Технологическая карта урока информатики в 5 классе «В мире кодов. Способы кодирования информации»
Старцева Анастасия Олеговна,
учитель информатики
Технологическая карта урока информатики в 5 классе
Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации |
Тип урока: открытие нового знания |
|||
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования |
Задачи: закрепить знания об информационных процессах обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов формировать общие представления о роли кодирования информации упражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные формирование представления о кодах и кодировании уметь кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования |
Метапредметные уметь перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую |
Личностные понимание значения различных кодов в жизни человека |
||
Ресурсы урока: |
||||
Для учителя: Учебник: Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. Презентация (прил.1), раздаточный материал (прил.2,3,4) |
Для учащихся: Учебник: Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. |
|||
Ход урока: |
||||
Содержание деятельности учителя: |
Содержание деятельности учащихся: |
|||
Актуализация необходимых знаний: |
||||
Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, - получаете новую информацию (работа в командах). - А что такое информация? Какие действия человек совершает с информацией? Как человек хранит информацию? Как человек передает информацию? Что вы знаете об электронной почте? Сравните возможности передачи информации с помощью бумажных и электронных писем. Просмотр отрывка из мультфильма (Фиксики «Штрих-код») |
Учащиеся отвечают на вопросы, повторяя изученное ранее. Меняются листочками, зачитывают ответы другой группы и дополняют их ответ. Обсуждение отрывка - анализ ответов учащихся приводит к выводу: чтобы прочитать зашифрованный текст надо знать код, с помощью которого он был закодирован. |
|||
Мотивация познавательной деятельности: |
||||
Для чего используют коды, кодирование? А вы кодируете информацию? Чему вы хотите научиться? (записать на доске: кодировать, декодировать информацию и т.п.) |
Учащиеся определяют свои знания и умения по работе с кодом, кодирование, ставят задачи на урок: формулируют их в виде конкретных учебных действий. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
Просмотр и обсуждение презентации. Расшифруйте: звонок будильника. (пришло время просыпаться и собираться в школу) телефонный звонок (кому-то нужно с вами поговорить) звонок в дверь (кто-то пришел) звонок на урок (собирает ребят на урок, или оповещает о перемене) - Что такое код? Кодирование? (ответы детей.) - Приведите примеры кодов, используемых в нашей жизни. - В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации. Для чего или кого, как вы думаете? - Расшифруйте информацию на листочке, полученном в начале урока, используя код языка Брайля (прил.2) Представить различные способы кодирования. Контроль при выполнении практического задания (соревнования между командами) |
Учащиеся задают вопросы по теме, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры кодов. Выполнение задания на карточках (прил.2) Кодируют и декодируют информацию, используя изученные правила кодирования (важна быстрота выполнения задания). |
|||
Подведение итогов |
||||
Как вы усвоили кодирование и декодирование, проверим на следующем уроке. Вам нужно будет выполнить задания в ТПО. Организация учебной ситуации, направленной на формирование навыков самооценки: - О достижениях этого урока сейчас поговорим, исходя из задач, которые вы поставили перед собой (фронтальный опрос). |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Учащиеся анализируют свою работу. |
|||
Домашнее задание: учебник §7, ТПО №80, 83, 85, 88, 96 |
||||
Дополнительные творческие задания: закодировать слово длиною в 10 символов с помощью Азбуки Морзе |
Приложение 1
Приложение 2
Прочитайте, что написано
Приложение 3
Русская версия шрифта Брайля
Приложение 4
Задание 1.
Ответ:________________________________________________________________________________
Задание 2.
(5, 3) (2, 2) (5, 2) (8, 3) (2, 3) (1, 3)
Ответ:________________________________________________________________________________
Задание 3.
18 21 19 13 01 15
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
Ответ:________________________________________________________________________________
Задание 4. ТПО с.65 №89
Задание 5. Расшифруйте головоломку:
(1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).
Ответ:________________________________________________________________________________