Основы экономической деятельности в условиях рыночной экономики. Занятие по экономике для 9 класса

0
0
Материал опубликован 5 March 2016 в группе

9 класс

Тема урока: «Основы экономической деятельности.в условиях рыночной экономики . Как устроена экономика».

Тип: получение новых знаний.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием рыночной экономики, Раскрыть суть понятия конкуренции и её роли в условиях рыночной экономики. Научить различать формы собственности..
  • Развивать понимание необходимости экономических знаний, формировать реальные представления о принципах функционирования современной экономики..
  • Воспитывать разумного гражданина, способного в будущем рационально организовать производство.

Оборудование: схема "История экономики", схема "Основы организации экономической деятельности", вспомогательные записи на доске, презентация.

Основные понятия экономические отношения, рыночная экономика, принципы рыночной экономики (конкуренция, частная собственность, стабильность),свобода предпринимательства, формы организации хозяйственной деятельности.

 

Ход урока.

1. Организационный этап.

а) Приветствие;
б) Выявление отсутствующих.
 

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Беседа. Какие ассоциации возникают у Вас, когда слышите слово «экономика»? Что Вы понимаете под этим словом? Знаете ли Вы, в условиях какой экономики мы живём сейчас?

 

3. Объявление темы урока. Запись темы урока в тетрадях.
Доведение до учащихся целей и плана урока.

 

4. Изучение нового материала.

Рассказ учителя .

Основные понятия.

Робинзон Крузо после кораблекрушения был озабочен, как добыть еду, одежду и жилище- это первичные потребности.

Предметы и услуги, которые удовлетворяют нужды и потребности людей- это блага.

Цивилизация - это уровень развития человеческого общества, который сопровождается развитием науки,

Способы использования оборудования- это технология.

Вещи, произведенные для продажи- это товар

Все самое ценное, что способно удовлетворить потребности и то,

что хочется получить в собственность- это богатство.

Уровень развития человеческого общества, который сопровождается развитием науки- это цивилизация .

Производство товаров и услуг личного потребления, а не для продажи- это натуральное хозяйство.

Деятельность людей по созданию благ, удовлетворяющих нужды и потребности человека –это экономика.

Слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения.

Во-первых, экономика– это совокупность отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, по формам и методам ведения хозяйства различают, например, экономику рыночную и административно-командную, традиционную и смешанную.

Во-вторых, экономика – это хозяйство отдельного региона, страны, группы стран, всего мира.

В третьих, экономикой называют научную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества.
На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики.

 

ЭКОНОМИКА– это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

Что такое рыночная экономика?

Рыночная экономика – это такая система общественного хозяйства, при котором все экономические отношения носят товарно-денежный характер или обслуживают их. Основа рыночной экономики – товарное производство. Оно всегда базируется на двух условиях: общественное разделение труда и экономическая обособленность хозяйственных единиц. Способом связи между такими хозяйственными единицами (предприятия, объединения) выступают обмен производственными продуктами (товарами). Стоимость товара определяется прежде всего тем, сколько воплощено в нем общественно-необходимого, общественно-полезного труда. А конкретная продукция обмена будет отражать колебания цен в зависимости от насыщенности рынка товарами данного вида. Признаки рыночной экономики:

Цены никто никому в приказном порядке не устанавливает. Они складываются сами по себе в зависимости от спроса и предложения, а государство вмешивается только в особых случаях.

Установление таких налогов, которые не уничтожают заинтересованность предпринимателей.

Не существует никаких ограничений в зарабатывании денег.

Развивается конкуренция, когда ни один предприниматель не может чувствовать себя единственным производителем, и чтобы товар купили именно у него ему придется снижать цены и улучшать качество товара.

Есть и отрицательные стороны рыночной экономики – это снижение уровня жизни населения, рост цен, безработица и т.д.

Рыночная экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

 

История экономики.

Учитель: Вся история экономики может быть представлена в виде схемы

(слайд):ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОНОМИКИ:

1.организация производств 2.технический прогресс к.Квалификация работников

Давайте докажем правильность этой схемы и разовьем ее, используя исторические данные развития человеческого общества. Работаем в группах (3-5 минут).

ГРУППА 1.

1) Каким был первый век жизни людей? Какими орудиями пользовались
тогда люди? (Каменный век, каменные орудия труда),

2) Как изменились орудия труда, когда люди нашли металл? Используйте
для сравнительной характеристики 2 иллюстрации: орудия каменного
века, орудия бронзового века.

(Каменные орудия труда примитивны и проще в изготовлении. Бронзовые - более совершенные, служили дольше каменных и поэтому с помощью их удавалось добыть больше жизненных благ.)

3)К какому звену на схеме подходит ваше сообщение?
(Улучшение технологии).

 

ГРУППА 2:

1 .Почему люди отказались от кочевого образа жизни?

(Потому что научились обрабатывать землю и разводить скот в

домашних условиях. Они обеспечивали себя едой, не прибегая к охоте.)

2. Что стало появляться в местах скопления большого количества людей?

(Стали появляться первые города).

З. Была ли спокойной жизнь в городе? Какая опасность угрожала горожанам и какие способы защиты они использовали?

(Им угрожали набеги рыцарей, соседних феодалов, грабителей, поэтому

горожане научились строить крепостные стены и содержать

собственное войско, т.е. научились объединяться.) 4.К какому звену на схеме подходит ваше сообщение?

(Улучшение способов организации хозяйства.)

 

ГРУППА 3:

1. Кто преимущественно жил в городе: сельские крестьяне или
ремесленники? Чем они отличались друг от друга?

(В городе жили ремесленники. От крестьян они отличались тем, что умели изготавливать товары более высокого качества и в большем количестве).

2, Как ремесленники поступали с излишками своего товара? У них тоже
процветало натуральное хозяйство?

(Нет, натуральное хозяйство уже не существовало, т.к. ремесленники занимались производством не для личного потребления, а для продажи. Следовательно, в городах развивалась торговля.)

3. К какому звену на схеме подходит ваше сообщение? (Повышение квалификации участников хозяйственной деятельности.)

Вывод: росту экономики способствует

Улучшение способов организации деятельности (примеры: строительство пирамид; разделение труда; специализация)

Совершенствование технологий изготовления товара (примеры: возможность плавить металл; изобретение мельницы)

Повышение квалификации работников (примеры: учитель литературы осваивает компьютер)

 

ГРУППА 4:

Продумайте, что в предложенном списке служит основой организации экономической деятельности, а что нет,

натуральное хозяйство:

разделение труда между людьми, чтобы каждый занимался одним видом деятельности;

совместное, коллективное выполнение одного вида работы;

обмен изготовленными товарами (торговля, рынки);

создание фирм и предприятий для более рациональной организации производства;

товарное хозяйство, т.е. производство товаров для продажи;

государственные законы, запрещающие частную собственность и предпринимательство;

государственные и негосударственные организации (банки, страховые компании), помогающие в организации производства.

Свой ответ оформите в виде схемы. (Вариант ответа:

Заслушиваются все ответы групп, а схему группы 4 учащиеся записывают в тетрадь.

 

5. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1.Раскройте понятия «рыночная экономика»

2.Что такое конкуренция?

3.Какова её роль в рыночной экономики?

 

6. Домашнее задание.

Ответить на вопрос в форме сочинения-рассуждения:

Почему продолжительность жизни в разных странах неодинакова?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.