Методическая разработка открытых уроков в классе специального фортепиано «В процессе обучения игры на инструменте с обучающимися дошкольной группы»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» города Вуктыла
Методическая разработка открытых уроков в классе
специального фортепиано на тему:
«В процессе обучения игры на инструменте
с обучающимися дошкольной группы»
Автор: преподаватель по классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла
Козыревская Екатерина Андреевна
Дата написания: 21.03.2021г.
Вуктыл 2021 г.
Пояснительная записка
Актуальность методической разработки заключается в работе над жанровыми особенностями, над интонационно-образной игрой на инструменте, над яркой выразительностью кульминационных моментов.
Новизна идеи: просмотр видеороликов игры разнохарактерных пьес, изучаемых девочками моего класса, другими пианистами различных школ.
Цель открытых уроков: сформировать представление о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для развития творческой самостоятельности.
Задачи уроков:
- сформировать отношение к музыке на примере играемых пьес;
- поработать над музыкальным образом пьес, характером с помощью средств музыкальной выразительности;
- развивать навык публичного выступления, артистичность;
- развивать ритмический, ладовый и гармонический слух обучающейся.
В образовательном процессе применяю следующие технологии:
- объяснительно-иллюстративные-применение наглядных пособий: таблицы, графики, карточки, технические средства обучения;
- личностно-ориентированная-направлена на помощь и поддержку ребенку в процессе обучения;
- сотрудничество-преподаватель и ученик равноправны в процессе обучения;
- здоровьесберегающие технологии- бережем здоровье обучающихся. Бережем от стресса, адекватно «доносим» требования; рационально организуем учебный процесс, отталкиваясь от возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований; соответствуем программным требованиям, не забывая о возможностях и уровню подготовки обучающихся.
На уроке с дошкольниками я использовала следующие приёмы и методы работы:
1. Метод сольфеджирования. Данный метод ведет к слуховому осознанию высотности мелодического рисунка.
2. Метод игры с предварительным названием пальца и метод беззвучного контактирования пальцев с клавиатурой. Данные методы хороши для запоминания нотного текста.
3. Метод исполнительского показа на инструменте преподавателем. Так же можно использовать видео в сети интернет с участием маленьких исполнителей для более ярких эмоций. Данный метод используется для овладения исполнительских задач и трудностей.
4. Работа над ритмом с помощью счета, подтекстовок, проговаривания ритмослогов, отстукивание сильной доли ногой. В средних классах применяю метроном.
5. Метод наводящих вопросов: «Все ли получилось?», «Красиво ли прозвучала твоя пьеса?», «Раскрыли мы характер произведения?» и другие.
6. Методы ударения. Подбираем к музыкальной фразе словесный текст с подходящим ударением. С помощью данного метода обучающемуся становится более легче почувствовать интонацию, акценты, окончания фраз (например: «сели-встали»; где «сели»-более ярко выражено в мелодии, а «встали»-тихо, разрешили). Выразительная игра на инструменте.
7. Пение и подбор мелодии по слуху.
8. Постановка руки (работа над аппаратом).
Тип урока:
Урок - обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.
Оборудование: фортепиано, ноты, планшет, камера.
Планируемые результаты: развитие воображения, музыкальной памяти, правильное отношение к штрихам, аппликатуре; пропевание всех пьес «сольфеджио» и со словами.
Содержательная часть
Уроки проводятся с обучающимися дошкольной группы Мезенцевой Дарьей и Кириенко Кирой.
Даты открытых уроков: 17 и 18 марта 2021г.
Мои уроки начинаются с приветствия, правильной посадки за инструмент и работе над постановкой рук.
Для правильной постановки руки существуют простые гимнастические упражнения. Они направлены на освобождения мышц и правильному положению руки при игре на инструменте. Опишу несколько упражнений в работе над постановкой руки с начинающими детками.
1. Нужно встать прямо и опустить ручки вниз. Далее мы начинаем наклоняться вниз и подниматься, а наши руки при этом свободно покачиваются навстречу друг другу; скрещиваются и возвращаются в исходную позицию.
2. Ноги немного врозь; стоим ровно; руки свободные вдоль туловища. Постепенно раскачиваем по отдельности правую, затем левую руки вперед и назад. Все сильнее и сильнее, как маятник. Руки должны крутиться вокруг плеча.
Такие упражнения очень полезны для маленьких детей, которые планируют научиться игре на фортепиано. Данную гимнастику нужно делать ежедневно перед игрой на инструменте.
Правильная посадка за инструментом очень важна. Нельзя сидеть за фортепиано, «как попало». Во-первых, поскольку маленькие дети со стульчика не достают ножками до пола, очень важно поставить им подставку. Ножки должны твердо упираться на подставку или пол (если ребенок выше ростом). Во-вторых, садиться на весь стул запрещено. Обязательно на полстула и по высоте так, чтобы клавиатура инструмента находилась на уровне талии ребенка.
Приступаем к постановке руки:
1. Ладонь малыша перемещаем на согнутую коленку. Ручка принимает форму коленки ребенка. Пальчики «смотрят» вниз, полусогнутые. Обязательно обращаем внимание и на первый, большой палец. Он также должен быть в полусогнутом положении. В таком положении рука обучающихся должна находиться всегда при игре на инструменте.
2. Обязательно играем ближе к черным клавишам, чтобы наши пальчики «не слетели» с клавиатуры. Обычно детки нажимают клавиши на самом кончике клавиатуры. Нужно проговаривать, если такое происходит, и моментально исправлять!
3. Обращаем внимание на локти ребенка: они должны быть немного в стороны, но чуть выше запястья. Плечи при этом не поднимаем!
Когда ребенок выполнил гимнастику, правильно сел за инструмент, приготовил ручки, я приступаю к обучению игры на фортепиано. Время, которое мы отводим на разбор произведений, очень неоднозначное. Это зависит от музыкального развития и одаренности наших обучающихся. Одни дети разбирают пьесы очень быстро и грамотно, другим же дается разбор труднее, соответственно, дольше по времени.
Основным и важным этапом работы над произведением является правильно подобранная аппликатура. Она способствует быстрому запоминанию текста. При выборе аппликатуры я считаю главным отталкиваться от размеров руки ребенка и особенностей пианистического аппарата.
Также при разучивании произведений не маловажным моментом является работа над ритмом, работа над целостностью формы. Прежде, чем знакомиться с нотным текстом, я предлагаю прохлопать ладошками ритмический рисунок, который дан в произведении:
-хлопаем ритмический рисунок;
-хлопаем и поем ноты;
-хлопаем и поем со словами (если разбираем песенку).
С 17 по 20 марта 2021г. я проводила открытые уроки с обучающимися дошкольной группы: Кириенко Кирой (5 лет), Меретуковой Зариной (6 лет) и Мезенцевой Дарьей (6 лет). Девочки имеют разные музыкальные данные.
На протяжении двух месяцев работала над аппаратом обучающихся и постановкой руки. Осваивали нотную грамоту в скрипичном и басовом ключах.
Музыкальный материал подобрала одинаковый для всех детей: М. Красев «Елочка», р.н.п. «Веселые гуси», С.Ляховицкая «Где ты, Лека?», А.Руббах «Воробей», «Вальс собачек» по А.Артоболевской.
С первых уроков игры на инструменте в работе над различными пьесами очень важно обращать на характер произведения. Пьесы бывают грустными, веселыми, озорными, легкими и т.д.
«Игра на фортепиано, как инструменте, дающем полную
картину музыкальной фактуры, не может не увлечь
настоящий музыкальный талант»
Н.А.Римский-Корсаков
Итак, урок первый.
Ход урока
-Здравствуйте. Открытый урок проводится с обучающей дошкольной группы Мезенцевой Дарьей, 6 лет.
Сегодня на уроке мы будем вспоминать: что мы делали? к чему пришли? Вспоминать расположение нот на линеечке в скрипичном и басовом ключах: какие ноты сидят на линеечках, а какие пишутся между линеечками…Помнишь мы говорили об этом?
-Да, помню.
