Справка по классно-обобщающему контролю в 10-х классах 2023-2024 учебный год
Департамент социальной политики Администрации города Кургана
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Справка
Об итогах классно-обобщающего контроля в 10-х классах в 2023-2024 учебном году
В соответствии с планом работы МБОУ г. Кургана «СОШ № 11» в период с 26.02.24г. по 07.03.24г. проводился классно-обобщающий контроль в 10-х классах.
Цель контроля: Выявление степени адаптации обучающихся 10-х классов к обучению на уровне среднего общего образования в условиях профильной школы.
Объекты контроля: обучающиеся 10-х классов, классные руководители и педагоги, работающие с этими классами.
В ходе контроля была проведена следующая работа:
Проведено инструктивное совещание по организации и осуществлению классно-обобщающего контроля.
Посещены и проанализированы уроки в 10 -х классах.
Проанализированы результаты входных контрольных работ на начало учебного года, результаты контрольных срезов знаний по предметам учебного плана.
Проведена проверка тетрадей и дневников обучающихся.
Проверены классные электронные журналы.
Проведен анализ социальных паспортов классов.
Проведена психолого-педагогическая диагностика обучающихся 10-х классов.
В школе разработана основная образовательная программа среднего общего образования на 2023-2025г.г. (в новой редакции в соответствии с Федеральной образовательной программой среднего общего образования). Учителями – предметниками на основе ООП СОО разработаны рабочие программы по предметам учебного плана в соответствии с ФГОС СОО и ФОП.
Анализ кадрового состава, работающего в 10 –х классах
№ | Учитель | Предмет | Категория |
1 | | Математика в 10аб классах | Нет |
2 | | Русский язык, литература, в 10аб классах | Высшая |
3 | | Физика в 10аб классах | Высшая |
4 | | Биология в 10аб классах | Первая |
5 | | География в 10аб классах | Высшая |
6 | | Английский язык в 10аб классах | Высшая |
7 | | Английский язык в 10а классе | Высшая |
8 | | Информатика в 10аб классах | Высшая |
9 | | История, обществознание в 10б классе | Высшая |
10 | | История, обществознание в 10а классе | Первая |
11 | | Французский язык, немецкий язык в 10аб классах | Высшая |
12 | | Химия в 10аб классах | Нет, кандидат биологических наук |
13 | | Физическая культура в 10аб классах (девочки) | Высшая |
14 | | Физическая культура в 10аб классах (мальчики) | Высшая |
15 | | ОБЖ в 10аб классах | Высшая |
Таким образом, 87% учителей – это специалисты, имеющие высшую и первую квалификационную категорию, 1 учитель является кандидатом биологических наук.
Адаптация – динамический процесс приспособления человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в начале учебного года. Особенно остро этот стресс испытывают те учащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики первых, пятых и десятых классов.
У 10-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация нового уровня образования, изменение режима и нагрузки). Юноши и девушки переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: старшеклассник становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Эти факторы во много раз усиливаются, если ученик в 10-м классе пришел в другую школу. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей.
Вышесказанное определяет актуальность проведения исследования адаптации обучающихся 10 классов.
В МБОУ г. Кургана в 2023-2024 учебном году на параллели 10-х классов созданы классы с профильными группами:
10а класс (30 человек): группа гуманитарного профиля с углубленным изучением истории и обществознания и группа естественнонаучного профиля с углубленным изучением биологии и химии;
10б класс (25 человек): группа информационно-технологического профиля с углубленным изучением математики и информатики и группа универсального профиля с углубленным изучением литературы, истории и географии.
Углубленное изучение предметов группой универсального профиля осуществляется за счет часов факультативов из части, формируемой участниками образовательных отношений.
Всего на параллели 10-х классов 55 учеников, которые обучаются по ФГОС СОО (2022) в штатном режиме.
Содержание учебных предметов углубленного уровня ориентировано на подготовку к последующему профессиональному образованию и развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Профильное обучение строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся.
Для получения учащимися знаний, умений и навыков, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия в будущем, в 10-х классах в часть, формируемую участниками образовательных отношений, введен курс «Финансовая грамотность» в объеме 1 час в неделю.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, введен «Индивидуальный проект», который должен выполнить каждый обучающийся в 10-м или 11-м классе, и отметка за выполнение которого фиксируется в аттестате о среднем общем образовании. В 2023-2024 учебном году выделены часы для руководства проектной деятельностью обучающихся 10-х классов учителям химии, биологии, математики и английского языка.
По учебному плану школы в 10-х классах предполагается ведение элективных курсов, они обязательны для посещения. Тематика и содержание элективных курсов углубляет и расширяет содержание различных образовательных областей, учитывает интересы всех обучающихся и дает возможность успешного продолжения образования на следующем уровне.
Название элективного курса | ФИО учителя |
Начальная военная подготовка | |
Финансовая грамотность | |
Готовимся к ЕГЭ по обществознанию | |
Некоторые вопросы отечественной истории | |
Страноведение | |
Основы литературоведческого анализа текста | |
Комплексный анализ текста | |
За страницами учебника геометрии | |
Общее количество часов по учебному плану среднего общего образования составит 2312 часов за два года обучения, что соответствует требованиям нормативных документов для пятидневной учебной недели при 34 учебных неделях и 34 часах в неделю на обучающегося.
Характеристика классов
10а класс
На начало 2023-2024 учебного года 10А класс состоял из 30 человек, из них 12 мальчиков и 18 девочек. Коллектив сформирован из выпускников различных 9-х классов (9А класс – 18 человек, 9Б класс – 1 человек, 9В класс – 6 человек), а так же 5 из новеньких ребят. По возрасту состав класса состоит из 4-х учащихся 2006 года рождения, остальные 2007 года рождения. Во втором полугодии 2023-2024 учебного года в класс прибыла 1 девочка.
Социальный состав класса – 13 учеников из неполной семьи, 4 учащихся из многодетной семьи, 1 учащийся из малообеспеченной семьи. Неблагополучных нет. Родители учащихся в основном с высшим или среднеспециальным образованием.
Родительский комитет находится в тесной связи с классным руководителем и оказывает большую помощь в организации работы класса.
В 10а классе сформированы две профильные группы:
Естественнонаучный профиль
(с углубленным изучением химии и биологии) – 8 человек
Гуманитарный профиль
(с углубленным изучением истории и обществознания) – 23 человека
В классе сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Неуспевающих нет, одна отличница. 12 человек окончили предыдущий учебный год на «4» и «5».
5 учащихся обладают неординарностью мышления и поведения. 6 учеников занимаются в системе дополнительного образования спортивного, краеведческого и экологического направлении. Слабоуспевающие учащиеся - 4 человека.
Коллектив можно назвать единым целым, так как, хоть он и состоит из отдельных групп по симпатиям, но каждый ученик готов помочь любому своему однокласснику. Дети доброжелательны друг к другу. Случаев оскорблений между ребятами нет. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Мальчики и девочки на равных общаются между собой.
В классе не всегда наблюдается рабочая обстановка и дисциплина.
10б класс.
Классный коллектив 10Б класса сформирован в 2023-2024 учебном году из выпускников различных 9- х классов.
В 10б классе обучаются 25 человек: 9 юношей и 16 девушек.
Состав класса по возрасту в основном одинаков: 2 учащихся - 2008 года рождения, 21 учащийся - 2007 года рождения, 1учащийся - 2006 года рождения.
Немецкий язык изучают - 4 человека, французский язык -1 человек, английский язык - 20 человек.
1 девочка обучается на дому по медицинским показаниям.
1 девочка имеет статус ребенка с ОВЗ.
1 мальчик - опекаемый, опекун Самсонова Оксана Викторовна.
В классе скомплектованы две профильных группы: информационно-технологического и универсального профиля обучения.
Информационно-технологический профиль
(с углубленным изучением математики и информатики) – 12 человек
Универсальный профиль – 13 человек
Коллектив 10Б класса работоспособен, все учащиеся обладают навыками самостоятельного умственного труда. У большинства учащихся устойчивое внимание, хорошая зрительная и слуховая память. В основном учащиеся полностью используют свой умственный потенциал, немало времени отводят на самообразование, поэтому большинство имеют хорошие оценки.
В классе есть учащиеся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и мыслящих нестандартно: 3 человека.
Дисциплина в классе хорошая. Учащиеся в основном не пропускают уроков без уважительной причины.
Класс готов решать творческие задачи, проявляют активность в проведении внеклассных мероприятий, классных часов. В коллективе есть учащиеся, которые активно принимают участие в жизни класса и школы: 7 человек.
В классе явных лидеров нет, но есть ученица, имеющая лидерский потенциал, организаторские способности – 1 девочка. Между мальчиками и девочками атмосфера уважения и взаимопонимания.
Ребята проявляют чуткость и внимательность по отношению к родителям, учителям, одноклассникам, у них сформированы чувства чести и долга.
Классный руководитель с этим классом работает первый год.
Вся воспитательная работа проводится в тесном контакте с родителями. Строго по графику проходят родительские собрания.
По мере необходимости оказывается консультативно методическая помощь по разным вопросам.
Посещение уроков в 10 классе
В ходе классно-обобщающего контроля было посещено 9 уроков наблюдения: геометрия (базовый уровень), химия (базовый уровень), физкультура, биология (профильный уровень), алгебра (профильный уровень), физика, география, история (профильный уровень), английский язык.
Посещенные уроки в 10-х классах показали, что учителя владеют методикой работы с данной возрастной категорией детей. Уроки учителей, в основном, удовлетворяют требованиям ФГОС СОО, нацелены на формирование личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД). На уроках используются современные технологии: проектная, исследовательская, ИКТ, применятся диалоговые формы общения, создаются нестандартные ситуации при использовании знаний.
Все уроки проведены в соответствии с программой и тематическим планированием. Опрос домашнего задания включает разные виды деятельности: индивидуальную, групповую. Фронтальный опрос позволяет выявить пробелы в знаниях и своевременно их устранить. На уроках математики, химии и биологии вопросы теории связаны с выполнением практических заданий. Проводятся срезы в форме КИМ ЕГЭ. Активно используются приёмы внутреннего стимулирования (проблемные вопросы, интерес к процессу деятельности), формируется система интеллектуальных умений (умение анализировать, систематизировать, обобщать сведения). Культура педагогического общения проявляется устойчиво во всех ситуациях, со всеми категориями учащихся, психологический климат благоприятный. Дисциплина на большинстве уроков хорошая. Но следует отметить, что темп работы и уровень самостоятельности на уроках не достаточно высок. Учащиеся организованы, но только четверть учащихся работает активно, часть учащихся не выполняют домашнее задание или выполняют на несоответствующем старшекласснику уровне.
Преподавание математики
В обязательную предметную область «Математика и информатика» входят предметы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Для обучающихся 10а класса и группы универсального профиля 10б класса эти предметы преподаются на базовом уровне, для обучающихся группы информационно-технологического профиля – на углубленном уровне.
Количество часов, отведенных на изучение:
на базовом уровне:
алгебры и начал математического анализа – 2 часа в неделю,
геометрии – 2 часа в неделю,
вероятности и статистики – 1 час в неделю;
на профильном уровне:
алгебры и начал математического анализа – 4 часа в неделю,
геометрии – 3 часа в неделю,
вероятности и статистики – 1 час в неделю.
Преподает в 10-х классах учитель математики.
На уроках геометрии предпочтение отдаётся наглядно-конструктивному методу обучения. Развитие пространственных представлений у обучающихся в курсе стереометрии проводится за счёт решения задач на создание пространственных образов и задач на оперирование пространственными образами. Создание образа проводится с опорой на наглядность, а оперирование образом – в условиях отвлечения от наглядности, мысленного изменения его исходного содержания. Именно поэтому на уроках геометрии прослеживается стремление к развитию у обучающихся логического мышления, для этого широко используются проблемные вопросы. В некоторой степени реализуется и самостоятельность на уроке: обучающиеся решают задачи по готовым чертежам.
Познавательная активность на уроке поддерживается беседой, неоднократным обращением к учащимся в течение всего урока. Наличие обратной связи «ученик-учитель» проявляется в том, что учащиеся отвечают на вопросы и задают вопросы сами.
В ходе изучения учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» обучающиеся получают новый опыт решения прикладных задач, самостоятельного построения математических моделей реальных ситуаций, интерпретации полученных решений, знакомятся с примерами математических закономерностей. Специфика учебной деятельности требует продолжительной концентрации внимания, самостоятельности, аккуратности и ответственности за полученный результат. В основе методики обучения алгебре и началам математического анализа лежит деятельностный принцип обучения. Это в полной мере можно наблюдать на уроках.
На протяжении всего урока речь учителя математически и логически грамотная. На уроках учитель развивает и у детей математическую речь, исправляет речевые ошибки, требует аккуратности оформления заданий, воспитывая в учениках оформительские умения.
Отношение учителя с обучающимися 10-х классов дружеские, доверительные.
Надо отметить, что учащиеся 10а класса не всегда проявляют активность на уроках, работают 3-4 человека, остальные предпочитают отмолчаться. Так, на уроке геометрии в 10а классе отметки за ответ у доски получили всего 3 ученика из 27 присутствующих. Ученики профильной группы 10б класса на уроках работают активнее (из 11 человек, присутствующих на уроке алгебры, 8 человек получили отметки).
Предложение: на уроках проводить гимнастику для глаз, соблюдая требования СанПин.
В сентябре 2023 года в 10-х классах по математике была проведена входная контрольная работа. Контрольная работа состояла из 11 заданий основного государственного экзамена по математике, из которых 6 заданий с кратким ответом базового уровня сложности (оценивались 1 баллом), 3 задания повышенного уровня сложности (оценивались 2 баллами), 2 задание высокого уровня сложности (оценивалось 3 баллами).
Результаты входной контрольной работы по математике
Результаты
Класс | Кол-во уч-ся | Выполняли работу | «5» | «4» | «3» | «2» | % выполнения | % качества | Средний балл |
10а | 29 | 19 | 0 | 2 | 5 | 12 | 37 | 11 | 2,5 |
10б | 26 | 14 | 0 | 2 | 4 | 8 | 43 | 14 | 2,6 |
Итого | 55 | 33 | 0 | 4 | 9 | 20 | 39 | 12 | 2,5 |
На основании анализа контрольной работы можно сделать следующие выводы:
- результаты входной контрольной работы по математике нельзя считать объективными, так как выполняло работу только 33 человека из 55, что составляет 60% от общего количества обучающихся 10-х классов;
- обучающиеся 10-х классов, которые выполняли входную контрольную работу, справились с контрольной работой по повторению на недопустимом уровне (процент выполнения составил менее 50%), причем ученики 10б класса справились с работой чуть лучше (10а – 37% выполнения, 10б – 43% выполнения);
- отметку «5» не получил ни один ученик;
- отметку «4» - 4 ученика;
- не справились с работой 20 человек.
- около 50% учащихся показали прочные знания по темам: «Решение линейных и квадратных уравнений», «Графики функций», «Свойства степени», «Теорема Пифагора»;
- в качестве дефицитов можно выделить следующие: выполнение арифметических действий с отрицательными и дробными числами, решение неравенств, отсутствие пояснений при решении геометрических задач.
В сентябре в группе информационно-технологического уровня обучалось 15 человек (из них 1 человек находится на домашнем обучении). В начале второго полугодия 2 мальчика поняли, что им не хватает фундаментальных знаний для изучения математики на профильном уровне и перешли в группу универсального профиля. 13 человек имеют средние математические способности и базовую подготовку, но при этом обладают внутренней мотивацией к изучению предмета.
Это подтверждается отметками за 1 полугодие 2023-2024 учебного года.
Класс | Кол-во уч-ся | «5» | «4» | «3» | «2» | % успеваемости | % качества | Средний балл |
10б | 14 | 4 | 9 | 1 | 0 | 100 | 93 | 4,2 |
Во время классно-обобщающего контроля был проведен срез знаний в профильной группе 10б класса по теме «Логарифмическая функция».
Результаты контрольного среза знаний по теме «Логарифмическая функция»
Класс | Кол-во уч-ся | Выполняли работу | «5» | «4» | «3» | «2» | % выполнения | % качества | Средний балл |
10б | 14 | 10 | 0 | 4 | 5 | 1 | 90 | 40 | 3,3 |
Итого | 14 | 10 | 0 | 4 | 5 | 1 | 90 | 40 | 3,3 |
Обучающиеся профильной группы выполнили работу на оптимальном уровне (процент выполнения – 90). Качество выполнения работы – 40%. Учащиеся показали знание определения логарифма, простейших свойств логарифма, умение решать логарифмические уравнения.
Основные ошибки, допущенные учениками, свидетельствуют о недостаточном объеме фундаментальных знаний по математике, а именно: сравнение дробей, запись числовых промежутков при решении неравенств, отсутствие проверки найденных решений.
Слабее подготовка обучающихся профильной группы по геометрии, что подтверждается результатами 1 полугодия 2023-2024 учебного года
Класс | Кол-во уч-ся | «5» | «4» | «3» | «2» | % успеваемости | % качества | Средний балл |
10б | 14 | 0 | 10 | 4 | 0 | 100 | 71 | 3,7 |
Обучающиеся профильной группы принимали участие во Всероссийской олимпиаде школьников: 7 человек (7 человек – в школьном этапе по математике, 2 человека – в школьном этапе по информатике, 3 человека в школьном этапе по физике. Трое из них вышли на муниципальный этап ВсОШ (1 - по математике,1 -. по информатике, 1 -. по астрономии), но только 1 из них принял участие в этом этапе.
Анализируя полученные данные, можно утверждать, что
- информационно-технологический профиль на уровне среднего общего образования был выбран администрацией школы верно, несмотря на то, что учебный предмет «Информатика», который в рамках информационно-технологического профиля изучается на углубленном уровне, остался вне контроля. Учителем информатики не был представлен самоанализ преподавания информатики в профильной группе, сравнительный анализ результатов обучения профильной и непрофильных групп, в том числе результаты контрольных срезов;
- обучение в профильной группе будет способствовать повышению результативности участия обучающихся в предпрофессиональных конкурсах, олимпиадах, экзаменах, а главное выбору дальнейшего маршрута обучения.
Преподавание русского языка и литературы
В обязательную предметную область «Русский язык и литература» входят обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литература», которые в 10-х классах изучаются на базовом уровне. Количество часов на изучение этих предметов – 2 и 3 часа в неделю соответственно.
Анализ качества знаний учащихся русскому языку
в 10 классах в 2023-2024 учебном году
Класс | Кол-во | Выпол- няло | «5» | «4» | «3» | «2» | % вып. | % кач. | Ср. балл |
20.09.2023 Стартовая диагностика | |||||||||
10А | 30 | 21 | 2 Никитина, Попов | 12 | 4 | 3 | 86 | 67 | 3,8 |
10Б | 19 | 12 | - | 2 | 5 | 5 | 53 | 17 | 2,8 |
Итого | 49 | 33 | 2 | 14 | 9 | 8 | 76 | 48,5 | 3,0 |
30.11.2023 Контрольная работа за 1 полугодие | |||||||||
10А | 29 | 19 | 1 | 11 | 3 | 4 | 79 | 63 | 3,5 |
10Б | 25 | 17 | - | 3 | 10 | 4 | 77 | 18 | 2,9 |
Итого | 54 | 36 | 1 | 14 | 13 | 8 | 78 | 42 | 3,2 |
Выводы:
Участники контрольных работ: 10А класс:
20 сентября из 30 учащихся выполняли работу 21, что составляет 70%. 30 ноября из 29 человек приняли участие в контрольной работе 19 учащихся (66%).
10Б класс:
20 сентября из 19 списочных выполняли работу 12 (63%); 30 ноября из 25 человек приняли участие в работе 17 (68%) учащихся.
Таким образом, результаты контрольных работ нельзя считать полностью объективными.
Анализ выполнения и качество работ.
На стартовой диагностике выполнение составило 86% (10А) и 53% (10Б); качество – 67 и 17% соответственно и средний балл 3,8/3,5.
