«Спортивный инвентарь, как средство обучения плаванию дошкольников»

1
0
Материал опубликован 16 December

Управление образования администрации МО «Город Воркута»

МУДО «Дворец творчества детей и молодежи»



УТВЕРЖДЕНО

методсоветом МОУДОД “ДТДМ”

“_____” _____________2024 г.

Протокол № _______






МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ


«Спортивный инвентарь, как средство обучения плаванию дошкольников»

/Для педагогов – тренеров по плаванию

учреждений дополнительного образования./










Автор: Шелудько Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования




МУДО “Дворец творчества детей и молодежи”




г. Воркута

2024г.


Данная методическая рекомендация посвящена гармоничному психофизическому развитию дошкольников.

Плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста (повышение работоспособности, развитие мышечной силы, выносливости, формирование правильной осанки, совершенствование и развитие спортивных результатов), так же оказывает существенное влияние на состояние здоровья.

Являясь автором и реализуя программу «Маленький дельфин», я поняла, что для развития качественного усвоения техники плавания необходимо постоянно искать новые методы и подходы. Важно создать комфортные условия для обучения дошкольников, мотивировать к достижениям, развивать их физические способности и координацию движений. Только так можно обеспечить успешное освоение техники плавания и формирование здорового образа жизни у будущих поколений.

Это и привело к поиску применения различного рода специальных технических средств обучения (плавательного инвентаря) для улучшения и повышения уровня физической подготовленности дошкольников и владение техникой плавания (кроль на груди и кроль на спине).

Применение спортивного инвентаря на занятиях является не только мотивирующим и интересным, но и повышает уровень физической подготовленности.

Методическая рекомендация составлена на основе личного опыта педагога дополнительного образования Шелудько О.В., собранных материалов и составленных комплексов упражнений с применением инвентаря на воде. Данный материал используется педагогом на занятиях по совершенствованию и развитию спортивных результатов юных спортсменов.

Данная методическая рекомендация может быть использована тренерами, педагогами учреждений дополнительного образования, а также учителями физической культуры, которые создают условия для развития освоения техники плавания, выносливости и гармоничного психофизического развития.





ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время плавание является одним из наиболее популярных видов спорта, особенно среди детей. Плавание является жизненно важным прикладным навыком, поэтому обучение данному виду спорта лучше начинать в дошкольном возрасте. Умение держаться на воде, использовать, приобретенные после обучения, навыки сохраняет человеку жизнь и помогает чувствовать себя уверенней в окружении водной среды.

Так же плавание способствует физическому развитию, оздоровлению, закаливанию детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Раннее обучение детей плаванию имеет множество преимуществ физического и психического развития.

Несмотря на усилия многих исследователей по поиску наиболее эффективных методов и средств обучения плаванию детей дошкольного возраста, желаемый результат, пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игровая деятельность, то наиболее эффективным методом для достижения максимального результата и сокращения сроков обучения плаванию, является поиск новых методов.

Необходимость решения вопросов, связанных с повышением уровня физической подготовленности и совершенствованием технического мастерства, приводит к поиску новых путей применения различного рода специальных технических средств обучения.

В методической работе будет рассмотрено использование спортивного инвентаря, такого как ласты и нудлсы, в качестве эффективного средства обучения плаванию дошкольников.

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности (ДА). Дети 5 - 7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся как можно больше двигаться, удовлетворяя свою биологическую потребность в движениях.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании, некоторых видах спортивных игр и упражнений. Недостаточное развитие двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность.

При обучении детей данного возраста нужно пользоваться методами показа и рассказа, объяснять упражнения просто и понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий, их выполнению. Показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на действия, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения. Для быстрого становления двигательных навыков необходимо изучаемое упражнение повторить 6-8 раз в каждом занятии из одного и того же исходного положения, в одном темпе 2-3 раза в одном подходе.

В теории физического воспитания двигательное умение определяется как степень владения техникой действия, которая отличается особой повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Основой двигательного умения является творческий поиск, оценка и сравнение способов выполнения движений, соединение их в целостное двигательное действие. Двигательное умение постепенно переходит в навык.

Двигательный навык – это степень владения техникой действия, при котором управление движениями осуществляется автоматизировано.

В формировании двигательного навыка исследователи Н. А. Бернштейн и П. К. Анохин выделяют три стадии:

1. Формирование первоначального умения — стадия, короткая по времени. Это стадия, когда дети знакомятся с новым движением, она характеризуется широким иррадиированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве.

2. Процесс специализации условного рефлекса - стадия, более продолжительная повремени. На протяжении этой стадии развития навыка у детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. Это происходит в силу уточнения от дельных двигательных рефлексов и всей системы в целом.

3. Стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Ребенок владеет навыком. Движения его делаются произвольными, экономными. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может творчески применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации. Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения.

Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:

• 1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;

• 2-й этап — углубленное разучивание;

• 3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.

На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы - зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте. В основном это осуществляется в средней и старших группах дошкольного учреждения. Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:

а) показ педагогом образца движения;

б) его детальный показ, сопровождаемый словом;

с) выполнение показываемого движения самим ребенком.

На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, педагог восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.

На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАСТА

Нетрадиционной методикой обучения считается программа «Маленький дельфин», рассчитанная на возраст 5 - 6 лет.

Программа «Маленький дельфин» имеет принципиальные отличия от традиционной программы, отличительной особенностью программы является то, что содержание данной программы имеет акцент на активное использование педагогических игровых технологий и элементов аквааэробики. Это способствует развитию интереса и желания детей заниматься плаванием. Педагогическая целесообразность программы заключается в постоянном поиске новых подходов, форм и приёмов организации образовательного процесса по обучению детей дошкольного возраста плаванию.

По мнению ряда авторов, целью начального обучения плаванию является научить детей уверенно, безбоязненно держаться на воде, проплывать небольшие расстояния (10-15 м) облегченным способом, максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию, заложить прочную основу для дальнейшего освоения спортивных и прикладных способов плавания.

Существует большое количество разных методик по обучению плаванию, в основном они основаны на преодолении психологического барьера и страха глубины. В возрасте 5-6 лет в большей части стоит задача подружиться с водой, убрать водобоязнь и приобрести начальный навык плавания. Так же в методических рекомендациях раскрывается опыт эффективного обучения плаванию с использованием новых методических подходов, основанных на индивидуальных особенностях освоения плавательных движений у дошкольников.

Учитывая обстоятельства, для быстрого разучивания и формирования правильной техники плавания в программу обучения следует включить методику применения технических и вспомогательных средств.

Стандартное оборудование - поддерживающие средства и игрушки: доски из пенопласта, резиновые мячи, игрушки тонущие для упражнений на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна), и не тонущие; обручи для упражнений на погружение в воду (игры «Пройди в обруч, «Поезд в туннель!»).

Современный инвентарь - тонущие ворота, использующиеся как разметка под водой, а также при обучении погружения в воду с головой и ориентирования в воде. Также они предназначены для тренировки навыков подводного плавания, улучшения техники ныряния и совершенствования навыка ориентации под водой. Тонущие кольца с шипами используются для погружения в воду с головой, а также в комплексах дыхательных упражнений и как предмет для развития мелкой моторики;

Спортивный инвентарь – нудлс и ласты - являются как поддерживающим, так и увеличивающими нагрузку оборудованием (Нудлс - гибкая палка для плавания размером от 118-160 см, для детей, как правило, используются наименьшим размером) и плавательные ласты. Ласты, нудлс и пояс позволяет легко принять горизонтальное положение в воде у неподвижной и подвижной опоры, поддерживая учащегося под грудь, живот.

Использование такого оборудования создаёт:

• положительный эмоциональный фон;

• вызывает интерес к занятиям;

• стимулирует и обогащает двигательную деятельность учащихся;

• развивает и совершенствует движения;

• позволяет решать на занятии самые разнообразные задачи;

• способствует выработке чувства равновесия и правильной осанки;

• помогает учащимся приобретать уверенность и самостоятельность.

