12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Симонова Наталья Николаевна124
учитель экономики
Казахстан, ВКО, Усть-Каменогорск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КГУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

АКИМАТА Г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА

СПРОС. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Учебно-методическое пособие по экономике

для общеобразовательных школ

учащихся старшего звена

УЧИТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

ВЫСШЕГО РАЗРЯДА:

СИМОНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Усть-Каменогорск

2016 год


АННОТАЦИЯ

Учебное пособие предназначено для учеников старшего звена. Может быть использовано в колледжах для изучения экономической теории.

В данном учебном пособии содержится насыщенный практический материал, включающий методику расчета равновесной цены, объема дефицита и избытка, а также изменения рыночного равновесия под воздействием внешних сил.

Учебное пособие позволяет получить практические навыки расчета, включает понятийный аппарат, методику решения типовых задач, задачи для самостоятельного решения, тесты, вопросы для закрепления.

В пособие включены материалы из всероссийских олимпиад по экономике, из межрегионального экономического конкурса «Сибириада. Шаг в мечту» г. Новосибирска.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

I

РАЗДЕЛ I.СПРОС. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

6

1

Что такое рынок?

7

2

Спрос

8

2.1

Функция спроса

9

2.2

Графический анализ спроса

10

2.3

Закон спроса

11

2.4

Математическая функция спроса

12

2.5

От индивидуального спроса к рыночному спросу

13

2.6

Неценовые факторы (детерминанты) спроса

13

2.7

Основные факторы спроса

14

3

Виды эластичности спроса

18

3.1

Эластичность спроса по цене

18

3.1.1

Крайние случаи эластичности по цене

19

3.1.2

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

20

3.1.3

Практическое применение эластичности спроса по цене

21

3.2

Коэффициент эластичности спроса по доходу

22

3.3

Коэффициент перекрестной эластичности спроса

24

ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ I

26

ТЕСТ К РАЗДЕЛУ I

31

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ К РАЗДЕЛУ 1

32

ГЛОССАРИЙ К РАЗДЕЛУ 1

34

РАЗДЕЛ II. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

36

4

Предложение. Функция предложения

37

4.1

Шкала предложения

37

4.2

Кривая предложения

38

4.3

Математическая функция предложения

39

4.4

Закон предложения

40

4.5

Индивидуальное и рыночное предложение

41

4.6

Неценовые факторы предложения

42

4.6.1

Основные детерминанты предложения

43

5

Ценовая эластичность предложения

45

5.1

Крайние случаи эластичности предложения

46

5.2

Фактор времени

48

ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ II

50

ЗАДАНИЯ ПО ЭЛАСТИЧНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К РАЗДЕЛУ II. ТЕСТ

53

ГЛОССАРИЙ К РАЗДЕЛУ II

55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

56

РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

57

6

Рыночная система

58

6.1

Взаимодействие спроса и предложения

59

6.2

Излишек и дефицит на рынке

60

6.3

Равновесие на рынке

61

6.4

Излишек потребителя и излишек производителя

62

6.5

Изменение рыночных условий

63

6.6

Последствия государственного регулирования ценообразования

64

6.6.1

Основные средства государственного воздействия на рынок

66

ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ III

70

ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ III

77

ТЕСТ 1

78

ТЕСТ2

82

ГЛОССАРИЙ К РАЗДЕЛУ III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

83

ВВЕДЕНИЕ

В экономической теории тема «Спрос. Предложение. Рыночное равновесие» имеет центральное значение. Какой бы раздел экономической науки мы не рассматривали, так или иначе, он касается понимания формирования рыночной цены и тех законов и факторов, которые влияют на ценообразование.

Так при рассмотрении тем о производстве и конкуренции, в первую очередь рассматриваются те затраты и прибыль, которую получит предприятие, а в следствии за этим затрагиваются вопросы определения рыночной цены, для получения максимальной прибыли. Каждый субъект рыночной экономики, должен понимать, как устанавливается цена в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Если подробно не касаться, того раздела, что я выбрала в своем учебном пособии, то очень сложно понять, почему совершенная конкуренция выгодна обществу. Как можно участвовать в ценовой политике государству, фирме, предприятию, и какое влияние домохозяйства могут оказывать на рыночную цену.

Учебное пособие состоит из трех разделов, в каждом из которых даются общие представления о том, что такое спрос и предложение; основные неценовые факторы и закон спроса и предложения. Каким образом ценовой фактор изменяет величину спроса и предложения. В третьем разделе подробно рассматриваются вопросы формирования рыночной цены и рыночного равновесия, и каким образом государство может воздействовать на спрос и предложение.

Цели учебного курса:

    Способствовать формированию представлений о роли субъектов рыночной экономики в определении рыночной цены, а также навыков самостоятельного решения экономических задач при рассмотрении различных ситуаций на рынке товаров и услуг.

    Развивать интерес к политике ценообразования, ориентированной на практическое применение математических методов анализа рыночного равновесия.

    Воспитывать самостоятельность, организованность, грамотность в суждениях о функционировании рыночной экономики.

Задачи:

    Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения знаниями и умениями в области политики ценообразования.

    Рассмотреть природу, и причину формирования рыночной цены.

    Показать, что продавцы и покупатели является главными действующими субъектами рыночной экономики, оказывающими влияние на равновесную цену.

    Рассмотреть вопросы и задания относительно определения рыночной цены и влияние неценовых факторов на изменение рыночного равновесия.

    Проанализировать взаимосвязанные рынки (как одно событие может сказаться на различных рынках товаров и услуг).

Для раскрытия многих тем использовались рекомендации из газеты ''Открытый урок. Введение в экономику'', журналы ''Экономика в школе'', олимпиадные задачи международных встреч ''Шаг в мечту» (г. Новосибирск), методическое пособие ''Уроки экономики'' новосибирского издательства, журналы общественного фонда ''Достижения молодых'' – ''Вестник'' №3, №4 и №6, учебный материал из «Основ экономической теории» под редакцией С.И. Иванова. А также материалы из учебного пособия «Основы экономики» г. Новосибирска, ЭКФАК/НГУ. Представленный материал используется на уроках экономики в течение 10 лет. На очереди разрабатывается приложение - разработки уроков по разделу «Спрос. Предложение. Равновесная цена».

РАЗДЕЛ I

СПРОС. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Рассматриваемые вопросы:

    Отличие понятий «спрос» и «объем спроса» (величина спроса).

    Движение вдоль кривой спроса при изменении цены и сдвиги кривой спроса при изменении неценовых факторов (детерминант).

    Возможные ошибки при построении кривой рыночного спроса (суммирование по горизонтали, исключение возможности сложения отрицательных объемов спроса).

    Точное понимание классификации благ (субституты, комплементы, нормальные, инфериорные, первой необходимости, роскоши).

5. Отличие рыночного спроса от индивидуального спроса.

6. Отличие производной, как характеристики на основе абсолютных изменений, от эластичности, как характеристики относительных изменений. Предпосылка малости изменений и необходимость перехода от точечной к дуговой эластичности.

    Связь коэффициента прямой ценовой эластичности спроса с функцией общей выручки

    Классификация благ с помощью различных показателей эластичности

Цель: Рассмотреть на более глубоком уровне понятия связанные с определением спроса и эластичностью спроса, а также взаимосвязи между выручкой и эластичностью спроса. Проанализировать построение кривой спроса и влияние эластичности на наклон кривой. Проклассифицировать блага через эластичность спроса.

Задачи:

    Представить спрос через шкалу спроса, графически и аналитически в виде разбора конкретной ситуации.

    Рассмотреть функцию спроса, представленную в виде шкалы спроса, кривой спроса, формулой; неценовые (детерминанты спроса) с помощью таблиц.

    Рассмотреть закон спроса и исключения из закона.

    Проанализировать отличия между понятиями «спрос» и «величина спроса» через анализ заданий по теме спрос

    Разобрать тему эластичность спроса и взаимосвязь эластичности с жизнью с помощью решения задач

    Решение задач по спросу с учетом влияния ценовых и неценовых факторов спроса

Оборудование: компьютер, проектор, слайды или плакаты, раздаточный материал

Основные понятия и термины

Доходы, объем спроса, индивидуальный спрос, функции спроса, закон спроса, неценовые детерминанты (факторы) спроса. Нормальные и инфериорные блага, товары заменители (субституты) и товары дополнители (комплементы), рыночный спрос, прямая ценовая точечная эластичность, дуговая эластичность, абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос. Выручка продавцов, эластичность спроса по доходу, нормальные и инфериорные блага, блага первой необходимости и роскоши, перекрестная эластичность.

    ЧТО ТАКОЕ РЫНОК?

В странах со смешанной экономикой большинство решений о распределении ресурсов реализуется через систему цен. Цены определяются на рынках, их функционирование может быть охарактеризовано с помощью базовой модели спроса и предложения.

Можно разделить всех участников рыночных отношений на две группы согласно их функциям – на покупателей и продавцов. Покупатели – это потребители, приобретающие на рынке товары и услуги, и фирмы, покупающие ресурсы, с помощью которых они производят эти товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, производящие и продающие свою продукцию, и владельцы ресурсов, которые сдают в аренду. Рынок – механизм, с помощью которого покупатели и продавцы товара вступают в контакт по поводу купли-продажи данного товара. Обычно в каждую категорию продающихся на реальных рынках товаров и услуг входят блага, не являющиеся полностью идентичными, однако рынки всегда определяются применительно к совокупности сходных продуктов. Существует широкое многообразие форм современных рынков: оптовые и розничные, мировые и региональные, то есть в зависимости от критериев, на основе которых классифицируются рынки:

- по географическому положению;

- по отраслям производства (рынок пшеницы, рынок автомобилей);

- по объектам сделок (рынок потребительских товаров, денежный рынок и рынок ценных бумаг, рынок труда).

