Статья «Интерактивные технологии как средство повышения эффективности обучения школьников»
Медведева Т.А., учитель МБОУ Арбатская СОШ
Таштыпского района РХ
Интерактивные технологии как средство повышения эффективности обучения школьников
«Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра”
Джон Дьюи
Задача повышения качества образования является важной для любой страны мира, но для России это актуальная и приоритетная проблема, которая нашла отражение в "Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года". Система качества должна распространяться не только на конечный, результативный этап образовательной деятельности, но и на процесс овладения знаниями, умениями и навыками, охватывать все элементы образовательного процесса, способствующие достижению этого результата
Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения, зафиксированных в нормативных документах системы требований к качеству образования.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
Повышение качества обучения и образования школьников - главная цель внедрения новых информационных технологий, использование же мультимедиа значительно повышает уровень образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании и тем самым повышения его эффективности и качества.
Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие человека и компьютера.
Вывод: интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, имеющая вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Следовательно, суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при котором практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания и имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Значит, при использовании методов интерактивного обучения последнее должно строиться так, чтобы все учащиеся могли учиться. Отсюда вытекает, что главное назначение интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
В чём же заключаются дидактические возможности технологии интерактивного обучения как средства повышения эффективности обучения?
Сегодня без компьютера нет обучения. Во все сферы образовательного процесса проник персональный компьютер. А как же он используется в обучении? Первое, что приходит на ум в качестве ответа на этот вопрос: «Он несет информацию». То есть является еще одним носителем (кроме стандартных печатных учебников) знаний.
Однако, компьютер сегодня – это не инструмент монолога, а скорее партнер в диалоге. Он не должен «вещать» авторитарно и безапелляционно. Он должен и ошибаться, вслед за ошибающимся учеником, и смеяться вместе с ним, но в нужный момент ненавязчиво подсказать, где ошибка, и так же ненавязчиво напомнить не в меру расшалившемуся о «времени и месте…».
А как же компьютер может это сделать? Вот для этого и существуют интерактивные средства. Они позволяют включить дальнейшем.
Если компьютер будет объяснять новую тему, так непременно разные виды информации предложит. И в любой момент можно остановить рассказ такого учителя. И он без устали будет повторять демонстрацию модели физического явления до тех пор, пока не поймет последний нерадивый ученик!
Т.о. компьютер из «вещателя информации» становится «партнером». А интерактивность – это диалоговое взаимодействие пользователя с приложением. Причем поведение программы зависит от предыдущих действий пользователя. Интерактивность в работе нужна практически на каждом этапе урока.
Например:
При получении информации. В данном случае пользователь может запускать и останавливать проигрывание анимационных роликов, звука, видео - в зависимости от того, готов он к получению новой информации или нет. (Преобразование чисел между системами счисления)
На этапе закрепления знаний. Проще говоря, решая задачи. Разнообразие способов получения ответа затрагивает различные способности ребенка и вносит игровой элемент в процесс решения задачи. Решенная задача может проверяться визуально (с экрана монитора) учителем или программным путем.
На этапе контроля полученных знаний. Результат контроля обязательно должен быть обработан программно; выборка заданий должна быть организована случайным образом, либо данные для заданий должны генерироваться программно.
Развитие сегодняшней школы немыслимо без все более активного внедрения во все сферы ее деятельности самого широкого спектра информационно-коммуникационных технологий. Применение на уроках интерактивных методов обучения, позволяет добиться новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Процесс информатизации системы образования – процесс жизненно необходимый и необратимый, как бы к нему не относились работники сегодняшней школы. И учитель, который хочет подготовить адаптированного к условиям современного мира и конкурентоспособного выпускника, должен владеть информационно-коммуникационными технологиями в полной мере.
Таким образом, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Использование технологии интерактивного обучения в педагогическом процессе побуждает учителя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, он определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями учащихся, предлагаемого содержания, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознает, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.
Примеры некоторых интерактивных заданий, используемых на уроках информатики:
1. Преобразование чисел между системами счисления
2. Системы счисления
3. Калькулятор систем счисления
4. Алгоритмы и алгоритмизация
5. Стратегия
6. Метод координат
7. Графы
8. Схема Горнера
9. Логика
10. Черный ящик
11. Волк, коза, капуста
12. Животные, птицы, летающие птицы
13. Растения, деревья, хвойные деревья
14. Круги Эйлера
15. Таблицы истинности
16. Интерактивная доска
Литература и источники:
- Материалы сайта «Методическая копилка учителя информатики» http://www.metod-kopilka.ru/.
- Газета «Информатика», 2009,июнь / Александр Александрович Дуванов, kurs@robotland.pereslavl.ru
- Материалы с сайта единых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Лекции дистанционного мастер-класса А.М. Горностаевой, Э.С. Лариной «Создание интерактивных учебных пособий во Flash»:
- http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=73740&lib_no=75909&tmpl=lib
- Автор: учитель информатики и ИКТ Томилова Елена Анатольевна.
- Образовательное учреждение: МОУ гимназия № 19 города-курорта Кисловодска. Тема: Множество. Круги Эйлера.
Елена Владимировна
Медведева Татьяна Александровна
Медведева Татьяна Александровна
Елена Владимировна