12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Николаевна1262
Россия, Иркутская обл., Иркутск
6

Споры вокруг драмы А.Островского "Гроза"




Урок Споры вокруг драмы «Гроза» (По пьесе А.Островского «Гроза»)

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

1.Мотивация.

Приём «яркое пятно»


1.Работа с презентацией.
Посмотрите на репродукции картин знаменитых художников. ( Борис КустОдиев «Гроза» , Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы», Фёдор Васильев «После грозы»)
Я не буду называть названия картин, так как в них содержатся подсказки.
Что общего вы нашли?

2.Составление ассоциативного ряда
Гроза! Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (Стихия, природа, обновление, свежесть, страх, наказание).

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1.

Формулирование темы урока.

























2. Определение жанровой разновидности
































3.Работа с критическими статьями.





















- Как вы думаете, почему А.Островский назвал свое произведение подобным образом?

1.Сравнение названия пьесы «Гроза» с названиями других пьес Островского.
Сравним его с названиями предшествующих пьес А.Н.Островского, убедимся, что оно необычно.
До «Грозы» все названия имели ясную связь с содержанием пьес и отчасти предсказывали его.

Название пьесы

«Семейная картина» (1847)
«Бедная невеста» (1852)
«Воспитанница» (1859)
«Доходное место» (1857)
«Свои люди – сочтёмся» (1850)
«Не в свои сани не садись» (1853)
«Бедность не порок» (1854)
«Не так живи, как хочется» (1855)
«В чужом миру похмелье» (1856)
«Не сошлись характерами» (1858)

Эти названия дают направление читательским ожиданиям, как бы содержат басенную мораль.
В «Грозе» нет этой прямой связи.
Что значит «гроза»? Об этом спорят – прежде всего, персонажи драмы…Споры о «Грозе» не затихают и до сих пор.

Формулируем тему урока: Споры вокруг драмы «Гроза». Почему?

___________________________________________________________________________________________________1.Подготовка к восприятию
Историческая эпоха нашла отражение в названии. Именно в этот период в России происходит обострение социальных противоречий русской жизни, подъём антикрепостнического движения.. Сама Россия находится как бы перед грозой, в преддверии крушения крепостного права.
И на этом фоне А.Островский пишет свою пьесу(1859 г.), драматическое произведение.
Кстати, определите, пожалуйста, к какому жанру относится пьеса «Гроза»
2.Работа в группах со словарями
Вспомнив, опираясь на словари, понятия драмы и трагедии, попытайтесь, работая с текстом, докажите драма или трагедия. Аргументированно представьте их.
3.Доказательства своей точки зрения
На основе высказываний обучающихся на доске выстраивается в два столбика: трагедия - драма.

ДРАМА


ТРАГЕДИЯ

Бытовой сюжет

тра­ги­че­ский герой, т. е. герой, по своим мо­раль­ным ка­че­ствам на­хо­дя­щий­ся го­раз­до выше окру­жа­ю­щих.

Стилистика приближена к реалям жизни

Кон­фликт этот кон­ча­ет­ся, как пра­ви­ло, смер­тью глав­но­го героя.

Уклад, нравы жизни прописаны

ка­тар­сис, т. е. очи­ще­ние. Пре­жде всего, это ка­са­ет­ся остав­ших­ся в живых ге­ро­ев. Они ста­но­вят­ся выше, лучше, чище, из­вле­ка­ют для себя некий жиз­нен­ный урок.

Поступки героев определяются общественным положением


Произведение вызвало немало откликов среди критиков. Жанр пьесы, как его обозначает автор - драма. После выхода пьесы в свет взгляды критиков разделились: Н.Добролюбов рассматривает "Грозу" как трагедию, а Д.И.Писарев как драму.

