"Организация работы со звуком с учащимися в классе фортепиано"

0
0
Материал опубликован 18 June

Организация работы над звуком с учащимися в классе фортепиано

методические рекомендации педагога

Автор: Лаврущенко Ольга Николаевна

t1718708880aa.gift1718708880ab.gift1718708880ac.gift1718708880ad.gif

2024



Вступление.

Музыка — невозможна без звука. Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого музыканта является работа над звуком. Это в равной мере относится и музыкальной педагогики. Поскольку звук есть сама материя музыки, то облагораживая и совершенствуя звук, мы подымаем саму музыку на большую высоту.

«Работа над звуком есть самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми и будем откровенны—душевными качествами ученика» (Г.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»).

Это высказывание выдающегося музыканта и педагога точно и убедительно подтверждает громадное и определяющее значение и сложность проблемы культуры звука, которая встает перед каждым исполнителем и музыкальным педагогом. Исключительно велико значение этой проблемы и для исполнительства на духовых инструментах. Ведь звук является самой яркой краской в палитре выразительных средств этих инструментов.


II. Основная часть.

Фундаментом культуры звука является правильно поставленный звуковой аппарат. Процесс постановки звукового аппарата можно разделить на два этапа.

На первом этапе учащийся, пользуясь указаниями педагога, зрительными образцами и контролем с помощью зеркала, усваивает правильную принципиальную схему формирования работы губ, амбушюра и дыхания. Даже в том случае, если учащемуся на первом этапе удается самым добросовестным образом усвоить все элементы постановки звукового аппарата, последний следует расценивать лишь как основу, которую еще предстоит наполнить живым содержанием, как основание, на котором будет строится все дальнейшее развитие ученика, формирование его творческой индивидуальности.

Развитие звукового аппарата-схемы до уровня звукового аппарата — инструмента творчества — осуществляется на втором этапе формирования молодого музыканта. Этот этап длится сравнительно долго и завершается достижением исполнительской зрелости. Артистизм звукового аппарата проявляется не только в высоком развитии силы, выносливости, гибкости и эластичности всех его мышц, но также и в той тончайшей координации работы губ, дыхания и резонаторов, от которых в конечном счете и зависит качество звука духового инструмента. Эти связи имеют сложную рефлекторную природу, обеспечить их не могут никакие самые подробные анатомо-физиологические объяснения педагога.

Ка.ки.ми же ср.ед.ст.ва.ми ра.сп.ол.аг.ае.т пе.да.го.г дл.я фо.рм.ир.ов.ан.ия ар.ти.ст.ич.ес.ко.го зв.ук.ов.ог.о ап.па.ра.та уч.ен.ик.а?

Ес.ли на пе.рв.ом эт.ап.е ос.но.вн.ым ин.ст.ру.ме.нт.ом фо.рм.ир.ов.ан.ия ап.па.ра.та яв.ля.ет.ся зр.ен.ие, то на вт.ор.ом эт.ап.е та.ко.вы.м ст.ан.ов.ит.ся сл.ух, ко.то.ры.й ме.то.до.м ко.мп.ле.кс.но.го во.зд.ей.ст.ви.я ра.зв.ив.ае.т зв.ук.ов.ой ап.па.ра.т до ста.ди.и ко.гд.а он бу.де.т сп.ос.об.ен лу.чш.е вы.по.лн.ит.ь не.об.хо.ди.му.ю му.зы.ка.ль.ну.ю за.да.чу. В да.ль.не.йш.ем эт.о до.лж.но пр.ив.ес.ти к по.лн.ом.у и бе.сп.ре.пя.тс.тв.ен.но.му по.дч.ин.ен.ию му.зы.ка.ль.но.й во.ле ис.по.лн.ит.ел.я во вс.ех ее то.нч.ай.ши.х пр.оя.вл.ен.ия.х, пр.ич.ем по.дч.ин.ен.ию ав.то.ма.ти.че.ск.ом.у. Эт.а «д.ов.од.ка.» ос.ущ.ес.тв.ля.ет.ся в пр.оц.ес.се си.ст.ем.ат.ич.ес.ко.й и це.ле.ус.тр.ем.ле.нн.ой ра.бо.ты на.д зв.ук.ом. Тв.ор.че.ск.ая ра.бо.та на.д зв.ук.ом не то.ль.ко фо.рм.ир.уе.т ар.ти.ст.ич.ес.ки.й ап.па.ра.т, но и по.зв.ол.яе.т раз.ви.ть в мо.ло.до.м му.зы.ка.нт.е ка.че.ст.ва му.зы.ка.нт.а-ху.до.жн.ик.а, бе.з ко.то.ры.х не.во.зм.ож.но ок.он.ча.те.ль.но ре.ши.ть пр.об.ле.му зв.ук.а.

Ра.бо.та на.д зв.ук.ом пр.от.ек.ае.т сл.ед.ую.щи.м об.ра.зо.м. В на.ча.ле в со.зн.ан.ии уч.ен.ика до.лж.но во.зн.ик.ну.ть пр.ед.ст.ав.ле.ни.е о ха.ра.кт.ер.е и об.ра.зе то.го зв.ук.а, ко.то.ры.й он со.би.ра.ет.ся из.вл.еч.ь на ин.ст.ру.ме.нт.е. Зв.ук.ов.ой об.ра.з вы.зы.ва.ет со.от.ве.тс.тв.ую.щи.е пр.ед.ст.ав.ле.ни.я о дв.иж.ен.ия.х, по.ср.ед.ст.во.м ко.то.ры.х мо.жн.о по.лу.чи.ть по.до.бн.ое зв.уч.ан.ие. На ос.но.ва.ни.и эт.их пр.ед.ст.ав.ле.ни.й по.сы.ла.ет.ся пр.ик.аз от го.ло.вн.ого мо.зга к мы.шц.ам. Уч.ен.ик де.ла.ет по.пы.тк.у во.сп.ро.из.ве.ст.и за.ду.ма.нн.ый зв.ук. Ко.гд.а зв.ук уж.е во.сп.ро.из.ве.де.н, ух.о во.сп.ри.ни.ма.ет ег.о и по.сы.ла.ет ин.фо.рм.ац.ию в об.ра.тн.ом на.пр.ав.ле.ни.и, то ес.ть в мо.зг. Бл.аг.од.ар.я та.ко.й по.сл.ед.ов.ат.ел.ьн.ос.ти по.до.бн.ые си.ст.ем.ы по.лу.чи.ли на.зв.ан.ие «о.бр.ат.ны.х св.яз.ей.». В мо.зг.у по.лу.че.нн.ая ин.фо.рм.ац.ия ан.ал.из.ир.уе.тс.я, ре.зу.ль.та.т ср.ав.ни.ва.ет.ся с за.ду.ма.нн.ым об.ра.зо.м. Пр.и на.ли.чи.и ра.сх.ож.де.ни.й в дв.иж.ен.ия вн.ос.ят.ся ко.рр.ек.ти.вы. Зв.ук вн.ов.ь ср.ав.ни.ва.ет.ся и ко.рр.ек.ти.ру.ет.ся и та.к вн.ов.ь и вн.ов.ь до до.ст.иж.ен.ия ну.жн.ог.о ре.зу.ль.та.та.

По ме.ре на.ко.пл.ен.ия дв.иг.ат.ел.ьн.ог.о оп.ыт.а в це.нт.ре во.зн.ик.аю.т бо.ле.е то.чн.ые дв.иг.ат.ел.ьн.ые пр.ед.ст.ав.ле.ни.я о дв.иж.ен.ия.х, ка.ки.ми мо.жн.о до.ст.ич.ь за.ду.ма.нн.ог.о зв.уч.ан.ия. Из вы.ше.пр.ив.ед.ен.но.й сх.ем.ы ви.дн.о, чт.о в ос.но.ве ус.пе.шн.ой ра.бо.ты на.д зв.ук.ом ле.жа.т дв.а гл.ав.ны.х пр.ин.ци.па:

1 — фо.рм.ир.ов.ан.ие в со.зн.ан.ии че.тк.ой сл.ух.ов.ой це.ли, му.зы.ка.ль.но-сл.ух.ов.ых пр.ед.ст.ав.ле.ни.й;

2—н.еп.реры.вн.ый, тщ.ат.ел.ьн.ый сл.ух.ов.ой ко.нт.ро.ль.

Не ме.не.е ва.жн.ым сл.ед.уе.т пр.из.на.ть пр.ав.ил.ьн.ый по.дб.ор му.зы.ка.ль.но.го ма.те.ри.ал.а дл.я уп.ра.жн.ен.ий и фо.рм.ир.ов.ан.ие со.от.ве.тс.твующ.их ка.че.ст.в в пс.их.ик.е ре.бе.нка. Кр.ис.та.лл.из.ац.ия в со.зн.ан.ии уч.ащ.ег.ос.я пр.ав.ил.ьн.ых сл.ух.ов.ых пр.ед.ст.ав.ле.ни.й яв.ля.ет.ся од.ни.м из са.мы.х де.йс.тв.ен.ны.х ин.ст.ру.ме.нт.ов му.зы.ка.ль.но.й пе.да.го.ги.ки. Ро.ль пе.да.го.га св.од.ит.ся к то.му, чт.об.ы по.мо.чь вы.зв.ат.ь по.до.бн.ое пр.ед.ст.ав.ле.ни.е, а зате.м и по.тр.еб.но.ст.ь в кр.ас.ив.ом зв.уке.

«Н.ел.ьз.я за.бы.ва.ть, — пи.са.л со.ве.тс.ки.й ви.ол.он.че.ли.ст и пе.да.го.г А. Бр.оу.н, чт.о пе.рв.оо.сн.ов.ой на.ил.уч.ше.го зв.ук.ои.зв.ле.че.ни.я вс.е же яв.ля.ют.ся ра.зв.ит.ые сл.ух.ов.ые пр.ед.ст.ав.ле.ни.я. На од.но.м и то.м же ин.ст.ру.ме.нт.е зв.уч.ит по.лн.ее, со.чн.ее и ра.зн.оо.бр.аз.не.е у то.го, у ко.го лу.чш.е ра.зв.ит.ы зв.ук.ов.ые пр.ед.ст.ав.ле.ния».

Ка.ки.м об.ра.зо.м пе.да.го.гу уд.ае.тс.я сф.ор.ми.ро.ва.ть пр.ав.ил.ьн.ые сл.ух.ов.ые пр.ед.ст.ав.ле.ни.я в со.зн.ан.ии уч.ащ.ег.ос.я?

Мо.жн.о ис.по.ль.зо.ва.ть сп.ос.об.но.ст.и уч.ен.ик.а пе.ре.нимат.ь, пр.им.ен.яя ме.то.д по.др.аж.ан.ия, ко.то.ры.й ор.га.ни.чн.о вх.од.ит в пр.ие.м пе.да.го.ги.че.ск.ог.о по.ка.за. Ум.ес.те.н эт.от ме.то.д пр.еж.де вс.ег.о в ра.бо.те с на.чи.на.ющ.им.и. Ес.ли уч.ен.ик во.сп.ри.им.чи.в и на.уч.ил.ся по.ни.ма.ть и по.дм.еч.ат.ь тр.еб.ов.ан.ия пе.да.го.га, пу.ть эт.от мо.же.т ок.аз.ат.ьс.я оч.ен.ь эк.он.ом.ны.м и да.ва.ть хо.ро.ши.е ре.зу.ль.та.ты. Но ме.не.е во.сп.ри.им.чи.вы.е, пе.ре.ни.ма.ют ча.ст.о не су.щн.ос.ть, но вн.еш.ню.ю ст.ор.он.у по.ка.за. Зл.оу.по.тр.еб.ле.ни.е лю.бы.м ви.до.м по.ка.за мо.же.т пр.ив.ес.ти к от.ри.ца.те.ль.ны.м по.сл.ед.ст.ви.ям. На.пр.им.ер, ко.гд.а ме.то.д по.др.аж.ан.ия пе.ре.хо.ди.т в ме.то.д «н.ат.ас.ки.ва.ни.я».

По.ле.зн.ой фо.рм.ой по.ка.за яв.ля.ет.ся со.вм.ес.тн.ая иг.ра ду.эт.ом пе.да.го.га с уч.ен.ик.ом. В эт.ом сл.уч.ае не.по.ср.ед.ст.ве.нн.ос.ть об.ще.ни.я, ко.нк.ре.тн.ос.ть и на.гл.яд.но.ст.ь це.ли, ст.ре.мл.ен.ие по.др.аж.ат.ь вы.зо.ву.т за.ин.те.ре.со.ва.нн.ос.ть, эн.ту.зи.аз.м у уч.ен.ик.а, пр.об.уд.ят ег.о ин.иц.иа.ти.ву и пр.ин.ес.ут бл.аг.от.во.рн.ые ре.зу.ль.та.ты.

Це.ле.со.об.ра.зн.о пр.ов.од.ит.ь та.кж.е со.вм.ес.тн.ые за.ня.ти.я уч.ен.ик.ов кл.ас.са с те.м, чт.обы на.чи.на.ющ.ие им.ел.и во.зм.ож.но.ст.ь сл.уш.ат.ь бо.ле.е по.дв.ин.ут.ых. Ве.дь не се.кр.ет, чт.о ос.об.о бы.ст.ры.х ус.пе.хо.в мо.ло.ды.е му.зы.ка.нт.ы до.ст.иг.аю.т в то.м сл.уч.ае, ес.ли попа.да.ют в кл.ас.се, гд.е ес.ть бо.ле.е си.ль.ны.е уч.ен.ик.и, на ко.то.ры.х мо.жн.о ра.вн.ят.ься.

Бо.ль.шо.е зн.ач.ен.ие в фо.рм.ир.ов.ан.ии му.зы.ка.ль.но-сл.ух.ов.ых пр.ед.ст.ав.ле.ни.й пр.ио.бр.ет.аю.т по.се.ще.ни.я ко.нц.ер.то.в и му.зы.ка.ль.ны.х сп.ек.та.кл.ей, пр.ос.лу.ши.ва.ни.е зв.ук.оз.ап.ис.ей. «Чт.об.ы по.лю.би.ть му.зы.ку, на.до пр.еж.де вс.ег.о ее сл.уш.ать» (Д.Д.Шо.ст.ак.ов.ич). Пр.и эт.ом не сл.ед.уе.т ог.ра.ни.чи.ва.ть.ся за.пи.ся.ми пр.ои.зв.ед.ен.ий дл.я ин.ст.ру.ме.нт.а, иг.ру на ко.то.ро.м ос.ва.ив.ае.т уч.ен.ик. В пе.рв.ую оч.ер.едь сл.ед.уе.т ор.ие.нт.ир.ов.ат.ь ег.о на бо.га.ты.й и ис.кл.юч.ит.ел.ьн.о вы.ра.зи.тельн.ый те.мб.р че.ло.ве.че.ск.ог.о го.ло.са, на во.ка.ль.ну.ю му.зы.ку. Ф.Шо.пен, и не то.ль.ко он, на.ст.оя.те.ль.но ре.ко.ме.нд.ов.ал св.ои.м уч.ен.ик.а сл.уш.ат.ь хо.ро.ши.х во.ка.ли.ст.ов. Не.ма.лу.ю по.мо.щь ок.аж.ет уч.ащ.ем.ус.я сл.ух.ов.ая ор.ие.нт.ац.ия на ро.дс.тв.ен.ны.е в тембр.ов.ом от.но.ше.ни.и ин.ст.ру.ме.нт.ы. На.пр.им.ер, цел.ес.оо.бр.аз.но на.пр.ав.ит.ь вн.им.ан.ие кл.ар.не.ти.ста, са.кс.оф.он.ис.та на ра.сп.ев.ну.ю ка.нт.ил.ен.у, из.ум.ит.ел.ьн.ую ги.бк.ос.ть и пе.ву.че.ст.ь ви.ол.он.че.ли; ст.ро.го.е, ве.ли.че.стве.нн.ое зв.уч.ан.ие ор.га.на; вы.ра.зи.те.ль.но.е на.сы.ще.нн.ое зв.уч.ан.ие ал.ьт.а. Во мн.ог.их сл.уч.ая.х по.до.бн.ая ор.ие.нт.ац.ия, яв.ля.яс.ь ак.ти.вн.ым ср.ед.ст.во.м об.ос.тр.ен.ия сл.ух.ов.ог.о во.об.ра.же.ни.я, по.мо.га.ет до.би.ть.ся хо.ро.ши.х зв.ук.ов.ых ре.зу.ль.та.то.в.

