Справка по адаптации в 10 классах
СПРАВКА
по итогам проверки адаптационного периода в 10 -х классах.
Дата: 31. 10. 2014 г.
Цель: пронаблюдать, как проходит острый адаптационный период у десятиклассников, проверить уровень преподавания, соблюдение рекомендаций нормативных документов.
Учителя – предметники десятого универсального ознакомлены со следующими нормативными документами:
Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), с учетом приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994.
Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004г. №1312. «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 20.08 2008 г. № 241 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2003 г. № 1312»;
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.01г. №196.
«Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.» - СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.
Образовательная программа МОУ СШ № 5 г.Саяногорска;
Устав МОУ СШ № 5 г.Саяногорска.
Проверка и наблюдение осуществлялась зам.директора по УВР Манукян Т. Н.
Уроки проводятся в первую смену с 8.00 часов. Продолжительность урока – 45 минут. Объём недельной нагрузки не превышает 37 часов. Элективные учебные предметы входят в расписание. В ходе анализа посещенных уроков установлено, что учителя владеют методикой преподавания, технологией современного урока, правильно формулируют триединую цель урока, выдерживают структуру урока, правильно распределяют время по этапам урока. Используя различные методы обучения (словесный, наглядно-иллюстративный, анализ конкретной ситуации и др.) и формы активизации познавательной деятельности учащихся (коллективная, индивидуальная работа, фронтальная), педагоги реализуют поставленную триединую цель урока. Пользуются наглядным и раздаточным материалом, но на посещенных уроках не были использованы ИКТ. Содержание уроков соответствует программе и принципам обучения. Учебниками, в соответствии с Федеральным перечнем, учащиеся в основном обеспечены.
Классные журналы оформлены в соответствии с требованиями. Отметки выставляются вовремя, объективно. Фиксируются нестандартные уроки и виды проводимых работ. Домашние работы задаются.
К уроку учителя готовы, собраны, настроены на общение с детьми в доброжелательной рабочей атмосфере. Кабинеты к уроку готовы, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, после занятий проводится влажная уборка классов.
В «острый» период адаптации наблюдения за десятиклассниками показали, что переход на старшую ступень образования происходить без особых сложностей, т.к. дети осознано пришли в 10 класс. Но среди обучающихся есть как ученики со слабой мотивацией к обучению, так и ученики, заинтересованные в получении глубоких знаний. Их образовательные запросы реализуются через элективные учебные предметы.
Проведем анализ деятельности учителей и учащихся на уроках.
Класс |
Дата урока |
Ф. И. О. учителя |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
10 а |
28.09.12. биология (4-й урок по расписанию) |
Стреколовская Н.Н. |
Урок построен методически правильно, все этапы урока выдержаны. Формы и методы обучения соответствуют АПД. Речь учителя соответствует возрастному типу уч-ся, доступна, грамотна, учебным материалом владеет. |
Деятельность учащихся на урока разнообразна: ведение конспекта, участие в диалоге, в коллективной деятельности. |
10а |
06.10.12. Общество (2-ой урок по распис.) |
Касилов О.В. |
В начале урока учитель проводит организационный момент, называет тему и цели урока, тем самым задавая план на весь урок и задает домашнее задание. При объяснении нового материала опирается на знания учащихся (способ беседы). В ходе изучения темы «Человек как духовное существо» О. В. использует частично-поисковый метод обучения. Проверка д/з осуществлялась в течение всего урока по мере поступления вопросов. Учитель при ответах рассматривает различные точки зрения и пытается научить ребят. Но дети не проявляют активности в рассуждениях, не высказывают свое мнение по поводу изучаемого вопроса. При изучении нового материала О. В. дает план и перечень основных вопросов, которые необходимо освятить в ходе изучения темы. Учитель к уроку готова, но складывается мнение, что она растерялась и объяснение нового материала проводила не отрываясь от конспекта и учебника. Урок удовлетворительный. |