Таким образом, учащиеся 10А выполнили работу на оптимальном уровне при высоком качестве. Учащиеся 10Б класса – на критическом уровне при низком качестве.
По результатам 1 полугодия результаты 10А несколько снизились: 79% выполнение; качество 63%, тем не менее результаты остались практически на оптимальном уровне. Учащиеся 10Б класса значительно улучшили показатели работы с 53 до 77%, но качество практически не изменилось (17/18%).
Численность учащихся, выполнивших работу на «2»:
№ п/п | 10А | 10Б | |||
Всего | 3 | 4 | 5 | 4 |
В 10А стало меньше на 1 человека, в 10Б – больше. Учащиеся, выполнившие на «2» обе работы: 2 – 10А класс. 3 – 10Б.
Предложения, направленные на повышение качества выполнения работы по русскому языку:
Классным руководителям контролировать посещаемость учащихся; проводить в системе работу с родителями, особенно обратить внимание на неуспевающих. Своевременно уведомлять родителей о результатах оценочных процедур.
Учителям-предметникам своевременно доводить до сведения руководства школы ситуацию с посещаемостью уроков и успеваемостью; провести индивидуальную работу с неуспевающими; повторно выполнить с ними аналогичную контрольную работу.
Классными руководителями проводится недостаточно качественная работа по профилактике пропусков уроков.
Классным руководителям и предметникам предоставить отчет руководству школы о проделанной работе, направленной на профилактику неуспеваемости.
Руководству школы организовать проведение родительского собрания с целью информирования законных представителей о состоянии образовательного процесса в 10 классах.
Преподавание истории, обществознания и географии
В обязательную предметную область «Общественно-научные предметы» входят учебные предметы: история, обществознание, география.
В 2023-2024 году на параллели 10-х классах:
история преподается:
- в группе гуманитарного профиля 10а класса на углубленном уровне 4 часа в неделю;
- в группе естественнонаучного профиля 10а класса и в 10б классе – на базовом уровне (2 часа в неделю);
обществознание преподается:
- в группе гуманитарного профиля 10а класса на углубленном уровне 4 часа в неделю;
- в группе естественнонаучного профиля 10а класса и в 10б классе – на базовом уровне (2 часа в неделю);
география преподается в 10а и 10б классах на базовом уровне.
Углубленное изучение истории и обществознания позволяет в большей степени
- раскрыть важные детали исторического процесса, персоналии, даты, нюансы общественных отношений и процессов, на которые не отводится время при изучении предмета на базовом уровне,
- повысить интерес к предмету через межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, архитектурой, музыкой, географией и др., организацию просмотров документальных и художественных фильмов,
- реализовать проблемное обучение,
- реализовать патриотическое воспитание, так как уделяется больше времени на изучение достижений СССР, причин успехов первых пятилеток, успехи в Великой Отечественной войне и т.д.
Во время классно-обобщающего контроля были посещены урок истории в 10а классе (гуманитарная группа) и урок географии в 10а классе.
В 10а классе (12.03.24 г.) на уроке истории (углубленный уровень), учитель: Печерских М.Э., присутствовало 23 человека из 23..
Тема урока «Ликвидация внутрипартийной оппозиции ВКП (б) в 1920-ых, роль Сталина в создании партийной номенклатуры» соответствует федеральной образовательной программе по истории среднего общего образования.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Вид урока: текущая лекция
Оборудование: авторская презентация, м/медиа
В целом структура урока соблюдена (1 этап - Организационная часть урока: подготовка к лекции (5-10 мин.). 2 этап - Лекционное изложение нового учебного материала (20-25 мин.) 3 этап - Уяснение и запоминание основной части материала на уроке (10 мин.). 4 этап - Заключительная часть урока (5 мин.)
Материал выстроен в хронологической последовательности, логически продуман, основные тезисы даются под запись. Темп урока оптимальный. Учитель хорошо владеет педагогическими техниками: эмоционально окрашенная грамотная речь, доброжелательный тон. В ходе урока были использованы следующие приемы активизации познавательной деятельности: отбор содержания учебного материала развивающего характера; авторская презентация, отражающая основные задачи темы урока; демонстрация личной заинтересованности данной темой; обращение к ранее изученному материалу (лейбористы); отработка понятийного аппарата; включение в содержание урока регионального компонента (Л.Б. Красин); копии архивных документов (записки Сталина).
Вывод: Урок соответствует требованиям к результатам (личностным, предметным, мета предметным) основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО.
Предложения: обеспечить обратную связь после каждого смыслового раздела с целью усвоения материала, используя интерактивные методы. Проводить гимнастику на зрительный анализатор.
Тема урока по географии в 10а классе (01.03.24 г.) «Топливно-энергетический комплекс мира». На уроке присутствовало 23 человека (опоздали 3).
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Вид урока: рассказ учителя
Оборудование: м/медиа, тематическая презентация, фрагменты видеофильма «Топливная промышленность мира»; карта мира, план на доске.
Этапы урока соблюдены, логически взаимосвязаны. Организационная часть проведена в форме географической разминки. Учебные цели сформулированы. План урока записан на доске. Мотивация учащихся: через практико-ориентированное содержание урока; фронтальную работу, индивидуальную работу по карте у доски (отличные ответы у Прохорова, Сартиной, Брютова); работу с атласами; вопросы на установление причинно-следственной связи, самостоятельную работу по систематизации учебной информации (страны-экспортеры и страны – импортеры нефти); работа с диаграммами; использование ранее изученного материала; работу с понятийным аппаратом (ОПЕК; баррель). На уроке прослеживалась работа учителя по формированию у обучающихся функциональной грамотности – способности использовать получаемые знания для решения жизненных проблем в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В содержание учебного материала урока были включены вопросы экологии (загрязнение окружающей среды в результате добычи топлива). Содержание урока было направлено на формирование представления у обучающихся географических реалий, происходящих в современном мире, геополитических, геоэкологических событий и процессов. Прослеживалась работа учителя по подготовке к ЕГЭ. Условия психологической комфортности созданы.
Домашнее задание, с включением творческого задания, дано до звонка, с комментарием, объем оптимальный. Время распределено рационально. Итоги подведены. Результаты сообщены. Урок соответствует требованиям ФГОС СОО.
Предложения: Проводить гимнастику на зрительный анализатор.
Во время классно-обобщающего контроля были проведены контрольные срезы знаний по предметам история и обществознание в 10а и 10б классах
Результаты контрольных срезов знаний по истории
по теме «Индустриализация и коллективизация в СССР в 30-е годы»
Класс | Кол-во уч-ся | Выполняли работу | «5» | «4» | «3» | «2» | % выполнения | % качества | Средний балл |
10а (профиль) | 23 | 17 | 1 | 7 | 5 | 4 | 77 | 47 | 3,3 |
10б (база) | 25 | 24 | 0 | 13 | 10 | 1 | 96 | 54 | 3,5 |
Итого | 47 | 41 | 1 | 20 | 15 | 5 | 88 | 51 | 3,4 |
Исходя из анализа работ обучающихся, можно сделать вывод о том, что большая часть обучающихся профильной группы 10а класса и практически все обучающиеся 10б класса усвоили учебный материал по теме «Индустриализация и коллективизация в СССР в 30-е годы» на базовом уровне. При этом не знают полных правильных определений исторических понятий, плохо ориентируются в историческом пространстве (не знают даты исторических событий, не могут по фотографии назвать партийных деятелей, расшифровать название организации по ее аббревиатуре ГУЛАГ, Осоавиахим и т.п.).
Результаты контрольных срезов знаний по обществознанию
Класс | Кол-во уч-ся | Выполняли работу | «5» | «4» | «3» | «2» | % выполнения | % качества | Средний балл |
10а (профиль) | 23 | 17 | 2 | 9 | 5 | 1 | 94 | 65 | 3,7 |
10б (база) | 25 | 20 | 0 | 4 | 13 | 3 | 88 | 20 | 3,1 |
Итого | 48 | 37 | 2 | 13 | 18 | 4 | 89 | 41 | 3,4 |
Обучающиеся выполнили работу на оптимальном уровне (процент выполнения от 80 до 100). Анализ работ показал, что ученики профильной группы усвоили разницу между группами прав гражданина РФ, особенности и условия военной службы, обязанности гражданина РФ. При этом ученики дают неполные или неправильные определения понятий, допускают неточности в знании Конституции РФ.
Анализируя организацию профильного обучения, уровень преподавания предметов результаты контрольных срезов, можно сделать вывод о том, что гуманитарный профиль на уровне среднего общего образования выбран правильно. Популярность этого профиля среди обучающихся 10-х классов велика. Об этом свидетельствует тот факт, что 20 человек из 55 выбрали этот профиль в начале учебного года, во втором полугодии 2023-2024 учебного года в эту группу добавились еще 3 ученика.
Преподавание английского языка
Английский язык преподают в 10-х классах 2 учителя.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. За основу берется речевая компетенция (совершенствование коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо).
На уроке английского языка в 10А классе присутствовало 4 человека из 5. Мария Викторовна четко формулирует цели урока – развитие навыков говорения и чтения, в течение всего урока использует различные приемы и методы для их достижения: словесный, наглядный, поисковый, объяснительно-иллюстративный. На уроке была организована деятельность обучающихся по изучению и закреплению лексических единиц. Обучающиеся посмотрели фильм по теме «Экология», заполнили таблицу в тетрадях, высказали свое мнение по теме, поработали с текстом и выполнили грамматические задания по теме «Артикль». В конце урока был этап рефлексии и подведение итогов.
На уроке английского языка у Елены Сергеевны присутствовало 18 человек из 22. Цель урока - развитие грамматических навыков. Елена Сергеевна провела в начале урока речевую зарядку, во время которой обучающиеся отвечали на вопросы учителя. Учащиеся на уроке читали и переводили текст, выполняли грамматические задания по учебнику, активно работали у доски и в тетрадях. Итог урока подведен не был.
Преподавание биологии
Предмет «Биология» входит в обязательную предметную область «Естественнонаучные предметы».
В 2023-2024 учебном году этот предмет преподается на углубленном уровне в группе естественнонаучного профиля 10а класса в количестве 3 часов в неделю и на базовом уровне в группе гуманитарного профиля 10а класса и в 10б классе в количестве 1 часа в неделю.
Изучение учебного предмета «Биология» на базовом уровне предполагает наряду с изучением общебиологических теорий уделять внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе: профилактики наследственных заболеваний человека, медико-генетического консультирования, обоснования экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде, анализа влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных и искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета «Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям динамично развивающегося современного мира
Изучение учебного предмета «Биология» на углубленном уровне ориентировано на подготовку обучающихся к последующему получению биологического образования в вузах и организациях среднего профессионального образования. Основу его содержания составляет система биологических знаний, полученных при изучении обучающимися соответствующих систематических разделов биологии на уровне основного общего образования, в 10–11 классах эти знания получают развитие. Так, расширены и углублены биологические знания о растениях, животных, грибах, бактериях, организме человека, общих закономерностях жизни, дополнительно включены биологические сведения прикладного и поискового характера, которые можно использовать как ориентиры для последующего выбора профессии. Возможна также интеграция биологических знаний с соответствующими знаниями, полученными обучающимися при изучении физики, химии, географии и математики.
Ольга Николаевна владеет коллективом, знает возрастные особенности десятиклассников. Учебный материал освещает с научной точки зрения, в соответствии с возрастом учащихся. При изучении новых понятий учитель использует ранее изученный материал, иллюстрации учебника, проблемные вопросы, учебный фильм презентацию. В качестве формы общения преобладает диалог учителя с учащимися, используется и рассказ учителя. Ученики, особенно профильной группы, очень заинтересованы на уроке, принимают активное участие в разборе новой темы, рассуждают, строят логические цепочки, пытаются объяснить то или иное биологическое явление или процесс. Для закрепления новой темы составляют схемы и таблицы, решают задачи и тесты в формате ЕГЭ. Учащиеся профильной группы мотивированы на углубленное изучение биологии, поэтому в группе успеваемость по итогам 1 полугодия 2023-2024 учебного года составляет 100%, качество – 80%.
Все учащиеся профильной группы планируют сдавать ЕГЭ по биологии и поступать в медицинские ВУЗы.
Профильное обучение даёт учащимся:
прочные знания по профильным предметам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;
вырабатывает у них навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготавливает их к решению задач различной сложности;
вырабатывает у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать её; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации;
делает их конкурентоспособными при поступлении в выбранные ВУЗы.
В ходе классно-обобщающего контроля был проведен контрольный срез знаний по биологии в профильной группе
Результаты контрольного среза по биологии
Класс | Кол-во уч-ся | Выполняли работу | «5» | «4» | «3» | «2» | % выполнения | % качества | Средний балл |
10а (профиль) | 8 | 7 | 6 | 1 | 0 | 0 | 100 | 100 | 4,9 |
Анализ результатов контрольного среза знаний подтверждает правильность выбора профиля обучающимися 10-х классов.
Преподавание химии
Обязательный учебный предмет «Химия» входит в обязательную предметную область «Естественнонаучные предметы». Этот предмет изучается в 2023-2024 учебном году в 10-х классах на углубленном уровне в группе естественнонаучного профиля 10а класса в объеме 3 часа в неделю и на базовом уровне в гуманитарной группе 10а класса и в 10б классе в объеме 1 час в неделю.
Содержание предмета «Химия» (10–11 классы, базовый уровень изучения) ориентировано преимущественно на общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для выработки мировоззренческих ориентиров, успешного включения в жизнь социума, продолжения образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Преимуществами профильного уровня можно считать:
глубокое содержание предмета, повышение качества образовательной системы;
возможность выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности;
решение одной из жизненно важных проблем - обоснованного выбора будущего профессионального образования, самореализация выпускника в его профессиональной деятельности;
возможность качественной подготовке к сдаче ЕГЭ и поступлению в профильные вузы, так как при изучении химии на профильном уровне имеется больший резерв времени.
На уроках в профильном классе имеется возможность для решения задач в формате ЕГЭ (32, 33):
1.Решение задач на вывод формул органических соединений с использованием понятия молярная масса, массовая доля элемента, общей формулы класса вещества
2.Решение задач на вывод формулы вещества по продуктам их сгорания
3.Генетическая связь между классами органических веществ.
Химию в 10-х классах преподает кандидат биологических наук, преподаватель КГУ.
Уроки Светланы Николаевны соответствуют требованиям ФГОС СОО. Она четко ставит цели на уроке и планомерно достигает их. На уроке изучения нового материала четко прослеживается связь нового и ранее изученного, межпредметные связи химии с физикой. Для активизации познавательной деятельности используются проблемные вопросы, исследовательские задания (сравни информацию, найди причину и т.д.), сочетание разных форм работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, демонстрирует результат химической реакции.
Активность учащихся на уроке, особенно при изучении химии на базовом уровне, очень низкая. Ученики профильной группы работают более активно. В ходе овладения знаниями у учащихся профильной группы проявляется некоторая творческая самостоятельность, склонность к проектной деятельности при подготовке презентаций.
Программа профильного уровня предъявляет повышенные требования: это и больший объем работы, и повышенная сложность. Не все учащиеся профильной группы способны ее освоить на должном уровне, так как помимо прочего, вычислительные навыки учащихся этой группы очень неравномерны. Это подтверждается результатами контрольного среза знаний.
Результаты контрольного среза знаний по химии
Класс | Кол-во уч-ся | Выполняли работу | «5» | «4» | «3» | «2» | % выполнения | % качества | Средний балл |
10а (профиль) | 8 | 7 | 0 | 2 | 3 | 2 | 71 | 29 | 3 |
10а (база) | 23 | 20 | 3 | 7 | 8 | 2 | 90 | 50 | 3,6 |
10б (база) | 24 | 20 | 1 | 2 | 13 | 4 | 80 | 15 | 3 |
Итого | 55 | 47 | 4 | 11 | 24 | 8 | 83 | 32 | 3,2 |
На основании результатов контрольного среза можно сделать следующие выводы:
- обучающиеся 10-х классов, которые изучают химию на базовом уровне, выполнили работу на оптимальном уровне (процент выполнения – 85), а те обучающиеся, которые изучают химию на профильном уровне, на достаточном (процент выполнения 71);
- качество выполнения в профильной группе низкое (29%) по сравнению с гуманитарной группой этого же класса (50%).
Тем не менее видна заинтересованность ребят в изучении предметов естественнонаучного цикла (биологии и химии). К сожалению, определенные трудности в изучении этих предметов привели к тому, что в начале второго полугодия 2023-2024 учебного года 2 ученика перешли из группы естественнонаучного профиля в гуманитарную группу.
Преподавание физики
Обязательный учебный предмет «Физика» входит в обязательную предметную область «Естественнонаучные предметы», изучается на базовом уровне в объеме 2 часа в неделю.
04.03.2024г. заместителем директора по УВР был посещен урок физики по теме «Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей̆. Линии напряжённости» в 10а классе.
Урок разработан в соответствии с учебными программами по физике, в соответствии с темой урока и учитывает возрастные особенности обучающихся.
В содержание урока включен некоторый объем теоретического материала для повторения пройденной темы. На уроке используется индивидуальная, фронтальная работа обучающихся. Урок сопровождается презентацией учителя, которая используется для повторения и восприятия материала.
Использование ИКТ позволяет увеличить объем предлагаемого материала, развивает интеллектуальные творческие способности обучающихся, обеспечивает личностно-ориентированный подход, организует самостоятельную деятельность обучающихся по изучению материала, обработке знаний и умений. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию обучающихся к предмету.
Используемые приемы и методы способствуют повышению учебной мотивации и в полной мере соответствуют требованиям современной школы.
Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.
Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа с учащимися, замечания, словесные оценки и разъяснения);
- наглядный метод (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам);
Изучение нового материала с применением слайдов презентации способствовало активизации деятельности учащихся.
Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.
Речь была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.
Учащиеся были активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.
Вывод: Учитель обладает глубокими знаниями в области преподаваемого предмета. Учащиеся хорошо организованы. Учащиеся ведут себя на уроке дисциплинированно, безоговорочно выполняют полученные задания. Дети проявляют интерес к занятию, в том числе и к его теоретической части. Обладают достаточным запасом знаний по ранее изученной теме.
Во время классно-обобщающего контроля был проведен контрольный срез знаний по физике.
Результаты контрольного среза знаний по теме «Взаимодействие зарядов. Закон Кулона. Точечный электрический заряд»
Класс | Кол-во уч-ся | Выполняли работу | «5» | «4» | «3» | «2» | % выполнения | % качества | Средний балл |
10а | 31 | 27 | 0 | 7 | 18 | 2 | 93 | 26 | 3,2 |
10б | 25 | 21 | 0 | 3 | 17 | 1 | 95 | 14 | 3,1 |
Итого | 56 | 48 | 0 | 10 | 35 | 3 | 94 | 21 | 3,1 |
На основании результатов контрольного среза и анализа работ обучающихся можно сделать следующие выводы:
- уровень выполнения работы – оптимальный (процент выполнения – 94);
- качество обучения (21%) соответствует базовому усвоению материала по теме;
- обучающиеся знают формулы закона Кулона для вакуума и среды, но при использовании формулы допускают математические ошибки: не умеют работать со степенями, приводить к степени с одинаковыми основаниями, выражать искомую величину из формулы);
- решают задачи только базового уровня.
Преподавание уроков физической культуры
13.03.2024 г. руководителем методического объединения учителей естественнонаучного цикла предметов был посещен и проанализирован урок физической культуры в 10б классе.
Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь. Урок начался с построения. Учителями ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом. Опоздал на урок 1 человек.
Подготовительная часть включала в себя упражнения для всех частей опорно-двигательного аппарата, оптимально подготавливает организм к дальнейшим нагрузкам. Ходьба на носках и пятках разогревает стопу и голеностопный сустав; бег в медленном темпе разогревает мышцы ног; ОРУ в движении разогревает мышцы и суставы тела; упражнения на растягивание позволяют учащимся выполнять дальнейшие упражнения с большей эффективностью и снижают риск получения травмы.
Основная часть на уроке осуществлялось работа в парах (индивидуальная), командах (игра в волейбол) при работе над отработкой техники приема подачи мяча сверху , для закрепления изученного материала и дальнейшего получения зачета, В процессе игры происходила сдача зачета по подаче мяча сверху. На уроке были созданы условия, побуждающие учащихся к согласованию своих позиций и действий. Таким образом, развивались коммуникативные УУД. Ученики не испытывают проблемы при высказывании собственных мыслей, аргументации, построении развернутого ответа.
Заключительная часть включала в себя упражнения на расслабление и растягивание, что позволило организму учащихся восстановиться. В течение всего урока учащиеся побуждались к рефлексии собственной деятельности, подводились итоги отдельных этапов (уточнялось, что ученики знают, что умеют, какие действия выполняли в предложенных заданиях, где и какие испытали затруднения, на каких этапах выполнения упражнений можно допустить ошибки). В конце урока была проведена рефлексия (Если вам на уроке плохо, скучно, неинтересно, то присядьте. Если вы на уроке были активны, чувствовали себя хорошо, то поднимите руки и потянитесь. Если вы довольны полностью собой, у вас отличное настроение, то потянитесь и хлопните в ладоши). Все ученики потянулись и хлопнули в ладоши! 100% активность учащихся на всех этапах урока
Объем и интенсивность упражнений оптимальны: учащиеся сохраняют хорошую работоспособность на протяжении всего занятия, после работы высокой интенсивности быстро восстанавливаются.
Содержание урока соответствует поставленным целям и задачам.
Средства, используемые на уроке:
1) специально-подготовительные упражнения;
2) общеподготовительные упражнения.
Методы, используемые на уроке:
1) словесный метод (беседа с учащимися, команды, замечания, словесные оценки и разъяснения);
2) наглядный метод ( показ упражнения);
3) метод строго регламентированного упражнения, направленный на совершенствование физических качеств, а именно интервальный;
4) игровой метод (используется в подвижных играх);
Выводы: Учителя имеют опрятный внешний вид, форма одежды спортивная. Отношения с учащимися доброжелательные. Учителя обладает строгим, сдержанным характером, предъявляет высокие требования к ученикам. Обладают глубокими знаниями в области физического воспитания, хорошо знают спортивную терминологию, уделяют большое внимание теоретической подготовке учащихся. Учащиеся всегда хорошо организованы, выполняют полученные задания с готовностью, на занятиях поддерживается хорошая дисциплина. Преподаватели применяют индивидуальный подход к каждому ученику (Софья, Екатерина отрабатывали подачу отдельно), как при выборе методов обучения, так и при определении нагрузки на уроке.
Учащиеся ведут себя на уроке дисциплинированно, безоговорочно выполняют полученные задания. Дети проявляют интерес к занятию, в том числе и к его теоретической части. Обладают запасом знаний в области физической культуры и спорта, и в частности, волейбола. На занятиях учащиеся проявляют хорошую работоспособность, для профилактики переутомления применяются активный отдых, индивидуальный подход к учащимся и оптимальное дозирование нагрузок.
Учащиеся получают всестороннее и гармоничное развитие физических качеств, на уроке были получены зачеты по верхней подаче мяча, поставленные цели и задачи решены, т.е. обучающая и развивающая цели урока достигнуты. Воспитательная цель также достигнута – по ходу урока учащиеся учились проявлять силу воли, настойчивость, сдержанность. Личный пример учителей, их поведение, речь – пример для подражания учащихся.
Урок организован отлично, учащиеся выполнили весь объем заданий. Занятие прошло разнообразно и интересно. К концу занятия учащиеся проявили позитивный настрой, свое состояние прокомментировали как чувство легкой усталости.
Изучение состояния воспитательной работы
Анализ состояния воспитательной работы классных руководителей с обучающимися 10-х классов заместителем директора по воспитательной работе представлен не был.
Внеурочная деятельность в 10-х классах осуществляется по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное. 1 час внеурочной деятельности выделен для проведения цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном». 1 час внеурочной деятельности в 10-х классах выделен для проведения курса профориентационных занятий «Россия – мои горизонты».
Во время классно-обобщающего контроля руководителем методического объединения классных руководителей были посещены занятия курса «Россия – мои горизонты», которые проводили классные руководители.
Анализ проведенного мероприятия свидетельствует о том, что классные руководители владеют материалом, который подобран в соответствии с возрастом и представлен в интересной форме (видеосюжеты, презентация). Методы, применяемые учителем (беседа, проблемно-поисковый метод), помогают учащимся в формировании собственного комплекса знаний. Формы работы (групповая работа, интерактивная игра) способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.
Выводы: занятия достигло поставленной цели, имело большой воспитательный эффект.
В марте 2024 года были проверены классные электронные журналы 10-х классов.
В ходе проверки электронных журналов установлено:
- большая часть педагогов своевременно заполняют электронные журналы по следующим критериям: оценки, темы, домашние задания;
- хорошая накопляемость оценок у следующих учителей: 5 человек;
- работа по повторению прослеживается у следующих учителей: прописаны уроки обобщающего повторения, в домашнем задании указываются параграфы на повторение материала – 5 человек.
При этом имеются следующие замечания:
- не прослеживается работа со слабоуспевающими учащимися,
- нет дифференциации домашних заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся у 6 человек
- не заполнены темы уроков и домашние задания у 5 человек.
Проверка дневников обучающихся 10-х классов
На проверку были сданы дневники 10б класса в количестве 19 штук из 25. В ходе проверки установлено:
- нет подписи родителей у 4 человек
- не записаны домашние задания у 4 человек;
- нет в полном объеме расписания уроков на неделю у 3 человек;
- допускают использование корректирующей замазки при заполнении, используют при заполнении дневника цветные стержни, что не соответствует единым требованиям.
Классному руководителю Станчевой С.В. необходимо напомнить обучающимся единые требования к ведению дневников и добиваться соблюдения этих требований всеми обучающимися класса.
Диагностика адаптации 10-х классов по методике изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина
(выполнила педагог-психолог)
31 учащийся имеет очень высокий уровень школьной мотивации (что составляет 72% от общего числа опрошенных);
6 учащихся имеют высокий уровень школьной мотивации (14%);
3 учащихся имеют средний уровень школьной мотивации (7%);
2 учащихся имеют сниженный уровень школьной мотивации (5%);
1 учащийся имеет низкий уровень школьной мотивации (2%)
Рекомендации по повышению мотивации, исходя из проделанной работы:
Методы повышения мотивации выпускников.
1. Школьная успеваемость является одним из важнейших аспектов достижения желаемых результатов. Ребенок не должен подвергаться давлению: это вызовет психологический дискомфорт, ведь нельзя заставить человека быть счастливым. Самое важное в ситуации, когда тяга к знаниям не особо высока — сохранять спокойствие и правильно мотивировать ребенка. Есть интересный психологический прием — можно попробовать на время поменяться с подростком обязанностями. Такой метод позволяет доказать подростку, что сложности, возникающие в процессе обучения — мелочь по сравнению с проблемами взрослых. Обычно после этого страхи старшеклассников отходят на задний план, и подготовка к ЕГЭ будет максимально эффективной.
2.Для того, чтобы придать ребенку дополнительный стимул к получению знаний, достаточно выяснить причину его невнимательности.
Как правило, это объясняется недостатком самостоятельности в принятии решений, отсутствия помощи при разборе сложных материалов и рассеянности внимания. Все эти факторы можно корректировать, у каждого подростка есть свои сильные стороны в тех или иных предметах. К примеру, задачи по алгебре могут выполняться с легкостью, а гуманитарные предметы — наоборот, вызывать скуку.
3. Применять наглядность как средство развития интереса к урокам. Использование наглядности на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
4.Необходимо применять современные информационные технологии, которые, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организуют работу учащегося и учителя.
Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.
5. Применение мыслительных задач также является одним из приёмов, для развития интереса к занятиям. Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.
6. Самый мощный элемент в обучении это-стимул. Отсутствие стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ученик смог самостоятельно их сделать. Если ученик в каком-то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
7. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
8.Нужно отмечать достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.
9. Не осуждать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием.
10. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
11. Изменять методы и приемы обучения.
12. По возможности стараться на уроке чаще обращаться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д
14. Стараться по мере возможности, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.
16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.
17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.
19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).
20. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
21. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.
22. В деле повышения интереса ученика к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
В ходе классно-обобщающего контроля социальным педагогом Фофановой Ю.Э. был проведен анализ социальных паспортов класса.
В 2023-2024 учебном году в образовательном учреждении обучается 55 десятиклассников.
10А класс- 30 учащихся;
10Б класс 25 учащихся.
Статистические данные
Число обучающихся | Девочек | Мальчиков | Число полных семей | Число неполных семей |
55 | 29(53%) | 26(47%) | 33(60%) | 21(38%) |
Число семей с одинокими матерями | Число семей с одинокими отцами | Число опекаемых детей | Число многодетных семей | Численность детей инвалидов |
13(24%) | 0(3%) | 1(1%) | 7(10%) | 1(1%) |
Численность детей с ОВЗ | Получают бесплатное питание | Кол-во семей, где не работает 1 родитель | Кол-во семей, где не работает 2 родителя |
1(1%) | 5(8%) | 0(5%) | 0(0%) |
СОП | ПДН | ВШК | ИПР | КОНД |
0(0%) | 2(2%) | 0(0%) | 2(2%) | 1(1%) |
Вывод: на основании анализа социальных паспортов 10-х классов установлено:
- на индивидуальном профилактическом учете (в отделе полиции) состоят 2 десятиклассника,
- в социально опасном положении нет семей,
- на внутришкольном контроле - нет,
- с двумя учащимися проводятся индивидуальная профилактическая работа,
- на учете в органах наркодиспансера 1 человек (за распитие спиртных напитков).
Сводная диаграмма по десятым классам
Предложения:
Классным руководителям
Включить в план ВР классов тематику классных часов для учащихся и темы собраний для родителей из программы профилактики суицидальных проявлений среди несовершеннолетних «Цени свою жизнь», «Ради чего стоит жить».
Продумать системную работу по взаимодействию классного руководителя с психолого-социальной службой школы, которые являются основными посредниками в работе с семьей.
Обратить внимание на психолого – педагогическое просвещение родителей с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье.
В социальных паспортах классов указывать все данные о ребенке, его семье, в списках класса- телефоны, место работы и адрес родителей (если даже родители не живут вместе, но не лишены родительских прав).
Выводы:
1. В школе созданы оптимальные условия для реализации учебной мотивации учащихся 10-х классов: высокопрофессиональный коллектив педагогов, работающих на параллели; необходимое материально-техническое и программно-методическое обеспечение.
2. В 2023-2024 учебном году на параллели 10-х классов созданы группы профильного обучения: 10а класс: группа гуманитарного профиля и группа естественнонаучного профиля, 10б класс: группа информационно-технологического профиля и группа универсального профиля. На основании результатов классно-обобщающего контроля можно сделать вывод, что профили выбраны правильно, с учетом интересов обучающихся. Вне контроля осталось изучение на профильном уровне учебного предмета «Информатика».
3. Результаты образовательного мониторинга в рамках классно-обобщающего контроля показывают, что обучающиеся 10-х классов обладают базовыми знаниями практически по всем учебным предметам: уровень выполнения контрольных срезов знаний по всем предметам оптимальный (80-100%) или достаточный (65-79%). Обучающиеся профильных групп по профильным предметам выполнили контрольные срезы знаний на оптимальном уровне.
4. Результаты успеваемости по итогам I полугодия: 10а класс: успеваемость - 100%, качество - 38%, 10б класс: успеваемость - 84% (не успевают 4 человека), качество – 12%. С одной «4» по химии окончила 1 полугодие 1 ученица.
5. Состояние воспитательной работы в 10-х классах осталось без внимания.
6. Учащиеся имеют умеренный уровень школьной тревожности, подавляющее большинство имеют высокий уровень мотивации к учению и стремление к успеху. Отмечается очень высокий и высокий уровень школьной мотивации у 86% десятиклассников.
Рекомендации:
1. Учителям-предметникам, работающим в 10-х классах
Продолжить работу по адаптации учащихся, учитывая психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся.
Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности;
Проводить уроки с соблюдением здоровьесберегающих технологий.
При подготовке уроков в 10-х классах продумывать различные виды, применять групповые формы работы, обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке.
Своевременно доводить до сведения руководства школы ситуацию с посещаемостью уроков и успеваемостью; провести индивидуальную работу с неуспевающими
Развивать познавательную активность учащихся, интерес к уроку, используя личностно-ориентированные, мультимедийные средства обучения в образовательном процессе. Разнообразить виды деятельности, развивать навыки групповой работы и работы в парах.
Реализовать индивидуальный подход по сопровождению и поддержке мотивированных учащихся в рамках классно-урочной системы.
Проводить индивидуальную работу с учащимися, испытывающими затруднения в освоении образовательной программы, с целью ликвидации пробелов в их знаниях.
Учесть рекомендации заместителей директора по УВР по итогам посещения уроков.
Устранить замечания по результатам проверки журналов.
Обеспечить посещаемость учащимися уроков.
2. Заместителям директора по УВР:
Доложить о результатах классно-обобщающего контроля на заседании педагогического совета.
Продолжить посещение уроков с целью отслеживания дальнейшей адаптации учащихся.
На методических семинарах продолжить работу по изучению и внедрению современных технологий для эффективности образовательного процесса.
Организовать проведение родительского собрания с целью информирования законных представителей о состоянии образовательного процесса в 10 классах.
23