Существенное влияние на результат торговых сделок оказывает число покупателей и продавцов на данном рынке. По этому признаку рынки рассматриваются как конкурентные и неконкурентные. На рынке совершенной конкуренции имеется много покупателей и продавцов, поэтому ни один отдельно взятый покупатель или продавец не оказывает значительного влияния на цену, например, рынок пшеницы близок к рынку совершенной конкуренции. На некоторых рынках, где небольшое число продавцов, может возникать жесткая конкуренция, например, рынок авиационных перевозок в США. Некоторые рынки включают много производителей, но являются неконкурентными, так как на них отдельные фирмы могут влиять на цену продукции. Мировой рынок нефти – один из таких примеров. На рынке нефти с начала семидесятых годов доминирует картель ОПЕК. Несмотря на разнообразие типов рынков, начнем их изучение с рынка совершенной (абсолютной) конкуренции.

Совершенная конкуренция(perfect competition) – предполагает:

    множество покупателей и продавцов, все они «ценополучатели (price takers)»; их так много, что ни один покупатель или продавец не в силах повлиять на рыночную цену, то есть они должны принимать рыночную цену как нечто данное;

    однородность товаров и услуг, т.е. товар одной фирмы является абсолютным заменителем товара другой фирмы;

    свободный вход на рынок и уход с него покупателей и продавцов товаров, что способствует полной мобильности ресурсов;

    полная и совершенная информация.

Рынки передают информацию в основном в форме цен.

Система цен в экономике свободного рынка помогает в разрешении проблем «что», «как» и «для кого». Что определяется спросом и предложением на рынках различных товаров. Как определяется решениями фирм. Для кого определяется способностью и желанием покупателей оплачивать товары, что определяется ценами, по которым они могут продать свои ресурсы. Ценовой механизм является организатором и координатором рыночной экономики. Эта система эффективно работает только в условиях свободной конкуренции.

Изучение рынков начнем с исследования поведения покупателей, рассмотрим, что определяет объем спроса на товар, то есть количество товара, которое потребители желают и могут приобрести.

2. СПРОС (Demand)

«Спрос» – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей продукта.

Спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.


Спрос отражает поведение покупателя и может быть представлен шкалой спроса. Эта шкала показывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать товар по каждой из предложенных на рынке цен.

То количество некоторого блага Х, которое потребители готовы приобрести для удовлетворения своих потребностей, называется количеством товара, на которое предъявлен спрос, или величиной спроса, или объемом спроса.

Величина спроса – это количество товара, которое покупатели желают и в состоянии купить при фиксированной цене.


Величина спроса определяется максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель за данный период времени при данных условиях.

О

Спрос (D)

P

бъем спроса – это поток, протекающий во времени, поэтому необходимо определить к какому периоду времени относится данное количества спроса. Затем учесть условия, при которых формируется данный объем спроса.

Q


Рис 1. Величина спроса (QD)


Изменение цены товара

Изменение значения функции спроса (величины спроса)


Перемещение вдоль кривой спроса

      ФУНКЦИЯ СПРОСА

Функция спроса(demand function) – зависимость объема спроса от определяющих его факторов.

Qd=Q(P, Pc, Ps, I, T, E, N)


Qdвеличина спроса на товар,

Р – цена товара (price),

Рс – цены товаров, дополняющих данный товар в потреблении (complements),

Psцены товаров, заменяющих данный товар в потреблении (substitutes),

I – доход потребителя (income),

Т – вкусы и предпочтения потребителей (tastes),

Eожидания потребителей (еxpectations),

Nколичество потребителей.

Можно расширить список факторов, воздействующих на спрос (детерминант спроса). Но обычно поступают следующим образом: сокращают число принимаемых во внимание факторов, фактически это означает, что прочие факторы остаются неизменными. Тогда можно рассмотреть зависимость объема спроса от цены данного товара:

Qd=Q(P)

      ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПРОСА

В экономической теории цена откладывается на вертикальной оси, а количество - на горизонтальной. На вертикальной оси масштаб - приравнять единицу ее длины к денежной единице - и нанести на ней деления. Деления нанесены через каждые 5 тенге. Буква Р на оси является первой буквой английского слова price (цена).

На горизонтальной оси тоже задается соответствующий масштаб. На нашем графике деления расставлены через 500 булочек и максимальный объем спроса равен 8000. Буква Q на конце горизонтальной оси является первой буквой английского слова quantity (количество).

Если мы возьмем значение цены (25 тенге), и определим, какой объем спроса ей соответствует, то мы сможем поставить на плоскости точку А, которая и покажет, что цене 25 тенге соответствует объем спроса 1400 булочек.

Так же мы поступим с ценой в 10 тенге. Если булочки будут продаваться по этой цене, то потребители захотят купить 4150 булочек. Мы можем поставить на плоскости точку Б.

Е

Рис.2

сли мы будем брать по очереди все возможные значения цены, определять, какой объем спроса соответствует каждой и ставить на плоскости точки, то мы получим некоторую кривую, которая изображена на рисунке и которой принадлежат точки А и Б.

Такая линия называется кривой спроса и показывает, какое количество товара будет куплено в заданный промежуток времени при той или иной цене.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон. При уменьшении одной переменной другая увеличивается и наоборот. При уменьшении цены растет объем спроса - потребители согласны приобретать все большее количество товара (в данном случае булочек).

Функция спроса от цены – зависимость величины спроса от цены при неизменных прочих факторах. Функция спроса может быть представлена в виде таблицы (шкалы спроса), графика (кривой спроса), с помощью формулы.

Можно задать функцию спроса с помощью линейной функции спроса:

Qd = a – bP

где Qd - количество спроса на данный товар; Р - цена данного товара; а - минимальный, не зависящий от цены объем спроса; b - коэффициент, характеризующий реакцию потребителя на изменение цены.

Шкала спроса показывает, что потребители желают и способны приобрести больше товара по низкой цене и меньше товара по высокой при прочих равных условиях. Другими словами, существует обратная зависимость между ценой и объемом спроса на товар.

2.3 ЗАКОН СПРОСА

Между ценой данного товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях (ceteris paribus), которая называется законом спроса.


Эта зависимость выведена эмпирически

Закон спроса можно объяснить действием:

    Эффекта нового покупателя: снижение цены позволяет новым покупателям предъявлять спрос на данный товар

    Эффект замещения: снижение цены приводит к тому, что люди отказываются от товаров заменителей, цены на которые не изменились и хотят купить больше подешевевшего товара

    Эффект дохода: снижение цены приводит к тому, что у людей появляются свободные деньги, которые они зачастую тратят на подешевевший товар

Таблица 1. - Исключение из закона спроса

Исключение из закона спроса

«парадокс Гиффена»

рост цены приводит к росту величины спроса на благо

«товары Веблена»

наиболее престижные товары

дешевые и малоценные блага, удовлетворяющие основные потребности людей;

расходы, на приобретение которых занимают большую долю в расходах бедных семей.

покупают с целью подчеркнуть свое социальное положение в обществе;

их потому и покупают, что они дорогие.

2.4 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СПРОСА

Представим шкалу спроса на персиковый сок за неделю

Из таблицы видно, что покупатели готовы покупать по 100 тенге - 400 литров сока за неделю. Повышение цены до 110 тенге сократит объемы покупок до 360 литров, т.е. рост цены товара снизит величину спроса на него.

Мы видим, что подтверждается закон спроса, то есть цена, и величина спроса изменяются в противоположных направлениях: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него (P↑ Q↓) и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса (P↓ Q↑).

Данные наблюдения позволяют сформулировать закономерности рыночного поведения покупателя: по низким ценам будет куплено больше товара, чем по высоким ценам (закон спроса). На рисунке 3 наглядно продемонстрирована эта зависимость

Таблица 2. – Шкала спроса


Р

(цена, тенге за 1 литр)

Qd

(величина спроса в литрах, за неделю)

100

400

110

360

120

320

130

280

140

240

150

200

160

160

170

120

180

80

190

40

200

0


Р (тенге/л)

200 ●-

180 ●

160 -

140 - ●

120 -

100 ● D

0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Q (л)

Рис. 3

80 160 240 320 400

 Как вывести математическую формулу функции спроса?

Если дана шкала спроса или график кривой спроса, и известно, что функция спроса имеет линейный вид, т.е. описывается уравнением: y = kx + b, где y – величина спроса (QD); x – цена (P), то функция спроса будет иметь вид:

QD = k P + b.

Составим систему уравнений для конкретного примера. Для этого используем данные «Шкалы спроса на персиковый сок за неделю», где

Р1 = 100, QD1 = 400; P2 = 200, QD2 = 0:

400 = 100k + b

0 = 200k + b

400 = -100k

k = - 4

400 = 100(-4) + b, тогда b =800

Ответ: QD = 800 – 4P или QD = - 4P + 800

2.5 ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СПРОСА К РЫНОЧНОМУ СПРОСУ

До сих пор мы говорили об индивидуальном спросе на товар. Каким же образом из большого количества индивидуальных спросов получить рыночный спрос на товар – тот самый, который нам нужен для того, чтобы определить, сколько товара будет продаваться, и сколько он будет стоить? Все просто: рыночный спрос на товар состоит из индивидуальных спросов, и для получения рыночного спроса их нужно просто сложить.

