12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Елена22

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №2 им. П.И.Чайковского»

г. Брянск

Методические рекомендации

Работа в классе фортепиано с начинающими пианистами

                                                                       Подготовила преподаватель фортепиано

высшей категории Емельянова Елена Иосифовна


Тезисы

1.Доступность музыкального образования для детей.

2.Методики раннего обучения.

3.Задачи педагога класса «фортепиано» в первые годы обучения:  контакт преподавателя с учащимся, слушание музыкальных произведений, подбор, транспонирование детских песен,  организация пианистического аппарата, упражнения non legato ритмические задания, изучение нотной грамоты, чтение с листа.

4.Психологические возможности учащихся.

5.Требования к уроку.

6.Помощь родителей учащихся в обучении.

7.Результат обучения игре на фортепиано.

​​​​​​​ Музыка – естественная и необходимая часть жизни любого человека.

Музыкальное образование в нашей стране доступно для детей любого возраста и является важнейшей частью развития личности ребёнка. Исследования психологов и педагогов показали, что занятия музыкой в раннем детстве очень эффективны для общего развития детей. Поэтому в нынешнее время системы раннего обучения приобретают большую популярность. Существуют методики от 0 до 5,5 лет развития, которые родители детей осилят самостоятельно. Системы музыкального развития создавали музыканты – профессионалы.

Наиболее известны методики К.Орфа, Ш.Сузуки, З.Кодаи, Д.Кабалевского, а также Х.Хайнер, П.Тюленева, Н.Ветлугиной, Сергея и Екатерины Железновых и др.

Методики различаются, но смысл в них один и тот же: создать музыкально-развивающую среду, раннее воспитание – самое эффективное, любовь и уважение к детям – гарантия успеха, важная составляющая обучения – приобщение родителей обучаемых к занятиям.

Во многих Детских музыкальных школах и Детских школах искусств созданы подготовительные отделения раннего развития, где занимаются дети дошкольного возраста. Нередко дети и родители, посещая занятия отделения, изъявляют желание посещать индивидуальные уроки фортепиано.

Ежегодно в первый класс на специальность «фортепиано» поступают дети с разными музыкальными способностями, интеллектом, характером, темпераментом, с мотивацией к обучению и без неё, с разным «жизненным багажом», разными физическими данными. Многие дети приходят научиться играть на фортепиано по собственному желанию, другие поступают в школу по желанию родителей. Это тот случай, когда пройдя ряд кружков, ребёнок так и не смог найти себе занятие «по душе» и было принято решение попробовать научиться играть на инструменте.

Начало занятий с первоклассником – момент чрезвычайно ответственный.

Первостепенная задача педагога найти с учащимся контакт, проявить к нему и его делам искренний интерес. К каждому ребёнку нужно подобрать «ключик», выбрать тот единственно верный путь, который приведёт к желанной цели: будь то воспитание музыканта-профессионала, либо любителя и знатока музыки. Важно также познакомиться с теми членами семьи ребёнка, которые заинтересованы в обучении и смогут оказать помощь в домашних занятиях.

Прежде всего необходимо увлечь, заинтересовать учащегося музыкой, на каждом уроке прослушать разные по характеру произведения и поразмышлять: о ком или о чём она музыка рассказывает, это песня или танец, а может, марш; какое настроение передаёт, кого изображает и т.д. Прошу ребёнка рассказать какого героя книги или мультфильма может охарактеризовать пьеса, как можно двигаться под музыку, что можно нарисовать. Задаю вопросы, вместе рассуждаем. Пытаемся фантазировать, сочинять. Дети начинают понимать, что в музыке всегда есть содержание.

Слушаем пьесы и в записи: в оркестровом и сольном исполнении на разных инструментах, в исполнении хора. Стараюсь заинтересовать музыкой, чтобы учащемуся захотелось самому сыграть. Начинаем подбирать на слух знакомые несложные песенки. Играем их от разных звуков, поём со словами.

Думаю, что важно слушать характерную музыку с учеником на каждом уроке. Соучастие ребёнка в исполнении посредством жеста, движения, анализ пьесы разовьёт память, воображение, мышление, вкус к хорошей музыке.

В работе с начинающими обучение учащимися класса «фортепиано» нет второстепенных моментов, здесь нужен комплексный подход. Каждый урок должен охватывать самые важные моменты начального периода обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся. По словам Г. Нейгауза «… совершенно необходим комплексный подход, метод преподавания: учитель… должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио… игры на фортепиано».

Одна из главных задач – организация пианистического аппарата. Чтобы научить играть на фортепиано, нужно научить чувствовать руки, сделать их послушными, раскованными и гибкими. Игра требует физической выносливости, владения телом. Поэтому делаем упражнения для рук. Полезно использовать в работе упражнения, рекомендованные А.Д.Артоболевской, А.Шмидт-Шкловской, Т.Юдовиной – Гальпериной. Думаю, что у каждого преподавателя в арсенале есть немало упражнений, которые используются в работе. Конечно, подбирать их следует индивидуально.

