12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
zhukova-51@internet.ru37
2

Методическая разработка"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА В РАБОТЕ НАД ЧТЕНИЕМ С ЛИСТА И АККОМПАНЕМЕНТОМ НА УРОКАХ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО"

Пермский край

Кунгурский муниципальный район

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Комсомольская детская школа искусств»









ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА

В РАБОТЕ НАД ЧТЕНИЕМ С ЛИСТА И АККОМПАНЕМЕНТОМ

НА УРОКАХ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Преподавателя фортепиано

Жуковой Татьяны Флегонтовны












2019г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения чтению с листа в работе над аккомпанементом.

Чтение с листа – один из видов музыкальной деятельности.

Понятие аккомпанемента.

1.3. Буквенная система обучения.

Песенный репертуар – средство обучения.

Глава 2. Разработка и проведение занятий.

Заключение.

Список литературы.



Введение.

Одним из разделов урока «Общее фортепиано» является способность бегло читать с листа. Нельзя хорошо овладеть инструментом, если не обладать этим навыком.

Обилие репертуара находящегося в работе с учащимися не создаёт условий для заучивания текстов и их приходится играть по нотам, поэтому требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, умение охватить мелодию, характер произведения. Овладение навыками подбора аккомпанемента способствует развитию формирования навыка чтения с листа. Дети, посещавшие уроки общего фортепиано, получают только самые элементарные навыки игры и часто испытывают трудности в подборе аккомпанемента. Умение читать нотный текст по буквенной системе, необходимое качество исполнителя на любом этапе обучения, поэтому нужно постоянно и настойчиво развивать этот навык. Овладение игры по буквенной системе способствует формированию быстрой техники игры песенного репертуара . Обучение навыкам игры аккомпанемента к песенному репертуару разработаны такими авторами: Л. Бейрломова, М.Калугина, П. Халабузарь. Они на основе элементарной теории музыки показывают разную фактуру аккомпанемента. Л. Бейрломова – даёт методические рекомендации работы над аккомпанементом. Авторы рассматривают данную проблему через проведение занятий по индивидуальному инструменту над чтением с листа и работой над упрощённым аккомпанементом. Изучив и проанализировав литературу по данному вопросу, можно прийти к выводу о том, что актуальность работы обуславливается необходимостью формирования навыков чтения с листа через игру песенного репертуара, формирование навыков игры облегченного аккомпанемента.

Цель: формирование навыков чтения с листа и игры аккомпанемента через песенный репертуар.

Задачи: изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.

- раскрыть основные понятия темы.

Объект: обучение навыкам чтения с листа и аккомпанемента.

Предмет: песенный репертуар как средство обучения навыкам чтения с листа и работы над аккомпанементом.

Контингент: учащиеся 2 класса ДШИ.

Гипотеза: если на занятиях по общему фортепиано систематически работать над чтением с листа и аккомпанементом , используя песенный репертуар, то качество игры на фортепиано улучшится.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ С ЛИСТА И РАБОТЕ НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ.

1.1. Чтение с листа - один из видов музыкальной деятельности.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА- это умение читать нотный текст музыкального произведения: способность сыграть незнакомое сочинение в характере и темпе, близком к требуемому, непрерывно, с осмысленной фразировкой и выполнением всех указаний в тексте. Такое умение дает возможность самостоятельно музицировать, знакомиться с новой музыкой, ускоряет процесс овладения учебным материалом.

Начиная эту работу необходимо с первых же уроков по общему фортепиано. Важно конкретизировать цель каждого урока, тему, а также высотно-ритмической записи музыки. Для беглого чтения текста необходимо не только развивать способность видеть каждую ноту, но и научить «схватывать» глазами общий контур мелодий, аккорда - видеть направление движения мелодии, «схватывать» аккорд по вертикали, определять характер мелодической линии (поступенное - гаммообразное, арпеджио, хроматическая гамма и т.д.)

Для мобилизации внимания важным является воспитание привычки смотреть вперёд.

Мысленное прочтение материалы является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Впрочем, момент мысленного охвата нотного текста предваряет их исполнению.