-Дашенька, сколько у нас всего линеечек находится на нотном стане?
-Пять.
-Правильно. На первой линеечке у нас какая нотка пишется?
-Ми.
-Да. Давай теперь пойдем вверх по нашим клавишам с названием ноток и расположением их по линеечкам.
Девочка поднимается вверх по клавишам (перепрыгивая через нотку, которая пишется между линеечек) и называет нажатые нотки: ми-1, соль-2, си-3, ре-4 и фа-5.
-Хорошо, нотки мы повторили. Давай теперь перейдем к нашим пьескам.
Открываем «Веселые гуси». Начинаем играть с нотки «фа» первой октавы левой ручкой 1 пальчиком.
Так как мы уже играем пьесы, которые располагаются на двух строчках, Дарье пока трудно запомнить, что верхнюю строчку у нас играет правая рука, а нижнюю-левая.
Проигрываем песенку и поем «сольфеджио» (по нотам)1. Затем проигрываем второй раз и поем со словами. Песенка довольно известная, поэтому слова очень легкие в запоминании и пропевании2:
«Жили у бабуси два веселых гуся:
Один серый, другой белый-
Два веселых гуся».
Данную песенку мы играем на протяжении нескольких уроков. Пьеска очень красочная, образная. Девочка слушает звучание, поет, прохлопывает ритм. На примере этой песенки я знакомлю ученицу с характером звучания, настроением. Когда пьеска знакома на слух, обучающихся становится легче заинтересовать. Дети стараются быстрее научиться играть произведение и даже выучить его наизусть.
Следующая наша пьеска по программе-«Вальс собачек» по А.Артоболевской.
— Даша, посмотри в нотки: верхнюю строчку играешь ты, нижнюю буду играть я. Штиль вниз-какая ручка?
— Левая.
— Значит штиль вверх-это играет правая ручка. Не путай пожалуйста руки! С какой нотки начинаем играть?
— Фа.
— Да. Обращаем внимание на ручки: они кругленькие, пальчики вниз смотрят, локти к себе не прижимай (наши локотки, как крылышки у лебедя)!
Даша проигрывает «Вальс» самостоятельно. Второе проигрывание-в ансамбле с преподавателем (ручки на коленках; ножки стоят на подставке; начинаем играть красивыми кругленькими пальчиками сверху с ноты «фа» левой рукой).
-Следующую пьеску, которую я бы хотела послушать,-«Где ты, Лёка?» С.Ляховицкой.
А.Д. Артоболевская говорила, что если пьеса понравилась и, если это не песня, уже имеющая текст, дети сами сочиняют слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление.
Ученик Анны Артоболевской придумал текст к пьесе «Где ты, Лека?». Слова очень точно передавали грустный момент из жизни ученика. Мальчика разлучили с любимым другом, собакой. Писав эти стихи, ученик думал, как собака по нему скучает и жалобно тоскует.
Речитатив собаки:
«Где ты Лёка, Лёка, Лёка?
Увезли тебя далеко.
Где ты Лёка, Лёка, Лёка?
Где ты, милый мой?»
Увезли тебя далеко,
Без тебя мне одиноко…
Поскорей дружочек Лёка,
Приезжай за мной».
Чтобы ребенку было лучше понять пьесу, мы использовали образы (мальчика, собачки), обратили внимание на красивые мелодические обороты. В этой пьеске у нас мелодия находится в левой ручке, а в правой-аккомпанемент, состоящий из интервалов, который должен играться тихо, чтобы «не заглушить» мелодию.
Даша проигрывает пьеску сначала отдельно каждой ручкой.
Затем пробуем соединить двумя руками. Преподаватель помогает обучающейся в игре пьесы:
Также на начальном периоде обучения мы знакомимся с обучающимися с понятием «динамика». Динамика — это громкость звучания (по-простому). Динамические краски динамики — это forte (громко) и piano (тихо). Crescendo и diminuendo- «как фраза идёт к главному звуку», «затихает к концу». Маленькому пианисту нельзя сразу «навязывать» такие сложные иностранные понятия. Проще будет объяснить всеми известными словами такими, как «смелее», «решительнее», «нежнее», «ласково», «мягко» и другими.
Когда все пьески разобраны, по нотам играются, встает вопрос о выучке текстов наизусть. Некоторые ученики запоминают тексты очень быстро, а некоторым-это сложнее дается.
-Наш урок подошел к концу. Домашнее задание: повторяем написание нот и проигрываем их с названием и нахождением на линеечке на инструменте; играем наши пьески (как в классе): Гуси-играем и поем «сольфеджио», далее-со словами; Вальс собачек-играем и выделяем первую долю, вторую и третью-играем тише; Лека-проигрываем отдельно каждой рукой, внимательнее относимся к аппликатуре; далее-двумя руками-закрепление игры с урока.
Урок второй.
Ход урока
-Здравствуйте. Открытый урок проводится с обучающей дошкольной группы Кириенко Кирой, 5 лет (самая маленькая обучающаяся).
Для того, чтобы занятия были успешны, важно правильно построить урок, ведь на нем обучающиеся получают новые знания. Преподаватель организует работу на уроке и стимулирует желание заниматься игрой на инструменте. Также в процессе работы на уроке преподаватель воспитывает, пробуждает любовь своих подопечных, развивает музыкальные данные. Урок должен проходить в игровой, оживленной форме. Активными в ходе урока должны быть как педагог, так и ученик. Важно пробудить интерес к занятиям, но также и суметь воспитать у обучающихся серьезное отношение к ним.
Программа с Кирой у нас разнообразная. Девочка с огромным желанием посещает мои уроки, внимательно слушает, старается все выполнять.
Начали урок также, как и с предыдущими девочками, с песенки «Веселые гуси». Кира очень хорошо освоила нотки, пропевает их и легко ориентируется на клавиатуре.
-Кирочка, как у нас расположены пальчики на клавиатуре? Они у нас стоят на подушечках.
Преподаватель показывает с помощью пальчика ребенка, как должны нажиматься клавиши с помощью подушечек.
- А ручка у нас находиться на клавиатуре, кругленькой формы (домик). Играем ближе к черным клавишам. А теперь давай сыграем песенку со словами.
Девочка играет и поет со словами. Преподаватель поддерживает ручку ребенка, чтобы не опускала.
- Не торопимся, играем также, как и поем. Обрати внимание, что у тебя вторая строчка начинается с третьего пальчика.
Преподаватель в нотах обводит на второй строчке «3» пальчик.
«..если ребёнок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичное исполнение было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Как можно раньше от ребёнка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую - бодро, торжественную - торжественно». Г.Г.Нейгауз
- Хорошо. Идем дальше. «Где ты, Лёка?»Какая эта песенка по характеру? Грустная или весёлая?
- Грустная.
- А что с собачкой случилось? Почему она грустит?
- Она осталась на улице без хозяина.
- Да, Кирочка. Мы все же будем надеяться, что наш Лёка обретет своего хозяина!
Девочка играет отдельно каждой ручкой пьеску. Обращаем внимание на аппликатуру, которую композитор проставила в тексте. Напоминаю Кире, что в данной пьесе у нас мелодия звучит в левой ручке, а аккомпанемент-в правой. Аккомпанирующая партия играется тихо; мелодию в левой руке исполняем третьим пальчиком, хорошо вставая на «подушечку», опираясь. Играем двумя ручками3.
-Следующая пьеса- «Елочка».
Пьесу мы играем уже двумя ручками. Вспоминаем аппликатуру и начинаем играть.
Маленькие детки трудно запоминают материал с прошлых уроков. Каждый новый урок, по моему мнению, стоит начинать с повторения пройденного материала: вспомнить ноты, аппликатуру. Некоторые детки путают руки: плохо знают где правая, а где левая. Этот момент тоже очень важен. Ведь в наших пьесах, написанных в две строчки, нужно четко знать, что верхняя-это правая рука, а нижняя-левая.
Проиграв по ноткам «Елочку», я попросила Киру попробовать исполнить песенку без нот. Девочка проигрывает произведение наизусть, хотя в домашней работе я не задавала выучить пьесу. Импровизируем во время урока4.