Вм.ес.те с те.м ор.ие.нт.ац.ию на др.уг.ие ин.ст.ру.ме.нт.ы сл.ед.уе.т пр.ов.од.ит.ь до.ст.ат.оч.но ос.то.ро.жн.о и то.ль.ко ка.к вс.по.мо.га.те.ль.но.е ср.ед.ст.во. Ра.бо.та.я на.д зв.ук.ом, сл.ед.уе.т ст.ре.ми.ть.ся пр.еж.де вс.ег.о к вы.яв.ле.ни.ю сп.ец.иф.ич.ес.ки.х кр.ас.ок ду.хо.во.го ин.ст.ру.ме.нта, к до.ст.иж.ен.ию ха.ра.кт.ер.но.ст.и ег.о те.мб.ра. Эф.фе.кт.ив.ны.м ср.ед.ст.во.м ра.зв.ит.ия сл.ух.ов.ых пр.ед.ст.ав.ле.ни.й яв.ля.ет.ся ме.то.д сл.ов.ес.ны.х по.яс.не.ни.й. Сл.ов.о пе.да.го.га, убе.ди.те.ль.но.е, вд.ох.но.вл.яю.ще.е, эм.оц.ио.на.ль.но за.ра.зи.те.ль.но.е, сп.ос.об.но не то.ль.ко ак.ти.вн.о со.де.йс.тв.ов.ат.ь фо.рм.ир.ов.ан.ию яр.ки.х, об.ра.зн.ых пр.ед.ст.ав.ле.ни.й о же.ла.ем.ом зв.ук.е, но и по.вы.ша.ть мо.ти.ва.цию уч.ен.ик.а, вы.ра.ба.ты.ва.ть уп.ор.ст.во и гото.вн.ос.ть за.тр.ат.ит.ь ус.ил.ия ра.ди до.ст.иж.ен.ия же.ла.ем.ой це.ли.

Фо.рм.ир.ов.ан.ие сл.ух.ов.ых об.ра.зо.в до.лж.но вс.ег.да не.ск.ол.ьк.о оп.ер.еж.ать фо.рм.ир.ов.ан.ие зв.ук.ов.ог.о ап.па.ра.та. Бл.аг.од.ар.я зв.ук.ов.ым вп.еч.ат.ле.ни.ям в со.зн.ан.ии мо.ло.до.го му.зы.ка.нт.а нака.пл.ив.ае.тс.я сл.ух.ов.ой оп.ыт. Ус.пе.шн.ая ра.бо.та на.д зв.ук.ом мо.же.т пр.от.ек.ат.ь то.ль.ко в ус.ло.ви.ях са.мо.го тщ.ат.ел.ьного и не.пр.ер.ыв.но.го сл.ух.ов.ог.о ко.нт.ро.ля. Ух.о яв.ля.ет.ся ос.но.вн.ым и ве.сь.ма на.де.жн.ым «к.ом.па.со.м», на.пр.ав.ля.ющ.им и ко.рр.ек.ти.ру.ющ.им ус.ил.ия уч.ен.ика во вр.ем.я ра.бо.ты на.д зв.уком.

За.да.ча пе.да.го.га за.кл.юч.ае.тс.я в то.м, чтоб.ы на.уч.ит.ь мо.ло.до.го му.зы.ка.нт.а слу.ша.ть се.бя. Ум.ет.ь сл.уш.ат.ь — эт.о зн.ач.ит не то.ль.ко ощ.ущ.ат.ь, но и во.сп.ри.ни.ма.ть. Во.сп.ри.ни.ма.я же, мы вс.по.ми.на.ем др.уг.ие по.до.бн.ые же об.ра.зы, ср.ав.ни.ва.ем, со.по.ст.ав.ля.ем, ос.мы.сл.яе.м. Не.да.ро.м го.во.ря.т му.зы.ка.нт.ы, чт.о «т.ол.ьк.о ду.ма.ющ.ее» ух.о сп.ос.об.но ус.лы.ша.ть.

Ср.ед.и ис.по.лн.ит.ел.ей на ду.хо.вы.х ин.ст.ру.ме.нт.ах ин.ог.да вс.тр.еч.ае.тся не.пр.ав.ил.ьн.ое по.ня.тие. Му.зы.ка.ль.ны.й сл.ух ча.ст.о от.ож.де.ст.вл.яе.тся ли.шь со зв.ук.ов.ыс.от.ным сл.ух.ом. Муз.ык.ал.ьн.ый сл.ух не св.од.ит.ся к од.но.й сп.особ.но.ст.и ра.зл.ич.ат.ь вы.со.ту зв.ук.ов. Он пр.оя.вл.яе.тс.я та.кж.е в сп.ос.об.но.ст.и ра.зл.ич.ать вс.е от.те.нк.и зв.ук.ов.ых кр.ас.ок - те.мб.ро.вы.й сл.ух, вс.е гр.ад.ац.ии в из.ме.не.ни.и гр.ом.ко.сти - ди.на.ми.че.ск.ий сл.ух, мес.то да.нн.ог.о зв.ук.а в то.на.ль.но.ст.и – ла.до.вы.й сл.ух, га.рм.он.ию - га.рм.он.ич.ес.ки.й сл.ух, в сп.ос.об.но.ст.и во.сп.риним.ат.ь вс.е пр.ои.зв.ед.ен.ие в це.ло.м -ар.хи.те.ктони.че.ск.ий сл.ух, в сп.ос.об.но.ст.и по то.нч.ай.ши.м от.те.нк.ам те.мб.ра ор.ие.нт.ир.ов.аться в ра.бо.те зв.ук.ов.ого ап.па.ра.та - фу.нк.ци.он.ал.ьн.ый сл.ух ил.и ис.по.лн.ит.ел.ьс.ки.й сл.ух. Уч.ен.ик, у ко.то.ро.го ра.зв.ит.ы вс.е ви.ды сл.уха, сп.ос.об.ен ра.зл.ич.ат.ь в зв.ук.ах зн.ач.ит.ел.ьн.о бо.ль.ше ос.об.ен.но.ст.ей, че.м тот., кт.о им.ее.т сл.аб.о ра.зв.ит.ый му.зы.ка.ль.ны.й сл.ух.

