Специфика работы в классе общего фортепиано с обучающимися на струнно-смычковых инструментах
МБУДО «Детская школа искусств
№8 им. Д.С. Русишвили» города Смоленска
Преподаватель Власова Ольга Алексеевна
Тема: «Некоторые аспекты специфики работы в классе общего фортепиано с обучающимися струнно-смычковых инструментов»
Слайд 2 Существует два мнения по поводу задач общего курса фортепиано в школе:I - Развитие навыков при обучении игре на ф-но, порой не раскрытых на уроках специальности, и, таким образом помочь ему овладеть специальным инструментом.
Слайд 3 В основные цели и задачи в обучении предмету входят:
1. Использование преимущества инструмента для развития гармонического и полифонического слуха учащихся;
2. Приобретение навыка чтения с листа и самостоятельное музицирование, цель которых является расширение общемузыкальных возможностей ученика и его кругозора;
3. Введение общего фортепиано в посредники между специальностью, сольфеджио, музыкальной литературой и хором (исполнение заданий по сольфеджио, теории, гармонии, музыкальной литературе необходимо на фортепиано);
4. Исполнение произведений различных стилей и фактуры;
5. Приобретение навыков ансамблевой и аккомпаниаторской игры;
6. Развитие фортепианной техники.
Слайд 4
II - Учебная деятельность в классе общего фортепиано складывается из различных видов исполнительской работы .В то же время, курс фортепиано представляет собой многогранную дисциплину, включающую развитие навыков фортепианной игры, ансамблевой игры, аккомпанемента, транспонирования чтения нотного текста с листа и других компонентов. Курс фортепиано имеет универсальное значение.
Загорный Н.Н. называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано: • развитие фортепианной техники;
• разучивание пьес разных стилей и фактур;
• игра в ансамбле, аккомпанементе;
• чтение нот с листа.
Слайд 5 обосновывая специфику курса общего фортепиано, Сравнив содержание трёх основных компонентов урока – «объект, цель и условия обучения» Йовенко выделяет 3 основных отличия от предмета «специальное фортепиано»:
1. Методика урока общего фортепиано и выбор средств воздействия на учащегося ориентированы на его основную специальность.
2. Уровень фортепианной подготовки, у инструменталистов фортепиано – это уже второй инструмент.
3. Ограниченное время урока (20 минут в неделю), нет инструмента для домашних занятий.
Специфика предмета «Общее фортепиано»
Слайд 6 Специфика общего фортепиано в том, что этот предмет предназначен для учащихся, которые обучаются не на фортепиано, а на других музыкальных инструментах,
Некоторые особенности общего фортепиано:
• Ориентированность на специальность. - привить навыки игры в ансамбле, научить слышать музыкальный комплекс, а не только свою мелодическую линию. 1
• Разный уровень подготовки. для инструменталистов (гитаристов, духовиков, скрипачей и других) фортепиано становится вторым инструментом. 1
• Учащиеся должны перестроится, чтобы играть на фортепиано. Т. занимавшиеся на других инструментах, должны научиться правильной посадке и постановке рук и корпуса, распределению веса и опоры пальцев, хорошему контакту пальцев с клавиатурой, штриховым особенностям и слуховому контролю., координационные задачи.
• Связь с другими предметами. Общее фортепиано служит основой для изучения теоретических музыкальных предметов — сольфеджио, хора, музыкальной литературы.
Знание клавиатуры, умение понимать строение и гармонию композиций, жанр, эпох)
определить музыкальные фразы, навыки анализа и критического мышления.
• Важность индивидуального подхода. Усвоение материала у каждого ученика происходит по-разному, поэтому преподаватель может варьировать материал по своему усмотрению, опираясь на прочное закрепление предыдущего.
Слайд 7
С первого года обучения решаем одну из самых основных проблем в вопросах технического и музыкального развития. Это - перенесение привычных игровых приемов и навыков по скрипке, на фортепиано. Все новое, непривычно! Это и расположение клавиатуры, другое звукоизвлечение, расположение звукоряда, расположение клавиатуры, непривычная объемность фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки, активность первого пальца, применение педали, легатный штрих и т.д. Одновременно с этим необходим поиск аналогий между игровыми приемами на фортепиано и других инструментах.
Слайд 8 средства выразительности -пропустить!
Слайд 9 Работа над аппаратом! (локти, плечи, ноги)
Правильная посадка, приемы звукоизвлечения, хороший контакт пальцев с клавиатурой, распределение веса, слуховой контроль - вот та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика, обучаясь на фортепиано.
Слайд 10 Звукоизвлечение:
С первых уроков работа над звуком имеет особое значение. У баянистов интенсивность звука зависит от работы меха, у домристов и балалаечников – от качества тремолирования, у струнников – от интенсивности и амплитуды работы смычком, у духовиков – от дыхания.
У пианиста и скрипача задействованы в игре разные мышцы. Левая рука скрипача на весу, активными остаются локоть, кисть, пальцы. В правой руке активно работают мышцы плечевого пояса, локоть, кисть, но минимальная подвижность пальцев (ведение смычка). При игре на домре и балалайке у правой руки своеобразная функция – она является третьей дополнительной точкой удержания домры. В дальнейшем это сказывается при игре на фортепиано в её скованности и неловкости…На фортепиано принципы звукоизвлечения одинаковы для обеих рук, они друг от друга не зависимы. Поэтому в работе со струнниками необходимо большое внимание уделить правой руке. Из-за отсутствия опоры в пальцах правой руки, зачастую «страдает» баланс в произведениях (левая рука заглушает мелодию в правой руке). В классе общего фортепиано нужно добиваться ощущения «дна» клавиатуры,
«глубокого» погружения в нее. Учитывая ударно -молоточковую систему рояля, «с постепенным угасанием звука после удара молоточка о струну», необходимо работать над достижением мягкого, певучего звука без излишнего давления на клавишу.
Слайд 11
причины, из-за которых усложняется процесс развития координации при игре на фортепиано учащимися-инструменталистами.
непривычная объемность фортепианной клавиатуры, фактура
Чтение одновременно двух нотоносцев в разных ключах, двумя руками, в ином обозначении аппликатуры (5пальцев)
Аппликатура
Артикуляция
Педализация
Слайд 12 Непривычная объемность фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки, активность первого пальца, игра в разных октавах, скрипичном и басовом ключе (октавы из шкатулки)
Слайд 13
«Проблема первого пальца»
Скрипачи используют 4-х пальцевую аппликатуру.
Часто что учащиеся кладут 1 палец на клавишу всем суставом:
поэтому трудно регулировать силу звука, издаваемого первым пальцем, а остальным пальцам придётся делать массу лишних движений.
Пути решения:
- упражнения для первого пальца (упражнения Е.Ф.Гнесиной),
- при изучении гамм и этюдов особое внимание уделить подкладыванию первого пальца, развивать его подвижность и ловкость.
Слайд 14
Существуют причин, из-за которых усложняется процесс развития координации при игре на фортепиано учащимися-инструменталистами.
Чтение одновременно двух нотоносцев в разных ключах, двумя руками, в ином обозначении аппликатуры (5пальцев). Начиная обучение в классе общего фортепиано , скрипачи, как и струнники-народники (домристы, балалаечниики, гитаристы), плохо читают ноты в басовом ключе, а контрабасисты - в скрипичном.
Методы:
временно ограничиться чтением нот только в басовом ключе, что позволит ускорить его освоение
читать ритмический рисунок, одновременно двумя руками, хлопая на столе
Слайд 15 Аппликатура
Слайд 16
Артикуляция
Артикуляция выполняет две функции в фортепианном исполнении:
служит членораздельности музыкальной речи;
способствует разделению планов в построении звуковой перспективы.
Работа над артикуляцией в классе фортепиано включает в себя несколько аспектов, в том числе изучение приёмов артикуляции и особенностей звучания инструментов. 1
Некоторые методы работы:
Изучение каждого голоса отдельно. Нужно понять мотивную структуру, найти артикуляционную краску. Важно слышать не одну краску, а их сочетание, многослойность в артикуляции не только одного голоса, но и между голосами
Сопоставление связного и несвязного произношения. На начальном этапе обучения предпочтительно исполнять пьесы с сопоставлением связного и несвязного произношения (легато — стаккато, нон легато — легато).
Использование цезуры. Это основная межмотивная артикуляция, которая помогает установить разделы, фразы, мотивы исполняемого произведения. При исполнении важно научиться дослушать последний звук перед цезурой, не укорачивая её.
Отработка пальцевой техники. Здесь важна не столько сила, сколько точность, активность, быстрота, лёгкость удара. Необходимо добиваться независимости движения каждого пальца, экономности движений.
Использование вспомогательных движений. Они необходимы для достижения звуковых задач, например, для реализации акцентов, нюансов, объединения звучания в смысловые комплексы.
Некоторые упражнения для работы над артикуляцией:
Игра на легато по 3 ноты. Нужно почувствовать опору руки на первую ноту, перенос веса руки и лёгкое снятие руки. 2
Пятипальцевая последовательность звуков. Нужно достичь кульминационного звука 5 пальцем. 2
Игра разными штрихами. При движении вверх правая рука играет легато, а вниз левая рука играет стаккато. Затем наоборот. 2
Применение тех или иных приёмов артикуляции зависит от существа музыкального сочинения, его языка, характера.
От способа звукоизвлечения зависит характер музыки, а значит, и те образы, которые она создает.
«Штрихи являются звуковым результатом технических приемов»
Отмечается три момента в звукоизвлечении: атака звука, ведение его и окончание.
Слайд 18
педализация. даже при наличии слуха, струнники плохо владеют педализацией. Возникает проблема координации – связь педали, слуха со всем комплексом игровых движений. Особенно плохо даётся «запаздывающая» педаль. Поэтому, проходя на уроках фортепиано аккомпанементы, учащийся должен проучивать отдельно левую руку с педалью, это поможет ему скоординировать движения и лучше услышать мелодическую линию баса. Нужно помочь ощутить опору в корпусе, связанную с функцией педализации, свободой движения стопы и пальцев ног, с необходимостью сидеть на краю стула
Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с листа, аккомпанемент в классе общего фортепиано служат подготовительным этапом самостоятельной работы учащегося над музыкальным материалом. В свете этих задач преподавание данного курса имеет большое значение для всестороннего развития личности юных музыкантов.