Специфика современной профориентационной работы в школе как основа выбора профессии детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) (из опыта работы)
Специфика современной профориентационной работы в школе как основа выбора профессии детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
(из опыта работы)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы и основные формы профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующие социальной адаптации обучающихся
Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе.
Л.С. Выготский
Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в силу общего экономического положения в стране задача предпрофильной подготовки школьников решается с большим напряжением. Тем не менее, специализированная школа должна преодолеть конкуренцию на рынке труда, где юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья не могут предъявить технологические знания, профессиональную мобильность, умение овладевать более сложными операциями внутри того или иного профиля труда, а также освоить смежную или другую профессию.
В условиях специализированной школы профориентационная работа имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. Г. М. Дульнев указывал, что «…именно эти особенности не позволяют ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе».
Профориентация для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в школе — это система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников с особыми образовательными потребностями в условиях современного динамичного рынка труда. Иными словами, помощь в выборе будущей профессии - будущей работы.
Цель профориентации — содействие школьникам в выборе профессиональных ориентиров с учётом их индивидуальных психофизических возможностей, способностей и предпочтений, а также потребностей современного рынка труда.
Если нормальному молодому человеку часто довольно сложно сомоопределиться в профессиональном отношении, то большинству детей с ограниченными возможностями здоровья - это недоступно вообще. Значительным тормозом в данном случае выступает ограниченность знаний, бедность жизненного опыта, неточность понятий, представлений на фоне незрелости чувств, интересов. В частности, самооценка у таких детей имеет выраженное отклонение от объективного уровня, причем в сторону завышения. А если в выборе профессии допущена ошибка, то в дальнейшем это может не только вызвать тяжелые эмоциональные переживания у ребенка, но и привести к дезадаптации. При выборе профессии необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной, теоретической и практической деятельности каждого ученика на разных этапах занятия труду
В своих наблюдениях С. Л. Мирский отмечал, что «…умственно отсталые учащиеся редко сами выбирают профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществлялась их подготовка в школе».
На протяжении многих лет я занимаюсь вопросами профориентации своих учеников школы с особенностями в развития. Исходя из своего опыта работы могу отметить, что учащиеся с нарушением интеллекта действительно очень редко самостоятельно выбирают профессии. В основном этот выбор складывается под влиянием трудового обучения, целенаправленной деятельности учителя, классного руководителя, родителей.
Основные формы профориентации, которые я применяю в своей работе.
Формы профориентации для детей с ограниченными возможностями здоровья
Форма | Цель |
Беседы о профессиях, изучаемых в школе и профессиональных училищах | Сформировать обобщённое понятие «профессия» и обогатить активный словарь; подготовить обучающихся к правильному выбору профессии, дать общее представление об основных видах рабочих профессий; воспитать уважение к труду взрослых. |
Просмотр тематических видеороликов, обсуждение фильмов, статей, книг соответствующего содержания | Ознакомить учащихся с ОВЗ с разнообразием направлений деятельности; определить подходящие условия труда; привить заинтересованность в получении профессии; подготовить благоприятные условия для размышлений о будущей работе. |
Встречи с выпускниками | Ориентировать школьников на выбор профессии (в ходе бесед выпускники знакомят учащихся с учебным заведением, где они обучаются, рассказывают об учебных буднях, о мастерах производственного обучения, заменивших им учителей трудового обучения, о работе в трудовых коллективах, делятся своим опытом со школьниками) |
Проведение праздников труда | Систематизировать знаний учащихся о профессиях; - развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии способствует приобретению важных жизненных умений и навыков; - прививать интерес к рабочим профессиям, труду. |
Экскурсии в училища | Ознакомить школьников с многообразием профессий и разными видами специальностей; познакомить с основными принципами выбора профессии |
Занятия в различных кружках по интересам, факультативных занятиях, углублённое изучение предметов | Создать эффективную систему профессионального сопровождения в соответствии с способностями, интересами и запросами рынка труда; формировать положительное отношение к себе и осознания своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии; формировать первоначальный интерес к определённым профессиям |
Участие в различных конкурсах профессионального мастерства | Способствовать развитию мотивации к обучению и личностному росту, а также выбору будущей профессии; приобретение специальных умений и навыков, проба своих сил в практической деятельности, развития профессионального интереса и способностей; социализация обучающихся в общество. |
Профессиональные пробы | Формировать интерес к профессиям, по которым проводится проба, выявление интереса и способностей к данным профессиям, оказание помощи в профессиональном самоопределении. |
Мастер-класс | Демонстрация практических нюансов профессии (с подробными комментариями и привлечением к активному участию школьников) |
Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.) | Подготовка к будущей профессиональной деятельности, соответствующей умственным и физическим возможностям ребёнка. |
День открытых дверей | Ознакомить школьников с профессиями и условиями, и особенностями обучения в профессиональных училищах (специальных группах при колледжах). Дать понятие о специальностях, значимых на рынке труда. Привить интерес к созидательному и социально значимому труду. |
Можно сделать вывод, что только системная профориентационная работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья может подготовить детей с нарушением интеллекта к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников с ограниченными возможностями здоровья необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
Работа по профориентации учащихся школы с ограниченными возможностями здоровья играет ведущую роль во всей системе образования данной категории детей. Целенаправленная и систематическая работа в этом направлении будет способствовать профессиональному самоопределению обучающихся и поможет им успешно адаптироваться в социуме после выхода из стен школы.
Источник - Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/useful/vse-o-proforientacii-v-shkole-sovety-i-rekomendacii
Литература
1. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей – сирот с нарушениями интеллекта. Дефектология. 1998, №1.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещения, 1994.
3. Коррекционная педагогика. Под редакцией Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
4. Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений YIII вида: Сборник 2. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.