Если индивидуальный спрос представлены графиком или функцией, то совокупный спрос получается следуя тому же принципу. Мы фиксируем цену, и складываем те количества, которые каждый покупатель готов купить по данной цене

Пусть спрос соседа Васьки, Василь Василича, может быть представлен следующей таблицей

Таблица 3. - Рыночный спрос

P (цена эскимо, ден.ед

Величина спроса Васьки на эскимо, шт

Величина спроса Василь Василича на эскимо, шт

Величина совокупного (рыночного спроса

20

5

4

9

40

3

3

6

60

1

2

3

Что произойдет с рыночным спросом при увеличении количества покупателей? Очевидно, что рыночный спрос увеличиться, а линия совокупного спроса станет более пологой и сдвинется вправо от начала координат (рис.4).

Рис.4

      НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ (ДЕТЕРМИНАНТЫ) СПРОСА

Закон спроса гласит, что при увеличении цены товара величина спроса на него снижается. Это значит, что кривая спроса должна иметь отрицательный наклон. Если цена товара увеличивается, то количество товара, которое хотят купить покупатели, уменьшается, и мы двигаемся вверх по кривой спроса (рис.5);

если цена товара снижается, то количество товара, которое хотят купить покупатели, увеличивается, и мы двигаемся вниз по кривой спроса (рисунок 6)



Рис.5

Рис.6

Что же происходит, если изменяется не цена, а другие факторы, от которых зависит спрос на этот товар? В этом случае вся кривая спроса сдвигается. Если покупатели готовы при каждом уровне цены увеличить свои покупки, то мы говорим, что спрос на товар растет, и кривая спроса сдвигается от начала координат или говорим, что она сдвигается вправо (рис.7). Если же покупатели при каждом уровне цен хотят меньше покупать товара, то мы говорим, что спрос падает, и кривая спроса сдвигается влево (рис.8).

Ч

Рис.7

Рис.8

то же это за факторы, которые могут вызвать изменения спроса на товар?

      ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА

    Изменение доходов потребителей

Спрос на товар зависит от изменения доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар при прочих равных, то такой товар называется нормальным товаром (рисунок 9).

Однако существуют и такие товары, которые люди начинают покупать в меньших количествах, если их доход возрастает при прочих равных условиях.

Например, потребление маргарина снижается при росте доходов, поскольку покупатели начинают приобретать сливочное масло.

Товары такого типа, как маргарин, называются инфериорными или низшими товарами. Когда доходы растут, то кривая спроса на нормальный товар сдвигается вправо, а на инфериорный товар – влево (рис.9).

В

Рис.9

ыросли доходы покупателей нормального блага, спрос на которое описывается функцией QD = 20 – 3Р. Тогда объем потребления этого блага при каждом возможном значении цены данного блага вырастет (например, увеличение объема потребления на 10 единиц) и соответственно изменится функция QD (Р): QD = 30 – 3Р. Иначе, можно задать функцию спроса в зависимости только от дохода: QD = 5 + 2I, где I – это доход.

Таблица 4. – Виды благ

Блага

Нормальные

Инфериорные (низшие товары)

блага, спрос на которые растет при росте дохода (рис.10).

блага, спрос на которые падает при росте дохода (рис.11).

P P

D2 D1

D1 D2

Q Q

I↑ => спрос↑

Рис.10 . Нормальные блага

I↑ => спрос↓

Рис.11. Инфериорные блага

    Изменение цен других товаров, связанных с данным товаром.

Спрос на товар зависит от изменения цены на другой товар.

Например, бензин и автомобиль. Для двух товаров Х и Υ, которые являются друг для друга дополнителями, рост цены товара Υ приведет к падению спроса на товар Х (рис.12). Для функции спроса на товар Х, заданной QD = 20 – 3Р, можно рост цены Υ отразить как изменение функции: QD = 15 – 3Р, т.е. уменьшится потребление товара Х при каждом значении цены товара Х. Можно алгебраически задать функцию спроса на товар Х в зависимости от цены товара Υ: QD =12 – 0,5Ру.

Если рост цены одного товара вызывает падение спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимодополняющими (дополнителями или комплементами).


Если, например, рассматривать мясо курицы и мясо индейки. Для двух товаров Х и Υ, которые замещают друг друга в потреблении, рост цены блага Υ приведет к росту спроса на товар Х. (рис.13).

Если рост цены одного товара вызывает рост спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимозаменяющими (заменителями или субститутами)


Если функция спроса на товар Х задана в зависимости от цены: QD = 20 – 3Р, то при росте цены Υ она примет вид QD = 25 – 3Р, т.е. увеличится потребление блага Х при каждом значении цены товара Х. Можно алгебраически задать функцию спроса на товар Х в зависимости от цены товара Υ: QD = 7 + 2Ру.

Таблица 5. – Взаимосвязанные товары

Блага

Дополнители (комплементы,complements)

Заменители (субституты, substitutes)

Блага, дополняющие друг друга в потреблении

Блага, замещающие друг друга в потреблении.

Qd1=20-3P

Qd2=15-3P

Рис.12. Взаимодополняемые блага

Рис.13. Взаимозаменяемые блага

3. Ожидания покупателей:

-изменение цен в будущем;

-изменение дохода в будущем.

Изменение ожиданий покупателей может быть причиной сдвига кривой спроса. Если ожидается повышение заработной платы в будущем, то сейчас люди начнут больше покупать товаров, значит, вырастет спрос.

4. Число покупателей

Спрос вырастет, если будет происходить увеличение числа покупателей. Например, увеличение рождаемости вызовет рост спроса на детские товары.

5. Вкусы, мода

Вкусы и предпочтения покупателей меняются довольно часто. Например, влияние рекламы вызывает рост спроса на прорекламированный товар. Сезон года также влияет на предпочтения потребителей.

6. Государственное регулирование

Если повышаются налоги на заработную плату, то располагаемый доход покупателей снижается, что приводит к понижению спроса на товар. Обратное воздействие на покупателей окажет установление субсидии.

Изменение неценовых факторов спроса


Изменение самой функции спроса


Сдвиг кривой спроса

Изменение неценовых факторов спроса приводит к сдвигу кривой спроса(shifts in the demand curve).


Рост спроса – сдвиг вправо вверх,

падение спроса – сдвиг влево вниз.

Таблица 6 - Изменение неценовых факторов спроса

Увеличение спроса,

т.е. решение потребителей покупать большее количество товара при любой возможной цене, может быть вызвано:

Уменьшение спроса,

т.е. решение потребителей покупать меньшее количество товара при любой возможной цене, может быть вызвано:

1. увеличением количества покупателей на рынке

1. уменьшением количества покупателей на рынке

2. увеличением доходов потребителей (для «нормальных» товаров);

2. уменьшением доходов потребителей товаров (для «нормальных» товаров);

3. сокращением доходов потребителей (для «низших товаров)

3. повышением доходов потребителей (для «низших товаров)

4. позитивными изменениями во вкусах и предпочтениях потребителей

4. негативными изменениями во вкусах и предпочтениях потребителей

5. повышением цены товара-субститута

4. снижением цены товара-субститута

6. снижением цены товара-комплемента

6.повышением цены товара-комплемента

7. ожиданием повышения цен и доходов

7. ожиданием снижения цен и доходов

3. ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

Для измерения чувствительности изменения функции к изменению аргумента в экономике изучают связь относительных изменений двух переменных. Показатель эластичности введен в экономический анализ А. Маршаллом.

Эластичность характеризует меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.


Речь может идти только об относительных изменениях, не зависящих от единиц их измерения (цены в денежных единицах, а объем спроса в кг, ц и т.д.). Рассмотрим показатель эластичности спроса.

3.1 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

Эластичность спроса по цене , (price elasticity of demand) показывает, на сколько процентов, изменится объем спроса при однопроцентном изменении цены данного блага.




(1)


EDP – коэффициент эластичности спроса по цене

∆Q% - процентное изменение величины спроса

∆P% - процентное изменение цены

Точечный коэффициент эластичности используется при небольших изменениях цены:


(2)


Рис. 14


Коэффициент ценовой эластичности спроса может быть выражен через производную функции спроса:

К

огда рассматриваемые изменения ΔQ и ΔР оказываются значительными, значения коэффициента эластичности при использовании начальных и конечных величин спроса и цены могут существенно расходиться. Тогда лучше определять дуговую эластичность:

(3)


Е

│Е│>1

Эластичный спрос

сли вспомнить, что в соответствии с законом спроса изменения величины спроса и цены данного товара разнонаправлены, то коэффициент ценовой эластичности спроса должен быть отрицательным. Поэтому будем рассматривать абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности спроса или по модулю |E |.

|E | ≥0


Рис. 15


Е сли |E | >1, то количественный эффект больше ценового, следовательно, спрос эластичен по цене (пологая линия спроса, рис.15)

если 0<| E|< 1, то спрос неэластичен по цене

количественный эффект < ценового эффекта

линия спроса более крутая (рис.16)



Рис. 16.


Е

Рис. 17

сли |Е| =1, то спрос с единичной эластичностью. ∆Q=∆P т.е. количественный эффект равен ценовому эффекту (рис.17)

3.1.1 КРАЙНИЕ СЛУЧАИ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

Н

В этом случае говорят, что спрос абсолютно неэластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен нулю (рис.18).

улевая эластичность.

В этом случае кривая спроса строго вертикальна: ∆Q=0 при любых изменениях цены.

EDP│= 0

P

Q

Рис. 18


Абсолютно неэластичный спрос (совершенно неэластичный спрос) означает, что объем спроса на товар остается неизменным при любой цене, то есть объем спроса не реагирует на изменение цены.

Б

Рис. 19

EDP│= ∞

есконечная эластичность. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна: ΔQ= ∞ при самых незначительных изменениях цены. В этом случае говорят, что спрос абсолютно эластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен минус бесконечность (рис.19).

Абсолютно эластичный спрос (совершенно эластичный спрос. Рис.19) означает, что при данной цене можно продать любое количество товара в каком-то интервале спроса. Но потребители откажутся покупать товар, если цена будет выше данной.

На рисунке 20 представлены различные по эластичности кривые спроса. Эластичность спроса по цене определяет наклон кривой спроса: является ли кривая пологой или крутой. По мере роста эластичности кривая спроса становится все более пологой. Так эластичность первой кривой спроса D1 меньше, чем второй кривой спроса D2.

Кривая спроса с постоянной эластичностью – это график степенной функции.

Для спроса, представленного функцией вида: QD = A/P,

где А = const > 0, графиком является гипербола см. рис.21. Коэффициент ценовой эластичности спроса в каждой точке этой кривой равен единице, то есть EDP │= 1. Это функция с единичной эластичностью спроса по цене (рис.21).

Рис. 21

3.1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

    Степень необходимости товара для потребителя

Спрос на товары первой необходимости менее эластичен по цене, чем на предметы роскоши. Если цена на услуги стоматолога растет, то, скорее всего больные вряд ли прекратят посещение врача, так как это для них является необходимостью. А рост стоимости туристических путевок в Европу приведет к значительному сокращению спроса на них.

    Наличие заменителей

Чем больше заменителей у данного товара, тем эластичнее спрос на него по цене. Например, легко взаимозаменяемы товары: джемпер на свитер. Так как потребители имеют возможность без особых затруднений использовать один товар вместо другого.

    Удельный вес расходов на данный товар в бюджете покупателя

Чем больше доля расходов на покупку данного товара в доходе потребителя, тем спрос по цене эластичнее.

    Определение рынка

Эластичность спроса зависит от определения границ рынка. Чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос. Например, стиральные порошки, как широкая товарная категория, обладают менее эластичным спросом, так как практически не имеют заменителей. Стиральный порошок «Тайд» - более узкая товарная категория – обладает и более эластичным спросом, так как его проще заменить другими марками стиральных порошков.

    Фактор времени. В долгосрочном периоде спрос на товар более эластичен, чем в краткосрочном периоде времени.

Таблица 7.- Товары эластичного и неэластичного спроса

ТОВАРЫ НЕЭЛАСТИЧНОГО СПРОСА

ТОВАРЫ ЭЛАСТИЧНОГО СПРОСА

    Товары первой необходимости (хлеб)

    Товары, не имеющие заменителей (соль)

    Товары, занимающие маленькую долю в бюджете (молоко)

    Товары, рассматриваемые в краткосрочном периоде времени

1. Товары роскоши (золотые украшения)

2. Товары, имеющие заменителей (рынок стиральных порошков)

3. Товары, занимающие большую долю в бюджете (автомобиль)

4. Товары, рассматриваемые в долгосросном периоде времени

3.1.3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

Одной из важных проблем, часто возникающей при принятии экономических решений, является изменение выручки продавца (или расходов покупателя) при изменении цены данного блага. В 1973г. ОПЕК повысила цену на нефть в 3 раза. Данное повышение цены сократило объем спроса на нефть, но впервые несколько лет падение объема спроса было очень незначительным, поэтому доходы ОПЕК были высокими.

Обозначим через TR (total revenue) совокупную выручку. Тогда она равна

TRQ


где Q – величина спроса на товар (quantity),

Р – цена товара (price).

На рисунках 22 и 23 отражается изменение выручки при снижении цены на участках эластичного и неэластичного спроса.

Р TR

TR max

Р1

Р2

Р1 D

Р2

Q1 Q2 Q Q2 Р*( где│EDP│= 1 ) Р

Рис.22 Рис.23.

