Статья на тему «Специфика успешного педагогического общения в современном образовании»
«Школа №1793 имени Героя Советского Союза А.К. Новикова»
Бублий Наталия Михайловна
учитель начальных классов, стаж 30 лет
«Специфика успешного педагогического общения в современном образовании»
Эффективное общение с учениками и родителями – один из основных участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Учитель должен уметь к тому же найти подход и к ученику, и его родителям. Противоречие между участниками образовательного процесса – большая беда для школы. Конфликт , как и болезнь, лучше предупредить. И зависит это от педагогической мудрости учителя, от коммуникативного уровня взаимодействия. Общение – суть педагогической профессии. Ежедневное, ежечасное, с учениками, их родителями, успешное и не очень, оно требует отдачи физических и душевных затрат.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечивает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника. Умение общаться является важнейшим критерием профессионализма современного педагога.
В новых условиях меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.
Условия успешной реализации информационно-коммуникативной функции включает в себя:
Точность передачи научной информации
Коммуникативная компетенция учителя (особенно «чувство адресата»)
Профессиональное владение техникой речи
Общение с родителями и учениками происходит чаще в речевой ситуации. Ее описание дал еще Аристотель: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». На разных этапах урока учитель решает конкретные . частные задачи. Он четко должен осознавать какие коммуникативные средства он будет использовать (зачем я иду к детям, какова моя задача).Поэтому важной составляющей педагогического общения является избираемый учителем стиль взаимодействия с учениками:
Творческая индивидуальность педагога;
Характер взаимоотношений педагога с детским коллективом;
Особенности детского коллектива;
Мы хорошо помним разнообразные типологии стилей педагогического общения по Н.Ф. Маслоу : демократический и авторитарный. Так вот современные психологи предупреждают нас, что с течением лет у учителя, который хорошо знает свой предмет, строгий и требовательный, усиливаются черты авторитарного стиля.
Что же препятствует эффективному общению педагога ?
Подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися;
Преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;
Отсутствие желания сотрудничества, утверждение ситуации безусловной ведомости школьников;
Снисходительно-покровительственное отношение к учащимся.
Приемы , направленные на установление контакта с ученической и родительской аудиторией:
Использование речевых клише, направленных на вовлечение слушателя в повествование ( МЫ + глагол в форме 1 лица, мы слушаем, мы пришли к выводу, поробуем разобраться)
Употребление риторических вопросов («Что же мы видим? А мы видим, что..)
Использование контактно-устанавливающих вопросов (Ведь так? Верно? Вы согласны?)
Реальный вопрос (Ребята/Родители, вы точно поняли? Надо еще раз прокомментировать?)
Напоминание об основной идее (Все эти примеры я привожу для того, чтобы…)
Формирование индивидуального стиля учителя в современных условиях - процесс трудный и долгий , но необходимый для овладения профессиональным мастерством.
Литература
Щербинина Ю. В. Педагогический дискус: мыслить –говорить-действовать.- М: Флинта: Наука, 2010