12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыденко Оксана890
Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года.
Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово
1

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Теория права». Класс - 10

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»

Принято «Утверждаю»

Педагогическим советом школы Директор школы

Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.

Приказ №___ от_______


 

Рабочая программа

Элективного курса

по (предмету)- обществознание(включая экономику и право)

«Теория права» Класс - 10

Всего часов на учебный год - 35ч.

Количество часов в неделю - 1ч в неделю

Учебник - «Право», под ред. Л.Н.Боголюбова.

Учитель:

Фамилия: Давыденко

Имя: Оксана

Отчество: Викторовна

Категория - первая

Стаж работы - 19лет

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Школьным методическим объединением Заместитель

Руководитель ШМО директора по УВР

гуманитарного цикла

___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./

Протокол №_____ от__________

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ", Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы М.В.Мустафиной и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" .

Общая характеристика учебного предмета

Социальный заказ, выдвигаемый обществом к изучению предметов гуманитарного цикла, требует определения у учащихся собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях, формирования мировоззренческих, ценностно-мотивационных взглядов, умения на практике применять полученные знания.
Кроме этого низкая правовая культура и правовой нигилизм части современного общества предполагает более пристальное внимание к изучению права в школе и правовому воспитанию
. Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста» рассчитана на изучение в 10-11 классах,  где ставится задача профес­сионально-личностного самоопределения учащихся и сформирован адекватный им состав образовательных дисциплин. В десятом классе предлагается познакомиться с разделом Теория права, который включает материал об основных по­ложениях теории права с тем, чтобы вы­работать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. До сих пор теорию права изучали в контексте изучения с теорией государства, и это действительно представляет­ся разумным, так как и право, и государство составляют важней­шую общественно-политическую структуру любого цивилизован­ного общества. Но, ставя задачу профессионального ориентирования,  целесообразно обратить внимание на более подробное изучение правовых вопросов.

Элективный курс предполагает ознакомление учащихся с правовым опытом человечества, более углубленное изучение основных разделов правоведения и проведение с учащимися практических работ по изучению источников права, системы права, Конституции РФ и текущего законодательства. Особое значение придается развитию навыков поиска, анализа и обработки информации, работы с ее различными типами. 
Критерием оценивания знаний учащихся по предмету является не только усвоение количества учебного материала и способность его воспроизводить, но и овладение навыками анализа, объяснения, умения давать определения, приводить доказательства; развитие правовой и коммуникативной культуры школьников.

Главная цель курса- формирование индивидуального правово­го сознания, основанного на личностном восприятии прав челове­ка. Речь не идет о бездумном прославлении Всеобщей декларации прав человека - такой подход, встречающийся в некоторых совре­менных концепциях правового обучения, был бы движением к но­вым идеалам по старой дороге.

Особенностью программы курса является то, что в ней большое место отводится усвоению не только и не столько политических знаний, а в первую очередь правовых знаний и умений. Это объяс­няется самим названием элективного курса «Выбирающему про­фессию юриста», что в переводе с древнеримского «ius» - означает право и «iustitia» - справедливость.

 

Место учебного предмета в учебном плане:

Часы для элективного курса даны из школьного компонента- 35 часов из расчёта 1 час в неделю при 35 учебных неделях . Элективный курс решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета :

Формирование у учащихся углубленного интереса к праву.

Развитие правосознания и правовой культуры, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права.

Воспитание гражданской ответственности, и чувства собственного достоинства. Развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе уважения к правопорядку, правам и свободам другого человека.

Соотношение своих взглядов и принципов с требованиями права, применение на практике полученных знаний с целью защиты и соблюдения законных интересов личности.

Освоение систематизированных знаний в области права, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации, формирование целостного представления о месте и роли права в нашей жизни.

В системе многоуровневой педагогической подготовки этот курс рассматривается как ступень допрофессионального образова­ния в качестве подготовки не собственно к профессии, а к система­тическому профессиональному обучению.

Предлагаемая ниже программа предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над правовыми и» тросами. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий сегодняшнего времени, а воспринимались в кон­тексте применения правовых знаний в различных жизненных си­туациях. Подростки могут и должны понять, что в правовой и по­литической сфере объективно существует многовариантность в решении непростых проблем, однако такая многовариантность предполагает признание некоторых общезначимых принципов, та­ких, как Справедливость, Гуманность, Верность.

Помимо мировоззренческого компонента содержания данного учебного предмета большое внимание уделяется в программе ус­воению правовых и политических знаний, логических, методиче­ских, оценочных умений учащихся, что достигается посредством изучения юридических документов.

Особенностью программы курса является то, что в ней большое место отводится усвоению не только и не столько политических знаний, а в первую очередь правовых знаний и умений. Это объяс­няется самим названием элективного курса «Выбирающему про­фессию юриста», что в переводе с древнеримского «ius» - означает право и «iustitia» - справедливость.

Содержание учебного предмета.

 

Тема 1. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Понятие системы нормативного регулирования. Понятие и признаки права.

Соотношение норм права, обычаев и норм морали, корпоративные нормы. Формирование права в древнем мире. Римское право. Средневековое право. «Русская правда» – как источник феодального права. Развитие правовых норм и складывание правовой системы России. Основные виды правовых систем в современном мире.

Тема 2. Формы (источники права). Понятие формы(источника права)

Виды нормативно-правовых актов

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Тема 3. Правотворчество. Понятие правотворчества, его принципы и виды.

Этапы и основные стадии законотворческого процесса.

Тема 4. Норма права. Понятие, признаки, виды нормы права.
Структура нормы права. Классификация норм права

Тема 5. Система права. Понятие системы права.

Краткая характеристика отраслей российского права.

Тема 6. Правовые отношения. Понятие, признаки и виды правовых отношений

Субъекты правоотношений. Понятие и классификация юридических фактов.

Тема 7. Реализация права. Непосредственные формы реализации права. Стадии применения права.

Тема 8. Толкование права. Понятие и виды толкования норм права.

Тема 9. Правосознание и правовая культура. Понятие и структура правосознания. Правовая культура.

Тема 10. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность. Правомерное поведение: понятие, структура, виды. Правонарушение.

Юридическая ответственность.

Тема 11. Законность и правопорядок. Понятие законности.

Понятие правопорядка , его соотношение с общественным порядком.

Законность и правопорядок.

Тема 12. Механизм правового воздействия. Правовое воздействие и правовое регулирование. Механизм правового воздействия.

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения элективного курса обучающийся должен

знать/понимать

основные факты, подходы и явления, характеризующие целостность и системность права;

основные функции, принципы, нормы, институты и отрасли права;

основы текущего законодательства России;

возможности правовой системы по реализации прав и свобод человека и гражданин;

уметь

проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;

критически анализировать полученную информацию;

участвовать в дискуссиях, в проектной деятельности, в учебно-исследовательской работе;

формулировать и аргументировать собственную позицию по различным вопросам;

практически использовать приобретенные знания и умения для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

соотнесения своих действий и поступков с правовыми формами социального поведения;

объективного оценивания своих достижений, поведения с учетом иных мнений и идей;

осознания себя как представителя гражданского сообщества, гражданина России.

Учебно-методическое обеспечение:

Список литературы для учителя

Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,

Учебные тесты по обществознанию.

Список литературы

Право. под.ред. Боголюбова М.: Просвещение, 2011-13гг.

А.Ф.Никитин. Правоведение.. – М.: Просвещение, 2011-13 г.;

Кодексы РФ.

Конституция РФ.

Юридические справочники, словари, энциклопедии.

Материально-техническое обеспечение:

Проектор, экран, компьютер, принтер

Видеофильмы, компьютерные учебные программы,

Репродукции, фотографии,

Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),

 

Календарно-тематическое планирование элективного КУРСА" Теория права" 10класс (35 часов).

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание

Дата проведения

План

Факт

1

Введение

1

Урок изучения нового материала

Знакомство с курсом . Цели, задачи изучения предмета . Теория права как наука и учебная дисциплина. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права. Система основных понятий юриспруденции.

   
 

Тема 1. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.(4ч)

 

2

Понятие системы нормативного регулирования.

1

Комбинированный урок.

Понятие системы нормативного регулирования. Виды норм.

   

3

Понятие и признаки права.

1

Комбинированный урок.

Понятие и признаки права. Сущность и ценность права. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества.

   

4

Соотношение норм права, обычаев и норм морали, корпоративные нормы.

1

Комбинированный урок.

Соотношение норм права и норм морали, корпоративные нормы. Система регулирования в обществе. Социальные и технические нормы: понятие, виды, особенности и взаимосвязь.

