Может быть, поэтому в старой азбуке буквы называли словами.
Учитель показывает плакат с буквами славянской азбуки. (А, Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, П) Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Живете, Земля, Люди, Мыслете, Покой.
Учитель: Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.
Добродушный (Добрый и мягкий по характеру)
- Доброжелательность (Желающий добра)
- Добронравный (Отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом)
- Добропорядочный (Приличный, достойный одобрения, порядочный)
- Добросердечный (Обладает добрым сердцем, ласковый)
Основа всех этих слов «добро».
СЛАЙД24
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Маленькие добрые дела, маленькие слова любви помогают осчастливить землю и подобны небесам на земле. Творите добро, учитесь делать добрые дела, ребята!