Ра.зв.ит.ие те.мб.ро.во.го сл.ух.а ос.ущ.ес.тв.ля.ет.ся по об.щи.м за.ко.на.м ра.зв.ит.ия ощ.ущ.ен.ий: от гр.уб.ог.о об.об.ще.нн.ог.о пр.ед.ст.ав.ле.ни.я к бо.ле.е то.нк.ом.у во.сп.ри.ят.ию, со.пр.ов.ож.да.ющ.ем.ус.я вы.де.ле.ни.ем из об.ще.го вс.е бо.ль.ше.го и бо.ль.ше.го ко.ли.че.ст.ва ча.ст.но.ст.ей. Усп.ех ра.бо.ты на.д зв.ук.ом за.ви.си.т от то.го, на.ск.ол.ьк.о то.чн.о уч.ен.ик мо.же.т пр.ед.ст.ав.ит.ь ну.жн.ое зв.уч.ан.ие, ул.ав.ли.ва.ет ли ег.о сл.ух ра.зл.ич.ия ме.жд.у от.те.нк.ам.и зв.уч.ан.ия.

Но слу.х не яв.ля.ет.ся ед.ин.ст.ве.нн.ым ин.ст.ру.ме.нт.ом, уп.ра.вл.яю.щи.м зв.ук.ом. В си.ст.ем.е об.ра.тн.ой св.яз.и, ко.нт.ро.ли.ру.ющ.ей зв.ук.ов.ой ре.зу.ль.та.т, он ко.оп.ер.ир.уе.тс.я с др.уг.им.и ор.га.на.ми чу.вс.тв. Пе.рв.ое ме.ст.о в ря.ду по.мо.щн.ик.ов сл.ух.а за.ни.ма.ет мы.ше.чн.ое чу.вс.тво. Ин.фо.рм.ац.ия о де.йс.тв.ия.х мы.шц пе.ре.да.ет.ся по не.рв.ам в це.нт.ра.ль.ну.ю не.рв.ну.ю си.ст.ем.у, гд.е по.ст.еп.ен.но на.ка.пл.ив.ае.тс.я мы.ше.чн.ая па.мя.ть. Мы.ше.чн.ая па.мя.ть им.ее.т ог.ро.мн.ое зн.ач.ен.ие дл.я му.зы.ка.нт.а-ис.по.лн.ит.ел.я, бе.з не.е не.во.зм.ож.но бы.ло бы на.уч.ит.ьс.я иг.ра.ть.

Ко.гд.а ре.бе.нок вп.ер.вы.е бе.ре.т в ру.ки ду.хо.во.й ин.ст.ру.ме.нт, он ещ.е не об.ла.да.ет ни.ка.ки.м за.па.со.м мы.ше.чн.ой па.мя.ти и сл.ух.ов.ым.и пр.ед.ст.ав.ле.ни.ями. По.эт.ом.у пе.рв.ые зв.ук.и, ко.то.ры.е ем.у уд.ае.тс.я из.вл.еч.ь, ка.к пр.ав.ил.о, не отл.ич.аю.тс.я кр.ас.ив.ым те.мб.ром.

В да.ль.не.йш.ем в пр.оц.ес.се за.ня.ти.й на ин.ст.ру.ме.нт.е бл.аг.од.ар.я сл.ух.ов.ом.у са.мо.ко.нт.ро.лю и ор.ие.нт.ац.ии на пр.ав.ил.ьн.ую сл.ух.ов.ую це.ль уч.ащ.ий.ся от.би.ра.ет на.иб.ол.ее це.ле.со.об.ра.зн.ые де.йс.тв.ия мы.шц св.ое.го зв.ук.ов.ог.о ап.па.ра.та. Пр.и эт.ом в це.нт.ра.ль.ну.ю не.рв.ну.ю си.ст.ем.у не.пр.ер.ыв.но по.сы.ла.ют.ся си.гн.ал.ы. По.сл.ед.ни.е ос.та.вл.яю.т в кл.ет.ка.х го.ло.вн.ог.о мо.зг.а сл.ед.ы, во.зн.ик.аю.т ре.фл.ек.сы, на.ка.пл.ив.ае.тс.я мы.ше.чн.ая па.мя.ть. Че.м бо.ль.ше оп.ыт му.зы.ка.нт.а, че.м лу.чш.е его. ис.по.лн.ит.ел.ьс.ка.я фо.рм.а, те.м лу.чше мы.ше.чн.ая па.мя.ть ег.о ап.па.ра.та, те.м лу.чш.е зв.уч.ит у не.го ин.ст.ру.ме.нт. Ес.ли по ка.ки.м-ли.бо пр.ич.ин.ам му.зы.ка.нт пр.ек.ра.ща.ет за.ни.ма.ть.ся, ре.фл.ек.сы ос.ла.бе.ва.ют, пр.ит.уп.ля.ет.ся мы.ше.чн.ая па.мя.ть — ка.че.ст.во зв.ук.а ре.зк.о ух.уд.ша.ет.ся. Дл.я ег.о во.сс.та.но.вл.ен.ия не.об.хо.ди.мо во.зо.бн.ов.ит.ь за.ня.ти.я, ко.нт.ро.ли.ру.я се.бя сл.ух.ом. Об.ра.зн.о го.во.ря, сл.ух яв.ля.ет.ся то.й ос.но.вой, на ко.то.рой ра.зв.ив.ае.тс.я мы.ше.чн.ая па.мя.ть. Вр.ем.я пр.ит.уп.ля.ет мы.ше.чн.ую па.мя.ть, и, ес.ли ее си.ст.ем.ат.ич.ес.ки не тр.ен.ир.ов.ать с по.мо.щью сл.ух.а, ее ка.че.ст.во, а сл.ед.ов.ат.ел.ьн.о, и ка.че.ство зв.ук.а ух.удшается.