В организации пианистического аппарата ответственные моменты:

Посадка за фортепиано.

Правильная осанка – ощущение стержня вдоль спины. Сохранять осанку помогает хорошая опора на ноги. Важны высокое положение головы и высота посадки, расстояние до клавиатуры. Это азбучные правила, которые усвоены всеми пианистами.

Положение рук на клавиатуре.

Руки в положении висячего моста. 2,3,4 пальцы равномерно упираются в клавиши, между 1 и 2 пальцами овальное «окошечко».

В педагогической практике существует методическая модель упражнений, созданная М.С.Москаленко, для занятий в 1 год обучения. Эти упражнения включаются в работу постепенно в течение 1-го года обучения. Разделение двигательных и звуковых задач является кратковременным. Звуковой критерий, служащий в начале для корректирования правильности пианистических движений, в последствии становится ведущим началом.

Один из самых ответственных моментов в работе педагога с начинающими – прикосновение к клавиатуре, извлечение звука. Основная задача – выработать ощущение контакта с клавиатурой (опоры на клавиатуру). Упражнения non legato. Сосредоточить внимание ученика на весе руки, ощущении дна клавиши и слушании звука до угасания. Слуховой контроль является решающим для запоминания движения. Постоянно обращать внимание на качество извлечённого звука. Навык закреплён, когда появится автоматизм движения.

Важная часть работы с начинающими - ритмические задания. Пульс отсчитывает нога, ритм стучит то левая, то правая рука. Цель упражнения –выработать чувство внутренней ритмической пульсации. Работать с ритмическими блоками, собирая ритмический музыкальный словарь.

Изучение нотной грамоты может проходить в игровой форме.

С удовольствием дети учат название и расположение нот на нотоносце в стихотворной форме, читают на карточках. А также запоминают в игровой форме (на уроках дети играют в нотное лото). На клавиатуре играют ноты – бусы вслепую.

Сегодня есть множество лёгких переложений песен из популярного детского репертуара, большие возможности для изучения теории, чтения с листа, благодаря интересным красочным сборникам для учащихся младших классов. Чтобы обучение было лёгким и радостным, значительное время в первые годы обучения необходимо посвящать чтению с листа. Необходимо учить ребёнка видеть нотный текст группами нот, видеть графический рисунок (движение вверх и вниз на нотном стане, по секундам, терциям, квинтам и т.д.) Быстрое чтение с листа даёт возможность для ознакомления с большим количеством произведений. Расширение репертуара вызывает интерес к занятиям.

При подготовке к уроку в младших классах преподаватель должен ориентироваться на психологические возможности учащегося и планировать урок динамичным. Дети младшего возраста не могут надолго сосредоточиться на одном материале, поэтому необходимо разнообразие и частая смена деятельности. Типы уроков могут быть разными, но они должны быть насыщенными, содержательными, доступными для понимания учащимся.

Нужно стараться увлекательно преподносить любые знания: будь то теоретический материал, организация движений начинающего пианиста, работа над звуком, ритмом, над артикуляцией или пьесами. Больше фантазии! К счастью, в последние годы появилось много увлекательных книг и авторских методик преподавания. Это всё в помощь преподавателям – пианистам. Собственно, у педагога, проработавшего не один год в школе складывается своя методика преподавания. Но всегда хорошо привнести в неё удачные находки и способы работы коллег – музыкантов. По большому счёту думающий и увлечённый преподаватель всегда в поиске новых форм работы.

Усвоение материала учащимися возможно при неоднократном повторении на уроке, чётком задании на дом и обязательной проверке с оценкой труда ребёнка. Построение и содержание урока должно отвечать общедидактическим требованиям.

На уроке преподаватель должен быть настойчивым, требовательным, но при этом терпеливым, внимательным, тактичным. Нужно поощрять учащегося, чтобы он верил в свои возможности.

Велика роль родителей в обучении ребёнка. Желательно, чтобы родители и преподаватель были единомышленниками. В этом случае родители станут помощниками (а не контролёрами) в ежедневных домашних занятиях. В этом случае интерес ребёнка к занятиям будет устойчивым. У учащегося появится обязанность и вместе с ней ответственность. Это залог успешного обучения. Учиться игре на фортепиано – значит всесторонне развивать память, творческое образное мышление, внимание, двигательную активность, трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость.

Счастлив тот человек, для которого музыка становится неотъемлемой частью жизни и приносит в неё много новых красок!

Список использованной литературы.


Г.Нейгауз Об искусстве фортепианной игры.

А.Д. Артоболевская. Первая встреча с музыкой.

А. Шмидт – Шкловская. О воспитании пианистических навыков.

Т.Юдовина – Гальперина. За роялем без слёз

М. Москаленко. Ещё раз о фортепиано.

М.Москаленко. Методика организации пианистического аппарата в 1-год обучения.

В.Петрушин. Музыкальная психология.

Т.И. Смирнова. Фортепиано. Интенсивный курс.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.