12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бублий Наталия Михайловна17
Люблю свою работу, в школу хожу с удовольствием. Ценю, когда задуманные проекты реализуются. Верю, что каждый ребенок талантлив!
Россия, Москва, Москва

«Школа №1793 имени Героя Советского Союза А.К. Новикова»

Бублий Наталия Михайловна

учитель начальных классов, стаж 30 лет

«Специфика успешного педагогического общения в современном образовании»



  Эффективное общение с учениками и родителями – один из основных участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Учитель должен уметь к тому же найти подход и к ученику, и его родителям. Противоречие между участниками образовательного процесса – большая беда для школы. Конфликт , как и болезнь, лучше предупредить. И зависит это от педагогической мудрости учителя, от коммуникативного уровня взаимодействия.          Общение – суть педагогической профессии. Ежедневное, ежечасное, с учениками, их родителями, успешное и не очень, оно требует отдачи физических и душевных затрат.

  Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечивает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника. Умение общаться является важнейшим критерием профессионализма современного педагога.


В новых условиях меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.

Условия успешной реализации информационно-коммуникативной функции включает в себя:

Точность передачи научной информации

Коммуникативная компетенция учителя (особенно «чувство адресата»)

Профессиональное владение техникой речи



Общение с родителями и учениками происходит чаще в речевой ситуации. Ее описание дал еще Аристотель: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». На разных этапах урока учитель решает конкретные . частные задачи. Он четко должен осознавать какие коммуникативные средства он будет использовать (зачем я иду к детям, какова моя задача).Поэтому важной составляющей педагогического общения является избираемый учителем стиль взаимодействия с учениками:

Творческая индивидуальность педагога;

Характер взаимоотношений педагога с детским коллективом;

Особенности детского коллектива;

Мы хорошо помним разнообразные типологии стилей педагогического общения по Н.Ф. Маслоу : демократический и авторитарный. Так вот современные психологи предупреждают нас, что с течением лет у учителя, который хорошо знает свой предмет, строгий и требовательный, усиливаются черты авторитарного стиля.

Что же препятствует эффективному общению педагога ?

Подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися;

Преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;

Отсутствие желания сотрудничества, утверждение ситуации безусловной ведомости школьников;

Снисходительно-покровительственное отношение к учащимся.

Приемы , направленные на установление контакта с ученической и родительской аудиторией:

Использование речевых клише, направленных на вовлечение слушателя в повествование ( МЫ + глагол в форме 1 лица, мы слушаем, мы пришли к выводу, поробуем разобраться)

Употребление риторических вопросов («Что же мы видим? А мы видим, что..)

Использование контактно-устанавливающих вопросов (Ведь так? Верно? Вы согласны?)

Реальный вопрос (Ребята/Родители, вы точно поняли? Надо еще раз прокомментировать?)

Напоминание об основной идее (Все эти примеры я привожу для того, чтобы…)



Формирование индивидуального стиля учителя в современных условиях - процесс трудный и долгий , но необходимый для овладения профессиональным мастерством.



Литература

Щербинина Ю. В. Педагогический дискус: мыслить –говорить-действовать.- М: Флинта: Наука, 2010

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.