Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья
Конспект урока по истории России для 6 класса.
Автор: Юцис Алексей Эдуардович. Тема: Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья. Цель урока: усвоение новых знаний о Средних веках как исторической эпохе. Задачи урока:
- познакомить учащихся с понятием «Средние века»;
- определить хронологические рамки Средневековья;
- изучить основные периоды Средневековья и их особенности;
- развивать умение работать с информацией, анализировать и делать выводы;
- воспитывать интерес к истории.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Ход занятия:
- Организационный момент (2 минуты). Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
- Актуализация знаний (5 минут). Беседа с учащимися о том, что они знают о Средних веках. Вопросы для обсуждения:
- Какие ассоциации у вас возникают при слове «Средневековье»?
- Что вы знаете об этой эпохе?
- Изучение нового материала (20 минут). Рассказ учителя о понятии «Средние века», его происхождении и значении. Работа с определением в учебнике. Объяснение хронологических рамок Средневековья. Демонстрация на ленте времени. Изучение основных периодов Средневековья:
- Раннее Средневековье (V–IX века);
- Высокое (Классическое) Средневековье (X–XIII века);
- Позднее Средневековье (XIV–XV века). Работа с таблицей или схемой для лучшего понимания материала.
- Закрепление материала (10 минут). Вопросы для проверки понимания:
- Когда начался период Средневековья?
- Каковы основные периоды Средневековья?
- Чем характеризуется каждый из периодов? Выполнение заданий на закрепление материала:
- Определите, к какому периоду Средневековья относится событие.
- Заполните таблицу, указав характеристики каждого периода.
- Дополнительные задания (3 минуты). Для самостоятельного изучения дома:
- Подготовить сообщение о культуре Средневековья (архитектура, искусство, литература).
- Составить кроссворд на тему «Средневековая Европа».
- Рефлексия (2 минуты). Учащиеся оценивают свою работу на уроке, высказывают свои впечатления и пожелания.
- Итоги урока (3 минуты). Учитель подводит итоги, оценивает работу учащихся, даёт домашнее задание.
Ожидаемые результаты после проведения урока:
- Учащиеся усвоили понятие «Средние века» и его значение.
- Определили хронологические рамки Средневековья.
- Изучили основные периоды Средневековья и их характеристики.
- Научились работать с информацией и анализировать её.
- Проявили интерес к изучению истории.
Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия показало, что большинство учеников успешно справились с заданиями, продемонстрировав понимание материала.