Ученики отвечают на поставленные вопросы по домашнему заданию, но подготовка слабая, ответы односложные, уровень ответов не соответствует возрасту учеников. Ученики работают в тетрадях, конспектируя основные моменты и понятия по теме урока. На уроке активно работает небольшое количество учеников, большинство являются пассивными участниками образовательного процесса. У большинства ребят отсутствуют навыки работы в коллективе. |
10 а |
07.10.12. экономика ( 5-ой урок по распис.) |
Касилов О.В. |
Структура урока соответствует поставленным целям. Учитель на уроке стремиться научить учащихся выражать свое мнение, используя материал прошлого урока. На уроках О.В. преобладают репродуктивные методы обучения. Проверка д/з осуществляется в вопросно-ответной форме. Хронометрически этапы урока выдержаны, соответствуют типу урока. |
Работоспособность обучающихся на уроке высокая, проявляется интерес к предмету. Сформированность общеучебных умений и навыков самостоятельной работы на оптимальном уровне. |
10а |
12.10.12. геометрия (4-ый урок по распис.) |
Каминская Г.Г. |
Урок геометрии начался с объявления темы урока и поставленных целей. Учитель владеет умением методически правильно организовать деятельность учащихся на уроке: применяет словесный, наглядно-иллюстративный методы АПД; коллективную, репродуктивную и самостоятельную формы АПД учащихся. Г. Г. учит правильно употреблять математические термины, работать с чертежами, правильно записывать математические выражения. На уроке доброжелательные, но требовательные отношения; речь учителя грамотна, соответствует возрасту учеников. Учитель спокойна, выдержана, доброжелательна. Объем работы, выполненный на уроке соответствует нормам. |
Учебники есть у всех, работают в рабочих тетрадях. Учащиеся на уроке внимательно слушают учителя, решают у доски и в тетрадях. Складывается мнение, что учащиеся понимают данный материал, владеют теорией и умеют применять полученные знания на практике. |
10 а |
22.10.12. Физика 5-й урок по расписанию) |
Евстешина Л. А. |
В начале урока учитель проводит организационный момент и задает домашнее задание. При объяснении нового материала опирается на знания учащихся (способ беседы). В ходе изучения «Первого закона Ньютона» Л. А. использует частично-поисковый метод обучения. Отсутствует этап закрепления изученного, а также не подведен итог урока и за урок не поставлено ни одной отметки. Возможно, Л. А. нужно изменить формы и методы обучения в данном классе. Учителю необходимо работать над организацией познавательной деятельности учащихся на уроке. |
Записывают в тетрадях число, в дневниках домашнее задание. Вовлечены учителем в изучение нового материала. Учащиеся находят ответы на поставленные вопросы в учебнике. Дисциплина на уроке удовлетворительная, многие ученики не вовлечены в урок и занимаются своими делами. Многие плохо знают физические понятия, законы физики и не умеют применять их при работе на уроке. |
Выводы:
Режим дня и недельная нагрузка соответствует требованиям Санитарных правил 2.4.2.2821-10. Учителя выполняют требования к адаптационному периоду. Ученики способны управлять своим поведением, выполнять требования учителей, общаться со сверстниками, участвовать в учебной деятельности. О благоприятных условиях адаптации служат те факты, что все обучающиеся в 10 классах ходят в школу, конфликтных ситуаций не возникает.
Действия учителей направлены на формирование у учащихся обобщенных умений и навыков, умений планировать и самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. На уроке предлагаются разные виды упражнений, что не вызывает утомляемости от одного рода деятельности.
Предложения:
Одобрить работу Каминской Г.Г., Стреколовской Н.Н., Касилова О. В., Евстешиной Л. А. по организации обучения в адаптационный период. Продолжать выполнять задачи адаптационного периода. Терпеливо, с педагогическим тактом помогать ученикам в организации учебного процесса в рамках выполнения образовательных программ по всем предметам. На уроках больше давать обучающимся самостоятельности в своих высказываниях, учить работать с первоисточниками и справочной литературой, создавать «ситуацию успеха» для каждого ученика.
Зам.директора по УВР ____________ Манукян Т. Н.