Выступление «ФГОС: формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Мартынова Вера Аркадьевна - учитель математики Лозымский филиал ГОУ РК «РЦО»
Тема: ФГОС: формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
С введением нового государственного образовательного стандарта требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ стало представлять собой описание совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения, определяемых семейными, общественными и государственными потребностями. Формирование этих требований с разделением на предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности отражает инновационный характер нового стандарта. Ранее подобное деление отсутствовало, под образовательными результатами подразумевались только предметные результаты.
В соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации».
У большинства людей устойчивое мнение, что математика не каждому дается, не каждый ее может освоить, не у каждого есть способности. Обучение математике часто сводится к запоминанию правил, формул и теорем, на их основе решаются типовые задачи по алгоритму. При этом развивается память, но не мышление. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Конечно, не все ученики связывают свое будущее с математикой. Надо научиться использовать ресурс учебного предмета, средствами предмета научить всех детей быть умными, владеющими умениями столь необходимыми ребенку во взрослой жизни.
Тип урока по ФГОС:
1.Урок закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности.
2. Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.
Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности.
3. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности
4. Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
5. Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности
Цель: организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся; организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности
В качестве метапредметов (метапредметных понятий) Громыко были выделены: Знание, Знак, Проблема, Задача.
- Знак (способность к схематизации, умение выражать с помощью схем то, что понимают, промыслить, то, что хотят сделать, умение по схеме создать образ объекта).
- Знание (способность работать с системами знаний, использовать специальные техники, которые обеспечивают рождение нового знания).
- Проблема (получение соответствующего оснащения для работы с проблемами).
- Задача (способность понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели).
Учителю математики не нужно специальных пояснений, все очевидно. Овладение соответствующими умениями облегчит обучающемуся освоение математики.
Многое в образовательном процессе зависит от педагогов. Их инициатива, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству - непременный фактор развития системы образования, ее жизнеспособности и прогресса. Основные заказчики педагогической деятельности - государство, общество и личность. Обычно административное указание, настойчивое обучение, тем более приказ оказываются недостаточно эффективными, даже если они обращены к непосредственным участникам инновационного процесса. Нельзя забывать и о личной инициативе педагогов, об их творческих установках и самостоятельном желании сделать нечто новое. Нужно помнить, что человек не может быть творческим лишь под влиянием внешних воздействий, какими бы благоприятными они не были, главным же является процесс самоуправления (самопознания, самореализации и рефлексии) как фактор становления, функционирования и развития инновационной культуры педагогов.
Литература:
- А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
- Громыко Н.В., Половкова М.В. «Метапредметный подход как ядро российского образования», установочный семинар для участников всероссийского конкурса «Учитель нода России – 2009»