Цена снижается. TR1=Р1Q1, затем TR2=Р2Q2

Изменение цены отрицательно: Р2 - Р1= ∆P<0, а изменение величины спроса положительно: Q2 - Q1= =ΔQ>0. При снижении цены изменение общей выручки:

ΔTR= TR2 - TR1 = (ΔQ * Р2)+(∆P * Q1)

Общая выручка увеличится за счет роста величины спроса ΔQ * Р2 и уменьшится за счет снижения цены ∆P * Q1.

Результирующее изменение зависит от соотношения. Если |ΔQ * Р2 | > | ∆P * Q1|, то ΔTR>0. Это соответствует неэластичному участку кривой спроса.

Е

TRmax, при│EDP│= 1

сли |ΔQ * Р2 | < | ∆P * Q1|, то ΔTR < 0. Это соответствует эластичному участку кривой спроса.

TRmax: TR' = 0 при Р*, где EDP│= 1.

В

Р↓ =>TR ↑, если спрос эластичен

Р↑ =>TR ↑, если спрос неэластичен

ывод:

3.2 КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ДОХОДУ

Коэффициент эластичности спроса по доходу – мера реакции величины спроса, вызванная изменением величины дохода покупателя.


Эластичность спроса по доходу рассчитывается как:


(4)


I (income) – обозначим доходы покупателей


(5)


Это точечный коэффициент эластичности спроса по доходу (используется при небольших изменениях дохода)

Когда рассматриваемые изменения ΔQ и Δ I оказываются значительными, значения коэффициента эластичности при использовании начальных и конечных величин спроса и дохода могут существенно расходиться. Тогда лучше определять дуговую эластичность:

(6)


Как ранее отмечалось, большинство товаров относятся к категории нормальных товаров: увеличение дохода приводит к росту спроса на них. Так как объем спроса и доход изменяются в одном направлении, для нормальных товаров характерна положительная эластичность по доходу: EDI > 0.

Некоторые товары, такие как маргарин, относятся к инфериорным товарам: увеличение дохода потребителей ведет к уменьшению спроса на них, так как объем спроса и доход изменяются в разных направлениях, то инфериорные товары характеризуются отрицательной эластичностью по доходу: EDI < 0.

Таблица 8 – Категория товаров

EDI > 0

EDI < 0

НОРМАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ- товары, необходимые для нормальной жизнедеятельности.

(свежее мясо, рыба, овощи и фрукты)

(современная бытовая техника, одежда, обувь)

НИЗШИЕ (ИНФЕРИОРНЫЕ) ТОВАРЫ- товары для поддержания работоспособности

(крупы, картофель, маргарин, починка обуви, мясные и рыбные консервы)

Кроме того, для разных нормальных товаров эластичность по доходу существенно различается. Товары первой необходимости, такие как продукты питания, характеризуются низкой эластичностью по доходу, так как потребители, вне зависимости от размеров доходов, вынуждены приобретать их. Предметы роскоши, такие как драгоценности, характеризуются высокой эластичностью по доходу, так как при снижении доходов потребители с легкостью могут отказаться от покупки столь дорогих товаров.


Нормальные товары

EDP > 0



Товары первой необходимости

0 < EDI < 1

Предметы роскоши

EDP > 1


Таблица 9 - Информация через коэффициент эластичности спроса по доходу?

EDI = 0

Совершенно неэластичная реакция спроса на изменение дохода: спрос на товар вообще не меняется, даже если доход увеличивается (медикаменты, соль, спички).

EDI > 0

Для нормальных товаров изменения доходов покупателей и величины спроса находятся в прямой зависимости: I ↑, QD и I ↓, QD↓.

EDI для нормальных товаров имеет положительное значение.

EDI < 0

Для товаров низкого качества («низшие» товары) изменения доходов населения и величины спроса находятся в обратной зависимости: т.е. если I ↑, QDи I ↓, QD.

EDI для низших товаров имеет отрицательное значение.

EDI < 1

Если спрос на определенный товар растет медленнее по сравнению с доходом, то спрос неэластичен. Закономерность: при росте дохода, расходы на продовольственные товары или жилье относительно уменьшаются, т.е. уменьшается их доля в расходах.

EDI = 1

Спрос на товар изменяется пропорционально доходу (это предельный случай между эластичной и неэластичной реакциями спроса).

EDI > 1

Если спрос на товар опережает рост дохода, то спрос является эластичным. Это относится прежде всего к товарам длительного пользования и повышенного спроса (товары высшей категории), для приобретения которых используют кредиты или сбережения (дорогая бытовая техника, предметы роскоши, расходы на отпуск).

3.3. КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

Коэффициент перекрестной эластичности спроса – мера реакции величины спроса на данный товар, вызванная изменением цены другого товара.


Перекрестная эластичность спроса рассчитывается как:


(7)

Точечный коэффициент эластичности спроса: