«Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

1
0
Материал опубликован 2 November 2019

Выступление на педсовете Тема: «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Воспитатель: Никишина Л. Н.

С сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью – развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).

В составе основных видов универсальных учебных действий соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить 4 блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

1.Личностные УУД означают - «Я сам». Ребёнок для себя выделяет: «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Хочу учиться»; «Учусь успеху»; «Живу в России»; «Расту хорошим человеком»; «В здоровом теле здоровый дух».

2. Регулятивные УУД – «Я могу». «Понимаю и действую»; «Контролирую ситуацию»; «Учусь оценивать»; «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю».

3.Познавательные УУД – «Я учусь». «Ищу и нахожу»; «Изображаю и фиксирую»; «Читаю, говорю, понимаю»; «Мыслю логически»; «Решаю проблему».

4.Коммуникативные УУД – «Мы вместе». «Всегда на связи»; «Я и мы». Все эти вышеперечисленные универсальные учебные действия я активно реализую в своей работе.

Работая по программе духовно – нравственного развития и воспитания, я опираюсь на личностные универсальные учебные действия, которые направлены на ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков.

Знакомство с правилами нравственного поведения, обучения распознаванию плохих и хороших поступков проходят в беседах и классных часах. Например: «Что меня радует?»; «Когда я злюсь?»; «За что мне стыдно?»; «Чем я горжусь?»; «Настоящий друг»; «Волшебные слова».

По гражданско – патриотическому воспитанию прошли беседы и классные часы: «Что значит любовь к Родине?»; «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?»; «Как разные народы могут жить в мире друг с другом»; «Мой дом – моя крепость».

Трудовое воспитание. Вместе с детьми мы изготавливали ёлочные игрушки, поделки к 23 февраля, подарки к 8 Марта. Дети участвуют в выставках, украшают и наводят порядок в классе, спальнях. У детей расширяются навыки самообслуживания (привидение в порядок одежды, простейший ремонт вещей, дежурство по столовой и т. п.)

Воспитание здорового образа жизни. Дети посещают бассейн. В классе проходят классные часы, беседы «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением»; «Почему важно не забывать о гигиене». Прошёл спортивный праздник к 23 февраля – «Добрый молодец», праздник, посвящённый 8 Марта – «Доброе слово – мамочка».

Экологическое воспитание – знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе экскурсии в краеведческий музей, парк. Классные часы, беседы: «Как помочь природе убрать наш мусор?»; «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?».

Эстетическое воспитание – знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе игр. Например: «Красота вокруг нас!»; «Красота в привычном». С детьми мы посещаем школьные театральные представления, цирковые представления, концерты, экскурсии, прогулки. Также проходят классные часы, беседы: «Красота в жизни людей»; «Как мы отличаем красивое от безобразного?»; «Что такое некрасивый поступок?»; «Красота родного языка».

Так как я работаю во второй половине дня, то очень важно использование коммуникативных универсальных учебных действий, которые направлены на создание атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания.

Дети любят играть в игру: «Интервью», с помощью этой игры устанавливается хороший контакт между детьми и педагогом. Они часто задают такие вопросы:

? Замужем ли вы?

? Есть ли у вас дети?

? Как их зовут, сколько им лет?

? получали ли вы когда – нибудь двойки?

? Чем вы гордитесь?

? Чего вы боитесь? Ну и т. д.

Но и я тоже хочу больше знать о своих детях и задаю им вопросы:

? Есть ли в вашей семье другие дети, кроме вас?

? Кто из вас самый старший (самый младший) ребёнок в семье?

? У кого из вас самое необычное хобби, увлечение?

? Кто из вас самый большой фантазёр?

? Куда вы любите путешествовать всей семьёй?

? Как вы отдыхаете? Ну и т. д.

После такой игры мы больше узнаём друг о друге и это помогает легче находить общий язык. В работе стараюсь использовать и различные формы невербального общения: обнять ребёнка, взять за руку, погладить по голове.

В портфолио учеников мы заполняли страничку «Лист моих взаимодействий в классе» и вместе с детьми отмечали: 1.Как ребёнок умеет общаться с педагогами (вежливо, грубо, иногда молчит и т. д.)

2.Как ребёнок общается с одноклассниками (вежливо, ссорится, не слушает, дерётся и т. д.)

3.Как дети относятся к родителям и другим членам своей семьи (умеют обращаться с просьбами, внимательно слушают, не вмешиваются в разговоры взрослых, не перебивают, не хотят выполнять требования взрослых).

Также заполнили страничку «Скажи мне, кто твой друг?».

Например: «Верный друг – тот, кто никогда не лжёт тебе или кто никогда не завидует тебе, готов придти тебе на помощь, или тот, кто не станет смеяться над тобой». Дети выбирают варианты по желанию.

Предмет «Риторика» проводится мною во второй половине дня, включает в себя все виды универсальных действий. Детям даются конкретные рекомендации и инструкции: «Как слушать собеседника»; «Правила для говорящего».

Кроме того предмет «Риторика» способствует освоению умения передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, составить план, озаглавить текст, придумать конец к сказке, пересказать поучительную или смешную историю, сформулировать и записать основную мысль текста, разыграть сценку, написать поздравительное письмо или объявление.

Например, на одном из занятий «Риторики» обсуждалась тема: «Плохо одному», дети приняли активное участие в обсуждении:

- Почему человеку плохо одному на свете, плохо, когда нет друзей?

- Зачем человеку общение?

- Всегда вам удаётся поделиться своими чувствами (радостью, грустью, восхищением, огорчением) с кем – нибудь (с мамой, папой, бабушкой, другом)? Бывали случаи, когда вас не хотели слушать? Как вы себя чувствовали в тот момент? (дети отвечали на поставленные вопросы).

- Так зачем же нам нужна речь, общение друг с другом? (Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями, чувствами с другими людьми. Без общения человеку трудно жить на свете).

На занятии «Риторики» по теме: «Давайте договоримся. Поиграем вместе» дети учились организовывать совместную деятельность (здесь наглядно видно использование коммуникативных универсальных учебных действий).

Ребята инсценировали сказку «Заюшкина избушка»

- Что нам надо сначала сделать, чтобы организовать эту работу? (распределить роли).

- Как же нам справедливо распределить роли? (нужно посчитаться).

- Какую считалку выберем? (далее дети распределяют роли при помощи считалки и обыгрывают сказку).

Создание творческих работ (мини проектов) позволяют формировать у учащихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как постановка цели, планирование, сравнение.

Детям предлагалось самостоятельно узнать «Что означает моя фамилия, откуда идут её корни»; «Название улиц, их происхождение» (исследовательская работа по различной тематике).

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они лежат в основе организации любой деятельности учащегося.

Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного педагога быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации