Св-во СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Материал опубликовала
Симонова Наталья Николаевна124
учитель экономики
Казахстан, ВКО, Усть-Каменогорск
2

Методические разработки по основам экономики для 9 класса «Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Построение кривой спроса»

(требуемое время 1 час)

Цели занятия:

обучающая: Способствовать формированию знаний учащихся о понятии функции спроса, научить применять знания о законе спроса и его зависимости от изменения цены;

развивающая: формировать основные навыки продуктивного использования закона спроса при построении шкалы спроса. Развивать умения в определении функции спроса;

воспитывающая: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в парах, группах).

Необходимые материалы:

Задания на определение понятий «величины спроса» и «спрос»

Задания на определение функции спроса.

Раздаточный материал на построение кривой спроса

ХОД УРОКА.

2.1. Организационный момент

2.2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Какие виды потребностей вы знаете? Как вы думаете, кто формирует спрос?

Назовите основных участников рынка?

Зависит ли объем купленного товара от цены?

Как изменение цены может влиять на поведение покупателей?

Основные понятия и термины: доходы, объем спроса, индивидуальный спрос, прямая и обратная функции спроса, закон спроса

2.3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

1) Беседа с классом.

Что такое рынок?

В странах со смешанной экономикой большинство решений о распределении ресурсов реализуется через систему цен. Цены определяются на рынках, их функционирование может быть охарактеризовано с помощью базовой модели спроса и предложения.

Можно разделить всех участников рыночных отношений на две группы согласно их функциям – на покупателей и продавцов. Покупатели – это потребители, приобретающие на рынке товары и услуги, и фирмы, покупающие ресурсы, с помощью которых они производят эти товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, производящие и продающие свою продукцию, и владельцы ресурсов, которые сдают в аренду. Рынок – механизм, с помощью которого покупатели и продавцы товара вступают в контакт по поводу купли-продажи данного товара. Обычно в каждую категорию продающихся на реальных рынках товаров и услуг входят блага, не являющиеся полностью идентичными, однако рынки всегда определяются применительно к совокупности сходных продуктов. Существует широкое многообразие форм современных рынков: оптовые и розничные, мировые и региональные, то есть в зависимости от критериев, на основе которых классифицируются рынки:

- по географическому положению;

- по отраслям производства (рынок пшеницы, рынок автомобилей);

- по объектам сделок (рынок потребительских товаров, денежный рынок и рынок ценных бумаг, рынок труда).

Система цен в экономике свободного рынка помогает в разрешении проблем «что», «как» и «для кого». Что определяется спросом и предложением на рынках различных товаров. Как определяется решениями фирм. Для кого определяется способностью и желанием покупателей оплачивать товары, что определяется ценами, по которым они могут продать свои ресурсы. Ценовой механизм является организатором и координатором рыночной экономики. Эта система эффективно работает только в условиях свободной конкуренции.

Изучение рынков начнем с исследования поведения покупателей, рассмотрим, что определяет объем спроса на товар, то есть количество товара, которое потребители желают и могут приобрести.

Рассматриваемые вопросы:

Отличие понятий «спрос» и «объем спроса» (величина спроса).

Возможные ошибки при построении кривой спроса

Функция спроса. Математическая модель

Закон спроса. Исключение из закона спроса

2.4 ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

«Спрос» (demand)это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей продукта. Спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.

Спрос отражает поведение покупателя и может быть представлен шкалой спроса. Эта шкала показывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать товар по каждой из предложенных на рынке цен.

Величина спроса – это количество товара, которое покупатели желают и в состоянии купить при фиксированной цене. Отметим две важные особенности категории количество спроса (величины спроса):

Величина спроса определяется максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель за данный период времени при данных условиях. Объем спроса – это поток, протекающий во времени, поэтому необходимо определить к какому периоду времени относится данное количества спроса. Затем учесть условия, при которых формируется данный объем спроса.

Функция спроса от цены при прочих равных условиях : Qd=Q(P)

Между ценой данного товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях (ceteris paribus), которая называется законом спроса. Эта зависимость выведена эмпирически.

Закон спроса можно объяснить действием:

Эффекта нового покупателя: снижение цены позволяет новым покупателям предъявлять спрос на данный товар

Эффект замещения: снижение цены приводит к тому, что люди отказываются от товаров заменителей, цены на которые не изменились и хотят купить больше подешевевшего товара

Эффект дохода: снижение цены приводит к тому, что у людей появляются свободные деньги, которые они зачастую тратят на подешевевший товар

Исключение из закона спроса имеет название -

А) «парадокс Гиффена»: рост цены приводит к росту величины спроса на благо. Товары Гиффена – это дешевые и малоценные блага, удовлетворяющие основные потребности людей, расходы на приобретение которых занимают большую долю в расходах бедных семей

Б) «товары Веблена» - наиболее престижные товары, которые покупают с целью подчеркнуть свое социальное положение в обществе. Их потому и покупают, что они дорогие

 

Рис.1

 

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПРОСА. В экономической теории цена откладывается на вертикальной оси, а количество - на горизонтальной. На вертикальной оси масштаб - приравнять единицу ее длины к денежной единице - и нанести на ней деления. Деления нанесены через каждые 5 тенге. Буква Р на оси является первой буквой английского слова price (цена).

На горизонтальной оси тоже задается соответствующий масштаб. На нашем графике деления расставлены через 500 булочек и максимальный объем спроса равен 8000. Буква Q на конце горизонтальной оси является первой буквой английского слова quantity (количество).

Если мы возьмем значение цены (25 тенге), и определим, какой объем спроса ей соответствует, то мы сможем поставить на плоскости точку А, которая и покажет, что цене 25 тенге соответствует объем спроса 1400 булочек.

Так же мы поступим с ценой в 10 тенге. Если булочки будут продаваться по этой цене, то потребители захотят купить 4150 булочек. Мы можем поставить на плоскости точку Б.

Если мы будем брать по очереди все возможные значения цены, определять, какой объем спроса соответствует каждой и ставить на плоскости точки, то мы получим некоторую кривую, которая изображена на рисунке и которой принадлежат точки А и Б.

Такая линия называется кривой спроса и показывает, какое количество товара будет куплено в заданный промежуток времени при той или иной цене.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон. При уменьшении одной переменной другая увеличивается и наоборот. При уменьшении цены растет объем спроса - потребители согласны приобретать все большее количество товара (в данном случае булочек). Этот характер зависимости между ценой и объемом спроса называется законом спроса.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

5) Работа в парах

Задания на определение понятий «величины спроса» и «спроса»

Задания на определение функции спроса.

Раздаточный материал на построение кривой спроса

Разбейте участников на пары для выполнения упражнений. Попросите учащихся использовать отдельный лист бумаги, чтобы выполнить задания, которые будут отражены в раздаточном материале (см. приложения к уроку)

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

ЗАДАНИЕ 1. Верны ли следующие утверждения? Ответ поясните.

А) снижение цены на гетры может привести к изменению спроса на них при прочих равных условиях;

Б) в результате повышения цены винограда спрос на него сократился и теперь его можно купить без очереди

В) из-за роста рождаемости спрос на детские места в детских садах сократился;

Г) если увеличивается цена на автомобили, величина спроса на автопокрышки снижается;

Д) потребительские доходы падают, и спрос на хлеб растет;

Е) товар, имеющий скрытые дефекты, относится к низшим товарам.

Ответы: А - неверно, т.к. это ценовой фактор, будет изменяться величина спроса

Б - неверно, сократится величина спроса (ценовой фактор)

В – неверно, ( увеличение рождаемости – это неценовой фактор, следовательно, будет изменяться весь спрос, но не сокращаться, а увеличиваться).

Г – неверно, (автомобили и автопокрышки – это взаимодополняющие товары, следовательно, при изменении цены на автомобили снизится спрос на автопокрышки, а не величина спроса).

Д – верно, это инфериорный (низший) товар, следовательно, при снижении доходов, спрос на данный товар будет расти.

Е – неверно, т.к. и нормальные товары и низшие товары могут иметь скрытые дефекты (этот факт не относится к детерминантам спроса и ценовым факторам).

ЗАДАНИЕ 2. При цене билета на концерт Земфиры 2000 тенге на стадион пришло 7 тыс. человек. Когда цена билета на следующий концерт поднялась до 4000 тенге, число зрителей сократилось до 3 тыс. человек.

А) Сколько зрителей придут на стадион при цене билета 1500 тенге, если считать функцию спроса линейной?

Б) Какое максимальное количество билетов согласны приобрести покупатели при такой функции спроса?

В) Определите допустимый для покупателей диапазон цен на билеты.

Решение:

А) для того, чтобы определить функцию спроса, необходимо найти коэффициенты в уравнении:

Уравнение прямой спроса, имеет отрицательный наклон: У =-а Х + b или Qd = -aP+b

У нас известны координаты двух точек А (7000; 2000) и В (3000; 4000), мы можем по двум координатам вывести уравнение прямой.

Qd = -aP+b – подставляем координаты в уравнение, 7000 = -а*2000+b; (первое уравнение)

3000 = -а*4000 + b (второе уравнение).

Решим систему уравнений:

Вычитаем одно уравнение из другого, получим уравнение: 4000 = 2000а, откуда а=2, подставляем в любое уравнение и находим b, 7000 = -2000*2+ b, b=11000.

Подставим полученные коэффициенты в уравнение: Qd = -2P + 11000

Подставим Р = 1500 тенге в уравнение и найдем количество желающих прийти на концерт: Qd = -2*1500 + 11000=8000

ЗАДАНИЕ 3. Предположим, что потребление сливочного масла увеличивается, хотя цена на масло растет. Опровергается ли при этом закон спроса?

Ответ: это, может быть, исключение из закона спроса (такое явление наблюдал английский экономист Гиффен в Ирландии относительно потребления картофеля). Но сливочное масло не относится к товарам Гиффена, у него есть заменители, оно относится к нормальным товарам (спрос растет с ростом доходов). Скорее всего, потребление масла увеличилось, несмотря на повышение цен из-за роста доходов населения)

ЗАДАНИЕ 4. На некотором рынке есть только четыре покупателя, каждому из которых нужен один пылесос «Чайка». Максимально допустимая цена для каждого покупателя показана в таблице:

покупатель

Иванов

Петров

Сидоров

Попов

Цена, тенге

8000

10000

12000

15000

Решение:

Представим шкалу в виде таблицы 1:

P

8000

10000

12000

15000

Qd

4

3

2

1

Можно представить и так (таблица 2):

Р

Р>15000

12000<Р≤15000

10000<Р≤12000

8000< Р≤10000

0

8000

Qd

0

1

2

3

4

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ СПРОС.

ЗАДАНИЕ 1. Верны ли следующие утверждения? Ответ поясните.

А) снижение цены на гетры может привести к изменению спроса на них при прочих равных условиях;

Б) в результате повышения цены винограда спрос на него сократился и теперь его можно купить без очереди

В) из-за роста рождаемости спрос на детские места в детских садах сократился;

Г) если увеличивается цена на автомобили, величина спроса на автопокрышки снижается;

Д) потребительские доходы падают, и спрос на хлеб растет;

Е) товар, имеющий скрытые дефекты, относится к низшим товарам.

ЗАДАНИЕ 2. При цене билета на концерт Земфиры 2000 тенге на стадион пришло 7 тыс. человек. Когда цена билета на следующий концерт поднялась до 4000 тенге, число зрителей сократилось до 3 тыс. человек.

А) Сколько зрителей придут на стадион при цене билета 1500 тенге, если считать функцию спроса линейной?

Б) Какое максимальное количество билетов согласны приобрести покупатели при такой функции спроса?

В) Определите допустимый для покупателей диапазон цен на билеты.

ЗАДАНИЕ 3. Предположим, что потребление сливочного масла увеличивается, хотя цена на масло растет. Опровергается ли при этом закон спроса?

Ответ: это, может быть, исключение из закона спроса (такое явление наблюдал английский экономист Гиффен в Ирландии относительно потребления картофеля). Но сливочное масло не относится к товарам Гиффена, у него есть заменители, оно относится к нормальным товарам (спрос растет с ростом доходов). Скорее всего, потребление масла увеличилось, несмотря на повышение цен из-за роста доходов населения)

ЗАДАНИЕ 4. На некотором рынке есть только четыре покупателя, каждому из которых нужен один пылесос «Чайка». Максимально допустимая цена для каждого покупателя показана в таблице:

покупатель

Иванов

Петров

Сидоров

Попов

Цена, тенге

8000

10000

12000

15000

4

Опубликовано


Поблагодарить автора 2 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.