Освоив первые навыки плавания направленные на освоение и преодоления боязни к воде: это серия упражнений - ходьба, держаться руками за поручень, опускаясь с головой под воду, в различном положении с поддержкой одной рукой, открывания глаз, доставание предмета, ныряние, лежание на воде - на груди и спине. Далее целесообразно сразу использовать вход в воду прыжком с бортика вниз ногами, предварительно убедив не умеющего плавать в безопасности его, используя не только слово, но и конкретную страховку (шест, напарника, поплавки и т.д.). Это упражнение позволяет не только преодолеть страх, но и почувствовать глубину, плавучесть.

После этого можно приступать к изучению элементов техники плавания кролем на спине, после кроль на груди.

Способы изучаются раздельно по элементам в последовательности:

1. Движение ногами, как в кроле на груди с задержкой дыхания;

2. Движение ногами с дыханием, то есть голова опущена в воду, руки вытянуты вперед, при этом руки могут быть вытянуты вперед или одна рука прижата к бедру и наоборот;

3. Движение ногами в кроле на груди с задержкой дыхания и выполнением гребкового движения одной, а затем двумя руками.

4. То же, но с выполнением дыхания под левую и правую руку;

5. Движение ногами и руками с дыханием в кроле на груди, то есть в полной координации. Параллельно осваивается в такой же последовательности и способ плавания кроль на спине.

Р. Н. Шлячков отмечает, одним из факторов, способствующих более быстрому приобретению плавательного навыка, становлению техники, явилось использование вспомогательных средств (доска для плавания, ласты, «пояс из пенопласта», «нудлс»).

Выполняя упражнения в глубоком бассейне с применением спортивного инвентаря, дошкольники легче переносили ощущения водобоязни и страха.

Как отмечает Н.Ж. Булгакова к методам обучения спортивному плаванию относятся такие способы и приемы, применяя которые можно добиться быстрого и качественного решения поставленных задач - освоения навыка плавания. При обучении плаванию пользуются тремя основными методами: упражнения, словесного изложения и наглядного обучения.

При обучении плаванию приходится многократно выполнять каждое упражнение, сначала разучивая отдельные элементы, затем и соединяя их в более целостные движения и, наконец, в способ плавания.

Неоднократное повторение упражнений для освоения, закрепления и совершенствования техники плавания одновременно способствует развитию опорно-двигательного аппарата и физических качеств занимающихся: выносливости, подвижности в суставах, силы, быстроты и др.

В своем исследовании Т. В. Лепилина отмечает важность принципа наглядности. Это важное условие успешности обучения плаванию дошкольников. Наглядное восприятие помогает понять сущность движения, позволяет выстроить динамичный образ желаемого движения, развить у ребенка навыки управления своими действиями и их контроля, точного расположения туловища и конечностей в водной среде.

В процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий.

Изучив литературу и опираясь на исследования Р.Н.Шлячкова, решила обосновать целесообразность применения вспомогательных средств (доска для плавания, ласты, «нудлс») способствующих более быстрому приобретению плавательного навыка и становлению техники.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом диагностическом этапе с сентября 2023 года по октябрь 2023 года мною проводился анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. Определялось направление работы по самообразованию.

На втором прогностическом этапе октябрь месяц формулировалась цель и задачи работы, разработка системы мер, направленных на решение проблемы и прогнозирование результатов.

На третьем практическом этапе разрабатывалась система мер, направленных на решение проблемы, такая как повышение профессиональной компетенции и применение данной методики в образовательной деятельности. Анализ эффективности применения спортивного инвентаря на ускорение процесса обучения детей технике плавания кроль, развитие физических качеств дошкольников. В последующем корректировка ДООП «Маленький дельфин».

Для решения поставленных задач были определены следующие методы: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование.

Все исследования проходили в три этапа (декабрь, март, апрель месяц).

В течение учебного года мной проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие учащиеся 5 - 6-летнего возраста в количестве 16 учащихся. До начала занятий уровень подготовленности занимающихся был одинаков, они не умели плавать, но физически дети 6 лет были более развитыми, чем 5 летние. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут в течение восьми месяцев.