Вывод: Мы убеждаемся, что в произведении присутствуют черты как драмы, так и трагедии.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.Постановка проблемного вопроса.
- А что или кто является основным критерием в определении отличительных черт трагедии и драмы? В ос­но­ве сю­же­та – непри­ми­ри­мый кон­фликт героя, силь­ной лич­но­сти, с над­лич­ны­ми си­ла­ми (судь­бой, го­су­дар­ством, сти­хи­ей и др.) или с самим собой

- Таким образом, определение "Грозы" как драмы или трагедии, зависит от того, считать Катерину сильным или слабым характером.

2. Работа с цитатами. На левой и правой сторонах доски известные уже цитаты:

Писарев:«Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством.»

Добролюбов: «Конец пьесы нам кажется отрадным; в нем дан страшный вызов самодурной силе».

- Кому ближе первое мнение? Кому второе? Кто на данном этапе не может принять какую-либо точку зрения? (методика «Градусник»)

«Добролюбовцы» и «Писаревцы» занимают места друг напротив друга. В каждой группе выбирается руководитель. Его задача координировать работу группы, чтобы у каждого участника была возможность высказаться. «Неопределившиеся» садятся между этими группами и получают по 2 сигнальные карточки: восклицательный и вопросительный знак. Они внимательно слушают высказывания ораторов и, если считают выступление убедительным ,поднимают карточку с восклицательным знаком. Если возникает вопрос, недопонимание, поднимают карточку с вопросительным знаком и после выступления задают вопрос или просят уточнить высказывание. Карточки с вопросительным знаком раздаются также группам-оппонентам. Карточки с восклицательным знаком для этих групп показались излишними, т.к. у них была возможность выразить согласие-несогласие словами: «Я согласен с предыдущим оратором….»

3 этап

Учащимся предлагается высказаться по любому из утверждений по принципу СОГЛАСЕН-НЕ СОГЛАСЕН с критиком ,но перед началом выступлений группам дается 2-3 минуты для координации своих действий: кто по какому вопросу желает высказаться.

Таким образом, дискуссия начинается с комментирования чужих высказываний и переходит к формулировке и аргументации собственного мнения.

4 этап

После того, как все желающие высказались, обеим группам задается вопрос: «В чем причина столь разной оценки одного и того же образа?»

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагается выслушать экспертов(один рассказывает о личности и взглядах Добролюбова, времени написания статьи, другой о личности и взглядах Писарева и изменении в политической обстановки за годы, разделяющие 2 статьи).

Вывод: что на восприятие литературного образа влияют такие факторы, как время написания статей, политические убеждения автора статьи.

1. Взгляды Добролюбова на пьесу:

«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».

«Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество».

«Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности,с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимныхотношений».

«Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

«Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе».

«Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам».

«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых».

«Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее».

«Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе».

2. Взгляды Писарева — это полемика с Добролюбовым.

«Натура» Добролюбова и «личность» Писарева.

Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.

Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.

Оценка самоубийства как действия неожиданного.

Обоснование. Высказывания детей.

Учитель: Драма А.Н.Островского "Гроза" своим появлением вызвала множество неоднозначных оценок. Особенно это касалось трактовки образа Катерины Кабановой. Одни критики воспринимали ее как героиню, сумевшую своим решительным поступком осветить мрачный мир "темного царства" и тем самым способствовать его разрушению (Добролюбов). Другие считали, что без достаточно развитого ума Катерина не способна стать "лучом света", это всего лишь "привлекательная иллюзия" (Писарев). Третьи соглашались с трактовкой Добролюбова, уличая Писарева в неспособности объективной оценки. Но были и те, кто стоял "над схваткой", не желая видеть ничего, кроме прекрасно написанного художественного произведения. Таков был взгляд А.Григорьева.