Фактически воплощение только что прочитанного текста происходит как бы по памяти, ибо внимание все время должно быть сосредоточено на дальнейшем. При чтении нот с листа исполнитель должен настолько хорошо ориентироваться в клавиатуре, чтобы ему не было нужды часто на неё поглядывать, и он мог бы мобилизовать всё своё зрительское внимание на непрерывном осознании читаемого текста. Особо должно учитывать при этом значение точного охвата.

ТАКИМ ОБРАЗОМ: чтение с листа один из видов музыкальной деятельности, который предусматривает исполнение не только мелодии, но и работу с аккомпанементом.

1.2. ПОНЯТИЕ АККОМПАНЕМЕНТА И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ.

АККОМПАНЕМЕНТ - от французского слова сопровождение - часть музыкальной ткани, предназначенная поддержать, дополнять наиболее выразительные голоса и инструменты; чаще всего встречается аккомпанемент пению, исполняемый каким –либо многозвучным инструментом( рояли, гитарой, баяном и т. д.) или оркестром. Инструментальная музыка также может содержать аккомпанирующие голоса, которые сопровождают выделяющуюся на фоне мелодию. Аккомпанемент - исполнитель аккомпанемента. Аккомпанировать - исполнять аккомпанемент.

Основываясь на методике М. Калугиной и П. Халабузарь можно выделить « традиционные « и « альтернативные « методики.

Традиционная методика обучения гармонизации предполагает полное и глубокое изучение целого ряда теоретических разделов основ музыкальной грамоты, позволяющих установить лад и тональность, ступень тональности, отклонения и модуляции, определить структуру аккорда и т.д.

Её использование не вызывает особых трудностей, т.к. основные вопросы рассматриваются в курсе гармонии.

Альтернативный метод позволяет повысить интенсивность обучения путем использования комплекса гармонических последовательностей, где аккорды даются в готовом виде,

Их не нужно строить.

Благодаря этому вниманию учащейся направляется на подбор по слуху аккомпанемента. При этом существенно расширяется круг изучаемых гармонических средств, легче понимается теоретический материал, который осваивается в аккомпанементе на практике.

Минорные: Сm, Д m, Еm, А m, Н m, В m.

В альтернативной методике применяется зонная запись аккордов. Это значит, что записанный аккорд занимает всю зону словесного текста и должен повторяться до тех пор, пока не появятся обозначения нового аккорда.

5. Гармонизация в фактуре аккомпанемента. В этой фактуре гармонизуется вся мелодии

6. До мажор, Ля минор - относительная, гармоническая пара тональностей. Предполагается использовать в первом разделе работы до мажор и ля минор, т.к. они отличаются наибольшей простотой, наглядностью звукоряда на клавиатуре, удобством отсчёта ступеней от тоники. Через два-три месяца занятий любая припеваемая или прослушиваемая мелодия вызывает у ученика вполне конкретные слухозрительные представления её возможного гармонического сопровождения. В работу постепенно вовлекаются все новые аккорды и обороты, уменьшается число ошибок в их подборе, возрастает скорость гармонизации. Это своеобразный алфавит гармонического языка, мышления. Учитывая заметные различия в музыкальных способностях ученика следует индивидуализировать выбор попевок с использованием первой и других устойчивых ступеней лада; подбирать аккорд полезно перебирая клавиши басов – нужный аккорд может сразу определиться нажато клавишей баса.

- выделить аккорд по его структуре, различать по звучанию без привязки к ступени мажорное и минорное трезвучие;

Гармонические обороты необходимо запоминать не как ряд отдельно

составляющих их аккордов, а как последовательность, в которой второй и

третьей аккорды, возникая во внутреннем представлении, исполняются как

бы по инерции, естественно вытекают из начального аккорда.

Обучая аккомпанементу необходимо руководствоваться принципами :

- индивидуального подхода с учетом возможностей ученика;

- последовательности обучения - постановка задач и расположения изучаемого материала по степени возрастания трудности;

- использование в работе лучших образцов классической, народной, и современной музыке.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР – СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ.