Для оценки первого этапа обучения декабрь месяц и степени овладения теми или иными навыками плавания были выбраны следующие упражнения:

1. погружение с головой;

2. выдох в воду;

3. «звезда» на груди;

4. «звезда» на спине;

5. «стрела» с доской;

6. «стрела» без доски;

7. «торпеда» на груди с доской;

8. «торпеда на груди без доски»;

9. «торпеда» на спине с доской;

10. «торпеда» на спине без доски;

11. Ныряние на дно за предметом;

12. Прыжки в воду в глубокий бассейн.

Контрольные упражнения подбирались в соответствии с требованиями, предъявляемыми детям на начальном этапе обучения плаванию.

Большое место в мышлении ребенка дошкольного возраста занимает образ. В обучении плаванию образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений должны широко применяться. Учащиеся освоили все эти упражнения за три первых месяца.

Далее, (январь, февраль, март, апрель) процесс обучения проходил на глубокой чаше бассейна, где учащиеся по элементам изучали технику плавания кроль на спине, кроль на груди с применением спортивного инвентаря: ласты, нудлсы, пояса.

В качестве поддерживающего средства для 5 – летних учащихся был выбран - поддерживающий плавательный пояс, для 6 летних учащихся – поддерживающий нудлс. Поддерживающий пояс мы перестали применять уже в конце января месяца.

Второй этап контрольных испытаний проводился в марте месяце где были выбраны следующие упражнения:.

Проплывание ногами кроль на спине 25 метров в ластах (с доской)

Проплывание ногами кроль на спине 25 метров в ластах (без доски)

Проплывание кроль на спине в полной координации 15 метров в ластах

Проплывание кроль на спине в полной координации 25 метров в ластах (без остановки)

Проплывание ногами кроль на груди 25 метров в ластах (с доской)

Проплывание ногами кроль на груди 25 метров в ластах (без доски)

Проплывание кроль на груди в полной координации 15 метров в ластах (без остановки, с остановкой)

Проплывание кроль на груди в полной координации 25 метров в ластах (без остановки)

Третий заключительный этап в конце апреля

Проплывание кроль на спине в полной координации 15 метров

Проплывание кроль на спине в полной координации 25 метров

Проплывание кроль на груди в полной координации 15 метров

Проплывание кроль на груди в полной координации 25 метров

Участие в соревнованиях (25 или 50 метров по выбору)

Но, мы должны помнить, что ведущее место в этом возрасте должен занимать игровой метод, применяли мы его в заключительной части занятия и в перерывах между упражнениями. Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию и позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений.

Все мероприятия проводились на базе бассейна МУДО «ДТДиМ» г. Воркута в период с сентября 2023 по май 2024 года.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛАСТ И НУДОЛСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

В пользу целесообразности и результативности нетрадиционных методов обучения можно отметить следующий факт: за период проведенной работы было выявлено, что плавание - это навык, который может быть усвоен каждым дошкольником старшего возраста при условии систематичности занятий!

Более того, занятия плаванием показало уникальный оздоровительный эффект:

- в плане закаливания организма - снизилась заболеваемость;

- в плане развития дыхательной системы;

- в плане развития опорно-двигательного аппарата;

- в плане благотворного психологического воздействия, следствием чего были отмечены такие изменения: как желание стать лучше (быстрее, сильнее, смелее), уметь и знать больше.

Стоит отметить, что к концу учебного года 100% воспитанников научились самостоятельно передвигаться в воде при помощи согласованных движений рук и ног (способом кроль на груди, на спине). Более 60% учащихся приняли участия в Первенстве города по плаванию «Маленький дельфин», заняли призовые места, один учащийся проплыл по нормативу 3 юношеского разряда.

ВЫВОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ,

КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Использование ласт и нудолсов позволяет ребенку активно работать мышцами ног, спины и живота, способствуя укреплению их и развитию.

2. Улучшение координации движений: благодаря добавочному сопротивлению, создаваемому ластами и нудолсами, дети учатся правильно координировать движения ног и рук, что способствует более эффективному плаванию.

3. Повышение выносливости: использование спортивного инвентаря позволяет детям продлить время и интенсивность плавания, улучшая выносливость и физическую подготовку.

4. И не забывать, что использование игровых приёмов обучению плаванию дошкольников, как одно из ведущих в организации занятий.

Особенности применения ласт и нудолс для дошкольников

• Безопасность: при использовании спортивного инвентаря необходимо обеспечить безопасность учащихся следить за их правильным использованием и контролировать их плавательные навыки.

• Постепенное введение: учащимся нужно давать возможность постепенно привыкать к использованию ласт и нудолсов, начиная с коротких промежутков времени и увеличивая их постепенно.

• Мотивация и позитивный подход: использование спортивного инвентаря должно быть веселым и мотивирующим для учащихся, чтобы они получили удовольствие от плавания и желание продолжать заниматься этим видом спорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спортивный инвентарь является эффективным средством обучения плаванию дошкольников. Он способствует развитию физических навыков, координации движений и выносливости у детей. Однако необходимо обеспечивать безопасность и постепенное введение данного спортивного инвентаря, а также использовать мотивацию и позитивный подход для создания интереса и удовольствия у детей от плавания.

Применение спортивного инвентаря в начальный период обучения плаванию способствует снятию чувства страха, неуверенности учащихся. Ласты способствуют ускоренному обучению движениям ногами и плаванию в полной координации, помогают развитию гибкости стопы.

Совершенно поразительный эффект дает плавание в ластах на спине, так как скользить и плыть на спине, как правило, учащиеся затрудняются, именно ласты предоставляют юным пловцам такую возможность. Это возможность – плыть на спине - вызывает восторг, как у ребенка, так и у педагога. Задача педагога - научить правильным движениям в ластах и закрепить их, превратив умение в навык. Выработанный навык, затем будет применен в плавании без ласт. Далее во время процесса обучения идет чередование плавания в ластах и без них.

Таким образом, использование спортивного инвентаря может быть рекомендовано в качестве эффективного средства обучения плаванию дошкольников, при условии соблюдения всех необходимых мер безопасности и организации занятий, стимулирующих увлечение и радость от плавания. ПОМНИТЕ!!! Не следует давать детям много плавать в ластах, так как они могут дать отрицательный эффект облегченного плавания. Ласты используются, как инструмент для обучения умению выполнять эффективную мышечную волну ногами.

И не забывайте, что самое важное - это любовь и понимание к детям, а спортивный инвентарь лишь инструмент для достижения их физического развития и обучения плаванию.




























БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баранова, В. Плавание, как важнейшее средство оздоровления / В. Баранова, Л. Медведева // Дошкольное воспитание.- 2008. № 6. С. 44-50.

2. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: АСТ: Астрель, 2005.-160c.

3. Воронина, И.Н. Играя, учимся плавать.// Физическая культура в школе. 2012. №4. С.14-17.

4. Воронова, Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. М.: Детство Пресс, 2010. 79 с.

5. Кошанов, А. И. Начальное обучение плаванию [Текст] / А. И.

6. Давыдов В. Ю. Плавание в детском саду: учебно-методическое пособие. Волгоград: Учитель, 1996. 180 с.

7. Казаковцева Т. С. Обучение плаванию детей дошкольного возраста в условиях детского сада с крытым плавательным бассейном: методические рекомендации. Киров, 1984. 40 с.

8. Каунсилмен Д. Наука о плавании. М.: Физкультура и спорт, 1972. 431 с.

9. Кислов А. А., Панаева В.Г. Нептун собирает друзей. М.: Просвещение, 1974. 102 с.

10. Козлов А. В. Плавание доступно всем. Л.:Лениздат, 1986. 95 с.

11. Турчанинов, С.Ю. Плавание-жизненно важный навык: автореф. дис. канд. пед. наук/ С. Ю. Турчанинов.- Ярославль, 2005.- 22 с.

младших школьников: Вопросы психологии.1984. №2. С. 60-65.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.