Пр.оф.ес.си.он.ал.ьн.ый му.зы.ка.нт не то.ль.ко пр.ед.сл.ыш.ит вн.ут.ре.нн.им сл.ух.ом зв.ук, ко.то.ры.й со.би.ра.ет.ся из.вл.еч.ь, но вс.ем.и мы.шц.ам.и св.ое.го ап.па.ра.та ещ.е и ощ.ущ.ае.т ег.о, че.тк.о и бе.зо.ши.бо.чн.о ощ.ущ.ае.т «т.ел.ес.ну.ю сх.ем.у зв.уч.ан.ия.» ка.жд.ой но.ты св.ое.го ин.ст.ру.ме.нт.а. Лю.ди, пр.оф.ес.си.я ко.то.ры.х тр.еб.уе.т бо.ль.шо.й ги.бк.ос.ти, по.дв.иж.но.ст.и и то.чн.ос.ти ра.бо.ты мы.шц (му.зы.ка.нт.ы, хи.ру.рг.и и др.уг.ие), пр.ид.аю.т мы.ше.чн.ом.у чу.вс.тв.у бо.ль.шо.е зн.ач.ен.ие. Бе.з мы.ше.чн.ой па.мя.ти не во.зм.ож.на ав.то.ма.ти.за.ци.я дв.иж.ен.ий. Та.к, Ма.рг.ар.ит.а Ло.нг сч.ит.ае.т, чт.о «р.ук.а ар.ти.ста ра.вн.а ег.о мы.сл.и». Мыш.еч.ны.е чу.вс.тв.а на.хо.дя.тс.я в по.дч.ин.ен.ии у це.нт.ра.ль.но.й не.рв.но.й си.ст.ем.ы. Да.же то.гд.а, ко.гд.а ус.ло.вн.ые ре.фл.ек.сы ст.ал.и пр.оч.ны.ми и на.вы.ки ав.то.ма.ти.зи.ро.ва.ли.сь, по.лн.оц.ен.на.я иг.ра не мо.же.т ос.ущ.ес.тв.ля.ть.ся бе.з ко.нт.ро.ля со ст.ор.он.ы сл.ух.а. Вп.ро.че.м, в от.де.ль.ны.х сл.уч.ая.х мы.ше.чн.ая па.мя.ть мо.же.т пр.ио.бр.ет.ат.ь са.мо.ст.оя.те.ль.но.ст.ь. Ка.к из.ве.ст.но, че.ло.ве.к, по.те.ря.вш.ий сл.ух в по.зд.не.м во.зр.ас.те, не те.ря.ет сп.ос.об.но.ст.и к ре.чи, хо.тя ег.о ре.чь и ст.ан.ов.ит.ся ме.не.е вы.ра.зи.те.ль.но.й.

Из.ве.ст.ну.ю ро.ль в иг.ре на ду.ховы.х ин.ст.ру.ме.нт.ах иг.ра.ет чу.вс.тв.о ра.бо.ты во.зд.уш.ной ст.ру.и. У не.ко.то.ры.х ду.хо.ви.ко.в эт.о чу.вс.тв.о до.ст.иг.ае.т ве.сь.ма вы.со.ко.й ст.еп.ен.и ра.зв.ит.ия. В мо.ме.нт хо.ро.ше.го зв.уч.ан.ия ин.ст.ру.ме.нт.а он.и яв.ст.ве.нн.о ощ.ущ.аю.т, ка.к ст.ру.я ды.ха.ни.я, ро.жд.ая.сь в ор.га.ни.зм.е, ар.ти.ст.ич.но вл.ив.ае.тс.я в ин.ст.ру.ме.нт, сп.ос.об.ст.ву.я яр.ко.му во.пл.ощ.ен.ию му.зы.ка.ль.ны.х об.ра.зо.в и пр.ед.ст.ав.ле.ни.й. По-ви.ди.мо.му, ин.фо.рм.ац.ия, по.ст.уп.аю.ща.я из ле.гк.их и тр.ах.еи в мо.зг, со.ст.ав.ля.ет ак.ти.вн.ый вк.ла.д в си.ст.ем.у об.ра.тн.ой св.яз.и, ре.гу.ли.ру.ющ.ую ды.ха.ни.е во вр.ем.я иг.ры на ду.хо.во.м ин.ст.ру.ме.нт.е.

В на.ча.ль.но.м пе.ри.од.е об.уч.ен.ия из.ве.ст.ну.ю ко.нт.ро.ли.ру.ющ.ую и на.пр.ав.ля.ющ.ую фу.нк.ци.ю им.ее.т зр.ен.ие. Уч.ащ.ий.ся ви.ди.т фо.рм.у ам.бу.шю.ра пр.оф.ес.си.он.ал.ьн.ог.о му.зы.ка.нт.а, по.ст.ан.ов.ку го.ло.вы, ко.рп.ус.а, ру.к; он фи.кс.ир.уе.т зр.ен.ие.м дв.иж.ен.ия, ка.ки.ми сл.ед.уе.т по.ль.зо.ва.ть.ся во вр.ем.я иг.ры. Ко.нт.ро.ли.ру.я се.бя зе.рк.ал.ом, он ст.ре.ми.тс.я во.сп.ро.из.ве.ст.и вс.е эт.о са.мо.ст.оя.те.ль.но. Зр.ит.ел.ьн.ый ко.нт.ро.ль не.ре.дк.о по.мо.га.ет уч.ащ.ем.ус.я ис.пр.ав.ит.ь от.де.ль.ны.е не.до.ст.ат.ки в по.ст.ан.ов.ке гу.бн.ог.о и ды.ха.те.ль.но.го ап.па.ра.то.в.