Если признать Катерину сильной личностью, то определение жанровой принадлежности "Грозы" зависит и от того, насколько трагичной считать развязку. Что она трагична - это понятно. Но вопрос, насколько, требует ответа. Было бы лучше Катерине остаться живой. Если Катерина - светлое явление, которое принесло пользу, осветив, пусть на короткое время, "темное царство" и дав импульс к изменению окружающей жизни, то и развязка оказывается не столь безысходной, то есть драматичной. Но ведь и сам Островский указывал на то, что "Гроза" драма.

Нам представляется, что каждый критик по-своему прав. Все зависит от того, под каким углом зрения рассматривается объект критики. Наше время в истолкование драмы А.Н.Островского вносит свои акценты.

 Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины действительно драматична. Она, возможно, сама того не осознавая, протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли был иной исход? 

 Попробуем проанализировать возможные разрешения конфликта пьесы. 
1 путь - это уехать с Борисом. Именно на это надеется бедная женщина, когда идет на последнее свидание с любимым человеком. Но Борис, этот “образованный Тихон”, не в состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится. 
 2 путь - получить развод. Но в то время, чтобы получить развод, да и нужно было пройти все инстанции, испытать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях (вспомним Анну Каренину), то для купеческой семьи он был просто невозможен. 
 3 путь - уйти в монастырь. Но мужнюю жену не могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу. 
 4 и самый страшный путь — путь Катерины Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина Кабанова избрать этот путь, не может причинить другому человеку боль, не может нарушить пятую заповедь “не убий”, так как необыкновенно набожна. 
 5 путь Не могла Катерина и жить по принципу Варвары: “Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Натура Катерины не может смириться с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский дом было нельзя, ее бы нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью. 
 6 путь — жить с Тихоном по-прежнему, ведь он ее по-своему любил и простил ее грех. Но могла ли Катерина выслушивать ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого жить с нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который даже не способен защитить жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса, Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на поводу у чувства, не допускала даже мысли об этом. Она и думать о возвращении в дом Кабановых не могла: “Мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Жить нельзя! Грех!” 

- Почему именно Катерина становится в пьесе великой грешницей? (самоубийство по законам православия – тягчайший крех)

Анализ поведения Катерины

Гордыня (Факты из детства)

Уныние (В пьесе 4 раза Катерина говорит о смерти, начиная с I-го действия)

Отчаяние (Не верит в свое спасение)

Покаяние без раскаяния
Словарь Раскаяние: желание исправиться, победить в себе порок, сжечь в своей совести совершенный грех.

V. А.Н. Островский «…Я хотел показать трагедию красивой русской души»Островский видит в пьесе не призыв к протесту, а предостережение. Он призывает вздыбленное русское общество к терпению и смирению, т.к. именно эти нравственные категории отражены в 10 Божьих заповедях и анонимном Домострое.

В финале пьесы Борис призывает Катерину смириться и терпеть: «Терпи, Катя! Коли живы будем, так увидимся. Я уж решил терпеть и буду терпеть!...Терпи и ты!» и только в последней редакции концовка была изменена: «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы силы!»

Призывы к смирению в 19 веке принимались с возмущением, а в наше время, время доминирующей демократии тем более

Человек вечно оказывается перед нравственном выбором: «Как быть?» и «Что делать?» и здесь главным ориентиром являются незыблемые духовно-нравственные законы и традиции русского народа, лила которого проявляется не только не в примиримости к внешнему врагу, но и в способности смирять свои страсти, отказываться от своеволия.


III. Итог урока.

Самоанализ групп:

Было ли интересно работать над своими темами?

Что удалось?

В чем испытали трудности?

Что узнали нового?

Какие навыки в речевом общении на приобрели?

Над чем можно было бы еще поработать?

Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?

Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?


IV. Домашнее задание.

Подготовить­ся к сочине­нию-рассуждению по драме «Гроза» (вспомнить особенности построения текста-рассуждения) «Какие мысли и чувства будит во мне драма «Гроза?»





Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 27.10.23 в 23:28 2Ответить Пожаловаться
Хорошая презентация к уроку. Спасибо, Анастасия Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.