   

5

Основные виды правовых систем.

1

Комбинированный урок.

Формирование права в древнем мире. Римское право. Средневековое право. «Русская правда» – как источник феодального права. Развитие правовых норм и складывание правовой системы России. Основные виды правовых систем в современном мире.

   
 

Тема 2. Формы (источники права). (3ч)

   

6

Понятие формы(источника права).

1

Комбинированный урок.

Понятие формы(источника права)

   

7

Виды нормативно-правовых актов.

1

Комбинированный урок.

Основные виды форм Российского права. Законы и подзаконные акты. Верховенство законов как главное требование правового государства

   

8

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1

Комбинированный урок.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

   
 

Тема 3. Правотворчество. (2ч)

 

9

Понятие правотворчества, его принципы и виды.

1

Комбинированный урок.

Понятие правотворчества, его принципы и виды

   

10

Этапы и основные стадии законотворческого процесса.

1

Комбинированный урок.

Этапы и основные стадии законотворческого процесса.

   
 

Тема 4. Норма права. (3ч)

 

11

Понятие, признаки, виды нормы права.
 

1

Комбинированный урок.

Понятие, признаки, виды нормы права.
 

   

12

Структура нормы права.

1

Практическая работа

Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция.

   

13

Классификация норм права.

1

Лекция

Классификация норм права. Виды и их характеристика.

   
 
 

Тема5. Система права. (2ч)

 

14

Понятие системы права.

 

Комбинированный урок.

Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Основные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования.

   

15

Краткая характеристика отраслей российского права.

 

Лекция

Понятие институтов и отраслей права. Частное и публичное право.

   
 

Тема6. Правовые отношения. (4ч)

 

16

Понятие, признаки и виды правовых отношений.

1

Комбинированный урок.

Понятие, признаки , структура и виды правовых отношений

 

17-18

Субъекты правоотношений.

2

Комбинированный урок.

Субъекты правоотношений, их правоспособность и дееспособность. Субъективные права и обязанности участников правоотношений.

   

19

Понятие и классификация юридических фактов.

1

Комбинированный урок.

Понятие и классификация юридических фактов.

   
 

Тема7. Реализация права (3ч)

 

20-21

Непосредственные формы реализации права.

2

лекция

Непосредственные формы реализации права. Применение права -особая форма реализации права. Условия и юридические гарантии применения права.

   

22

Стадии применения права.

1

Комбинированный урок.

Стадии применения права.

   
 

Тема8. Толкование права. (1ч)

 

23

Понятие и виды толкования норм права.

1

лекция

Понятие и необходимость толкования норм права. Способы и виды толкования норм права.

   
 

Тема9. Правосознание и правовая культура (2ч)

 

24

Понятие и структура правосознания.

1

Комбинированный урок.

Правосознание как одна из форм общественного сознания. Структура правосознания.

   

25

Правовая культура.

1

Комбинированный урок.

Правовая культура: понятие, виды, функции. Правовая культура и правовой нигилизм.

   
 

Тема 10. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность. (3ч)

 

26

Правомерное поведение: понятие, структура, виды.

1

Комбинированный урок.

Правомерное поведение: понятие, структура. Виды правомерного поведения и средства его обеспечения

   

27

Правонарушение.

1

Комбинированный урок.

Понятие правонарушения, его признаки, виды.

   

28

Юридическая ответственность.

1

Комбинированный урок.

Юридическая ответственность: понятие и виды.

   
 

Тема11. Законность и правопорядок (3ч)

 

29

Понятие законности.

1

Комбинированный урок.

Понятие законности. Принципы и гарантии законности. Её структура.

   

30

Понятие правопорядка , его соотношение с общественным порядком.

1

Комбинированный урок.

Понятие правопорядка и государственной дисциплины. Принципы реализация правопорядка

   

31

Законность и правопорядок.

1

Практическая работа.

Исследование проявления низкого и высокого уровня правопорядка в обществе.

   
 

Тема12. Механизм правового воздействия. (2ч)

 

32

Правовое воздействие и правовое регулирование .

1

Комбинированный урок.

Правовое воздействие и правовое регулирование. Общая характеристика механизма правового воздействия

   

33

Механизм правового воздействия.

1

Практическая работа.

Анализ и работа с нормами права.

   

34-35

Обобщение по курсу." Теория права".

2

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать знания учащихся по курсу.

   
 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.