Та.ки.м об.ра.зо.м, ра.бо.то.й зв.ук.ов.ог.о ап.па.ра.та ду.хо.ви.ка уп.ра.вл.яет сл.ож.ны.й ко.мп.ле.кс ор.га.но.в чу.вс.тв. Во вр.ем.я иг.ры уч.ен.ик од.но.вр.ем.ен.но сл.ыш.ит св.ой зв.ук, по.лу.ча.ет пр.ед.ст.ав.ле.ни.е о ра.бо.те мы.шц ап.па.ра.та, ощ.ущ.ае.т дв.иж.ен.ие во.зд.уш.но.й ст.ру.и по ды.ха.те.ль.ны.м пу.тя.м. Та.к ка.к вс.е он.и де.йс.тв.ую.т од.но.вр.ем.ен.но, ме.жд.у ни.ми ус.та.на.вл.ив.аю.тс.я пр.оч.ны.е ре.фл.ек.то.рн.ые св.яз.и.

Уч.ащ.ий.ся, же.ла.ющ.ий до.ст.ич.ь хо.ро.ши.х зв.ук.ов.ых ре.зу.ль.та.то.в, до.лж.ен вс.ем.ер.но ра.зв.ив.ат.ь не то.ль.ко сл.ух, но и ос.тр.от.у св.ое.го мы.ше.чн.ог.о чу.вс.тв.а, ку.ль.ту.ру ис.по.лн.ит.ел.ьс.ки.х ощ.ущ.ен.ий.

Ра.бо.та на.д зв.ук.ом ос.ущ.ес.тв.ля.ет.ся в пр.оц.ес.се из.уч.ен.ия оп.ре.де.ле.нн.ог.о му.зы.ка.ль.но.го ма.те.ри.ал.а. Ка.ки.м тр.еб.ов.ан.ия.м до.лж.ен от.ве.ча.ть эт.от ма.те.ри.ал.

Пр.еж.де вс.ег.о дл.я ра.зв.ит.ия зв.ука сл.уж.ат ка.нт.ил.ен.ные пь.есы, ко.то.ры.е ха.ра.кт.ер.из.ую.тс.я сп.ок.ой.ным те.мпом, пе.ву.чим шт.ри.хо.м le.ga.to. Ре.ко.ме.нд.ую.тс.я уп.ра.жн.ен.ия на исп.ол.не.ни.е пр.от.яж.ен.ны.х во вр.ем.ен.и зв.ук.ов, ко.то.ры.е ук.ре.пл.яю.т и ра.зв.ив.аю.т ам.бу.шю.р и ды.ха.ни.е, сп.ос.об.ст.ву.ют ус.то.йч.ив.ос.ти ин.то.на.ци.и, фо.ку.си.ру.ют вн.им.ан.ие уч.ен.ик.а на ка.че.ст.ве зв.ук.а.

В ме.дл.ен.но.м те.мп.е ис.по.лн.ит.ел.ь им.ее.т во.зм.ож.но.ст.ь че.тк.о пр.ок.он.тр.ол.ир.ов.ат.ь сл.ух.ом ка.че.ст.во те.мб.ра ка.жд.ог.о из.вл.ек.ае.мо.го зв.ук.а и в сл.уч.ае не.об.хо.ди.мо.ст.и от.ко.рр.ек.ти.ро.ва.ть ра.бо.ту зв.ук.ов.ог.о ап.па.ра.та. Бл.аг.од.ар.я то.чн.ой на.ст.ро.йк.е ап.па.ра.та на ка.жд.ый зв.ук, на ка.жд.ый ню.ан.с и ин.те.рв.ал в дв.иг.ат.ел.ьн.ых це.нт.ра.х ко.ры го.ло.вн.ог.о мо.зг.а об.ра.зу.ют.ся и за.кр.еп.ля.ют.ся пр.ав.ил.ьн.ые ре.фл.ек.сы. Во.зн.ик.но.ве.ни.е по.сл.ед.ни.х и об.ес.пе.чи.ва.ет хо.ро.ше.е ка.че.ст.во зв.уч.ан.ия.

Зв.ук хо.ро.ше.го ка.че.ст.ва об.яз.ат.ел.ьн.о до.лж.ен бы.ть оч.ен.ь ги.бк.им и мн.ог.оо.бр.аз.ны.м в ди.на.ми.че.ск.ом от.но.ше.ни.и. По.эт.ом.у ве.сь.ма же.ла.те.ль.но, чт.об.ы му.зы.ка.ль.ны.й ма.те.ри.ал, от.би.ра.ем.ый дл.я ра.бо.ты на.д зв.ук.ом, бы.л в до.ст.ат.оч.но.й ме.ре на.сы.ще.н ди.на.ми.че.ск.им.и за.да.ни.ям.и ра.зл.ич.но.й ст.еп.ен.и тр.уд.но.ст.и. Зв.ук.ов.ые уп.ра.жн.ения до.лж.ны ох.ва.ты.ва.ть вс.е ню.ан.сы. Осо.бо.е вн.им.ан.ие пр.и эт.ом сл.ед.уе.т уд.ел.ят.ь кр.ай.ни.м нюа.нс.ам — ка.к гр.ом.ки.м, та.к и ти.хим. Ди.на.ми.че.ск.ое же од.но.об.ра.зи.е в уп.ра.жн.ен.ия.х пр.ив.од.ит к то.му, чт.о ин.ст.ру.ме.нт у му.зы.ка.нт.а хо.ро.шо зв.уч.ит то.ль.ко в ка.ко.м-ли.бо од.но.м ню.ан.се, др.уг.ие же ню.ан.сы ли.бо от.су.тс.тв.ую.т, ли.бо в те.мб.ро.во.м от.но.ше.нии зв.уч.ат не ка.че.ст.ве.нно. Ра.бо.та на.д зв.ук.ом в ра.зл.ич.ны.х ню.ан.са.х по.зв.ол.яе.т от.шл.иф.ов.ат.ь вс.е гр.ан.и те.мб.ра. Ве.сь.ма бл.аг.от.во.рн.ое во.зд.ей.ст.вие на зв.ук ок.аз.ыв.аю.т уп.ра.жн.ен.ия, ра.зв.ив.аю.щи.е ис.ку.сс.тв.о фи.ли.ро.вк.и, то ес.ть дл.ит.ел.ьн.ог.о вы.де.рж.ив.ан.ия зв.ук.ов, гр.ом.ко.ст.ь ко.то.ры.х пл.ав.но из.ме.ня.ет.ся. В ре.зу.ль.та.те си.ст.ем.ат.ич.ес.ко.й ра.бо.ты на.д ра.зн.оо.бр.аз.ны.ми фи.ли.ро.вк.ам.и зв.ук.а, по.сл.ед.ни.й ст.ан.ов.ит.ся эл.ас.ти.чн.ым и вы.ра.зи.те.ль.ным.