-Молодец, Кирочка. У тебя прекрасно запомнилась пьеска наизусть. Обрати внимание, когда будешь дома заниматься, что вторую часть песенки ты начинаешь с третьего пальчика в правой руке. Если ты прислушаешься к моему пожеланию, ты будешь играть без остановок, так как после 3 пальчика у тебя все нотки идут подряд, а значит и пальчики будут идти подряд.
Заканчиваем наш урок последней пьесой: «Вальс собачек» по А.Артоболевской.
Проигрываем песенку сначала по нотам5:
Затем пытаемся сыграть наизусть:
Играя в ансамбле с учениками, мы развиваем чувство ритма. Ансамблевая игра формирует у обучающихся верное темпоощущение. Для того, чтобы была точность исполнения и четкость в ритме, нужно определиться с темпом. При игре в ансамбле обязательно должна быть синхронность. Стоит отметить, что, играя в ансамбле, — это любимое занятие детей, которое приносит им удовольствие!
Домашнее задание: повторяем все наши пьески, обращаем внимание на аппликатуру. «Елочку», «Гусей» и «Вальс собачек» учим наизусть!
Организация домашней работы тесно связана с работой обучающихся на занятиях. Ребенок дома обязательно должен заниматься! Преподаватель совместно с родителями должны контролировать процесс самостоятельной работы ребенка в домашних условиях. Желательно, чтобы игра на инструменте была ежедневной!
Рефлексивный анализ
РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio – обращение назад) — это обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности, а также какое – либо их переосмысливание.
Рефлексивная деятельность-подготовка ребенка к самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Оценка личности ребенка должна проводиться не только самим ребенком, но и окружающими его людьми.
Рефлексия осуществляется на любом этапе обучения. Она направлена на осознание пройденного материала.
Вывод рефлексии во время урока: обучающиеся и преподаватель должны совместными усилиями совершенствовать образовательный процесс!
Заключение
В работе с дошкольниками очень важно правильно выстроить урок. Каждый новый урок — это новые знания, новые умения. Преподаватель должен уметь организовать работу с ребенком.
«Начав путь музыкального обучения, ведите ребёнка по царству музыки спокойно, без окриков, красиво и терпеливо. Музыка не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого и некрасивого. Её язык – это, может быть, единственный в мире язык на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое». А.Артоболевская
Приложения
1. Приложение 2 https://youtu.be/RYzZTJfF07E
2. Приложение 3 https://youtu.be/VFpkiExI4j0
3. Приложение 4 https://youtu.be/9O_uw8KZpTo
4. Приложение 5 https://youtu.be/oypvVGLpZLs
5. Приложение 6 https://youtu.be/5zrWUCRlg2E
Список источников
1. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. Москва: Советский Композитор, 1991. — 140 с.
2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1971 г. 278с.
3. Красев М. «Елочка»
4. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика – XXI. 2002. 130с.
5. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. М.: Кифара. 2002. 184с.
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, 1986 г. 312с.
5. Р.Н.П. «Веселые гуси»
6. Сиротина Т. Музыкальная азбука. Москва, 2004 г. 96с.
7. Хереско Л. Музыкальные картинки. Ленинград, 1974г. 136с.
8. Цейтлин Л. По ступенькам музыкальных знаний. Москва, 1994 г. 47с.
9. Юный пианист. Выпуск 1. Песни, пьесы, этюды, ансамбли для начальных классов детских музыкальных школ (I-II). Редакция Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона. “Советский композитор”, 1987г.
1 Приложение 1 https://youtu.be/RYzZTJfF07E
2 Приложение 2 https://youtu.be/VFpkiExI4j0
3 Приложение 3 https://youtu.be/9O_uw8KZpTo
4 Приложение 4 https://youtu.be/oypvVGLpZLs
5 Приложение 5 https://youtu.be/5zrWUCRlg2E
22
Ломакина Ирина Алексеевна
Екатерина
Анастасия Четверикова
Екатерина