Урок информатики и ИКТ в 8 классе «Способы кодирования информации»
Технологическая карта урока
Авторы, разработчики: | Прийменко Андрей Викторович, учитель информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева» |
Предмет | Информатика и ИКТ |
Класс | 8 класс |
Тип урока | Урок усвоения и применения новых знаний |
Технология урока | Технология развития информационно-коммуникационно-технологической компетенции (ИКТ) |
Тема | Способы кодирования информации |
Цель | - обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; - сформировать общие представления о роли кодирования информации; - поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью. |
Оборудование | Компьютеры учащихся, компьютер учителя, интерактивная доска, проектор. |
Использованные ресурсы: - литература; - дидактические материалы - ЭОР | Литература: Босова Л. Л., Босова А.Ю. «Информатика-8», М: Бином. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л.Л. Босова А.Л. «Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие», М: Бином. Лаборатория знаний, 2015. (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/mo.php) Дидактические материалы: Презентация «Кодирование информации». |
| Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | Организационный момент | | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
2 | Формулирование темы и целей | - Рассмотрите изображения на экране телевизора; - О чём нам говорит каждое изображение? -Подумайте, какое действие с информацией вы выполнили, преобразовав её? -Тема урока: - Что мы должны узнать на уроке? | - смотрят gif-анимацию; - смотрят изображения; - делают вывод о значении изображений»; -«Кодирование информации»; - как кодировать информацию различных видов (текст, графика и звук); | Регулятивные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; Познавательные УУД: -актуализация сведений из личного опыта; -формирования навыков преобразования информации; -формирование понятий, «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»; Личностные УУД: - умение структурировать знания; - применять навыки кодирования на практике Коммуникативные УУД: - формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам; |
4 | Изучение нового материала + одновременное закрепление | -Рассмотрите слайд – и запишите формулы, которые позволяют найти объем файла и количество символов в алфавите, количество цветов в изображении и количество уровней громкости в аудиофайле; -Как называется набор символов для кодирования текстовой информации? - Из каких элементов состоит любая картинка в компьютере. Запомни! В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде. -Отгадай правило кодирования информации - Запомни! Для кодирования и декодирования информации нужна кодировочная таблица. - Запишите информационный вес символа; - Рассмотрите мозаику и витраж и запишите определение понятия «Дискретизация» - Откуда в компьютере 16 млн. цветов? - Как получить любой цвет? - Почему существует 2 цветовые модели? В чем разница? - Посмотрите, как это реализуется технически; - Давайте рассмотрим график на слайде и ответим на вопрос «Что происходит со звуком?», «Что такое низкий звук?» - Изучите шкалу громкости. Что такое болевой порог? Чему он равен? - Давайте изучим схему двоичного кодирования звука. Звуковая волна воздействует на микрофон, создавая резонанс. Колебания воздуха преобразуются в электрические импульсы, которые разбиваются АЦП на временные отрезки; уровень сигнала на каждом из них преобразуется в двоичный код; - От чего зависит качество оцифрованного звука? - Обратите внимание на то, как отличается качество кодирования в телефонной связи от качества аудиодиска и запишите формулу для вычисления информационного объёма звукового файла. Важно запомнить, что в формуле N=2i, N – количество уровней громкости. | -читают информацию определения; - рассматривают картинки и делятся жизненным опытом; -алфавит; - из пикселей (точек); - запоминают; - дети сразу затрудняются ответить, но должны догадаться, что все буквы алфавита пронумерованы по порядку и делают вывод, что нудна кодировочная таблица; - записывают; - смотрят и записывают; - дети говорят об оттенках; - с помощью смешивания - одна для печати на бумаге (CMYK), другая для экранов устройств (RGB); - смотрят на слайд; - увеличивается громкость; - бас; - звук, вызывающий болевые ощущения; - Рассматривают схему и внимательно изучают ее работу; - от частоты дискретизации и глубины кодирования; | |
5 | Физкультминутка | - Смотрим и повторяем упражнения. | - смотрят видео, слушают команды и повторяют движения за персонажем. | |
6 | Компьютерный практикум | Кодовая таблица ASCII Программа Hieroglyph | Декодируют текст, записанный в двоичном коде. | Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, - развитие диалогической речи |
7 | Итоги урока, рефлексия | Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? | Работа с дневниками | Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
8 | Запись домашнего задания. | §7 с. 46-49 РТ: №79, 80,84,86,96,98 | Работа с дневниками | |
Программа для представления символов по их коду
EXE / 2.85 Мб
Способы кодирования информации
PPTX / 13.44 Мб
Декодируйте следующий текст:
Только единицы
10110010 11001110 11001011 11011100 11001010 11001110 10100000 11000101 11000100 11001000 11001101 11001000 11010110 11011011
знают, что
11000111 11001101 11000000 11011110 11010010 10000010 10100000 11010111 11010010 11001110
Закодируйте следующий текст:
миллионы состоят
11001100 11001000 11001011 11001011 11001000 11001110 11001101 11011011 10100000 11010001 11001110 11010001 11001110 11010001 11010010 11001110 11011111 11010010
из нулей
10100000 11001000 11000111 10100000 11001101 11010011 11001011 11000101 11001001 10100000
11010010 11001110 11001011 11011100 11001010 11001110 10100000 11000101 11000100 11001000 11001101 11001000 11010110 11011011
11000111 11001101 11000000 11011110 11010010 10000010 10100000 11010111 11010010 11001110
11001100 11001000 11001011 11001011 11001000 11001110 11001101 11011011 10100000 11010001 11001110 11010001 11010010 11001110 11011111 11010010
10100000 11001000 11000111 10100000 11001101 11010011 11001011 11000101 11001001 10100000
Включить клавишу Num Lock. Удерживая клавишу Alt, набрать код символа на цифровой клавиатуре. Отпустить клавишу Alt, на экране появится соответствующая буква.
а) 85 112 32 26 32 68 111 119 110 →
б) 73 66 77 →
в) 69 110 116 101 114 →
г) 087 111 114 100 →
д) 068 079 083 →
е) 080 097 105 110 116 098 114 117 115 104 →