Ин.те.рв.ал.ы ра.зв.ив.аю.т те.сс.ит.ур.ную те.хн.ик.у ап.па.ра.та, ег.о по.дв.иж.но.ст.ь и ги.бк.ос.ть. Пл.ав.ны.е, пе.ву.чи.е шт.ри.хи в со.че.та.ни.и с ме.дл.ен.ны.м те.мп.ом по.мо.га.ют ов.ла.де.ть ис.ку.сс.тв.ом ин.ст.ру.ме.нт.ал.ьн.ой ка.нт.ил.ен.ы, ис.ку.сс.тв.ом пе.ни.я на ши.ро.ко.м ды.ха.ни.и.

Кр.ом.е пе.ре.чи.сл.ен.ны.х тр.еб.ов.ан.ий пр.и по.дб.ор.е му.зы.ка.ль.но.го ма.те.ри.ал.а дл.я ра.зв.ит.ия зв.ук.ов.ог.о ап.па.ра.та не.об.хо.ди.мо пр.ид.ер.жи.ва.ть.ся пр.ин.ци.па по.ст.еп.ен.но.го на.ра.ст.ан.ия тр.уд.но.ст.ей. На пе.рв.ых по.ра.х мо.ло.до.й му.зы.ка.нт ещ.е не ум.ее.т эк.он.ом.но ра.сх.од.ов.ат.ь во.зд.ух, он ощ.ущ.ае.т ча.сто не.до.ст.ат.ок ды.ха.ни.я, ам.бу.шю.р ег.о оч.ен.ь сл.аб и не.ус.то.йч.ив. По.эт.ом.у пе.рв.ые уп.ра.жн.ен.ия до.лж.ны со.ст.оя.ть из не.пр.од.ол.жи.те.ль.ны.х зв.ук.ов и ко.ро.тк.их фр.аз. Ат.ак.а че.тк.ая и тв.ер.да.я. Ди.на.ми.че.ск.ая за.да.ча св.од.ит.ся к то.лу, чт.об.ы вс.е зв.ук.и бы.ли ро.вн.ым.и.

Пе.рв.ые уп.ра.жн.ен.ия уч.ащ.ий.ся до.лж.ен ис.по.лн.ят.ь ср.ав.ните.ль.но бо.ль.ши.м, по.лн.ым зв.ук.ом. В эт.ом сл.уч.ае он ск.ор.ее по.чу.вс.тв.уе.т тем.бр св.ое.го ин.ст.ру.ме.нт.а. Ве.дь в нюан.се fo.rte зв.ук ду.хо.во.го ин.ст.ру.ме.нт.а оч.ен.ь бо.гат об.ер.то.на.ми. Гл.ав.ное не фо.рс.ир.ов.ат.ь си.лу зв.ук.а, уч.ит.ыв.ат.ь фи.зи.че.ск.ие во.зм.ож.но.ст.и ко.нк.ре.тн.ог.о уч.ен.ик.а.

По мере овладения начальными элементами исполнительского дыхания и формирования амбушюра соответственно усложняется и изучаемый материал. Возрастают продолжительность звуков и размеры фраз, появляются простейшие динамические задания. Из выше сказанного делаем вывод, что подбирая материал для развития звука, следует сочетать певучие пьесы со специальными инструктивно-вспомогательными упражнениями. Но при этом не следует чрезмерно перегружать в начальный период обучения ученика работой над упражнениями, что может привести к потере интереса к занятиям.

Изучая пьесы, учащийся испытывает большую заинтересованность в работе, художественное содержание четко определяет слуховую цель, вызывает потребность в звуке хорошего качества. В силу этих обстоятельств уже с первых шагов начинающему музыканту необходимо предлагать художественные произведения, которые на первых порах могут иметь вид несложных пьес, народных песен и танцев.

Звуковые упражнения в свою очередь помогают заложить основу звука. Специальные ежедневные упражнения позволяют быстро восстановить амбушюр после сна, подготовить его к предстоящей трудовой деятельности и тем самым способствуют сохранению исполнительской формы. Ценность упражнений заключается и в том, что они дают учащемуся возможность сконцентрировать внимание на своих частных недостатках и быстро их ликвидировать.

Таковы основные рекомендации работы над звуком.


III. Заключение.

Существует немало других различных упражнений и методик, способных повысить эффективность этой работы. Однако все они могут принести пользу лишь в том случае, если педагогу удастся правильно сформировать исполнительскую психику своего ученика. Способность любить звук, чувствовать в нем необходимость, испытывать потребность в пении на инструменте, работать над звуком в обстановке бескомпромиссной требовательности к себе — вот что оказывает решающее влияние на успех. В конечном счете культура звука музыканта определяется его общим и художественным кругозором.


Список литературы.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология, М., 1993

Диков Б.А. О дыхании при игре на духовых инструментах, М.,-Музгиз, 1956.

Петрушин В.И. Музыкальная психология, М.,-«Владос», 1997

Платонов Н.И. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах, М.,-Музыка, 1958.

Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов, вып. 103. М., - ГМПИ им7Гнесиных, 1990.

Ягудин Ю.Г. О развитии выразительности звука, М.,-Музыка, 1971.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.