Репертуар (от французского перечень, список) круг произведений, исполняемых отдельными артистами, ансамблями или театральными группами.

Подбор музыкальных произведений, исполняемых в концертах, а также совокупность пьес составляющих « багаж» какого- либо исполнителя или солиста.

Тема - музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения и являющее материалом для дальнейшего развития, что лежит в основе.

Календарь - (календа – у римлян первый день месяца) - роспись всех дней в году с показанием других к нему относящихся сведений.

Календарь - способ счисления дней в году. Распределение по времени ( дням, месяцам).

Тематика всех произведений посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе общевоспитательной работы. Репертуар - является средством обучения. Требование к произведениям, включёнными в программу -быть доступными для детского восприятия и исполнения.

Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика отвечают объёму тех представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок того или иного возраста. Однако язык музыки различен по степени сложности. Если сравнить мелодии песен, взятых из репертуара для различных групп детского сада, то можно увидеть , что эти песни отличаются по диапазону, своеобразии интервальных ходов, продолжительностью музыкальных фраз и трудностью произнесения слов в тексте. Музыкальный репертуар постоянно пополняется вновь созданными произведениями, иногда очень интересными, отвечающими современным условиям. Эти произведения звучат на праздниках, развлечениях. Такой дополнительный может иметь место, если песни соответствуют программным требованиям и используются с учетом конкретных условий работы с детьми.

Песня часто звучащая и исполняющая детьми может применяться в самостоятельной деятельности. Это приводит к прочному усвоению, естественному исполнению. Программный репертуар распределен с учетом следующего:

- подбирается в определенном усложнении

- разучивается в соответствии общевоспитательными задачами, текущей жизнью.​​​​​​​

ВЫВОД : в течении всего периода обучения необходимо уделять внимание над песенным репертуаром. Формировать практические навыки:

- аккомпанирование собственному пению;

- чтению с листа подразумевающего качественное исполнение незнакомого произведения ;

- соединение аккомпанемента с вокальной партией;

- расшифровка буквенных обозначений;

Выбор методики зависит от индивидуальных способностей ребёнка. Количество занятий и степень сложности заданий определяются преподавателем.

РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКОВ ПО ОБЩЕМУ ФОРТЕПИАНО.

ЦЕЛЬ: повышение уровня чтения с листа и игры аккомпанемента.

Для разработки и проведения занятий была проведена следующая работа:

Подбор песенного репертуара с учетом тональности, движения мелодий.

Разработка и проведение занятий по определенной схеме:

- чтение мелодии глазами;-

- игра мелодий бе пения (одной рукой)

- игра мелодий с пением;

- игра мелодий двумя руками в октаву;

Игра мелодий в ансамбле с учителем( ученик стремиться не отставать от педагога подхватывать мелодию в случае расхождения с преподавателем)

- игра мелодий в разных темпах.

3. Работа над аккомпанементом по плану:

- знание буквенных обозначений;

- исполнение одного звука из аккорда ( тоники)

- исполнение аккорда по буквенной системе.

- проигрывание мелодий с аккордами по буквенной системе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбранная тема актуальна и важна при проведении уроков общего фортепиано.

Основные понятия были раскрыты, используя словари В.Даля; Большой советской энциклопедии; Краткого музыкального словаря под редакцией А.Должанского; а также автор опирался на методические рекомендации Л.Бейрломова

«Обучение навыкам фортепиано» « Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» « Музыкальный руководитель» « Музыкальная палитра» . Для того чтобы повысить уровень чтения с листа и игры аккомпанемента нужно: подобрать определенный репертуар от более легкого к более сложному;

- подбор аккомпанемента по буквенной системе.

- разработка индивидуальных занятий по общему фортепиано с включением раздела» Чтение с листа и подбора аккомпанемента».

Для того чтобы уровень развития чтения с листа и игры аккомпанемента повышался нужна систематическая работа.

Методическая разработка может быть использована другими преподавателями на уроках индивидуальной музыки.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.