Технологическая карта урока информатики в 5 классе «В мире кодов. Способы кодирования информации»

3
0
Материал опубликован 16 February 2017 в группе

Старцева Анастасия Олеговна,

учитель информатики

Технологическая карта урока информатики в 5 классе

Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации

Тип урока: открытие нового знания

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования

Задачи:

закрепить знания об информационных процессах

обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов

формировать общие представления о роли кодирования информации

упражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов

Планируемые результаты

Предметные

формирование представления о кодах и кодировании

уметь кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования

Метапредметные

уметь перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую

Личностные

понимание значения различных кодов в жизни человека

Ресурсы урока:

Для учителя:

Учебник: Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Презентация (прил.1), раздаточный материал (прил.2,3,4)

Для учащихся:

Учебник: Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности учащихся:

Актуализация необходимых знаний:

Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, - получаете новую информацию (работа в командах).

- А что такое информация? Какие действия человек совершает с информацией? Как человек хранит информацию? Как человек передает информацию? Что вы знаете об электронной почте? Сравните возможности передачи информации с помощью бумажных и электронных писем.

Просмотр отрывка из мультфильма (Фиксики «Штрих-код»)

Учащиеся отвечают на вопросы, повторяя изученное ранее.

Меняются листочками, зачитывают ответы другой группы и дополняют их ответ.

Обсуждение отрывка - анализ ответов учащихся приводит к выводу: чтобы прочитать зашифрованный текст надо знать код, с помощью которого он был закодирован.

Мотивация познавательной деятельности:

Для чего используют коды, кодирование?

А вы кодируете информацию?

Чему вы хотите научиться? (записать на доске: кодировать, декодировать информацию и т.п.)

Учащиеся определяют свои знания и умения по работе с кодом, кодирование, ставят задачи на урок: формулируют их в виде конкретных учебных действий.

Организация познавательной деятельности

Просмотр и обсуждение презентации.

Расшифруйте:

звонок будильника. (пришло время просыпаться и собираться в школу)

телефонный звонок (кому-то нужно с вами поговорить)

звонок в дверь (кто-то пришел)

звонок на урок (собирает ребят на урок, или оповещает о перемене)

- Что такое код? Кодирование? (ответы детей.)

- Приведите примеры кодов, используемых в нашей жизни.

- В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации. Для чего или кого, как вы думаете?

- Расшифруйте информацию на листочке, полученном в начале урока, используя код языка Брайля (прил.2)

Представить различные способы кодирования.

Контроль при выполнении практического задания (соревнования между командами)

Учащиеся задают вопросы по теме, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры кодов.

Выполнение задания на карточках (прил.2)

Кодируют и декодируют информацию, используя изученные правила кодирования (важна быстрота выполнения задания).

Подведение итогов

Как вы усвоили кодирование и декодирование, проверим на следующем уроке. Вам нужно будет выполнить задания в ТПО.

Организация учебной ситуации, направленной на формирование навыков самооценки:

- О достижениях этого урока сейчас поговорим, исходя из задач, которые вы поставили перед собой (фронтальный опрос).

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Учащиеся анализируют свою работу.

Домашнее задание: учебник §7, ТПО №80, 83, 85, 88, 96

Дополнительные творческие задания: закодировать слово длиною в 10 символов с помощью Азбуки Морзе

Приложение 1

Приложение 2

Прочитайте, что написано

Приложение 3

Русская версия шрифта Брайля


 


А


Б


В


Г


Д


Е


Ё


Ж


З


И


Й


К


Л


М


Н


О


П


Р


С


Т


У


Ф


Х


Ц


Ч


Ш


Щ


Ъ


Ы


Ь


Э


Ю


Я


.


!


-


«


»


(

)


,


?

               

Приложение 4

Задание 1.

Ответ:________________________________________________________________________________

Задание 2.

(5, 3) (2, 2) (5, 2) (8, 3) (2, 3) (1, 3)

Ответ:________________________________________________________________________________

Задание 3.

18 21 19 13 01 15

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Ответ:________________________________________________________________________________

Задание 4. ТПО с.65 №89

Задание 5. Расшифруйте головоломку:
(1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).

Ответ:________________________________________________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации