Средневековье

2
0
Материал опубликован 27 August


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Естественнонаучной направленности

Средневековье

(базовый уровень).

по истории

класс (классы) 6

возраст: 12-13 лет

срок реализации: 1 год

составитель программы: учитель истории и обществознания Юшкова Анна Николаевна






Пояснительная записка

Нормативно правовые документы, на основании разработана Дополнительная образовательная программа:

Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования.

Примерной основой образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

(Стандарты второго поколения).

Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы: проект. – М.: просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения);

Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников Е. В. Агибалова, Г. М. Донской: История Средних веков: учебник для 6 класса. – М.: Просвещение, 2016; Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2016.

Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников Е. В. Агибалова, Г. М. Донской: История Средних веков: учебник для 6 класса. – М.: Просвещение, 2016; Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2016.

Все учебники комплекта прошли экспертизу на соответствие Федеральным государственным стандартам (ФГОС) и включены Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе.

Актуальность курса. Дополнительная образовательная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение внеурочных часов по разделам курса с учётом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Дополнительная образовательная программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Дополнительная образовательная программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Средних веков, истории России.

Цель дополнительной образовательной программы: изучения предмета «История Средних веков»: освоение значимости периода средневековья в истории народов Европы, Азии, Америки, Востока, России, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и совокупности определяет результат общего образования.

Задачи:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Сведения о программе. Примерная (типовая), авторская. Данная дополнительная образовательная программа реализуется на основе УМК по предмету: Е. В. Агибалова, Г. М. Донской: История Средних веков: учебник для 6 класса. – М.: Просвещение, 2023; Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2023.

Программа разработана в полном соответствии с примерной программой и учебником.

Вклад курса в общее образование. Цели и задачи внеурочной деятельности - изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель дополнительной образовательной программы в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Особенности дополнительной образовательной программы: Расширить курс истории Средних веков. Рассмотрение характерных черт основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Курс сочетает историю государств, населяющих их народов. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути стран мира в том числе Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Целевой направленностью программы курса является воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, формирование ценностных ориентаций гражданина России, освоение исторического опыта, норм, ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, многоконфессиональное, полиэтничном обществе.

Продолжительность проведения занятий - 1 ч. академический.

Приоритетные формы и методы работы с учащимися. Методы, активизирующие самостоятельность и творчество учеников:

Эвристический метод, позволяющий научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений, анализа и обобщения;

Метод гипотез, заключающийся в том. Что школьникам предлагается сконструировать версии ответов на вопрос учителя по предлагаемому заданию или проблеме и обосновать справедливости предложенной гипотезы.

Метод вживания, в ходе применения которого ученику предлагается путём чувственно-образных и мысленных представлений «переселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри дать словесное описание (метод образного видения).

Метод обучения в диалоге, в ходе которого учитель организует детей на совместный поиск знаний.

Метод выработки необходимых навыков и умений на основе чётких алгоритмов.

Метод подачи и оценивания качества усвоения материала в виде тематических блоков.

Формы учета результатов освоения программы.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, познавательной деятельности ребёнка и развивает его индивидуальные интересы.

Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.

Сроки реализации программы: 34учебных часа по 1 часу в неделю.

Общая характеристика дополнительной образовательной программы.

Программа предназначена учащимся 12-13 лет. Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, работа по подгруппам.

Программа разработана на основе авторской программы Е. В. Агибалова, Г. М. Донской: История Средних веков: учебник для 6 класса. – М.: Просвещение, 2023; Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2023. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. Даёт примерное распределение внеурочных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Историческое образование на ступени основного и общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируется яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Посредством программы реализуется три основные функции истории:

Познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

Практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

Мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов, явлений.

Данная дополнительная образовательная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество осознав своё многообразие, создаёт общества более сложного типа чем в предыдущий период.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможность альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

Деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную деятельность самого школьника;

Компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

Дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов …

Личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

Проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривающий мотивацию, на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся, проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:

Принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность могут быть исследованы вне временных рамок;

Принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предлагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

Принцип социального подхода, предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

Принцип альтернативности, предполагает гипотетически, вероятное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическим принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании уровней и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Дополнительная образовательная программа «Средневековье» входит в курс изучения истории 6 класса. В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Средних веков» и «История России» относится к учебным предметам

Реализация рабочей программы рассчитана на 34академических часов (из расчёта 1 час в неделю).

Распределение количество часов, отведённых на изучение курса, изучение той или иной темы, было распределено самостоятельно. Так как в авторской программе не регулируется перечень дидактических единиц.

Основные ценностные ориентиры программы.

Дополнительный образовательный курс по истории средневековья предоставляет подростку рассмотреть, узнать и понять историческое время — хронология и периодизация событий и процессов; историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Предполагается, что результатом внеурочного изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты.

изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты.

Изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, проект);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты.

Изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Основной инструментарий для оценивания результатов.

Оценка личностных результатов неперсонифицирована. Её осуществляет школьный психолог и социальный педагог. Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе являются диагностики.

Оценка метапредметных результатов персонифицирована. Её осуществляет учитель. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), то есть таких умственных дейсвий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управлению ею.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счёт основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Формы контроля

Итоговое занятие, тестирование, собеседование по теме, выполнение презентаций по теме, составление простого плана по теме, составление устного рассказа, проектная деятельность.

Содержание тем курса:

Дополнительной образовательной программы «Средневековье» 6 класс – 34 часа.

По учебнику авторов: Е. В. Агибалова, Г. М. Донской: История Средних веков: учебник для 6 класса. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. История России. 6 класс.

Глава 1. Средневековая Европа.

Становление средневековой Европы (VI-XI веках) 4 часа. Образование варварских королевств. Христианская церковь в раннее Средневековье Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. Легенда о короле Артуре.

Культура Византии VI-XI веках. (1 часа). Территория, православие, внешняя политика, внутренняя политика. Образование, архитектурные стили. Крестово-купольное построение церквей. Литература, география, история.

Арабы в VI-XI вв. (1 ч.). Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. «Тысяча и одна ночь», Харун ар-Рашид. Арабское Возрождение. Развитие науки: Авиценна; аль-Бируни; Фирдоуси. Мечети. Арабески.

Феодалы и крестьяне. Рыцари. (1 ч.)

Феодальные поместья. Господство натурального хозяйства. Зависимость крестьян: поземельная, личная. Крестьянская община. Рыцарство как слой населения, кодекс чести, образ жизни и культура. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Кодекс рыцарской чести.

Средневековый город в Западной и центральной Европе. (1 ч.).

Формирование средневековых городов. Основные занятия горожан. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Крестовые походы. (1 ч.)

Католическая церковь в XI-XIII веках. Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века). (2 ч.)

Роль исторических деятелей в объединении Франции и Англии: Филипп IV, Вильгельм I, Иоанн Безземельный. Жанна д’Арк. Столетняя война.

Завоевание турками османами Балканского полуострова. Византии в XIV-XV веках. (1 ч.)

Битва на Косовом поле, Милош Обилич. Осада и штурм Константинополя. Мехмед II Завоеватель. Тактика осады и захвата Константинополя.

Культура Западной Европы в Средние века. (5 ч.)

Образование и философия. Р. Бэкон, М. Поло, П. Абеляр, Ф. Аквинский. Средневековое искусство. «Беовульф», «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах». «Божественная комедия» Данте Алигьери. Культура раннего Возрождения в Италии. Ф. Петрарка, Д. Боккаччо, С. Боттичелли. Научные открытия и изобретения. Христофор Колумб и открытие новых земель.

Глава 2. Азия, Америка и Африка в средние века.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2 ч.)

Культура средневековых Азии: Китая, Индии, Японии. Культура государств и народов Африки и доколумбовой Америки.

Культура: поэзия, живопись, архитектура. Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Наука и искусство средневековой Индии. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

Глава 3. История России V-XIV вв.

История России. Народы и государства на территории нашей страны в древности. (3 ч.)

Народы населявшие территорию современной России в древности. Образование первых государств. Жители лесной полосы Восточной Европы. Восточные славяне и их соседи. V-VI вв. переселение славянских племён. Быт и нравы племён.

Русь в IX- первой половине XII в. (8 ч. )

Повесть временных лет. Рюрик. Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства. Роль княгини Ольги в истории древнерусского государства. Святослав. Правление князя Владимира. «Владимир и Рогнеда» - А. П. Лосенко. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Владимир Мономах. «Устав». Культура Руси. Повседневная жизнь населения.

Русь в середине XII- начале XIII в. (1 ч.)

Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.

Русские земли в середине XIII-XIV в. (4 ч.)

Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Александр Невский. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIVв.

Учебный план

Дополнительная образовательная программа «Средневековье»


Раздел (тема)

Количество часов

Характеристики деятельности учащихся

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика



Становление средневековой Европы (VIXI века)

4

3

1

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях

презентация


Византийская империя VIXI веках.

1

1

-

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Составление рассказа по теме


Арабы в VIXI веках.

1

1

-

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Презентация


Феодалы и крестьяне. Рыцари.

1

1

-

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Составить план рассказа


Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

3

2

1

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

тестирование


Крестовые походы в XIXIII веках.

1

-

1

Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Презентация


Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV века).








2

1

1

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Составить устно рассказ по теме


Завоевание турками османами Балканского полуострова. Византии в XIV-XV веках.

1

1

-

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

Презентация


Культура Западной Европы в XIXV веках.









5

3

2

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Выполнение проектов подгруппами

Глава 2. Азия, Америка и Африка в Средние века.


Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.




2

2

-

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Устный рассказ по теме (беседа)

Глава 3. История России V-XIV вв.


Народы и государства на территории нашей страны в древности и Средние века.

3

2

1

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

тестирование


Русь в IX – первой половине XII в.


















8

6

2

Формулируют собственное мнение и позицию.

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Итоговое занятие (проекты)


Русь в середине XII – начале XIII в.









1

1

-

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Составление плана по тексту


Русские земли в середине XIII-XIV в.


1

1

-

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии


Характеристика темы


Итого:

34

24

10





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

ПОСОБИЯ.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2014

3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014

4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы 2014 г.

5. ИсторияСредних веков: Учеб.для 6 класса общеобразовательных  заведений/Ведюшкин . –М.: Просвещение, 2013

6.Данилов А. А.. Рабочая тетрадь по истории России. - М.: Просвещение, 2014

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: 1. Видеопроектор. 2. компьютер. 3. Экран.

 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека








КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 201_ - 201_ учебный год

по _истории__

Класс (классы):_6__

Составитель: учитель истории и обществознания Юшкова А. Н.

Количество часов:

всего:__34 часа; в неделю:__1_час.

резерв времени____часа.

Плановых самостоятельных работ_____

Теория 24, практических работ 10

проектных работ 3

Вид программы: типовая; скорректированная; авторская

(нужное подчеркнуть)

Уровень изучения: углубленный; расширенный; базовый

(нужное подчеркнуть)

Планирование составлено на основе:

Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010  (Стандарты второго поколения)

(название документа, автор)

Учебные пособия и методические материалы:

История Средних веков: учебник для 6 класса. Е. В. Агибалова, Г. М. Донской – М.: Просвещение, 2016. История России: под ред. А. В. Торкунова, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др., - М. : Просвещение, 2016.


Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Средневековье», составитель учитель истории и обществознания Юшкова Анна Николаевна.

Тема урока


Кол. часов

Требования к уровню подготовки учащихся


Форма контроля


Форма урока

Дата


По

плану

Факт.


Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI веках)

1.

Образование варварских королевств.


1

Знать: Великое переселение народов. Династии Меровингов, Каролингов. Роль местного населения в жизни варварских королевcтв.

Уметь: составлять рассказ одного из исторических деятелей, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы.





2.

Христианская церковь в раннее Средневековье


1

Знать: термины - обет, духовенство, сословия, миряне аббаты, монастыри, епископы.

Уметь: определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти.





3.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.

1

Знать: термины феодальная раздробленность, вассалы, сеньоры, феодальная лестница.

Уметь: анализировать причины слабости королевской власти; объяснять причину возросшей власти феодала.





4.

Легенда о короле Артуре.

1

Знать: историю заселения Британских островов, термины – датские деньги, варяги, норманны.

Уметь: сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре, перечислять, какие народы и государства сменяли друг друга в истории Британских островов. Соотносить между собой названия: норманны. Нормандцы, викинги, варяги.

Презентация




5.

Культура Византии.

1

Знать: термины – крестово-купольный, мозаика, фреска, алтарь, смальта, канон. Чему обучали в византийских школах.

Уметь: словесно описывать византийские храмы; делать выводы почему образование и наука в Византии в VI-XI веках были развиты лучше, чем в Западной Европе.

Рассказ по теме.




6

Культура арабского мира в VI-XI вв.

1

Знать: положение науки и учёных в арабском обществе; имена учёных и писателей мусульманского мира; архитектурную особенность построек.

Уметь: объяснять причину сходства в достижении науки в Халифате и Византии; какое явление названо арабским Возрождением.

Презентация




7

Средневековая деревня и её обитатели. В рыцарском замке.

1

Знать: в чём состояла власть феодала над зависимыми крестьянами; виды зависимости; почему крестьяне объединялись в общину; какое хозяйство называлось натуральным. Почему военное дело в Средние века было занятием феодалов; почему рыцарский феод целиком передавался старшему сыну феодала.

Уметь: составлять план рассказа о жизни крестьян; почему в то время неизбежно господствовало натуральное хозяйство; объяснять отличие зависимых крестьян средневековья от римских рабов. Используя текст и иллюстрации, описывать снаряжение рыцаря, устройство замка.

Составить план рассказа.




8

Формирование средневековых городов. Основные занятия горожан.

1

Знать: как возник средневековый город; почему города пытались освободиться от власти сеньоров; зачем ремесленники объединялись в цехи. Почему в городе много грамотных и образованных людей.

Уметь: объяснять как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле; давать развёрнутые ответы на вопросы: почему деревенские мастера были вынуждены уходить и искать новые места, какую роль в развитии городов имели знатные феодалы, монастыри, королевская власть. Проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне





9

Католическая церковь и еретики.

1

Знать: термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция,

Уметь пояснять: Как католическая церковь боролась с еретиками.

Тест




10

Крестовые походы.

1

Знать: монашеские ордена; какова была цель походов.

Уметь: составлять описание рыцарей крестоносцев, их основные виды вооружения, цель борьбы с мусульманами.

Презентация




11

Роль исторических деятелей в объединении Франции и Англии: Филипп IV, Вильгельм I, Иоанн Безземельный.

1

Знать: Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия. Нормандское завоевание. Великая хартия вольностей. Парламент в Англии.

Уметь: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; : объяснять что было общего в процессе образования централизованного государства во Франции и Англии.





12

Жанна д’Арк. Столетняя война.

1

Знать: причины и повод Столетней войны; термины: партизанская война.

Уметь: давать личностную характеристику Жанны д’Арк.

Составить рассказ по теме




13

Завоевание турками османами Балканского полуострова. Осада и штурм Константинополя.

1

Знать: термины: турки-османы. Вооружение и тактику ведения боя турок-османов.

Уметь: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания

Презентация




14

Культура Западной Европы в Средние века. Образование и философия. Р. Бэкон, М. Поло, П. Абеляр, Ф. Аквинский.

1

Знать: как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков; как проходило обучение; чем взгляды Р. Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов.

Уметь: объяснять что такое схоластика, помогала или мешала схоластика европейской науке; рисовать карту Земли, какой её представляли люди раннего Средневековья.





15

Средневековое искусство. «Беовульф», «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах»

1

Знать: основные жанры литературы; какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы; термины: витраж, фреска, миниатюра.

Уметь: на основании текста и иллюстраций составлять рассказ о романских и готических соборах. По литературным памятникам составлять рассказ о жизни людей их верованиях в Средневековье.





16

«Божественная комедия» Данте Алигьери

1

Знать почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья.

Уметь: составлять план рассказ жизни и деятельности Данте.





17

Культура раннего Возрождения в Италии.

Ф. Петрарка, Д. Боккаччо, С. Боттичелли.

1

Знать: как гуманисты представляли роль и значение человека.

Уметь: объяснять как гуманисты представляли роль и значение человека в мире.





18

Научные открытия и изобретения. Христофор Колумб и открытие новых земель.

1

Знать: роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний; почему книгопечатание считается одним из величайших открытий в истории человечества.

Уметь: называть причины способствовавшие началу Великих географических открытий.

Выполнение проектов по группам




Глава 2. Азия, Америка и Африка в Средние века. (2 ч.)

19

Культура средневековых Азии: Китая, Индии, Японии.

1

Знать: на какие этапы можно разделить историю средневекового Китая, Индии, Японии.

Уметь: используя иллюстрации. Описывать достижения архитекторов и мастеров Индии, Китая, Японии.





20

Культура государств и народов Африки и доколумбовой Америки.

1

Знать: народы доколумбовой Америки подробно рассказывать о них; Африканские государства.

Уметь6 используя иллюстрации, описывать культуры народов Америки и Африки.

Составление рассказа по теме




Глава 3. История России в V-XIV вв. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

21

Народы населявшие территорию современной России в древности.

1

Знать классификацию некоторых языков; какую территорию занимает наша родина. Индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.

Уметь: объяснять термин языковые группы; пояснять к какой языковой группе относятся различные зоны нашей страны.





22

Образование первых государств. Жители лесной полосы Восточной Европы.

1

Знать: термины: дань, плуг; как нашествия кочевников влияли на развитие осёдлых народов.

Уметь: составлять развернутый план изложения темы, показывать на карте первые государства соседей восточных славян






23

Восточные славяне и их соседи. V-VI вв. переселение славянских племён. Быт и нравы племён.

1

Знать: термины: вече, колонизация, народное ополчение, язычество.

Уметь: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать быт и нравы

Тест




24

Русь в IX- первой половине XII в. Повесть временных лет. Рюрик.

1

Знать: термины: норманнская теория происхождения государства.

Уметь: по тексту повести выяснять основные исторические события Руси; сравнивать различные подходы к происхождению государств у славян. Читать славянские тексты.





25

Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства.

1

Знать: как правили первые князья, основные походы, торговля,«из варяг в греки»

Уметь: характеризовать политику первых русских князей, значение реформ княгини Ольги и внешней политики Святослава





26

Роль княгини Ольги в истории древнерусского государства.

1

Знать: борьба племён; введение единых налогов и мер, легенду о покорении древлян.

Уметь по историческому источнику составлять план рассказа о жизни и деятельности княгини Ольги





27

Святослав.

1

Знать: территории присоединённые Святославом, столица, описание походов Святослава в «Повести временных лет».

Уметь: на основании изображений описывать внешний вид князя Святослава. Находить описание внешнего вида князя в исторических источниках.





28

Правление князя Владимира. «Владимир и Рогнеда» - А. П. Лосенко. Крещение Руси.

1

Знать: термины: христианство, единобожие, основные направления деятельности князя Владимира,

Уметь: по иллюстрации описывать основные события жизни и деятельности князя; анализировать причины принятия христианства, характеризовать политику Владимира, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития русских земель





29

Русское государство при Ярославе Мудром..

1

Знать: как усобица между сыновьями князя Владимира повлияла на развитие Руси. Почему князь Ярослав получил прозвище Мудрый.

Уметь: характеризовать политику Ярослава Мудрого, извлекать полезную информацию из исторических источников (Н. И. Костомаров)





30

Владимир Мономах. «Устав»

1

Знать: определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей

Уметь: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников. Составлять генеалогическое древо князей Руси.





31

Культура Руси. Повседневная жизнь населения

1

Знать: жанры творчества, архитектура, термины: граффити, житие, миниатюра, мозаика, фреска

Уметь: характеризовать черты культуры стран Европы, выделять особенности культуры Руси. Описывать жилища, одежду, быт различных слоев населения

Проекты по группам




32

Русь в середине XII- начале XIII в. Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.

1

Знать: термины: раздробленность, кочевники, политику владимиро-суздальских князей

Уметь: давать общую характеристику отношениям Руси с другими странами, характеризовать роль церкви в условиях распада Руси, выделять особенности управления Новгородской республикой, формулировать причинно-следственные связи влияния географического положения на занятия населения, характеризовать особенности республиканского правления. Характеризовать особенности истории Черниговского, Киевского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, сравнивать природно-климатические условия и особенности развития южных и юго-восточных княжеств


Составление плана по тексту




33

Русские земли в середине XIII-XIV в. Моногольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь.

Александр Невский.

1

Знать: показывать на карте территорию Монгольской империи.

Уметь: характеризовать причины военных успехов Чингисхана, выделять положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии. Показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом порядке. составлять план рассказ о жизни и деятельности князя А. Невского

Работа с текстом




34

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIVв.

1

Знать: как князю Дмитрию Ивановичу удалось укрепить свою власть в Северо-Восточной Руси. Почему русские князья не поддержали Дмитрия Донского в борьбе с ханом Тохтамышем.

Уметь: характеризовать личность и деятельность князя Д. Донского, описывать по карте Куликовское сражение, выделять значение победы на Куликовом поле для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы.

Знать: самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников.

Уметь: давать общую характеристику культуры XIV-XVI вв

Характеристика устно пройденной темы.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.